Беседы по краеведению в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перспективное планирование по краеведению

Третий год (подготовительная группа)

Формировать умения и навыки поведения детей в обществе.

Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам. Развивать способность к умозаключению, оценке, самооценке. Сформировать у детей представления о том, что правила существуют для того, чтобы их выполнять.

Формировать активную жизненную позицию детей. Развивать культуру общения. Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности. Развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к членам семьи.

Организовать конкурс рисунков. Предложить детям изобразить на бумаге достопримечательности современного города Рязань.

Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свой город.

Рассказать детям о монголо-татарском нашествии на Рязань, о старинном городе Переславле Рязанском. Воспитывать интерес к истории родного города.

Познакомить детей с родиной поэта – с.Константиново. Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю, воспетому в стихах С.Есенина.

Приобщать к словесному искусству.

Развивать художественное восприятие, эстетический вкус.

Познакомить детей с фауной рязанских лесов. Расширять детский кругозор, развивать интерес, воспитывать любовь к диким животным.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать других людей.

Воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие.

Формировать основы духовности и патриотических чувств к родному краю.

Развивать личностную культуру детей, совершенствовать нравственное воспитание.

Предложить родителям создать альбом с рассказами и фото о малой родине.

Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к малой родине.

Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

Обогатить знания дошкольников о городе Рязань.

Развивать творческие способности детей.

Дать детям знания о том, как некоторые улицы получили своё название.

Воспитывать уважение к своему городу, чувство гордости.

Познакомить детей с легендарными героями Евпатием Коловратом, Авдотьей Рязаночкой. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, уважение, желание подражать героям.

Обогащать знания дошкольников о людях, прославивших наш город.

Развивать интерес к истории своего города.

Познакомить детей с символикой нашей Родины – флагом и гербом.

Прививать навыки познавательно-творческой деятельности.

Развивать творческие способности у детей.

Прививать навыки познавательно-творческой деятельности.

Формировать знания о растительности рязанского края.

Формировать знание детей о природных богатствах родного края.

Развивать интерес к экспериментированию.

Познакомить детей с национальным парком Мещёрой – краем удивительной красоты и несметных природных богатств, с Окским заповедником и его обитателями.

Развивать способность чувствовать красоту природы родного края, чувство гордости за свою малую родину.

Формировать основы экологической культуры у дошкольников, активную жизненную позицию, осознанного выполнения определённых норм грамотного и безопасного поведения в природе.

Подвести детей к пониманию важности охраны природы, окружающей среды.

Показать детям фотографии заводов, фабрик, предприятий, где трудятся их родители, рассказать о том, что они производят.

Воспитывать уважение к людям труда, создающим красивый город.

Воспитывать любовь к родному городу.

Познакомить детей с г. Скопин и его мастерами. Предложить изготовить из глины кружку по мотивам скопинской керамики.

Расширять детский кругозор, воображение.

Развивать творческие способности.

Воспитывать уважение к людям труда.

Познакомить детей с Михайловским кружевом.

Развивать детское воображение, будить фантазию, предложить изобразить на бумаге салфетку по мотивам Михайловского кружева.

Развивать творческие способности.

Воспитывать уважение к людям труда.

Познакомить детей с Красной книгой Рязанской области. Развивать желание беречь и охранять растения и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивать интерес и познавательные способности детей.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Познакомить детей с некоторыми памятниками родного города. Рассказать, кто прославил наш город и как.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к великим людям, прославившим наш город.

Провести этическую беседу о маме с использованием народных пословиц и поговорок.

Дать представления о значимости матери для каждого человека.

Формировать ценные нравственные качества: любовь к маме, сочувствие.

Воспитывать уважение к маме, желание ей помогать.

Организовать выставку рисунков костюмов национальностей, проживающих на Рязанщине.

Разучить новую народную игру.

Рассказать о предметах быта: утюг, ухват, чугун и т.д.

Развивать интерес к прошлому нашего края, к старинным играм.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Создать в группе эмоциональное настроение.

Провести вечер загадок о животном и растительном мире родного края.

Обогащать знания о фауне и флоре Рязанщины.

1 апреля - всемирный праздник прилета птиц.

Подвести детей к понимаю того, что птицы - наши пернатые друзья, они приносят много пользы нам и природе, они радуют нас своим пением, что птиц надо беречь и помогать им.

Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе.

Воспитывать любовь и желание беречь и охранять природу родного края.

Довести до сознания детей мысль о том, что хороший сын или дочь приносят в дом только мир и покой, радость и счастье, не приносят тревог, огорчений, обид. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Познакомить детей с театрами Рязани: драматический, кукольный, ТЮЗ, музыкальный.

Побуждать у детей интерес к театру, расширять кругозор.

Формировать представление о многообразии театров.

Пополнять имеющийся запас знаний детей новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, сверхвозможностях некоторых из них.

Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять и оказывать ей посильную помощь.

Обобщить знания детей о родном городе, о местах отдыха горожан: цирк, кинотеатры, парки, скверы, музеи.

Учить последовательно излагать свои мысли, уметь рассказывать об увиденном.

Воспитывать любовь к родному городу.

Встреча с ветеранами-Рязанцами.

Воспитывать чувство глубокого уважения к ветеранам-Рязанцам.

Дать детям знания о боевом подвиге рязанцев в годы Великой Отечественной войны.

Формировать основы духовности и патриотических чувств к Родине.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства у дошкольников, чувства глубокого уважения к солдатам, погибшим за свою родину.

Расширять детский кругозор.

Развивать творческие способности детей.

Показать детям многообразие растительного мира: деревья, кусты, травы, цветы. Показать, что за растениями на территории нашего детского сада ухаживают люди.

Предложить детям труд в природе: подрыхлить и полить клумбу с цветами.

Воспитывать любовь ко всему живому.

Провести фестиваль творчества о рязанском крае. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножать богатства города, края.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 299 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.12.2016 4106
  • DOCX 23.1 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Липаткина Светлана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Перспективный план работы по краеведению с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

2. Рассматривание фотографий города Астрахань.

3. Рассматривание карты города и страны.

2. Познакомить детей с историей возникновения села Старокучергановка и улицей Ленина: почему она так называется, кто раньше жил на этой улице, как она называлась раньше. Прививать интерес и любовь к родному селу.

3. Рассматривание фото села Старокучергановка.

3. Познакомить детей с характерными признаками осени, уточнить знания детей о жизни насекомых, птиц осенью. Дать детям почувствовать красоту осенней природы родного города. Воспитывать любовь к малой родине.

Экскурсия в парк.

2. Составление букетов из осенних листьев.

4. Сбор листьев на гербарий.

4. Познакомить детей с историей становления промышленности в городе Астрахань. Продолжать формировать интерес к родному городу.

3. Рассматривание фотографий заводов и их продукции.

4. Презентация о профессиях.

1. Познакомить детей с татарским национальным костюмом, его особенностями, традициями вышивки; рассказать о том, как одевались в будни и праздники, из чего состоял костюм женщин и мужчин, какое значение придавал народ вышивке на одежде.

3. Рассматривание вышитых тюбетеек и калфы.

2. Познакомить детей с деятельностью Тредиаковского В.К. Донести до сознания детей, что в их честь назвали одну из улиц в городе. Воспитывать в детях гордость за знаменитых земляков.

Беседа и презентация о Тредиаковском В. К. и его работах.

1. Рассматривание портрета Тредиаковского В. К.

2. Беседа о его творчестве.

3. Познакомить детей с тем, что в городе есть река Волга. Дать знания о рыбах, обитающих в реке. Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни рыб. Развивать умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать чувство любви к природе родного города.

Экскурсия к реке

1 . Рассматривание иллюстраций речных рыб.

2. Рассказы воспитателя об обитателях водоёмов.

4. Продолжать знакомить детей с местами отдыха горожан. Развивать интерес к спорту, желание стать сильными, быстрыми, ловкими.

Экскурсия на стадион школы.

1. Беседы о спортсменах и Олимпийских играх.

2. Проведение эстафет, спортивных игр и соревнований.

3. Олимпийские чемпионы России.

1. Познакомить детей с достопримечательностями города Астрахань, памятниками архитектуры. Рассказать об церковных сооружениях. Воспитывать чувство любви к природе, родному городу.

1. Рассматривание иллюстраций разных храмов.

2. Рассматривание фотографий церквей города.

2. Познакомить детей с символикой города – гербом.

1. Рассматривание символик различных стран и городов.

2. Рассказ-беседа «Герб, Флаг,

3. Дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия. Повторить названия улиц, на которых живут дети.

4. Расширять представления детей о деревьях, растущих в черте города. Научить детей отличать одно дерево от другого. Дать представления о птицах зимующих, перелётных и кочующих. Учить узнавать следы животных и птиц. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать бережное отношение к природе родного города.

Целевая прогулка по участкам детского сада

1. Чтение рассказов В. Зотова о птицах.

3. Конкурс - Изготовление и вывешивание кормушки.

4. Подкармливание птиц.

1. Продолжать знакомить детей с перелётными, зимующими и кочующими птицами нашего города. Воспитывать желание поддерживать птиц в трудное для них время – подкармливать в холодное время года.

1. Рассматривание открыток с птицами.

3. Прослушивание аудиограмм с пением птиц.

2. Уточнить представления детей о состоянии водоёма зимой. Рассмотреть лёд, установить его свойства (гладкий, прозрачный, твёрдый). Дать знания о жизни речных обитателей в зимнее время года. Воспитывать интерес к природе.

Экскурсия к реке.

3. Познакомить детей с деятельностью Хлебникова В.В. Донести до сознания детей, что в их честь назвали музей в городе. Воспитывать в детях гордость за знаменитых земляков. Прививать детям любовь к чтению, к книгам.

1. Экскурсия в библиотеку Дома Культуры.

2. Ремонт книг в книжном уголке.

4. Познакомить с историей возникновения улицы Советской. Воспитывать чувство гордости за людей, живущих в городе Астрахань.

Познакомить с улицей Советской в селе Старокучергановка.

1. Расширять представления детей об обитателях степи. Дать общие знания о зайце, лисе, волке, сусликах. Воспитывать любовь к животным.

1. Чтение рассказов о животных средней полосы.

2. Рассматривание открыток и иллюстраций с животными средней полосы.

2. Продолжать знакомить детей с местами отдыха горожан.

3. Рассказать детям, что наша группа многонациональная. Дать представления о разных национальностях Астраханского края. Дать понятие о том, что во все времена люди приветствовали друг друга, но разные народы делают это по разному. Обратить внимание на слова приветствия народов региона. Воспитывать любовь и уважение к людям другой национальности.

1. Беседа о предметах русского быта.

2. Музыкальное «Колыбельные песни разных народов.

Родители совместно с детьми готовят национальные блюда.

1. Продолжать знакомить детей с профессией рыбак, овощевод.

Воспитывать уважение к людям труда.

2. Познакомить детей с памятниками и мемориальными досками, имеющимися в городе.

1. Рассматривание иллюстраций и фотографий с памятниками.

3. Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.

Экскурсия к памятнику воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенном на территории ДК.

1. Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время.

4. Познакомить детей с традицией празднования Дня города, Дня текстильщика, Дня физкультурника; с календарно-обрядовыми праздниками Масленица, Крещение, Старый Новый год. Развивать любознательность. Учить проявлять начала социальной активности: участвовать в мероприятиях, организуемых в городе.

2. Изготовление куклы Масленицы.

3. Заучивание колядок.

1. Закрепить представление детей о том, что первыми из тёплых стран весной прилетают грачи. Дать знания о том, что грачи живут стаями. Ремонтируют старые гнёзда или строят новые. Уточнить представление о внешнем виде грача.

Экскурсия к грачевнику

1. Чтение рассказов о птицах.

2. Беседы о птицах.

2. Дать детям представления о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света. Учить различать и называть некоторые из них (клевер, незабудка, гвоздика, ромашка, василёк). Учить отыскивать насекомых (кузнечика, стрекозу), 1-2 вида бабочек; отмечать их различия и сходства. Учить чувствовать красоту приволья лугов, напоенных ароматом трав.

Экскурсия на луг

3. Познакомить детей с историей возникновения парка Аркадия. Конкретизировать представления об весенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в Астраханской области; упражнять детей в различении деревьев и растений в весеннем наряде. Обогащать эстетический опыт детей. Вызвать радостное переживание от восприятия осеннего парка.

Экскурсия в парк

2. Рассматривание иллюстраций с весенними деревьями.

3. Аппликация из листьев.

1. Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, памятники. Дать понятие о том, для чего люди украшают свой город и о том, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке города.

1. Целевые прогулки по улицам города.

3. Участие в субботнике по уборке участка детского сада.

2. Способствовать развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Подвести детей к пониманию того, что состояние города зависит от отношения к нему жителей.

2. Рассматривание фотографий других городов.

3. Уборка участка детского сада.

3. Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий. Дать понятие о том, для чего люди украшают свой город и о том, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке города.

1. Целевые прогулки по улицам города.

3. Участие в субботнике по уборке участка детского сада.

1. Познакомить детей с подвигом Базаралиева Ш. С. Воспитывать чувство гордости за соотечественников.

1. Рисование на тему Великой Отечественной войны.

2. Беседы о войне.

2. Продолжать знакомить детей с Астраханцами – героями Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как народ чтит память о героях. Воспитывать чувство гордости за соотечественников.

2. Чтение информации о занесённых в неё животных, птицах, растениях, деревьях.


Педсовет

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Назарово, Красноярским краем

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.

Цель и задачи данной образовательной программы

Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о городе Назарово, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду назаровцев, создающих красивый город.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
• Применять полученных знаний о Назарово в добрых делах и поступках на благо родного города.
• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Низкий
Объем представлений о растениях и животных Красноярского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Назарово. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов Красноярского края.

Основное содержание программы

programma-po-kraevedeniyu-s-chego-nachinaetsya-rodina1

programma-po-kraevedeniyu-s-chego-nachinaetsya-rodina2

Содержание разделов

1. Растения Красноярского края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в рощу, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Красноярского края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных.

4. Воды Красноярского края. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края, города. Практические занятия. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Назарово, Красноярского края. Памятники. Чтение книг по истории своего города, края.

8. Народы Красноярского края. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Красноярского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Красноярского края и города Назарово. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.

Планирование

Учебно-методические средства обучения

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
12. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
13. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
14. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991.

programma-po-kraevedeniyu-s-chego-nachinaetsya-rodina3

programma-po-kraevedeniyu-s-chego-nachinaetsya-rodina4

Макет нашего города

programma-po-kraevedeniyu-s-chego-nachinaetsya-rodina5


Если не мы, то, кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно — не опоздать.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города.

Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, воспитание любви, история, малая родина, город, краеведение, Родина.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание дошкольников через.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Тенденции познавательного развития детей старшего. Keywords: cognitive development, preschool age, his native land.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей. детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание дошкольников через.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Тенденции познавательного развития детей старшего. Keywords: cognitive development, preschool age, his native land.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей. детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Читайте также: