Беседа о музыкальных инструментах в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

Задачи: расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре, развивать тембровый слух, умение узнавать звучание инструмента.

В повседневной жизни человека окружает множество звуков и шумов. Какие-то из них на нас действуют раздражающе, к другим мы до того привыкли, что просто не обращаем на них внимания, другие ласкают слух. А какие, ребята, шумы вы знаете?

Для нас — это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку, пьесу, песню.

Ветер чуть слышно поет.
Липа вздыхает у сада -
Чуткая музыка всюду живет -
Только прислушаться надо.
Птицы встречают восход.
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет.
Только прислушаться надо.

Ведущий: Музыку создает композитор, а помогают ему в этом музыкальные инструменты. А Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Когда я была маленькой, мама подвела меня к интересному большому ящичку. Удивительная картина предстала предо мной! Деревянные молоточки вели какую-то игру с металлическими струнами. Их было много. Молоточки касались струн и внезапно, словно в испуге, отскакивали обратно. А струны рокотали от бешенных наскоков молоточков. плакали. будто задетые за живое, нежно пели под ласковыми прикосновениями, смеялись и ликовали, негодавали, печалились и вздыхали. Вся эта игра называлась Фортепиано.

И вот однажды я подслушала разговор двух инструментов. Это были рояль и пианино.

Пианино объясняло: имя мое происходит от двух итальянских слов — форте и пиано. По-русски меня следовало бы называть Громкотихо.

А меня называют Рояль, что в переводе означает королевский. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: Род струнных. Род клавишных .Род ударных.

Мой родной отец — благородный клавесин. От него я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Моя мама — цимбалы. Музыка на нем звучит от ударов палочек по струнам. Это очень древний инструмент. А сделал меня итальянский мастер Бартоломео Кристофори. И стою я отныне в больших концертных залах. А теперь давайте послушаем, как умеет разговаривать наше благородное фортепиано.

Издалека раздаются тихие звуки скрипки.

Ведущий: Я узнала Вас! Вы — знаменитая скрипка. Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой скрипки. Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое. И сердце замерло от блаженства.

Мое русское имя — гудок. Английское — жига, т.е. окорок (она была похожа на окорок —кусок свинины).

Где только не пела скрипка. Она была ужасно легкомысленна. А была она и в цыганском таборе, и в модном ресторане — где танцы там и я — говорила она. Она всегда была под рукой учителя танцев. Он прятал ее в карман камзола. А сделали ее такой, какая она сейчас итальянские мастера Амати. Страдивари, Гварненри. И дали ей голос божественной красоты.

Ведущий: Ребята. Посмотрите на Баян — какой красавец!

Душа этого инструмента — особое пневматическое устройство. Действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается и колеблет упругие металлические пластинки —язычки. Раскроет душу баян — весело танцуют язычки, а если загрустит-то подрагивают язычки в задумчивости. Баян родом из старинного русского города Тулы. Сотворил его мастер П.Стерлигов и дал ему гордое былинное имя. Потому что заложена в нем сила богатырская, и может он играть любую музыку. Часто под него поют частушки, народные песни.

Выступает дуэт баянистов.

Ведущий: Жила была балалайка. Очень любила она побалагурить, поболтать. Дружбу водила с людьми веселыми — в хороводах, на гуляньях. Все бы так шло и дальше, да появилась у нее соперница — счастливая, заморская гитара семиструнная. Забывать стали потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Сколько задушевных романсов можно спеть под гитару!

Ведущий: Домбра — казахский народный инструмент. Домбра используется как сольный инструмент и как ансамблевый. Она имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделенный ладами. О происхождении домбры народ сложил легенду. Жили давным-давно два брата. У младшего была домбра, на которой он очень любил играть. Старший же брат был очень самолюбивым, тщеславным. Решил он построить мост. В то время, как он строил мост, младший брат все время играл на домбре. Разозлился старший брат, выхватил из рук младшего домбру и разбил ее о скалы. Остался только отпечаток домбры на камнях скалы. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток и стали по нему новые домбры делать.

Ведущий Вот мы и познакомились с музыкальными инструментами, а теперь давайте послушаем музыкальные пьесы в исполнении учащихся и преподавателей нашей школы.

Проводится небольшой концерт, где выступают преподаватели и учащиеся.

Список литературы

1. Казахские музыкальные инструменты. Алматыкітап 2006, К.Коныратбай
2. В мире музыкальных инструментов. Газарян С.С. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989.
3. Рассказы о русских народных инструментах. Васильев Ю., Широков А. 1986
4. Рождение фортепиано. Марк Зильберквит. 1984. Издательство: Советский композитор

Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

(Учитель предлагает учащимся послушать фрагмент музыкальной записи, в котором звучат различные музыкальные инструменты)

По окончании прослушивания, учитель обращается к учащимся с вопросом:

У: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

Учащиеся перечисляют услышанные музыкальные инструменты.

У: Как же мы назовем тему нашего урока?

Учащиеся отвечают на вопрос.

У: Тема нашего урока: “Музыкальные инструменты”

- Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц (фрагмент записи)

Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.

В незапамятные времена человек поныл, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.

У: Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других и почему?

У: Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех – струнные.

Инструменты музыкальные,
Я скажу вам - уникальные
Их огромное количество
Увлекает ученичество.

На экране - изображение различных музыкальных инструментов.

- Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить,
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо-голоса!

У: Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

Учащиеся высказывают свои предположения.

На экране – таблица:

По мере знакомства с группой инструментов, мы будем заполнять таблицу.

У: Все инструменты можно разделить на 5 групп - ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые.

-Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос. Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.

Удар камня о камень может издавать короткий четкий звук, (учитель демонстрирует извлечение звука). Он хорошо поддерживает ритм танца или песни. Натянутая тетива лука “поет” даже от легкого прикосновения (учитель демонстрирует пример)

У: Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы. Медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

На экране таблица:

У: Ударные. Как вы уже поняли, эта группа инструментов самая древняя. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны, по существу, не изменились и до наших дней.

У: Какие музыкальные инструменты можно отнести к группе ударных?

У: То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным инструментом.

На экране – изображение группы ударных инструментов (бубен, гонг литавры, тарелки, ложки, колокола, тат - там и др.). Учащимся предлагается прослушать звучание данной группы инструментов.

Следующая группа – духовые музыкальные инструменты.

На экране – таблица

У: Ребята, инструменты этой группы делятся на две подгруппы. Какие?

У: А в чем отличие между медными и деревянными инструментами?

У: Одни инструменты изготавливают из меди, другие из дерева.

А какие инструменты можно отнести к группе деревянных духовых инструментов?

Учитель дополняет ответ учащихся

На экране изображение инструментов данной группы: флейта, кларнет, фагот, гобой и др.

У: к группе медных инструментов, какие отнесем инструменты?

Учитель дополняет ответ учащихся.

На экране изображение инструментов данной группы.

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент с записью духовых музыкальных инструментов.

На экране: группа струнно-смычковых инструментов.

Звучит музыкальный фрагмент группы струнно-смычковых музыкальных инструментов

У: Звучание, каких инструментов мы слышим?

У: Внимательно вслушайтесь в эти слова: струнно-смычковые инструменты

Почему так называется эта группа?

У: Звук на этих инструментах воспроизводится с помощью смычка. Что из себя представляет смычок?

Учитель демонстрирует смычок.

У: Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса.

У: На каких инструментах играют с помощью смычка?

На экране группа струнно-смычковых музыкальных инструментов.

Рассмотрим следующую группу – струнно-щипковые музыкальные инструменты.

У: Ребята, почему данная группа так называется?

У: Звук извлекают щипком. А на каких инструментах играют таким способом?

У: На Руси тоже издавна существуют свои национальные струнно-щипковые инструменты. Назовите мне их.

На экране – изображение данной группы инструментов.

Учитель предлагает прослушать учащимся музыкальный фрагмент группы струнно-щипковых инструментов.

У: Итак, давай теперь закрепим изученный материал. Поиграем с вами.

Учитель объясняет задание: на экране появляется изображение музыкальных инструментов, вам нужно поднять карточку с правильным ответом и ответить - почему подняли именно эту карточку?

Пример: на экране изображение скрипки, учащиеся должны поднять карточку – струнно-смычковая группа.

Учитель комментирует правильный ответ.

Для закрепления нового материала можно учащимся предложить еще одну игру. Задание остается прежним, но учитель уже не демонстрирует на слайдах изображение музыкальных инструментов, а читает стих, в котором говорится об инструментах. После каждого названия инструмента учащийся поднимает карточку с правильным ответом. Эта игра не только закрепляет пройденный материал, но и способствует концентрации внимания.

Собирались музыканты на зеленый на лужок.
Приносили музыканты – кто сопелку, кто рожок.
Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок:
“В небе солнце я зажег”
Выходили гуси, выносили гусли.
Раз по струнам провели – все деревья зацвели.
Три веселых кошки вяли в лапки ложки –
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Если в бубен бьет медведь – бубну как не зазвенеть?
А комар забьет в него - не услышишь ничего.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл – и в тот же час все в лесу пустились в пляс.

Беседа с детьми общеобразовательной школы во время летней детской площадки об истории возникновения гитары, Знакомство с приёмами звукоизвлечения.

Оценить 1470 0

Кунгурский муниципальный район

Знакомство с музыкальными инструментами

Субботина Наталья Георгиевна

Цель: познакомить с музыкальным инструментом – гитара.

-Познакомить с историей гитары, её внешним видом, звучанием.

-Развивать познавательный интерес к истории музыкальных инструментов.

-Воспитывать чувство уважения к народному творчеству.

Оборудование:

Предварительная работа:

1.Подготовка класса к уроку;

3.Выбор материала по истории гитары;

4.Выбор произведений для прослушивания.

1.Организационный этап:

-проверка готовности класса и учащихся к уроку;

-объявление цели и задач урока ( см. выше).

2.Вступительная беседа:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас в нашей школе искусств.

Нашу беседу мне хотелось начать со стихов:

Что с музыкой сравнится по звучанию

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка звучание?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятение-

Любовь иль грусть, веселье иль печаль-

В любом, природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе, звучит на струнах подсознания,

Гремит в литавры и в цимбалы бьёт,

Передавая радость иль страданье,

Сама душа, казалось бы поёт!

А вы любите музыку?

А что такое музыка?

-Это песни, танцы, музыкальные сказки…..

Как рождается музыка?

Кто помогает нам её слушать?

Они исполняют её на различных инструментах. С одним из них, мы сегодня познакомимся поближе. Это- гитара.

Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент

И на сцене в лучшем зале

И в походе на привале.

До 16 века- была 3х и 4х струнной, играли на ней пальцем и костяной или черепаховой пластиной.

В 16 веке в Испании появилась 5-ти струнная гитара и стала называться испанской.

Из всех европейских стран гитара получила распространение именно в Испании, где стала называться народным инструментом.

В 17 веке появилась вместо 5 –струнной 6-струнная ( демонстрация).

Свой облик гитара приобрела не сразу. В 19 веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современную форму и размер. Гитары такой конструкции называются классическими.

В России получила распространение 7-струнная гитара, наиболее удобная для вокального сопровождения. Её ещё называют – цыганской и на профессиональной сцене используют очень редко ( демонстрация).

Разновидность гитары – 12 –струнная, это 6 сдвоенных струн (демонстрация).

В 30г. 20 века с появлением звукоусилительной техники появились электрогитары (демонстрация).

Музыкальные возможности гитары настолько велики, что она становится одним из самых любимых музыкальных инструментов. С её популярностью не может соперничать ни один инструмент. Под звуки гитары пели серенады, аккомпанировали танцам. Тысячи людей стремятся овладеть игрой на гитаре, но порой она превращается в примитивное бренчание. Гитара – доступный музыкальный инструмент. Её часто берут с собой в походы, поют песни у костра. Причина этого простая техника игры – достаточно знать несколько аккордов. Но для классического, сольного исполнения прекрасных произведений надо долго учиться.

И вы в этом можете убедиться:

3. Прослушивание музыкальных произведений:

4.Практическая часть урока:

Звуки на гитаре извлекаются правой рукой двумя способами: ТИРАНДО – защипывание струны и АПОЯНДО - защипывание с опорой на соседнюю струну (демонстрация).

Сейчас желающие смогут попробовать извлечь звуки этими двумя способами (дети извлекают звуки).

Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 4-5 лет (средняя группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Длительность мероприятия: 20 минут

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.

  • Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах;
  • Закреплять названия инструментов.
  • Развивать внимание, музыкальную память и звуковысотный слух.
  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
  • Музыкальный центр;
  • Проектор (для показа презентации и видеоролика);
  • Компьютер.
  • Стол (для музыкальных инструментов)
  • Музыкальные инструменты
  • Накидка

В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты, накрытые красивой накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.


Под марш (И. Кишко) дети входят в музыкальный зал маршируя проходят круг и рассаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какими инструментами вы уже знакомы?

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же спрятано под накидкой.

Дети: Отвечают

Читайте также: