Краткое содержание весенний разговор

Обновлено: 05.07.2024

когда наступает весна весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. весной бывает много дождей. стоит тишина. утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах словно добрые призраки.на восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие в детский ноготок листочки .птицы поют взахлеб. везде в мире жизнь и свобода. зелень полян незаметно теряет свою свежесть. наступило другое время. но ты снова ждешь такую же весеннюю ночь. весна прекрасное время года

С приходом весны наступает месяц май, и наступает та ночь, которую все люди ждут целый год. Майской теплой ночью начинается гроза, все вокруг заливает дождем. Гремит страшный гром, и все в округе и в лесу после этого грома замирает, как будто все испугались этой страшной стихии. Наутро все расцветает, птицы поют от счастья не переставая, и кажется, что это продлится вечно, вся эта идилия. Но приходит лето, за ней следом хмурая и серая осень. А потом и наступает холодный декабрь, который как будто бы все сковывает на земле. И все повторяется снова и снова. И люди ждут с нетерпением той самой майской ночи с первой грозой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: открытие новых знаний

- познакомить с новыми произведениями, показать образ весеннего месяца-апреля;

- упражняться в выразительном чтении;

- учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать.

Учить работать с выставкой книг

Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения.

Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

- умение слушать и читать произведения, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

- формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

1) познавательные:

- формировать мыслительную деятельность учащихся;

- формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;

2) регулятивные:

- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;

- формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;

3) коммуникативные:

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Дарья Сергеевна. (звучит пение птиц)

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного, и наше хорошее настроение нас не покинет.

- Какие знания мы получаем на уроках литературного чтения? Чему учимся на уроках литературного чтения?

А вам нравится читать?

Дети, а как вы думаете, почему наш урок начался с пения птиц?

Когда птицы так радостно щебечут и поют? Почему?

Нам ведь тоже очень радостно, когда приходит весна!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают.

- Правильно читать и т.д.

- Да, нравится. Это интересно!

- Наверное, это связано с нашей темой урока.

- Когда приходит весна.

- Они радуются приходу весны.

желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные: организация рабочего места

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Формирования темы и задачи урока учащимися

Работа с выставкой книг

- На выставку помещены книги с прочитанными произведениями и новыми.

- Ребята, посмотрите на доску, рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия и автора.

- Какие книги вы читали?

- А какие книги вы еще не читали?

- Сформулируйте тему урока?

- А что объединяет все эти книги?

- Определите, что мы будем делать на уроке?

- Да, конечно.

- Читать, размышлять, выразительно читать и т.д

Познавательные :

- осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- На слайде появляется портрет Сладкова.(Николай Иванович Сладков) Кто это?

- Вы читали произведения Сладкова? Что об этом можете рассказать?

-Что вы о нем узнали?

- С какими его произведениями вы уже знакомы?

- Какую пользу приносят скворцы?

А о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке, вам поможет моя загадка. Послушайте внимательно.

Застучал дождями звонко,

Марту месяцу вдогонку.

- Так, глядя на доску скажите, какое произведение мы сегодня будем изучать?

Возможно, а как нам проверить это предположение?

- Ответы детей. Сладков.

-Сладков Николай Иванович писатель, ответы детей.

- Скворец – молодец.

- Червяков с борозды выбирают, личинок с гряд собирают, шерсть линячую выбирают, гусениц собирают.

- Апрельские шутки.

- Там говориться про апрель.

- Прочитать и понять.

Познавательные :

познакомиться с новым фольклорным жанром, научить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Регулятивные :

- учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Этап первичного восприятия

Проверка первичного восприятия

Словарная работа

Перечитывание и анализ

слушаем все внимательно.

- Чтение по цепочке.

- Вам понравилось произведение?

- Назовите главного героя?

- А почему автор так назвал произведение?

- Значение каких слов у вас вызвало затруднение?

Морозом ударил – наступили морозы.

Птицы перелетные – птицы перелетающие в зиму на юг.

Каких вы знаете перелетных птиц?

Юннат – юный натуралист (любитель природы)

Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего.

- Чтение смысловыми частями (маятник)

- Что любит Апрель?

- Чем прикинулся Апрель?

Что подумали скворцы и грачи? Почему?

- Что сделал апрель?

- Почему апрель испугался? С какими словами он обратился к птицам? Прочитай.

В) Чтение третьей части.

- Какой это месяц?

- Что делает Апрель?

- Кто помогает? Кто это?

- Что они делают? Прочитай.

- Какие дела делает Апрель?

А каким вы представили апрель? Для того, чтобы нам начать составлять образ апреля, я предлагаю вам работу в группах.

Работа с текстом.

Каждой группе выдаю карточки с характеристиками.

Ваша задача выбрать наиболее подходящую характеристику каждый образа апреля и подтвердить предложением из текста.

1 и 2 группа работают с первой частью текста.

-Какую шутку придумал апрель?

-Какой он по характеру? (выберите карточку)

- Какие слова доказывают это? ( Прикинулся, пошутить, с первым апреля

3 и 4 группа работают со второй частью текста.

«Услыхал про то Апрель и перетрусил. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?

Давай кричать:

- Каким здесь показался апрель? (найдите подходящие карточки)

-Какие слова подтверждают, что апрель струсил?

– Перетрусил. Это как?

Что можно надуть?

В каком значении оно употреблено? (В переносном

5 и 6 группа работают с последней частью текста.

«Ой, не твёрдое апрельское слово!

- А как он может обмануть на 1. 15 20 апреля?

- Что можете сказать про характер апреля?

Каким же перед нами предстал апрель? Какой он?

Что мы можем сказать о характере апреля ?

- Обратите внимания на знаки препинания: передай голосом вопросительную и восклицательную интонации. Чтение

( Сравнить с погодой сейчас)

– Вот такой изменчивый, непостоянный

Составьте картинный план, расположив иллюстрации в соответствии с содержанием. (На доску вывешиваются иллюстрации) приложение 1

– Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?

- Весенний день – год кормит.

- Увидел грача – весну встречай.

- Весна да осень – на дворе погод восемь. Объясни

– Каков же жанр этого произведения?
– Определите вид сказки? Какая это сказка?(научно - художественная)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?

- Потому что главный герой произведения Апрель.

- Надо назад заворачивать, потому что они испугались зимы.

- Услыхал и перетрусил.

- Несерьезный, весенний.

- Шутит да обманывает.

- Юннаты, любители природы, они развесили скворечники и дуплянки.

- Снега растопляет, льды взламывает, землю прогревает

Прикинулся зимой.

- Весна да осень – на дворе погод восемь.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные :

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения

Коммуникативные :

оформляет свою мысль в устной речи;

-умеет задавать уточняющие вопросы;

- осознанно читает вслух и про себя.

Подготовка к восприятию

Первичное восприятие

Словарная работа

Проверка первичного восприятия

Подготовка к выразительному чтению

- Сегодня мы будем читать ещё один рассказ Николая Ивановича Сладкова.

- Предположите, о чем пойдет речь?

- Рассмотрите картинку и назовите героев.

- Как называется рассказ?

- Давайте прочитаем произведение, слушайте внимательно.

- Чтение по цепочке.

- Вам понравилось произведение?

- А почему автор так назвал произведение?

- В рассказе были незнакомые слова, посмотрите на доску. (Словарь:

капель - падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, капли.

брёвнышко – маленькое бревно, кафтан – старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом.

хлопочут – занимаются чем-нибудь с усердием, работают.).

- Какое настроение вызвало у Вас произведение?

- Какие слова передают это настроение? Прочитай.

- Прочитайте про себя. Назовите всех героев, кто участвовал в разговоре

- Что кричали воробьи? Почему?

- А что кричали вороны? Почему?

- Что кричали синички? Почему?

- Ребята, найдите повторы в тексте, с каким чувством их надо читать? Попробуйте прочитать.

- Найдите обращение в тексте. Прочитайте. Выделите голосом обращение. (Выделенные предложения)

- Найдите восклицательные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

- Найдите вопросительные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

- Прочитай выделенные слова по – разному: так, как хотел автор, как это произносят герои и как ты хочешь их прочитать.

- Чтение по ролям с масками. У доски

- Ворона, петух, воробьи, скворцы, галки, синички.

- Весенний разговор

- Ответы детей

- Хорошее, радостное, весеннее.

- Герои рассказа: вороны, капель, петухи, дети, воробей, синички, скворцы, галки.

- Дети читают

- Выразительно и т.д.

Солнышко, солнышко

Синь – кафтан, синь- кафтан!

- Это предложения в конце которых стоит восклицательный знак.

- Это предложения в конце которых стоит вопросительный знак.

Познавательные :

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные :

контроль, саморегуляция, коррекция

Итог урока. Рефлексия.

-Что вам понравилось?

-Что нового узнали?

Что вам сегодня удалось лучше всего?

-Чему научились на уроке?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

-Как ты оцениваешь себя на уроке?

- всё получилось, доволен своей работой

- не всё получилось, но могу работать лучше

- ещё есть затруднения в работе

- адекватное реагирование на трудности

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 321 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.05.2016 5915
  • DOCX 37.3 кбайт
  • 37 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клопова Дарья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу образа и составлению плана характеристики, умению выражать свое отношение к родной природе; содействовать воспитанию любви к родной природе, читательской зоркости.

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу образа и составлению плана характеристики, умению выражать свое отношение к родной природе; содействовать воспитанию любви к родной природе, читательской зоркости

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

познавательные: осуществляют выбор эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют неслож-ные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Учитесь всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – лучший друг детей,

С ней живется веселей

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения
в школе

II. Проверка
домашнего
задания и повторение изученного

– Какой раздел изучаем?

– Как называют весну поэты и писатели?

– Какие пословицы о весне знаете?

– Что дарит нам весна?

– Какие произведения о весне вы знаете?

– Весна красная, Весна-художник, весна – утро года.

Работают в парах

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Постановка учебной
задачи

– Все ли вы знаете о природе?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного детского писателя Н. Сладкова.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается холодный ветер со снегом

Отвечают на вопросы.

– Научиться выразительно и правильно читать произведение

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Работа
по теме урока.

1. Первичное чтение произведения
учителем

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой

2. Беседа по содержанию

– Вам понравилось произведение?

– Какие факты (события) вымышленные?

– Это сказка или рассказ?

– Какой прием использовал автор?

– Что такое олицетворение?

– Это художественный прием – наделение неодушевленных предметов качествами живых существ

3. Моделирование обложки

– Откройте учебники на с. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках создайте модель обложки этого произведения.

– Назовите произведение, с которым работали.

– Почему вы считаете, что это сказка?

– Чтобы привлечь внимание
читателя

4. Словарная работа

– В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл.

Юннат – юный натуралист, любитель природы.

Морозом ударил – наступили морозы

Высказывают свои предполо-
жения

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх,
другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом.)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Повторное восприятие

– Прочитайте сказку про себя. Найдите авторскую характеристику Апреля

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

6. Анализ на-звания и жанра произведения

– Определите вид сказки.

– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?

– Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?

– Какую шутку придумал Апрель?

– Почему Апрель испугался?

– Как об этом говорится? Прочитайте.

– Какой художественный прием использовал автор?

– Что можно сказать о словах испугался, перетрусил?

Вывод. Характер и поступки Апреля изменчивы.

– С какой интонацией надо читать?

– В каком значении они употреблены?

– Прочитайте самостоятельно следующий абзац, найдите цитату, в которой заключена основная мысль.

Сладков Николай Иванович – русский, советский писатель. Написал более 60 книг о природе. С детства любил природу, занимался фотоохотой, много путешествовал. Его произведения лирико-философские или приключенческо-познавательные.

Краткое содержание

  1. Мальчик Ванятка знал множество видов птиц, но вдруг встретил три маленьких птички разных цветов.
  2. Троица птиц подлетела к луже и начала купаться.
  3. После лужи они улетели на песчаную дорожку и извозились в песке.
  4. После птички снова купались стали отмываться в луже.
  5. Все птички оказались воробьями, просто ни замарались за зиму в черной саже, в коричневой трухе, в рыжей кирпичной пыли.
  6. Ванятка поздравил отмывшихся птиц, с легким паром.

Читать по теме:

Главные герои

1) Ванятка – школьник, который любит птиц, знает многие их виды.

2) Воробьи – замарались за зиму, а когда появились лужи и стало тепло, то они решили искупаться и почиститься.

Главная мысль

Купание в первых весенних лужах помогает птицам отмыть грязь, накопленную за долгую зиму.

Чему учит?

Рассказ учит бережно относиться к природе, быть наблюдательным, наслаждаться красотой природы, а также чистоплотности.

Пословицы

1) Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

2) Чистота – есть лучшая красота.

3) Чаще мойся, воды не бойся.

Отзыв

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Читайте также: