Подготовка к занятию в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Занятие - форма организации в детском саду. Сейчас это заменено другим - образовательная деятельность. Подготовка воспитателя к ОД (занятию).
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
❖ Планирование занятий;
❖ Подготовка оборудования;
❖ Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
- Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
- Составить план – конспект, который включает в себя:
✓ программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи);
✓ оборудование;
✓ Предварительную (и индивидуальную) работу с детьми (если необходимо);
✓ Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям:
Создание интереса к предстоящей работе.
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие.
Организация работы дежурных по подготовке к занятию.

2. Структура ОД (занятия).
Занятие включает в себя три этапа:

❖ Организация детей;
❖ Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
❖ Окончание занятия.

Организация детей:
✓ Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
✓ Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Памятка! Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещения детей (при необходимости помещается план размещения). Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается каким образом, осуществляется переход от одной части занятия к другой.

Памятка! Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.

Виды занятий:
➢ Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).
➢ Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме)
➢ Комплексное занятие
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на празднике 8 марта, читают стихотворения.

➢ Интегрированное занятие
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

✓ Занятие – сказка.
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

✓ Занятие – путешествие.
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

✓ Занятие – эксперимент.
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

✓ Занятие – рисунки - сочинения.
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Семинар для педагогов ДОУ

«Подготовка воспитателей к занятиям.

Старший воспитатель: Мишагина А.В.

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и особенностях; повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1.Подготовка воспитателя к занятиям .

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов :

1. Планирование занятий ;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию .

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия .

Составить план – конспект , к оторый включает в себя :

-программное содержание (образовательные задачи) ;

-предварительную работу с детьми (если необходимо) ;

-ход занятия и методические приёмы.

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организация работы дежурных по подготовке к занятию .

2. Структура занятия .

Занятие включает в себя три этапа :

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия ;

3. Окончание занятия .

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания) ;

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

2.Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий

• Занятия усвоения новых знаний и умений

• Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

• Занятия творческого применения знаний и умений

• Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)

• Тематические (классические занятия по разделам обучения)

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части .

4. Формы проведения НОД в ДОУ.

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме

Комплексное занятие

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия , как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.

Интегрированное занятие

Занятие , включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий , реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру.

Выполнение творческого задания : покажи, как двигается волк под музыку.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные занятия

Занятие – посиделки. Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка. Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – путешествие . Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент . Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – рисунки-сочинения. Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

3.Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

Составить план – конспект, который включает в себя:

-программное содержание (образовательные задачи);

-предварительную работу с детьми (если необходимо);

-ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия подготовить оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 5-10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятие включает в себя три этапа:

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

Организация детей:

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии);

Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура НОД c учетом ФГОС ДО.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Требования к современному занятию в ДОУ:

Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

Указать тип, вид занятия.

Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

Обязательная игровая форма проведения занятия.

Четкая мотивация занятия.

Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

Отказ от чрезмерной опеки детей.

Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

Наличие индивидуального развивающего материала.

Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом , в кругу, за столами ).

Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

Используемая литература:

Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С.В., Свирская Л.В. – М.: Линка – Пресс, 2008

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М .: 2008

Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013


Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и подумала написать о том, как к занятию в детском саду должен быть подготовлен воспитатель!

Дети того не зная, будут готовиться благодаря своим родителям. Воспитатель им в этом поможет.

Начну с воспитателя:

Взяв в руки перспективный план, воспитатель находит литературу по теме занятия, ознакомившись с содержанием занятия, начинает подбирать материал.

Подбор материала занимает очень много времени.

Если это познание: иллюстрации по теме, стихи, загадки, игрушки по теме.

Если таковых нет, воспитатель бегает по группам, и к методисту, и к старшему воспитателю и спрашивает материал у всех, а если не находит, то несёт игрушки из дома или изменяет героев занятия, а затем и само занятие (чтобы была логика, по крайней мере так происходит в нашем саду).

vospitatel

Если это рисование: подготовить картинки, иллюстрации, игрушки ( вы уже знаете, каким способом их находит воспитатель), готовит листы на каждого ребёнка. Если это необходимо по возрасту, то ещё и делает наброски рисунка, стихи, загадки по теме.

Если это лепка: воспитатель лепит изделие по теме, готовит игрушки, картинки, пластилин на каждого ребёнка (разного цвета), салфетки, стеки, доски для лепки.

Если вы хотите, чтобы я продолжила список, напишите в комментариях, мне не составит труда его дополнить…

В вечернее время, когда Вы родители приходите за ребятишками, воспитатель оповещает вас о том, какое занятие будет и как необходимо подготовить ребёнка к нему. Расписание занятий и план работы с детьми на день воспитатель выставляет родителям на обозрение ежедневно в коридоре на шкафчик в папке передвижке.

Родители и дети:

По дороге домой вы с ребёнком беседуете… не так ли?

roditel

В это самое время, чтобы не терять его (время) попусту, совместно с ребёнком вспоминаете пройденный день в детском саду. Для того, чтобы зафиксировать какие-то моменты, задавайте наводящие вопросы.

Придя домой, дайте ребёнку отдохнуть, ведь он как и вы — целый день на работе… Вы устаёте от своей работы?

Пусть дитё полежит на кроватке, диване или на полу — не важно, но отдых в горизонтальном положении однозначно нужен.

За 1 час до сна уделите 15 минут ребёнку на подготовку к завтрашнему занятию, и обязательно сделайте то, что просила воспитательница. Если вы это сделаете, вы колоссально поможете своему ребёнку усвоить новый материал.

Цветы жизни. Они очень хитрые и знают все ваши слабости, это самые тонкие психологи… не идите у них на поводу. А сделайте задание в игровой форме или примерьте на себя любую роль героя мультфильма и сделайте домашнее задание.

supermen

(Ребёнок загорается идеей, пока он думает, вы в это время говорите).

(И ребёнок полностью в вашем распоряжении ближайшие 15 минут).

Что и требовалось доказать!

Читайте также: