Свифт водоземье краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

РОМАН современного английского писателя Грэма Свифта "Водоземье" (1983) - великолепный пример художественного произведения, задуманного и разросшегося благодаря яркому географическому образу, ставшему его названием. Необычайно вкусное русское слово - водоземье (в оригинале Waterland) - идеально передает пограничность и даже невозможность образа земли, растворенной в водной стихии, однако живущей ею. Речь идет о весьма типичном уголке Восточной Англии - низинно-равнинном, заболоченном, с медленно текущими, в разные стороны меандрирующими небольшими реками. По замыслу автора, сей небольшой край, названный им фены, или Фенленд, символизирует и всю Англию, а иногда его образ вырастает и в образ Мира. Великий образный контрапункт всей Европы, Англия весьма богата региональной художественной литературой, причем образная "плотность" и качественная густота описаний ее ландшафтов, вероятно, самая высокая в мире. Вернемся, однако, в водоземье.

Жизнь героев романа прижата к плоской равнине фенов. Здесь разворачиваются любовные истории, рождаются и рушатся торговые и рабочие династии, а постепенное осушение Фенленда, строительство каналов, дренаж, развитие судоходства в крае служат естественным фоном большинства описываемых событий. Пожилой учитель истории Том Крик, коренной фенлендец, постоянно рассуждая о сомнительной и для него пользе истории (на дворе 1979 год), все время "утопает" в географии водоземья, в его всепоглощающих образах.

Перед нами развертывается живая историческая география края на примере эволюции, начиная с XVIII века, пивоваренной компании, чьи основатели решились преобразить Фенленд, превратить захолустье в кипящий экономической активностью пейзаж. Но смешение рассказов Тома Крика о прошлом водоземья с его детскими воспоминаниями эпохи Второй мировой войны создает причудливую картину, в которой просвечивают разные эпохи, "упакованные" в почти вечные и нетленные образы плоской, доводящей до безумия равнины: "Жить в Фенах - значит получать реальность в сильных дозах. Великая плоская монотонность; бескрайняя пустота реальности. Меланхолией и самоубийствами в Фенах никого не удивишь. ┘ если вы родились посреди этой плоскости, прикованные к ней хотя бы даже грязью, которой здесь не занимать┘ ?" На пьяницу Джека Парра "┘давили плоские черные фенлендские поля заодно с широким и голым фенлендским небом", нельзя было не пить, смотря на то, "как сходятся и разбегаются в пространстве, терзая мозг своей невыносимой геометрией, прямые линии канав и дрен". Рельеф самих судеб фенлендцев становится необычайно плоским, почти неотличимым от реального водоземья.

Водоземье - это "взрывы" образов одного и того же пейзажа: летнего, осеннего, зимнего - либо тяжелого и застоявшегося, либо чистого, прозрачного и промытого дождем, снегом. В свою очередь, дождь и пожар - образы, оттеняющие мотив фенленда как сказочной страны, страны фантазий и привидений. Эти образы рождаются изнутри ландшафта, освещая его дробность, крупитчатость - в описаниях дома фермера Меткафа и крохотного городка Гилдси, каналов и рек, подпертых дамбами и словно плывущих над утопающей землей. События предопределены, они сами становятся географическими образами - тут можно сказать о новом, теперь уже образно-географическом детерминизме. Беспросветная флегма и попытки безумия - это фенлендский ландшафт. Свифт мастерски обыгрывает эту линию, иронизируя и шутки ради обсуждая связь повышенной сексуальности фенлендцев с плоскостью их равнин.

Образ водоземья - парящий образ: с высоты птичьего полета, а затем и выше - мы видим уже карту Мира, на которой Фенленд - центр Мира. Его реки - Уош, Уза, Лим - это целые геологические эпохи развития, его бедствия и удачи - образы неповторимой и незабвенной Британской империи, а из глубин Евразии налетает великий Восточный ветер, насылающий болезни и горести. Водоземье становится сквозным географическим образом, охватывающим, сочетающим микро- и

макрокосм, концентрирующим простой человеческий и в

то же время Божественный замысел-умысел проживания и умирания в ландшафте и ландшафтом. Ведь ландшафт, по

сути, есть не что иное, как рельефное пространство судьбоносных географических образов.

Миры сталкиваются: люди Фенленда знакомятся с американскими солдатами из Аризоны, осознавая глубинную непохожесть пространств-образов. "Мир низинный и текучий, мир на грани развоплощения. Такой непохожий (даже и в такой момент, блуждающий огонек любопытства┘) на дикие сьерры, ковбойские утесы и каньоны Аризоны┘" Пейзажи смотрятся друг в друга, географические образы удваиваются и усиливаются, водоземье накладывается на горькую пыль пустыни, проникаясь ей, приобретая дополнительные очертания и ракурсы. Водоземье расширяется бесконечно, впитывая все новые пространства и судьбы.

Возвращение к космогониям. Вернее, вперед к космогониям. Ключевые географические образы обладают гибридными свойствами, они перемешивают образы природных стихий, облекая их в стихии общественных пространств. Они прозрачны и подвижны, подобно медузам: мы буквально видим механизмы "упаковки" пространств на уровне языка, языков. Что это, как не топонимия Судьбы? Скажем больше - география может превращаться в геогонию, когда мощь отдельных географических образов начинает превосходить возможности обычного языка ландшафтных описаний, вызывая "ядерные реакции" в самих пространствах языка.


Ключевые слова: нарративные модели, объективная реальность, повествование, поток сознания, субъективизация прозы, точка зрения, историзация, постмодернизм, фрагментарность, хронологический порядок

Abstract: The subject of the research is the narrative strategies used by Graham Swift as a post-modernist writer. The object of the research is Graman Swift's novel 'Waterland'. The specific content of Swift's novels make him a remarkable and interesting author, especially the narrative techniques and methods used by the author. The aim of this research is to analyze narrative features used by Graham Swift in his novel 'Waterland'. Literary scholars share practically the same opinion that Swift's prose has a very distinguished interest in serious philosophical issues. Quite frequently researchers have emphasized that this interest leads to certain consequences and influences both the topic, personalitiues and style of writing chosen by Swift. Along with other methods, the authors of this article have used such methods as historical genetic analysis and structural-functional analysis. The novelty of the research is caused by the fact that the authors view the novel 'Waterland' from the point of view of its narrative structure and post-modernism features. Conclusions. The novel 'Waterland' presents the trend of 'historization' of prose which makes it comparable to historical novels. The other feature of Graham Swift's style of writing is the subjectivity of his prose evolving around a learning and suffering man. The 'narration' of the novel is also very unique because it is comprised of separate pieces that are often unrelated to one another which makes the aforesaid novel worthy of special attention of both readers and literary critics.

historicizing, point of view, subjectivization of prose, stream of consciousness, narration, objective reality, narrative models, postmodernism, fragmentation, chronological order

Правомерно говорить о ретроспекции как о важнейшем художественном приеме, с помощью которого реализуется концепт тайна в романе Грэма Свифта. Эту тайну и пытается разгадать Том Крик в своих размышлениях о размножении и делении угрей, о состоянии Сейры.

Параллельно с историей жизни Криков и самого Тома Крика читателю дается и история развития и жизни самого края, где они жили – Фенов. Мы видим, как еда ли не с самого начала эта земля была всегда связана с водой, а люди пытались ее осушать. Сам факт того, что люди постоянно боролись с водой, говорит о борьбе между природой и человеком. Люди осушали фены, ставили дамбы, потом перенаправляли поток воды в другие стороны. Все это влияло на жизни людей.

Представление о цикличности исторического процесса влечет за собой построение художественного мира на основе бинарной оппозиции земли и воды. К какой бы истории не обратился автор, будь то история жизни героя, история угря, бутылки из-под пива или сундука, она всегда вписывается в одинаковые пространственные координаты, в основе которых общий архетипический мотив оппозиции земли и воды, обозначенный в самом названии романа [8] .

Вода, которая выливается в виде вымышленной автобиографии, исследует роль повествования и при этом поднимает вопросы о средствах и методах автобиографии:

For that there is water, which everything in the world is trying to reduce to a general level, which has neither its own taste nor color, not the liquid form of the great Nothing? [12] .

Литературоведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма.

Как убеждает анализ произведений писателя одной из основных черт прозы Свифта мы должны назвать углубленность в исследование внутреннего мира героя, познающего себя в потоке времени; его медитирующее сознание направлено на выявление закономерностей бытия в самом широком философско-историческом смысле этого слова.

Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000 Текст. / О. Джумайло. Вопросы литературы.-№ 5.-2007.-с.13-18

Доронина О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: Р. Тремейн, Г. Свифт, И. Макъюен. Дисс. канд. филол. наук [Текст] / О.В. Доронина.-М., 2003.-152 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.-160 с.

Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании. Дисс. доктора филол. наук: 10.01.03 / О.Г.Сидорова.-М., 2005.-с.12-70

Swift G. Learning To Swim And Other Stories. London: Picador, 1982. 154 p. 214.Swift G. Waterland. London: Picador.1983.-358p.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Рецензия на книгу Земля воды

"Земля воды" - самое известное произведение Грэма Свифта, которое в 1992 году экранизировал Стивен Джилленхол, один из режиссеров культового сериала "Твин Пикс".В романе букеровского лауреата речь пойдет о судьбе человека - простого учителя, который хочет оставить память о себе в сердцах своих подопечных. Человеческий век короток, а от прошлого не скрыться за стенами школы, и Том Крик прекрасно понимает это. Перед ним стоит сложная задача: честно рассказать о собственной жизни, полной страха и сомнений. Вот только найдутся ли люди, готовые его слушать? Показать

Если смешать землю с водой, получится грязь

Есть книги, которые наполняют тебя – смыслом, переживаниями, раздумьями. Прочитав такую книгу, чувствуешь некоторый подъем, прилив жизненных сил. При том, что не всегда эмоции, получаемые от книги, позитивные. Это может быть и радость, и печаль, и восторг, и негодование. Но, в любом случае, перелистывая последнюю страницу книги, ты чувствуешь, что получил что-то от чтения. Иногда книга так переполняет тебя, что читать другие какое-то время ты просто не можешь.

А есть книги, которые, напротив, забирают частичку тебя, высасывают твои эмоции и душевные силы. Для того, чтобы прочитать их, требуется немало усилий над собой. Это опустошающие книги, после них остается ощущение какого-то вакуума, эмоциональной оглушенности, апатии. Они лишь забирают, не давая ничего взамен.

События в книге развиваются не линейно, они разбросаны по прошлому и настоящему, не всегда понятно, как они соотносятся между собой. Охватываемый в романе период времени - более трехсот лет. Истории, истории, истории – им нет конца и края. Повествование ведется от имени 52-летнего учителя истории Тома Крика, который вспоминает о том, что было в его детстве, переплетая события прошлого со своим настоящим. Многое можно узнать из этих историй – что думает Том о революции, о войнах, о детях, о поступках и их последствиях, о любви и ненависти. Две главных, излюбленных его темы – история и любопытство.

Связывать все истории между собой и делать из них выводы автор предоставляет читателю самому. Далеко не всегда понятно, к чему вообще в романе появился тот или иной персонаж или рассказ о каких-то событиях. Некоторые вопросы так и остаются без ответа.

В книге два главных героя – Том Крик и Мэри Мэткаф. История их любви (хотя любви ли? Меня, например, автор не убедил, что чувства, возникшие между ними и пронесенные ими через многие годы, можно назвать этим громким словом) - основная сюжетная линия романа.

И Том, и Мэри, и другие действующие лица романа – глубоко несчастные люди, одинокие каждый в своем мирке, спившиеся или сошедшие с ума. Если верить Свифту, в Фенланде вообще не найти психически нормальных людей, не имеющих склонности к суициду, алкоголю, инцесту или насилию. Безнадежность, беспросветность такого существования прослеживается на протяжении всего романа. Отчасти это объясняется тем, что эти люди пережили войну или столкнулись с ее последствиями, отчасти – трудностью условий, в которых они живут – им постоянно приходится отвоевывать территорию для жизни у воды, осушать свои земли.

Вода – еще один главный герой романа. Она повсюду – в реках, которых в Фенах немало, в историях Тома Крика и Хенри Крика, в самом повествовании (да-да, воды в тексте много!). Вода не просто рассматривается как неподвластная человеку стихия, она олицетворяет размытость, текучесть и неприкаянность человеческого существования. Выплыть из этих мутных бушующих волн не так-то просто. Как не просто и прорываться через текст романа, который, как болото, затягивает на дно.

Svetlana Strinyuk at Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

The Idea of History Oxford : Clarendon, 1966. – 453 p.]. 9. Водоземье / Г. Свифт. – Н. Новгород : Perspective Publications

Mackenzie R. The Nineteenth Century – A History (1880) [цит. пo: Collingwood R. G. The Idea of History. Oxford : Clarendon, 1966. – 453 p.]. 9. Водоземье / Г. Свифт. – Н. Новгород : Perspective Publications, 1999. – 382 с. 10. Элиаде Мирча. Аспекты мифа / Мирча Элиаде. – М. : Академический проект, 2001. 11. Кортасар X. Беседы с Эвелин Пикон Гарфилд. Фрагменты книги / Х. Кортасар // Иностранная литература. – 2001. – № 6. – С. 177–203.

Nyu R. History and Literature : Branches of the Same Tree // Essays on History and Literature. Ed. by R.H. Bremner. -Ohio : Ohio State University Press, 1966. -Р. 123-159.

Understanding Graham Swift (Understanding Contemporary British Literature). -University of South Carolina Press

Malcolm D. Understanding Graham Swift (Understanding Contemporary British Literature). -University of South Carolina Press 2003. -238 p.

  • С А Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики Стринюк

Bulwer-Lytton E. Bulwer-Lytton on Historical Romance // Scott : The Critical Heritage. Ed. by Hayden O. J. – New York : Barnes and Nobles, 1970. – Р. 328–331.

Carlyle T. On Sir Walter Scott // Critical and Miscellaneous Essays, vol. 5. London : Chapman and Hall, 1899. p. 22 -87 [цит. по: Realism and Power : Postmodern British Fiction Lee A. -Routledge, 1990].

Recommended publications

Data Sharing: External

Historical approch of the Charter of Amiens

Serge joseph Wolikow

The historical approach of the Charter of Amiens forces to revisit the history of the trade unionism. This history was for a long time an institutional history and object of competition between the various currents of the French trade unionism. By including this text in the evolution of the French working movement, it's easier to understand his complexity and his richness. It is the emblem of . [Show full abstract] this labour movement from which the originality is inseparable from republican and socialist policy in front of, which the trade unionism affirms itself like the specific means of the working emancipation.

Читайте также: