Конкурс чтецов пушкин начальная школа

Обновлено: 06.07.2024

Номинация конкурса: Методическая разработка мероприятия

Автор: Абдулманафова Гюзельага Султановна

1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой описание подготовки и проведения конкурса чтецов, посвященного 220-летию со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Цели мероприятия – п опуляризация творчества великого русского поэта А. С. Пушкина и стихотворного жанра, развитие творческих способностей обучающихся средствами поэтического слова, развития навыков художественного чтения, актерского мастерства, приобщение обучающихся к литературе и культуре родной страны .

Методическая разработка содержит подробный сценарий конкурса чтецов с описанием целей, задач, оборудования, хода мероприятия, использованной литературы.

2. Сценарий конкурса

§ Популяризация творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.

§ Популяризация стихотворного жанра.

§ Развитие творческих способностей обучающихся средствами поэтического слова.

§ Развития навыков художественного чтения, актерского мастерства.

§ Приобщение обучающихся к литературе и культуре родной страны .

§ Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся.

§ Отработка навыков выразительного чтения, чтения наизусть.

§ Творческое общение и обмен опытом среди участников.

1. Объявление о начале подготовки к конкурсу.

2. Выбор стихотворений, подготовка участников.

3. Приглашение членов жюри.

4. Оформление конкурса (портрет А.С.Пушкина, протоколы оценивания,

5. Обеспечение материалов для поощрения участников: каждому студенту - за участие специальные номинации, победителям (1,2,3 место) — грамоты.

3. Ход мероприятия

Ведущий 2. Сегодня мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений Пушкина, отдаем дань уважения великому поэту, известному во всем мире.

Ваши выступления, ребята, будет оценивать строгое, но справедливое жюри.

Оценивая ваши выступления, будут обращать внимание на:

- исполнительское мастерство – техника и культура речи;

- актёрское мастерство, создание художественного образа;

- творческий подход, индивидуальность.

Ведущий 2. Когда мы хотим переместиться во времени и пространстве, то заставляем наше воображение работать и видим тогда все, как наяву! Давайте окажемся сейчас с помощью нашего воображения в эпохе Александра Сергеевича Пушкина. Итак, включаем отчет времени назад!

Отрывок из поэмы ( У лукоморья дуб зелёный) ч итает студент группы 6АП81, Мирхакимова Одинахон.

Ведущий 1. Кот, который пришел из эпохи А.С.Пушкина кратко рассказывает о жизни поэта (студент группы 6РЭ81, Махмаалиев Магомед).

Как ребята у вас уютно и интересно. Раз я пришел из эпохи Пушкина, то мне бы хотелось немного о нем вам рассказать. Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата — Львом. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта.

До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.
Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

Мечтая о могучем даре,

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган! (…..)

А я стою, как пред причастьем

И говорю в ответ тебе:

«Я умер бы сейчас от счастья

Но обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Ведущий 2: Творческий огонь самого Пушкина – самый сильный и самый яркий в мировой литературе! Но в каждом человеке, который что-то сочиняет, творит, живет свой огонек творчества… Такой огонек живет и вас, ведь вы тоже создаете свои произведения, вы – наследники Пушкина.
Это творческое вдохновение первого выступления зажгло нашу свечу. А если у нас сегодня загорится много творческих огоньков, то сами представляете, как здесь будет светло!

Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!

Принадлежность этого стихотворения Пушкину точно не установлена.

Ведущий 2: Временами поэт был близок к отчаянию, тогда его произведения наполнялись грустной меланхолией, тоской и разочарованием.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Не множеством картин старинных мастеров

Ведущий 1. А теперь я предоставлю слово членам жюри, которые выскажут свое мнение о нашем мероприятии и озвучат имена победителей.

4. Список литературы


1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1997.

2. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002.

3. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987
Полная хрестоматия для дошкольников. Т.2. – М., 2005.

в частности, к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.

Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, с содержанием его сказок.

Развивать образное мышление, память, расширять активный словарь детей через заучивание стихов А.С.Пушкина.

Воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову.

Персонажи:Ведущий, кот ученый.

Х О Д МЕРОПРИЯТИЯ.

Ведущийобъявляет об открытии городского конкурса чтецов, посвященного юбилею А.С.Пушкина, предоставляет для приветствия слово директору ………. Представление Жюри конкурса.

1 слайд (портрет А.С.Пушкина) (может быть фоном звучит сказочная музыка)

Ведущий: - Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

Мы с детских лет его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет. ( Н. Алифиренко)

Ребята, а вы знакомы с произведениями А.С.Пушкина? Вы любите его стихи, сказки? Я хочу вам сказать, что в этом году 6 июня этому знаменитому поэту исполнилось уже 220 лет. И вот уже несколько лет, с 2011года в России этот день по указу президента отмечается и как Пушкинский день Росии, и как День русского языка. И не только в России. В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается и решением ООН в других странах.

2 слайд (портрет Арины Родионовны).

Ведущий.А ведь когда -то давно-давно Александр Сергеевич был просто маленьким мальчиком Сашей, и он ужасно любил сказки. А рассказывала ему эти сказки его любимая нянюшка Арина Родионовна. . Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она тихими вечерами, на закате солнышка, рассказывала маленькому Саше сказки: много разных сказок интересных, весёлых и грустных, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. Став великим поэтом, А. С. Пушкин написал много произведений, в число которых вошли его чудесные сказки.

Ребята, как вы думаете, где живут герои всех сказок А.С. Пушкина, в каком волшебном месте. У лукоморья.

О нем нам расскажет наш первый конкурсант:

( раздаётся мяуканье кот, сначала тихонько во время рассказа ведущей, затем громче по его окончании).

Ведущий:Ой, ребята, а кто принёс сюда кошку? ( из-за двери появляется кот) А вы кто, и как вы сюда попали?

Здравствуйте, мои друзья!

Кот ученый – это я.

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

Я кот учёный, кот волшебный,

Живу я в сказочной стране.

И каждый здесь меня узнает,

И каждый здесь известен мне.

Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.

Вот моя волшебная книга.

Книгу волшебную я открываю,

В сказку с вами я попадаю…

Но вначале для порядка

Загадаю вам загадки.

Слушайте без опаски! Вспомним пушкинские сказки.

Кот учёный: Слушайте, про какую сказку вот эта загадка?

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна

К той сторонке обернётся, и кричит:

Конечно, это сказка о золотом петушке, а вы её знаете?

Костя Орел – приз зрительских симпатий.

Кот учёный: А вот вам по порядку, еще одна загадка. Слушайте внимательно, думайте старательно. Это про какую сказку?

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, и что-то попросит

Но жадность ребята к добру не приводит.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

Ведущий.Уважаемый Кот учёный, наши ребята с удовольствием читали эту сказку, считают её очень интересной и поучительной. Но это не всё, они не только знают эту сказку, но и хотят тебе рассказать некоторые отрывки из неё.

Кот внимательно слушает, хвалит детей, затем достаёт игрушку би-ба-бо Петушка, и говорит: «А вот у меня даже есть дружок- Петушок, золотой гребешок. Из какой сказки А.С. Пушкина этот герой.

Ведущий.Конечно, наши ребятазнают эту сказку не понаслышке, а даже расскажут тебе отрывки из неё.

Кот учёный. Вот и кончилась игра, нам же дальше в путь пора. Про какую сказку эта вот загадка?

В сказке той было.

С царицей недоброй

Ведущий: Конечно, послушай кот учёный, как красиво читают отрывки из этой сказки наши ребята.

Кот учёный, Я много сказок знаю, и в том числе и сказок А.С.Пушкина. Вот, например, послушайте ещё такую загадку, это тоже про сказку Александра Сергеевича:

Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился.

Если сеть отрывок про 33 богатыря, поставить его последним. Если нет, то Кот учёный изъявляет желание тоже рассказать отрывок :

Есть у нас такое диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя.

Тридцать три богатыря.

- Скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)

- Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.

Любили и берегли русские богатыри родную землю.

А перед каждым боем силу свою развивали, спортом занимались. Давайте попробуем и мы с вами.

Кот учёный: А как же? Конечно. Вот послушайте, и отгадайте, про какую это сказку?

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Балда

С зайцем вместе спорит.

Кот учёный: «И кто же нам расскажет эту сказку?

Ведущий:Знают у нас ребята и эту сказку.

Кот: молодцы ребята, вспомнили все сказки, которые написал наш великий соотечественник поэт А.С. Пушкин. На этом наша конкурсная программа заканчивается. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть.

Золотая рыбка чешуей сверкает:

(Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.)

(Ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост.)

Хвост, как из вуали, нежно распускает —

Машет плавниками, еле шевелит.

(Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевеля.)

Не спит, не спит, не спит.

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

(Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими.)

Спешит, спешит, спешит.

В ларце лежат: зеркальце, лебединое перо, белочка, петушок, орешки для белочки, надкусанное яблоко, сеть – невод, и т. п.

А сейчас превращайтесь в волны. Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в сказке.

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом) .

2. Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.

(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом) .

3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю – почернело синее море. (дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее) .

4. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море. (волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).

Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, награждение участников и победителей конкурса.

Ведущий. Итак, начин аем конкурс. Поможет нам в этом волше бное зеркало.

Ведущий. А из како й сказки оно к нам п опало? Как известно , «свойство зеркальц е

С помощью этого зе ркала мы и соверши м путешествие – конкурс п о стихам и сказкам

Ведущий. Смотри те, зеркало показы вает нам назв ание первого тура конкурса

(Звучит стихотворе ние или отрывок из сказки Пушкина).

Ребята, кто из вас пр очтет стихотворени е или отрывок из сказки л учше зеркала? Мы

начинаем конкурс с о стихов о времени г ода, про которое Пу шкин писал: (Слайд 5)

Ведущий. Итак, кто вы учил стихотворен ия о зиме, приготовьтесь к выс туплению!

(В зеркале иллюстр ация с весенним пейзажем) (Слайд 8)

Ведущий. Внимание ! Наш конкурс продо лжается . (Слайд 9)

Ведущий. А эти строчки Пушкина всем вам хорошо знаком ы и любимы: (Слайд 11)

(В зеркале иллюстр ация с осенним пейзажем) (Слайд 12)

Ведущий. Мо лодцы! Осень – любимое время года у П ушкина. Этой п оре поэт посвяти л

Ведущий. Пу шкин любил русскую прир оду с самого детства. Мы нашли в его стихах все

четыре времени года. Тут и зима с ее бодрящим х олодом ; тут и н аступление весны с ее

ручьями и весен ним теплом; тут и ле то с грозами. А вот уже небо задышало осен ью, и

застывает река, и п тицы потянулись н а юг. В осенние и зимние ночи под завыван ие

ветра и плачь вью ги, рождались под быс трым пером поэта е го сказки. (Слайд 13)

говорил он. Сказки П ушкина любят ребята. Эти с казки напо лнены разными чуд есами:

то молодая царевна засыпает вечным с ном, проглотив кусоч ек отравленного ябл ока, то

Сейчас ребята прочи тают нам отры вки из сказок, а вам н ужно догадаться из ка ких

Слово жюри. Подве дение итогов. Награж дение победителей, активных болельщи ков.

Ведущий. Литера турная гостиная зак рывается! До с видания, ребята! (Слайд 2 2)


Конкурс чтецов возможно провести в рамках декады начальной школы, Пушкинского праздника, во внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

Конкурс чтецов (произведения А.С.ПУШКИНА)

ЦЕЛЬ: Проведение отборочного конкурса чтеца произведений А.С.Пушкина.

ЗАДАЧИ: Вспомнить творчество А.С.Пушкина - сказочника.

Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения

Воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Сегодня мы проводим отборочный конкурс чтецов. Ученики 3-их классов будут соревноваться за право участвовать в гимназическом и городском конкурсах чтецов.

(Представление независимого жюри конкурса)

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы вспомним сказки А.С.Пушкина, познакомимся с поэтическими строчками его замечательных стихов. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

Посмотрите на портреты А.С.Пушкина (1799-1837) написанные разными художниками в разное время.

- Кто может подсчитать, сколько лет прошло со дня его рождения? (210 лет).

- Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран любят произведения нашего гениального соотечественника? (Сказки Пушкина интересны, там происходят чудеса. Хочется сразу дочитать до конца, А стихи поэта очень красивы. Когда их читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.)

В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском.

- А кто привил ему любовь к русской речи, русской национальной поэзии? (Няня Арина Родионовна)

Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились Александру Сергеевичу на всю жизнь. Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от его бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.

Через много лет в селе Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Так родилось 5 пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран.

Рассматривание выставки книг.

- Ребята, кто из вас знает, что такое в музыкальном произведении увертюра?

(Ученики все вместе, дружно читают стихи)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса; там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит,

Там ступа с Бабою – Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я бы, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Сегодня вы приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С.Пушкина и лирических стихов. Давайте послушаем чтение ребятами наизусть, поразмышляем над ними.

( Чтение стихов учащимися):

- Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь – в муху, шмеля, комара; 33 богатыря; белка поет песенки и т.д.)

- Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун).

- Как наказано зло в сказке? (Коршун погибает).

- Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри).

- Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, чернавки).

- Как помогает природа Елисею? (Месяц, Солнце, Ветер).

- Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха).

Наше жюри приступает к работе. А вас, ребята, я приглашаю на литературную игру. Как вы внимательны при чтении произведений, какова ваша память.

- Кому принадлежит это волшебное средство?

Зеркальце Золотая рыбка Золотой петушок

- В кого превратились?

Князь Гвидон Лебедь Чародей

- Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?

Дадон, Елисей, Гвидон

Бабариха, Балда, Черномор

Соколко(пес), Чернавка(прислуга), Буян(остров)

- Из какой сказки слова?

« Правду молвить, молодица уж и впрямь была…: высока, стройна, бела..

« Но … молодая тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела.

Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.

Заключительно слово учителя.

- Какая сказка вам нравится больше всего? Почему?

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках литературы и в 4 классе, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни.

Читайте также: