Конкурс этюдов в музыкальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Кобелькова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда, как мотивация к техническому развитию
Раздел: дополнительное образование

«Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда,

О.М. Кобелькова – преподаватель

МБУДО «Детская музыкальная школа № 7

Немного из истории жанра.

В изобразительном искусстве этюд – это произведение, которое испол-

няется художником с натуры с целью её изучения. Он может быть живописным,

скульптурным или графическим и служит подготовительным материалом при

работе над картиной, скульптурой, станковым графическим произведением и

«Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, к

Этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как

подготовительная работа, и как самостоятельное произведение.

линдром буквенный, когда при сочетании одних и тех букв получаются разные

слова. В этом стихотворении автор выражает спутанное в дрёме сознание пут-

ника, где почти нет грани между сном и реальностью.

Я — идиллия. Я — иль Лидия.

Топот тише… тешит топот…

Хорош шорох… хорош шорох…

Хаос елок… (колесо, ах!)

Озер греза… озер греза…

Еду… сани… на суде…

Топот тише; тешит топот;

Хорош шорох; хорош шорох…

Темь опять; я — память!

Ель опять; я — поле!

А город? а город? о, дорога! дорога!

Театральный этюд – это импровизация на заданную тему, в предлагае-

мых обстоятельствах для нахождения образа, выявления черт характера героя,

отношения к нему. С помощью этюда происходит более точное нахождение об-

раза, связанного с сюжетной линией произведения.

По словам С. Образцова:

Кроме того, этюды бывают: шахматные, акробатические, цирковые, фото-

Этюд в музыке – это инструментальная пьеса, которая, как мы все знаем,

играет роль упражнения, преследуя перед собой технические задачи. В ней ис-

пользуется определенный технический прием или несколько приемов. Компози-

торами написаны целые сборники этюдов, с огромным разнообразием техниче-

ских формул. Мы знаем много опусов этюдов Черни, Клементи, Крамера, Мош-

ковского. В эпоху романтизма и позже из рамок чисто конструктивного, этюд

возрос до высокохудожественных произведений, таких, как симфонические

этюды Шумана, этюды Шопена, Листа, Дебюсси, Рахманинова, Скрябина, Про-

кофьева и др. композиторов.

Нет нужды убеждать нас о пользе этюдов в педагогической практике.

Все мы знаем, что этюды – это основа фортепианной школы, это база, без кото-

рой невозможно воспитание юного пианиста. С выучиванием этюдов происхо-

дит не только освоение самых различных технических формул и приёмов, их

сочетаний между собой, но формируется, прежде всего, мышление, и целый ряд

необходимых исполнителю качеств. Происходит воспитание дисциплины, бы-

строты реакции, выдержки и выносливости. В процессе работы над этюдом, мы

учим ребят выявлению технических проблем, и вместе с ними ищем способы и

методы их решения, при этом осваиваем вариантные методы разучивания, такие

игра различными штрихами;

с помощью ритмической перегруппировки;

с помощью контрастной динамики;

упрощения и усложнения и мн. др.

Кроме того, в решении технических задач мы пристально рассматриваем

и изучаем аппликатурные, артикуляционные, динамические особенности каж-

дого этюда. Определяя композиционный план, мы выявляем кульминационные

точки, обосновываем экономичность и рациональность игровых движений, го-

ворим о важном умении рассчитывать свои силы, о том, что все не играется

громко, а лишь кульминационные точки и выстраиваем к ним накопление.

В концертном исполнении мы ждём от детей яркой подачи, нацеливаем

наших воспитанников на важность эмоционального посыла, а кого-то из учени-

ков в этом смысле приходится и сдерживать. В подготовке к исполнению этюда

формируются: умение сосредоточиться, распределить собственные силы, вос-

питываются волевые качества, чтобы выдержать этюд от начала и до конца;

умение отрегулировать динамический баланс звучания, в том числе между ру-

ками; умение адаптироваться к концертному инструменту, к акустике, выбрать

оптимальный для себя темп и мн.др.

То есть с освоением этюдов мы все понимаем, что происходит развитие

и накопление сразу многих важных умений и навыков. Я назвала лишь некото-

рые. Самое главное, в этюдах мы приобретаем бесценный опыт и с ним подхо-

дим к изучению сонат и пьес. Словом, этюды – это основа для воплощений об-

разов музыкальных произведений. Как может актёр играть образ, если у него

проблема с речью? Он не сможет думать об образе, а всё время будет думать о

тексте, о том, чтобы его правильно произнести и выговорить.

Из-за острой потребности в этюдах в учебной практике во многих шко-

лах существуют этюдные конкурсы с различными вариантами названий и их ор-

ганизаций. Таким образом, родился и наш конкурс.

В 2002 году моё предложение организовать на отделении школьный кон-

курс на лучшее исполнение обязательного этюда, было одобрено коллегами, и

первый конкурс состоялся в декабре названного года и стал традицией в нашей

школе. В этом учебном году прошел уже XV по счету конкурс. Особенность его

заключается в том, что в каждой возрастной категории, т.е. в каждом классе

дети играют один и тот же обязательный этюд. Порядок выступления внутри

возрастной категории учащихся определяет жребий, т.е. жеребьёвка. Но самое

важное заключается в том, что члены жюри, т.е. преподаватели, лишены воз-

можности видеть конкурсантов и сравнивать их между собой визуально, они их

не видят. Выступление каждого участника оценивается исключительно на слух.

Жанр этюда известен с XVIII века. Зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения на скрипке им были хорошо известны. Нет скрипача, пианиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, не пришлось бы сыграть ни одного этюда.

ВложениеРазмер
yunyy_virtuoz_stsenariy.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Детская школа искусств г. Зеи

Сценарий зонального конкурса

на лучшее исполнение этюда

Королева Нина Павловна

Слово для приветствия предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе Карабановой Елене Рамильевне.

Ведущий. Представляем жюри нашего конкурса:

Иваровская Елена Николаевна, концертмейстер, заведующая фортепианным отделением.

Карабанова Елена Рамильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Колегова Оксана Анатольевна, преподаватель класса скрипки.

Королева Нина Павловна, заведующая струнно-смычковым отделением.

Рожнёва Ольга Александровна, концертмейстер, преподаватель по классу фортепиано.

Поприветствуем членов жюри.

Ведущий. Жанр этюда известен с XVIII века. Зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения на скрипке им были хорошо известны.

Ведущий . Нет скрипача, пианиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, не пришлось бы сыграть ни одного этюда.

Среди композиторов, создававших этюды для скрипки, наиболее известны Генрих Кайзер, Генрих Шрадик, Жан Фереоль Мазас, Рудольф Кайзер.

Ведущий. А сейчас мы будем слушать этюды в вашем исполнении.

Этюды разные в программе есть,

Их всех сейчас не перечесть.

Есть и этюды-упражненья,

Чтоб отрабатывать движенья.

Нельзя достичь больших рекордов.

Будёхина Иветта, концертмейстер Мингазова Нонна Львовна.

Селиверстова Алина, концертмейстер Иваровская Елена Николаевна.

Горчакова Варвара, концертмейстер Рожнёва Ольга Александровна.

Горчакова Вера, концертмейстер Рожнёва Ольга Александровна.

Минкевич Варвара, концертмейстер Рожнева Ольга Александровна.

Генштейн Ева, концертмейстер Мингазова Нонна Львовна.

Дудкова Алёна, концертмейстер Рожнева Ольга Александровна.

Цугунов Илья, концертмейстер Рожнева Ольга Александровна.

Козина Валерия, концертмейстер Рожнева Ольга Александровна.

Пешкова Эвелина, концертмейстер Рожнева Ольга Александровна.

Этюд не просто упражненье,

А упражненье для души.

Для пальцев наших развлеченье,

Да и названья хороши.

Для подведения итогов объявляется перерыв 10 минут.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий. А наш музыкальный конкурс мы закончим словами:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для любителей музыки. Концерт камерного оркестра "Виртуозы Москвы" из произведений Астора Пьяццоллы. Видеозаписи.

07 марта 2014, Санкт-Петербург, Большой зал Консерватории им. Н. Римского-Корсакова."Пьяццолла-гала". "Виртуозы Москвы" (худ. руководитель и дирижер - Владимир Спиваков). Фрагменты концерта.5 танго (".

Методическая разработка мероприятия: Торжественное открытие предметной недели музыки "Маленькие виртуозы"

· Познакомить обучающихся с разнообразием музыкальных инструментов.· Развивать творческие способности учащихся.·.

Урок-конкурс "Виртуозы за компьютером" по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Обобщающий урок по теме "Кодирование и обработка текстовой информации".Тип урока: урок – контроля и коррекции знаний, умений.Методы обучения: практический, проблемно-развивающи.


Урок № 144 развития речи № 24Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины ( по картине "Виртуоз" Н.П. Богданова-Бельского)Цель: продолжать учить детей .


Классный час "Маленькие виртуозы"

Предлагается материал для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ. Цель мероприятия: познакомить обучающихся и их родителей с молодыми пианистами - исполнителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Организаторами конкурса являются преподаватели народного отделения Школы.

2. Оргкомитет имеет право на распространение и публикацию материалов о конкурсе.

ЦЕЛИ КОНКУРСА

Внутришкольный конкурс на лучшее исполнение этюдов проводится в рамках технического зачёта среди учащихся 2 – 4 классов.

Конкурс призван повышать уровень технического исполнительства учащихся школы.

УСЛОВИЯ И ЗАДАЧИ

Все учащиеся 2 – 4 классов народного отделения, независимо от их одарённости, обязаны принимать участие в конкурсе.

Конкурс проводится в трёх возрастных группах:

Для каждой возрастной категории, а также для каждого инструмента учащиеся должны исполнить обязательный этюд.

Конкурс проводится в один тур.

Выступление проводится публично.

ЖЮРИ КОНКУРСА

В состав жюри входят преподаватели школы и отделения.

По результатам конкурса победителям в каждой возрастной группе присуждаются дипломы и призы.

Жюри конкурса имеет право по своему усмотрению:

присуждать не все места;

ходатайствовать перед администрацией о поощрении благодарностями преподавателей, подготовивших победителей конкурса;

Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Подведение итогов конкурса проводится в каждой возрастной категории.

Жеребьёвка проводится непосредственно перед конкурсом среди всех участников конкурса.

Директор МБОУ ДОД

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНКУРСЕ

НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЭТЮДОВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

НАРОДНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Составитель: Принято на методическом

Зав.отделением народных инструментов

народных иструментов Протокол № 36

г. Воркута 2014год

ДАТА И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

1. Организаторами конкурса являются преподаватели народного отделения Школы.

2. Оргкомитет имеет право на распространение и публикацию материалов о конкурсе.

ЦЕЛИ КОНКУРСА

Внутришкольный конкурс на лучшее исполнение этюдов проводится в рамках технического зачёта среди учащихся 2 – 4 классов.

Конкурс призван повышать уровень технического исполнительства учащихся школы.

УСЛОВИЯ И ЗАДАЧИ

Все учащиеся 2 – 4 классов народного отделения, независимо от их одарённости, обязаны принимать участие в конкурсе.

Конкурс проводится в трёх возрастных группах:

Для каждой возрастной категории, а также для каждого инструмента учащиеся должны исполнить обязательный этюд.

Конкурс проводится в один тур.

Выступление проводится публично.

ЖЮРИ КОНКУРСА

В состав жюри входят преподаватели школы и отделения.

По результатам конкурса победителям в каждой возрастной группе присуждаются дипломы и призы.

Жюри конкурса имеет право по своему усмотрению:

присуждать не все места;

ходатайствовать перед администрацией о поощрении благодарностями преподавателей, подготовивших победителей конкурса;

Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Подведение итогов конкурса проводится в каждой возрастной категории.

Жеребьёвка проводится непосредственно перед конкурсом среди всех участников конкурса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Итоги подводятся исходя из полученного суммарного количества баллов:

1 место: от 40 до 45 баллов

2 место: от 35 до 40 баллов

3 место: от 30 до 35 баллов

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

Победители конкурса награждаются Дипломами I, II, III степени. Награждение победителей проводится в день проведения конкурса.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Этюды.

Внутришкольный концерт

играют ученки 2-6 классов

Этюды об этюдах

1. Объединение творческих усилий преподавателей и учащихся в целях совершенствования учебно-воспитательной работы.

2. Активизация исполнительской деятельности учащихся.

1. Знакомство с формированием и развитием жанра этюда и приемов игры на инструменте.

2.Знакомство с композиторами – авторами известных европейских исполнительских школ.

3.Повышение интереса к совершенствованию техники через концертно-исполнительскую деятельность.

4. Обозначение важности развития исполнительской техники путем включения учащихся в общешкольные мероприятия. Создание условий для концертного исполнения этюдов.

Пианист играет гаммы – это музыкальный фон.

Слышите, кто-то заиграл гаммы. Это хорошее упражнение для развития беглости и ловкости пальцев. Все ученики музыкальной школы обязательно играют гаммы. Но все это делают по разному. Любите ли вы играть гаммы? Нет? А как вы думаете, можно ли любить или не любить то, чего не умеешь или не знаешь? Конечно, нет.

Этюд не просто упражненье,

А упражненье для души.

Для пальцев наших развлеченье,

Да и названья хороши.

Этюды Карла Черни исполняют учащиеся.

Вед. На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. У композиторов – романтиков Никколо Паганини, Ференца Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и других этюд становится яркой концертной пьесой. Для исполнения таких этюдов надо обладать высоким техническим мастерством.

Вед. Существуют этюды для разных инструментов, зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны.

Вед. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд?

(слушаем Революционный этюд Ф.Шопена до-минор)

(слушаем 24 каприс для фортепиано Н.Паганини)

Вед. Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к жанру художественного этюда А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой.

(слушаем А.Скрябин ре диез минор этюд)

Вопросы:

2.Наиболее известный композитор, создававший этюды? (К.Черни)

4.Какие виды этюдов существуют? (концертные, художественные)

5.Какие композиторы их писали? (Р.Шуман, Ф.Лист, К.Дебюсси, Н.Паганини, С.Рахманинов, А.Скрябин)

Этюды разные в программе есть,

Их всех сейчас не перечесть.

Есть и этюды-упражненья,

Чтоб отрабатывать движенья.

Нельзя достичь больших рекордов.

А сейчас мы будем слушать этюды в вашем исполнении (учащиеся исполняют подготовленные этюды).


-75%

Международные и Всероссийские конкурсы_фестивали

Международные и Всероссийские конкурсы_фестивали

Международные и Всероссийские конкурсы_фестивали запись закреплена

Первый Открытый Всероссийский конкурс этюдов "СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА", посвящённый 230-летию К. Черни
Начинаем приём заявок!

💎

АВТОРИТЕТНОЕ ЖЮРИ.
Жюри I Открытого Всероссийского конкурса этюдов:

КОНКУРСНАЯ НОМИНАЦИЯ — дети по возрастным группам:
• 1 группа: 6 – 8 лет;
• 2 группа: 9 – 10 лет;
• 3 группа: 11 – 12 лет;
• 4 группа: 13 – 15 лет;
• 5 группа: 16 – 17 лет.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ — преподаватели фортепиано (без ограничения возраста).

🎶

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Конкурсная программа состоит из одного инструктивного этюда.
(Инструктивные этюды композиторов: К. Черни, Л. Шитте, К. Лешгорн, А. Лемуан, Г. Беренс, И. Крамер, М. Клементи и др.)

Возможно исполнение 2-х этюдов, один из которых – инструктивный, второй – по выбору участника (либо пьеса виртуозного характера).
Приветствуется исполнение произведений К. Черни.

Все конкурсные прослушивания проводятся по ВИДЕОЗАПИСЯМ, программа исполняется наизусть. Требования к видео — см. в Положении конкурса.

🎶

Выступления конкурсантов оцениваются жюри по 10-балльной шкале с учётом КРИТЕРИЕВ:
• свобода игрового аппарата;
• текстовая точность;
• качество технического воплощения, темповое соответствие;
• культура звука, фразировка;
• выразительность и яркость исполнения.

✨

По итогам прослушиваний конкурсантам присваиваются следующие звания: Гран-При, Лауреат (I, II, III степени), Дипломант, Участник.

Преподаватели, подготовившие к конкурсу 3-х и более учащихся, получают персональные Благодарственные письма.

💐

Размер конкурсного ВЗНОСА составляет:

• 690 руб. за одного участника – при отправке заявки до 15-го ноября включительно;
• 750 руб. – при отправке заявки с 16 по 22-е ноября.

Фестивальный взнос (преподаватели) составляет 490 руб.

50% оплата предусмотрена для следующих категорий участников: дети, оставшиеся без попечения родителей (сироты); граждане с ОВЗ. В этом случае присылаются подтверждающие документы. 50% скидка вычисляется на день оплаты (до 15-го ноября; до 22-го ноября).

💐

Все оплаты проходят официально, с чеком. Реквизиты на оплату есть в Положении конкурса, а также в Меню группы конкурсов.

Объявление результатов конкурса 1–5 декабря 2021 года.
(В случае продления локдауна возможна корректировка сроков.)

Читайте также: