Конкурс шумовых оркестров в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Детский шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве исполнителей. А шумовые инструменты созданные руками своих пап и мам приобретают особую теплоту и значимость для детей. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех детей, без исключения, к участию в музицировании, получая от этого эмоциональное удовольствие.
Создание шумового оркестра своими руками в кругу семьи служит еще одной немаловажной цели, а может быть и самой важной с педагогической точки зрения – это развитие взаимопонимания в совместной игровой деятельности детей и родителей.
А с точки зрения развития музыкальных способностей игра в шумовом оркестре развивает у детей тембровые представления о шумовых музыкальных инструментах и одно из важнейших музыкальных способностей – чувство ритма.
2. Актуальность.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности развивать внимание детей можно через озвучивание различных считалочек, несложных песенок, прибауток, осуществлять ритмизацию небольших по содержанию сказок. Этот вид музыкальной деятельности даст детям возможность, не готовясь заранее, включаться в игру как в своей группе со сверстниками, так и в семейном кругу, совместно с родителями. Весёлые и эффективные упражнения для слухового внимания послужат развитию мелкой моторики, разовьют способность понимать метроритмическую пульсацию музыки и речи. Изготовление самодельных музыкальных шумовых инструментов и игра на них послужит развитию у детей творческой фантазии, даст импульс к пониманию строения того или иного шумового музыкального инструмента и послужит хорошим стимулом для развития внимания дошкольников.
3. Педагогическая цель: развитие внимания и музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками в семьях воспитанников.
5. Задачи:
- изготовить детские шумовые музыкальные инструменты в семьях воспитанников;
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух через игру на детских шумовых музыкальных инструментах;
- формировать навыки ансамблевого исполнения на детских шумовых музыкальных инструментах;
- способствовать самостоятельному творческому инструментальному музицированию на детских шумовых музыкальных инструментах.
В ходе проекта произведен отбор содержания музыкальных и речевых материалов к проекту, которые строятся на интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
7. Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020 года.
8. Участники проекта: дети средней группы №10, родители группы.
9. Условия реализации: поставленные задачи реализовать через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область
Программные задачи
Социально-коммуникативное развитие
1. Формирование представлений о музыкальном искусстве.
2. Формирование позитивных установок к игре на шумовых музыкальных инструментах.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности.
4. Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе музыкальной деятельности.
5. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Познавательное развитие
1. Формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе.
2. Развитие воображения и творческой активности в игре на шумовых музыкальных инструментах.
3. Развитие интереса и познавательной мотивации к инструментальному творчеству
Речевое развитие
1. Развитие речи как средства общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений.
2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
1. Формирование элементарных представлений об музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров.
2. Становление эстетического восприятия к окружающему миру.
3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений.
4. Развитие самостоятельной творческой деятельности.
5. Развитие детского музыкального творчества;
Планирование циклов занятий по образовательным областям
Образовательная область
Содержание занятий по теме проекта
- организация и проведение творческо-речевых игр;
- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты;
- оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами;
- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов.
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:
2) игра с инструментами
10. Практическая значимость.
Мы надеемся, что знания, полученные во время реализации проекта, помогут развить внимание и повысить уровень музыкальных способностей детей, в совместном творчестве в группе со сверстниками и в семьях воспитанников. Работа над проектом способствовала развитию музыкальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями: повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, развилось чувство ритма, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, музыкального мышления и творчества, музыкальная память:
- сформированы навыки ансамблевого исполнения;
- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
11. Предполагаемый результат.
В социально - коммуникативном развитии сформируются:
- представления о музыкальном искусстве;
- позитивные установки к игре на шумовых музыкальных инструментах;
- целенаправленность, самостоятельность и саморегуляция действий в процессе музыкальной деятельности детей;
- моральные и нравственные ценности в процессе музыкальной деятельности;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
В познавательном развитии разовьются:
- первичные представления о звуке, ритме, темпе;
- воображение и творческая активность в игре на шумовых музыкальных
- интерес к инструментальному творчеству.
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства
12. Этапы работы над проектом:
1 этап подготовительный:
-провести опрос родителей с целью выяснения отношения родителей к данной теме;
-создать условия для самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности детей;
-подобрать программный репертуар;
-пополнить музыкальный уголок инструментами – шумелками;
Продуктивная деятельность: озвучивание сказок-шумелок и пьес для шумового оркестра:
Игровая деятельность: игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:
2) игра с инструментами;
3 этап: заключительный.
В процессе работы над проектом дети узнали:
- о составе симфонического народного оркестров;
- совместно с родителями изготовили свой шумовой музыкальный инструмент;
- играли музыкальные песенки – пьесы на своих шумовых инструментах;
- играли в речевые и музыкальные игры;
- узнали загадки о музыкальных инструментах;
13. Список литературы.
1. Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
4. Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
6. Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7. Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
- совершенствование творческой работы с детьми, развитие у детей творческих начал, выявление детей с музыкальными способностями.
- развитие художественной ценности детского творчества.
Звучит фонограмма р. н. п. В зал входит тетушка Трещотка с сундучком в руках, ставит его в углу.
ТТ : Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Ах, какие все нарядные! Все румяные да ладные! Как я рада вас видеть! Скучно мне сидеть дома, вот и решила к вам в гости заглянуть. Есть у меня сундучок волшебный, хранятся в нем разные инструменты. Только музыкантов нет. Может среди вас подберу музыкантов для моего оркестра? Вот сейчас покажу свои инструменты…
Заглядывает в сундучок.
ТТ: Ой-ой-ой! А сундучок то пустой! Как же так? Неужели по дороге инструменты растеряла…Я же хотела принять участие в фестивале шумовых оркестров! Ой-ой-ой! Как же я оркестр свой соберу, если инструментов нет? Может вы мне поможете, ребята? (ответы детей)
Ведущий : Тетушка Трещотка, конечно, ребята тебе помогут: и расскажут о инструментах, и как играть покажут!
Исполняется произведение _______________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
ТТ : Спасибо, ребята! Показали мне как на ложках играть!
Исполняется произведение ________________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
ТТ : Спасибо, ребята!
Исполняется произведение ________________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
Ведущий : Давайте поиграем, загадки отгадаем. Тетушка Трещотка, не знаешь ли ты загадки про инструменты?
ТТ : Знаю конечно! Знаю музыкальные загадки! Послушайте и угадайте, какой инструмент звучит? ( фонограмма с звучанием инструмента, дети отвечают ). А как на нем играют изобразите? ( дети имитируют игру на инструменте ).
Исполняется произведение _______________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
Исполняется произведение ________________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
Исполняется произведение ________________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок)
ТТ : Молодцы, ребята!
Исполняется произведение ________________________________________
Ребенок рассказывает четверостишье о инструменте.
(после исполнения ребенок кладет в сундучок инструмент)
ТТ: Какие молодцы ребята!
Заглядывает в сундучок.
Вот и мой сундучок наполнился разными инструментами! Раз теперь есть на чем играть, будет у меня свой оркестр. Только музыкантов то нет…Что же делать? Ребята, может быть мне пригласить поиграть в моем оркестре тех, без кого вы бы не научились играть - ваших музыкальных руководителей? ( ответы детей )
Музыкальные руководители берут инструменты из сундучка.
ТТ : Спасибо, дорогие музыканты! Ну, вот пришла пора прощаться. Много я от вас узнала, инструменты собрала, да и в оркестре поиграла! Спасибо, ребята. До свидания!
Дети прощаются с тетушкой Трещоткой.
Ведущий: На сцену, для награждения, приглашается коллектив __________
Проводится награждение участников и руководителей оркестров сертификатами и призами.
Ведущий: Вот и подошел наш фестиваль к концу. Но мы с вами не прощаемся, и ждем в следующем году! До свидания!
- Начнём скорее нашу встречу,
Встречу с музыкой, сказкой, добром
И пусть вам дарит музыка
Ласку и тепло.
- Любите дети музыку
Она прогонит зло.
Любите дети музыку
Иначе не может быть
Она как, добрая фея,
Она вам поможет жить!
- Гой, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы.
А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Усели они пахать да косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А уже как петь, да веселиться умели, и пером не описать!
- Вы послушайте, ребятки,
Загадаю вам загадки!
- Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется…………… (Свирель)
- Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете
Не палочка, не трубочка.
А что же это?……(Дудочка)
- Мы собрали хоровод,
Пригласили, весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в …………….(Рожок)
- Словно жалуясь кому-то
Зазвучал, тот инструмент.
Это вам не канарейка,
А печальная ……(Жалейка)
- А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн-
Вышел, из волны Нептун. (Гусли)
Заиграет, только тронь.
Как зовут её……(Гармонь)
Певцом-сказителем я жил среди славян.
Теперь, я инструмент. Зовут меня ………..(Баян)
- Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти.
Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?
Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней
Нашла, не удивилась…
- С песней на Руси и родилась .
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай –
Ты заслушаешься, дружок .
- Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня.
У корзинки ивовой мокрое лицо.
Солнце слёзы высушит,
Станет так тепло,
Это в платье вышитом лето к нам пришло.
- А знаете ли вы, ребята, русские народные песни?
- Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
- Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
- Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
- С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет !
- Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас один общий дом – Россия.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
- Наш веселый праздник дружно продолжаем.
- Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!
- А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!
Всех танцоров приглашаем!
Эй, гармошки, заиграйте
Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!
А сейчас для всех для вас
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей.
-Россия, Россия – края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
- У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.
- Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
- На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
- Сколько песен у России –
Столько во поле цветов.
Кто сложил её – не знаю.
Только песня та добра.
- Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
- Сколько песен у России –
Столько в рощицах берёз.
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
- Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
- Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет…
Разве за песни кто нас осудит?
Раз нету песен – и жизни нет.
- Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
- А у нас русская народная забава.
- Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
- Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
- Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе,
С 16 по 30 ноября 2019 на базе ГБДОУ детского сада № 31 Василеостровского района и ГБДОУ детского сада № 44 Василеостровского района проходил конкурс шумовых оркестров "Оркестр - это просто!", организованный ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Василеостровского района при поддержке ГБУ ДО ЦТР и ГО "На Васильевском". В конкурсе приняли участие 23 детских музыкальных коллектива из 20 образовательных учреждений Василеостровского района. Конкурс проходил по номинациям: "Народный оркестр", "Классический оркестр", "Эстрадный оркестр", "Содействие" в 3 возрастных категориях. Компетентное жюри, состоящее из представителей сообщества (творческой группы) музыкальных руководителей методического объединений дошкольных образовательных учреждений Василеостровского района и педагогов дополнительного образования секции инструменталистов ГБУ ДО ЦТР и ГО "На Васильевском", выявили победителей конкурса.
Читайте также: