Конечной целью изучения языкового материала в школе является

Обновлено: 08.07.2024

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.

Предметом исследования в данном реферате являются активные методы обучения. Главная их задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Объектом исследования явились основные цели и содержание некоторых методов активного обучения. Цель реферата - ознакомиться с целями обучения иностранному языку на средней ступени, а так же некоторыми методами активного обучения, возможностью их применения в школьной практике.

  1. Цели и задачи обучения иностранному языку на современном этапе

Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка.

Если раньше характер преподавания иностранных языков в мире определялся социальными запросами государства, исходя из характера экономических, политических и международных связей, то сегодня в Европе ситуация резко меняется. Многие европейские страны становятся членами Совета Европы, совместно решая сходные проблемы и устанавливая единые стандарты и требования. Преподавание иностранных языков не стало исключением. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе.

Следует отметить, что сегодня наблюдается устойчивая тенденция в некоторых школах и вузах к целенаправленной подготовке слушателей к сдаче международных экзаменов. Экзамены в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов и дипломов), сколько объективным показателем прогресса в языке.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой.1

Безусловно, слова, грамматические конструкции, интонемы изучаются с целью их преобразования в осмысленные высказывания, т.е. имеют четко выраженную речевую направленность. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь. Но речь всегда ситуативна, ситуация же в свою очередь определяется местом и временем, особенностями аудитории, партнеров по общению, целью общения и так далее. Чтобы адекватно решать задачи общения в каждом конкретном случае, помимо лингвистической компетенции нам необходима социолингвистическая компетенция, т.е. способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом. Чтобы научиться этому, важно знать семантические особенности слов и выражений, как они изменяются в зависимости от стиля и характера общения, какой эффект они могут оказать на собеседника.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что социолингвистическая компетенция и вопросы речевой и языковой допустимости имеют много общего. Возникает вопрос: когда же нужно начинать формирование этих умений? Язык отражает особенности жизни людей. Изучая многообразие планов выражения, можно многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. А это подводит нас к необходимости формирования социокультурной компетенции. Сегодня, говоря о том, что целью обучения является общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов, но готовность и способность к ведению диалога культур.

Но для того, чтобы грамотно решать задачи общения и добиваться желаемых результатов, недостаточно лишь знаний культурологического характера.

В настоящее время можно выделить общую тенденцию выдвигать в качестве цели обучения развитие умений общаться на иностранном языке. Такая цель отражает широкий социальный взгляд на природу языка и в полной мере учитывает специфику объекта изучения на уроке иностранного языка. Но существует точка зрения, что неправомерно выдвигать данную цель в качестве основной применительно к обучению иностранным языкам. Эта точка зрения обосновывается на более широком понимании задач обучения иностранным языкам, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением. В поле зрения должны находиться и другие важные задачи, связанные с овладением знаниями о языке и через язык – культурой соответствующего народа. Нацеленность исключительно на усвоение учащимися практических навыков и умений не позволяет учесть многообразия возможных мотиваций школьников в изучении предмета. Не для всех учащихся коммуникативная мотивация является основным двигателем в овладении иностранным языком. Это может быть и стремление ученика углубить сферу своей познавательной деятельности, для других — существенная красота звучания самого языка, а для третьих – любовь и интерес к культуре другой страны. 2

Итак, в отечественной методике выделяются четыре аспекта цели обучения иностранному языку:

1) учебный практический аспект,

2) воспитательный аспект обучения,

3) образовательный аспект,

4) развивающий аспект.

Учебный практический аспект. Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными - аудированием и чтением, продуктивными - говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой. Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между пародами, экономического и социального прогресса.

Чрезвычайно важным в учебном аспекте следует считать приобретение навыков самостоятельной работы.

Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у учащихся мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.

Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности.

Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться. 4

  1. Система обучения иностранным языкам на современном этапе

Система обучения – совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства общения. С позиции системного подхода в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства, организационные формы обучения. Все компоненты системы обучения находятся между собой в определенной иерархической зависимости, однако доминирующая роль внутри системы принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием среды и оказывают влияние на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средств и организационных форм обучения.

Таким образом, стратегическая цель обучения направлена на формирование у обучающихся черт вторичной языковой личности, а их сформированность позволяет участвовать в межкультурном общении на уровне носителя языка и повышать уровень такого общения как в процессе занятий с преподавателем, так и в процессе самоподготовки. Общеобразовательная школа оказалась не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель обучения — формирование ключевых компетентностей. В ходе обучения иностранному языку нужно стремиться к формированию следующих видов компетенций: социально-политической, информационной, готовность к образованию на протяжении всей жизни. 5

Таким образом, в данном реферате были рассмотрены три активных метода обучения иностранному языку.

Упражнения по прежнему остаются ведущим средством в достижении главной цели обучения иностранному языку - формирования коммуникативной личности, способной задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассказать о событиях в прошлом, настоящем или будущем, иначе говоря, личности, способной к общению. В настоящее время стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию новых активных методов обучения.

Использование активных методов, несомненно, является положительным в обучении иностранному языку. Дети не только изучают язык, но одновременно происходит и формирование раскрепощенной, уверенной в себе личности, способной выйти из любой сложившейся ситуации. Мы считаем, что активные методы обучения могут так же широко применяться и в обучении другим школьным предметам.

Итак, все составляющие цели обучения языков взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловливают друг друга. Цель обучения – развитие способности к межкультурной коммуникации – интегративна по своей сути, считает Е.И.Пассов.

Итак, основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.

Грамматические и словообразовательные упражнения

Конечной целью изучения в школе теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основана на связи упражнений.

Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учетом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имен прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).


В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, русский язык, лингвистические термины.

Русский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая русский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам.

Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии младшими школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.

Актуальность данной темы состоит в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У младших школьников наблюдается:

– ограниченность специального словарного запаса,

– трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,

– неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,

– трудность самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.

Работа над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка в школе многогранна и получила достаточное освещение в научной литературе, хотя к ее решению ученые подходят по-разному.

В психолого-педагогической, методической литературе описываются разные подходы к рассмотрению на уроке русского языка языкового понятия, обозначенного термином. А. Н. Гвоздев указывает на роль и значение осознанности и самостоятельности процесса усвоения понятия [2, с. 34].

Конечной целью исследования в школе лингвистической терминологии считается осмысленное ее внедрение для грамматически верного и стилистически четкого выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению этих знаний нужно учиться, при этом учиться целенаправленно и постоянно.

Каждое понятие проходит долгий путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого непосредственно выделяются следующие стадии:

  1. Анализ языкового материала. Целью данной стадии является выделение значимых признаков понятия. На этом этапе происходит отвлечение от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
  2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятий (установление связей между понятиями), введение термина. Ученики овладевают операциями сравнения и синтеза.
  3. Понимание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
  4. Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными. Упражнения на применение знаний на практике. [6, с. 194].

Для раскрытия особенностей изучения лингвистических терминов младшими школьниками нами было проанализировано несколько учебно-методических комплектов. [3, 4, 5]

Комплекты изучались с целью изучения представленных теоретических сведений, а также с точки зрения того, как эти знания отрабатываются в упражнениях. При проведении сравнительного анализа УМК нами были выявлены сходства и различия в методах и приемах подачи информации; времени ее предоставления.

Проанализировав учебники по русскому языку курса начальной школы, мы отметили, что в начальной школе насчитывается более ста двадцати языковых понятий, а именно:

1) фонетические понятия: звук речи, слог, безударный слог, пауза, голос произношение и др.;

2) грамматические понятия: имя существительное, предлог, сложное простое предложение и др.;

3) общеязыковые и речеведческие понятия: язык, речь, устная и письменная речь, чтение и др.;

4) лексические понятия: синонимы, многозначные слова, антонимы, устаревшие слова и др.;

5) понятия графики и орфографии: буква, запятая, строчная и заглавная буква и др.;

6) понятия морфемики и словообразования: корень слова, суффикс, родственные слова и др.;

7) понятия теории речи и риторики: диалог, сочинение, письмо и др.

8) В учебниках по русскому языку эти термины использованы в рамках правил.

9) В ходе организации диссертационного исследования нами была разработана анкета для учителей с целью определения трудностей, которые они испытывают в работе над лингвистическими терминами, а также выявления используемых ими методов и приемов.

Анкета для учителей

  1. ФИО_______________________________________________
  2. Ваш стаж работы______________________________________
  3. По какой программе Вы работаете? _______________________
  4. Как Вы считаете, достаточно ли времени отводится на изучение лингвистических терминов в курсе русского языка начальной школы? ________________________________________________________________
  5. Много ли в учебнике дается заданий на изучение терминов? ________________________________________________________________
  6. Изучение каких терминов вызывает наибольшую сложность? ________________________________________________________________
  7. Какие методы и приемы Вы используете для работы с термином на уроках русского языка? ________________________________________
  8. Как осуществляется контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка? _______________________________
  1. Понять причины терминологической неграмотности младших школьников (их нежелание работать с терминами; неосознание их значения ввиду неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и др.).
  2. Разработать методы и приемы эффективной работы с терминологическим аппаратом, а также подобрать соответствующие задания.

Рассмотрим несколько типов упражнений, ориентированных на освоение термина и понятия, обозначаемого им.

Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в различных речевых и языковых конструкциях. Эти упражнения строятся на:

 конструировании слов, словосочетаний и предложений различных типов (составь предложение к данным схемам:


 образование слов из морфем (составь слово из данных частей: ход, вы, н, ой);

1) Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с данной терминологией. Цель этих упражнений направлена на развитие умения выделять значимые признаки термина. Анализ языковых единиц и текста составляет их основу:

– анализ текста (определить тип текста);

– анализ лексики (узнайте слово по его лексическому значению);

2) Упражнения на создание тематических групп терминов (Например, из перечисленных терминов выпиши те, которые обозначают части слова — синоним, приставка, основа, антоним, ударение, суффикс, корень). Целью этих упражнений является формирование умения группировать термины по общим признакам. Систематизировать понятия можно, опираясь на различные признаки, а именно, термины:

3) Упражнения на создание словаря лингвистических терминов. (Например, запиши словарные слова в словарик по темам: животные, школьные принадлежности, дни недели, месяца и др.) Цель данных упражнений заключается в формировании списка терминов, изучаемых на уроках русского языка. В соответствии с программой они должны быть введены в словарный запас школьника. Исходя из практики обучения русскому языку закрепление термина необходима.

4) Определение сходства и различия в значениях терминов.

5) Постоянное включение в речь лингвистических терминов. Этот прием применяется на каждом уроке, чтобы учащиеся чаще слышали термины, запоминали их, объясняли, применяли на практике.

6) Работа со словарями (словообразовательными, толковыми, этимологическими). Школьники учатся самостоятельно работать с различными терминами.

Контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка осуществляется при помощи:

9) терминологического лото,

11) различных заданий, например, на группировку терминов, поиск языковых единиц, иллюстрирующих данное понятие и др.

Результаты опроса учителей говорят о том, что повышение качества знаний учащихся напрямую зависит от систематической работы над лингвистическими терминами, а также, включение в уроки нестандартных занимательных, заданий. В своей работе учитель должен использовать собственный опыт, дополнительную литературу и современные приемы, методы обучения. Если придерживаться этих рекомендаций, то работа детей достигнет поставленных целей и интерес к урокам не пропадет.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, термин, начальная школа, слово, упражнение, урок, лингвистическая терминология, работа, установление связей, лексическое значение.

Методика грамматики – раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс формирования грамматических понятий у учащихся и усвоения ими грамматических закономерностей, выработки практических умений в области грамматического анализа. Включает методику изучения со-става слова, методику изучения морфологии, методику изучения синтаксиса.

Грамматика как наука изучает грамматический строй языка: строение слов, формы словоизменения, виды словосочетаний и предложений; включает два раздела: морфологию и синтаксис. Изучение грамматики родного языка необходимо для совершенствования речи учащихся, т. к. знание грамматических законов построения языковых единиц является основой сознательного отношения к их употреблению в речи.

Усвоение грамматических понятий обеспечивает умственное развитие учащихся, а также является условием успешного формирования навыков правописания.

Школьная грамматика представляет собой описание строя изучаемого языка, отвечающее задачам обучения этому языку в школе. Школьная грамматика, будучи научной по содержанию, отличается от научной грамматики объемом и способом изложения, соответствующими определенной ступени образования.

Традиционно под школьной грамматикой понимается не только собственно грамматика как раздел лингвистики в его учебном изложении, но и теоретические знания из других разделов лингвистики: фонетики, графики, орфографии, лексики, словообразования.

Грамматические упражнения – упражнения, направленные на закрепление знаний по грамматике и формирование учебно-языковых умений учащихся по распознаванию и анализу изученных языковых явлений.

По характеру формируемых знаний и умений можно выделить группы упражнений, связанные:

  • с изучением морфемного состава слова (словообразовательные);
  • с изучением частей речи (морфологические);
  • с изучением словосочетания и предложения (синтаксические).

По преимущественному характеру мыслительных операций грамматические упражнения могут быть:

  • аналитические (устный и письменный грамматический разбор, распознавание грамматических форм слов и видов предложений в текстах, анализ словообразовательных и грамматических ошибок и др.);
  • синтетические (образование слов из данных частей, форм слов с заданным грамматическим значением, составление словосочетаний и предложений и др.).

Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, их
формам, словосочетаниям, предложениям. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием самих языковых явлений, признаки которых обобщаются в понятии.

Первичный материал для грамматических обобщений – языковые единицы – абстрактен и является обобщением конкретных явлений действительности.

Следовательно, грамматическое понятие, являясь обобщением над уже обобщенным, отличается высоким уровнем абстракции, что вызывает затруднения при их усвоении учащимися.

Трудности при усвоении грамматических понятий младшими школьниками могут проявляться:

  • в ложном обобщении, когда в содержание понятия включаются несущественные признаки (например, окончание – часть на конце слова);
  • в неспособности отвлечься от конкретного лексического значения слова, конкретного содержания предложения (например, не относят к глаголам слова сидеть, мерзнуть, болеть, т. к. они не обозначают действия в их житейском понимании);
  • в ориентации на один из существенных признаков при подведении под понятие: либо смысловой (например, слова корова и теленок считают родственными), либо формальный (например, относят к родственным слова горе и гореть).

Лингвистическая компетенция – один из видов компетенций, формируемых у школьников при изучении русского
языка наряду с языковой, коммуникативной и культуроведческой. Лингвистическая компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке: усвоение знаний о его устройстве, развитии и функционировании, определенного комплекса лингвистических понятий, учебно-языковых умений и способов действий с изучаемыми языковыми единицами.

Лингвистические знания как предмет усвоения в начальной школе представляют собой систему научных знаний об устройстве и функционировании русского языка и включают знания по фонетике и графике, лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и синтаксису. Лингвистические знания могут усваиваться младшими школьниками на эмпирическом уровне (представления) и на теоретическом уровне (понятия).

Объем и уровень усвоения лингвистических знаний, формируемых в начальной школе, определяется, с одной стороны, практической направленностью изучения русского языка: в содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для совершенствования речи учащихся и формирования у них навыков правописания, а с другой стороны, развивающей функцией изучения теории языка: содержание обучения представляет систему языка во взаимосвязи всех его подсистем, что способствует формированию основ научного мировоззрения и развитию логического мышления учащихся.

Лингвистические умения как предмет усвоения в начальной школе – то же, что учебно-языковые умения.

Методика введения языкового понятия на уроке русского языка опирается на описанные в психологии закономерности
процесса формирования понятий и предполагает следующую последовательность работы:

  • анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия – организуется наблюдение над
    специально подобранным языковым материалом, в ходе которого внимание учащихся фиксируется на существенных признаках понятия;
  • обобщение выделенных признаков – устанавливаются связи между выделенными признаками, вводится термин, если он не был знаком учащимся, в совместной деятельности формулируется рабочее определение понятия;
  • осознание формулировки определения понятия – организуется чтение и осмысление учащимися формулировки определения понятия, данной в учебнике, сопоставление ее с рабочим определением, анализ примеров из иллюстративной части определения;
  • конкретизация понятия на новом языковом материале – проводятся упражнения в применении нового знания: задания на распознавание понятия с опорой на существенные признаки выполняются с проговариванием способа действия.

Первые три дидактических момента составляют содержание этапа открытия нового знания на уроке, последний – совпадает с этапом первичного закрепления. Работа по конкретизации понятия на новом языковом материале продолжается на последующих уроках.

Методические условия успешного усвоения языковых понятий:

  • активизация умственной деятельности учащихся в ситуации поиска нового знания, что достигается методом проблемного обучения;
  • последовательное развитие лингвистического отношения к слову и предложению, означающего осознание школьниками взаимодействия семантической и грамматической сторон языка, т. е. осознание зависимостей, существующих между формой и значением языковых единиц;
  • подбор для наблюдения такого языкового материала, который обеспечит разграничение существенных и несущественных признаков понятия, осознанное оперирование всем комплексом признаков понятия;
  • включение новых понятий в систему ранее изученных, т. к. установление связей между понятиями – обязательное условие осознанного владения языком;
  • раскрытие сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения новой категории, в т. ч. изучение сходных в каком-либо отношении понятий в сопоставлении;
  • наглядное изучение понятия; в качестве наглядности наряду с таблицами, схемами, изображениями выступает и языковой материал, в котором наиболее ярко проявляется сущность понятия.

Методы изучения теории языка в начальной школе – методы обучения, используемые для формирования у младших
школьников системы лингвистических знаний и умений. К методам обучения, в которых отражается специфика предмета изучения – языка, относятся метод языкового анализа и метод конструирования.

Языковой анализ используется при изучении всех уровней системы языка (фонетический анализ, морфемный анализ, морфологический анализ и т. п.) и предполагает выявление структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности использования в тексте и пр.

Метод языкового анализа применяется как при введении новых знаний и их закреплении в упражнениях, так и для контроля их усвоения. Метод конструирования основан на синтезе языковых единиц разных уровней (образование слова, составление предложения и др.). Кроме названных методов, в изучении теории языка применимы методы, выделяемые с общедидактических позиций: теоретические и практические; наглядные и словесные, репродуктивные и поисковые, игровые и др.

Морфемный анализ (разбор слова по составу) в начальной школе – вид языкового анализа, упражнение по формированию
учебно-языковых умений, связанных с выделением значимых частей слова; используется также и как контрольное для проверки сформированности этих умений. Цель анализа – установить морфемный состав слова, т. е. выделить в слове живые для современного языка морфемы.

Рекомендуемый порядок и способы действий при проведении полного разбора слова по составу:

  1. Определить лексическое значение слова.
  2. Выделить в слове окончание (путем изменения слова и сопоставления его словоформ).
  3. Найти основу (путем отсечения окончания).
  4. Найти корень (путем подбора однокоренных слов).
  5. Найти приставку и/или суффикс (путем подбора одноструктурных слов или однокоренных слов без приставки / суффикса или с другими приставкой / суффиксом).

Для полного морфемного анализа в начальной школе предлагаются слова прозрачной морфемной структуры, в которых легко определяется значение морфем. Не используются слова со связанными корнями (отнять, вдеть) и опрощением (позор от зоркий), с наложением морфем (регбист, омский), с чередованием в суффиксе (дружочек, кружочки), с суффиксом -иj (лисий, медвежий).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Ведущей целью обучения иностранным языкам в начальной школе является:

г) коммуникативная.

2. Образование включает в себя по отношению к ученику следующие аспекты:

а) воспитание, развитие, учение;

б) обучение, общение, воспитание;

в) развитие, воспитание, обучение;

г) общение, обучение, развитие.

3. Интерференция — это:

а) положительное влияние одного языка на другой при овладении иностранным языком;

б) отрицательное влияние родного языка на иностранный при овладении иноязычными навыками;

в) положительное влияние иностранного языка на родной в учебном процессе.

4. Что из ниже перечисленного относится к аутентичному материалу:

а) сказка, переведенная с родного языка на иностранный для использования в учебных целях;

б) учебник, написанный зарубежными авторами

для школьников в России;

в) открытка, привезенная из страны изучаемого языка;

г) модель дома, изготовленного учеником в качестве домашнего задания.

5. Установите соответствие терминов (1-6) их дефинициям (а-з). Используйте

каждую букву только один раз. Два определения являются лишними.

1. Мониторинг-е

2. Контроль -а

3. Тестирование – в

4. Тест -б

5. Тестовое задание -г

6. Стимул -ж

а) процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе оценки за определенный раздел программы

б) задание стандартной формы, позволяющее установить уровень и наличие определенных знаний, умений и навыков

в) один из методов исследования в психологии и методике, предусматривающий выполнение

испытуемыми тестов для определения уровня способностей или достижений в какой-то области

г) минимальная составляющая единица теста, которая предполагает определенную вербальную или

невербальную реакцию тестируемого

д) аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе;

е) управление процессом контроля с периодическим слежением за объектом, обязательной обратной навыков, способностей, умственного развития и других качеств личности с помощью специальной шкалы результатов связью и рефлексией

ж) при оценке говорения или письма часть задания, на которую тестируемый должен отреагировать в

говорении или письме

з) объекты контроля

6. Установите соответствие терминов (1-6) их дефинициям (а-з). Используйте каждую букву только один раз.

1. Отметка -а

2. Оценивание -д

3. Критерий оценивания -в

4. Параметр оценки -е

5. Шкала оценивания -б

6. Ошибка -г

а) качественная характеристика речевого продукта

б) количественные данные, которые используют для оценки

в) условное выражение оценки знаний, навыков и умений в оценочных баллах

г) отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм; результат неправильного действия учащегося;

д) определение степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений в соответствии со стандартами и программой;

ж) инструкции испытуемым перед каждым заданием

з) объект контроля

7. Какие из следующих типов заданий используются в ЕГЭ? Задания на множественный выбор);

1. Задания на соответствие;

2. Задания на группировку;

3. Задания на установления последовательности;

4. Задания на идентификацию;

5. Задания на альтернативный ответ;

6. Задания на краткий ответ;

7. Задания на трансформацию;

8. Задания на заполнение пропусков

9. Задания на подстановку

10. Задания на заполнение таблиц и схем

11. Задания на редактирование

12. Задания – ролевая игра

13. Задание на написание личного письма

7. Выбрать правильный ответ:

Метод в узком смысле слова это:

a) методическое направление в истории методики;

b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;

c) модель реализации основных компонентов учебного процесса.

d) соответствующая определенная концепция.

8. Выбрать правильный ответ:

Метод в широком смысле слова это:

a) методическое направление в истории методики;

b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;

c) модель реализации основных компонентов учебного процесса;

d) соответствующая определенная концепция.

9. Выбрать правильный ответ:

Метод в узком смысле слова это:

a) методическое направление в истории методики;

b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;

c) модель реализации основных компонентов учебного процесса.

d) соответствующая определенная концепция.

10. Выбрать правильный ответ:

Метод в широком смысле слова это:

a) методическое направление в истории методики;

b) путь способ достижения определенной цели в преподавании и учении;

c) модель реализации основных компонентов учебного процесса;

d) соответствующая определенная концепция.

11. Передача учащимся знаний и управление их деятельностью, направленной на выработку определённых навыков и умений называется ________.

б) обучением

12. Принцип коммуникативной направленности заключается в:

а) использовании языковой и неязыковой наглядности;

б) создании ситуации общения;

в) отборе содержательного, ценного для обучения материала,

обеспечивающего целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых

г) в лёгком запоминании и извлечении из памяти языковых знаний.

13. Что из перечисленного является видом речевой деятельности?

а) Аудирование.

в) Фонетический минимум.

14. Какой из перечисленных видов речевой деятельности относится к рецептивным?

а) Письменная речь.

б) Монологическая речь.

в) Чтение.

г) Диалогическая речь.

15. Что из указанного ниже является одной из особенностей диалогической речи?

а) Разноструктурность предложений и сложный синтаксис.

б) Экстралингвистическая обусловленность.

в) Контекстность.

г) Полнота и развернутость.

16. Какая из перечисленных задач решается в процессе обучения изучающему чтению?

а) Узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск информации.

б) Использование текста в качестве опоры для развития умений устной речи.

в) Определение главной и второстепенной информации в тексте.

г) Определение темы текста.

17. В основе принципа учета родного языка лежат 2 противоположные тенденции:

a) явление перевода;

b) явление переноса;

c) явление интерференции;

d) явление дифференциации.

18. Cоставляющими коммуникативной компетенции являются:

a) профессиональная компетенция;

b) лингвистическая компетенция;

c) социокультурная компетенция;

d) дискурсивная компетенция.

19. Аспектами цели обучения иностранному языку являются:

a) учебный практический аспект;

b) образовательный аспект;

c) развивающий аспект;

d) прикладной аспект.

20. Основными компонентами содержания обучения иностранным языкам являются:

a) лингвистический;

c) психологический;

d) методологический.

21. Ситуации общения на уроке можно подразделить на 3 группы:

a) реальные;

b) проблемные;

d) условные.

22. Произносительные навыки подразделяются на 2 группы:

a) ритмико-интонационные;

c) слухо-произносительные;

23. Установите соответствия

Упражнения Типы упражнений

1. вопросно-ответные на изученном материале -в имитационные

2. составление фраз по образцу/таблице -б трансформационные

3. повторение слов, фраз/списывание -в репродуктивные

4. замена грамматической формы - г подстановочные

24. Виды чтения Цели чтения

1. поисковое - г получение общего представления о содержании текста

2. ознакомительное – б извлечение основной информации при быстром темпе чтения

4. изучающее –в поиск нужной информации

25. Алгоритм работы при обучении аудированию

задание на прослушивание -3

контроль понимания текста -5

снятие лексических и грамматических трудностей -2

общая установка -1

творческая переработка информации - 6

26. Виды контроля с учетом объема материала

27. Этапы проектной работы

защита проекта -6

постановка проблем/задач -1

работа в группах в классе -4

выдвижение гипотез -2

внеклассная индивидуальная/групповая работа -3

оформление результатов -5

б) тренировка

29. Методический прием, предполагающий поиск оптимального решения проблемы в течение ограниченного периода времени.

а) мозговая атака

30. План, представляющий перспективу работы учителя по теме:

а) календарно-тематический план

б) план-конспект урока

в) тематический план

31. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется

а) самой школой

б) родителями учащихся

в) Государственным образовательным стандартом

32. Этап работы с видеоматериалами, предусматривающий комментирование событий, драматизацию, ролевые игры, дискуссии и т.д.?

а) рецептивный этап

б) подготовительный этап

в) аналитический этап

г) продуктивный этап

33. Методические принципы это:

а) исходные положения, обуславливающие стратегию обучения ИЯ

б) действие с языковыми явлениями

в) способ формирования и формулирования мысли

34. Упражнения, формирующие основные качества навыка:

б) Речевые

35. Определите этап работы над видеоматериалами:

Он включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. Это …

б) Рецептивный

Какие аспекты выделяются в классификации целей обучения иностранным

языкам Е.И. Пассовым?

а) образовательный

б) развивающий

г) воспитательный

37. Какие компоненты содержания обучения ИЯ выделяет Г.В. Рогова?

а) лингвистический

б) методологический

г) психологический

38. Подберите задания для подготовительного этапа работы с текстом при обучении аудированию:

а) постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте

б) определить по заголовку тему текста, основную мысль

в) комментирование того, что в тексте ново, интересно, значимо для школьников

г) сообщить незнакомые слова, важные для понимания, о значении которых учащиеся

не смогут догадаться

39. Определите, какие из приведённых ниже особенностей характеризуют

а) целенаправленность

в) непрерывный характер

г) смысловая законченность

40. Для того, чтобы все ученики имели больше возможностей и времени для общения на уроке, необходимо:

а) шире использовать групповые и парные режимы работы

б) больше заучивать тексты наизусть

в) давать больше языковых упражнений

г) создавать игровые ситуации

41. Видами контроля являются ….

а) текущий

в) промежуточный

г) фронтальный

Установите соответствие:

1) изучающее чтение –а - чтение, с целью получить самое общее представление о содержании текста и выбрать нужный источник из нескольких

второстепенных фактов, содержащихся в тексте, их осмысление и запоминание

3) поисковое чтение – в - чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного,

4) ознакомительное чтение –г - чтение, направленное на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего использования в определенных целях

1) социальная компетенция –г

2) социолингвистическая компетенция –а

3) стратегическая и дискурсивная компетенции –б

4) лингвистическая компетенция -в

А-способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с ситуацией общения

Б - умение выстраивать речь логично, последовательно и убедительно

В- овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка

Г-готовность и желание взаимодействовать с другими людьми

1) Принцип индивидуализации обучения ИЯ – а

2) принцип активности обучения ИЯ – в

3) принцип коммуникативной направленности - г

4) принцип сознательности - б

А- использование дифференцированных заданий с учетом возможностей и интересов учащихся

Б - понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами

В - вовлечение каждого учащегося в активную речемыслительную деятельность

Г- формирование культуры общения и речевого поведения

А- специальным образом организованный процесс, в ходе которого осуществляется усвоение и воспроизведение определенного опыта в соответствии с заданной целью формирования и развития коммуникативной культуры учащихся

Б- процесс неосознанного, интуитивного и непреднамеренного усвоения языка, протекающий в ходе социализации личности ребенка

В- осознанная целенаправленная деятельность, направленная на усвоение языка (его фонетики, лексики, грамматики)

46. Восстановите последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся при обучении аудированию:

дать установку на прослушивание текста с целью понимания его общего содержания -2

снять лексические и грамматические трудности -1

проверить детальное понимание текста -5

проверить понимание общего содержания текста -3

дать установку на повторное прослушивание текста с целью выявления определенных подробностей-4

47. Восстановите методическую последовательность действий учителя и учащихся при обучении диалогической речи на основе диалога-образца:

повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором -2

чтение диалога по ролям и заучивание реплик -3

прослушивание диалога-образца и контроль понимания его содержания -1

воспроизведение заученного наизусть диалога-образца учащимися -4

варьирование диалога-образца в соответствии с новыми ситуациями -6

варьирование диалога-образца в пределах одной ситуации -5

48. Организуйте этапы урока по проекту в необходимой последовательности:

планирование учителем проекта в рамках темы программы -1

распределение заданий в микрогруппах -5

практическая деятельность учащихся и осуществление промежуточного контроля -6

выдвижение идеи учителем на уроке -2

презентация и обсуждение результатов, подведение итогов, выставление оценок -7

обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения -3

формирование микрогрупп -4

49. Восстановите последовательность работы над произношением в контексте коммуникативного подхода:

вычленение учителем особо трудного звука (если нужно, пояснение его артикуляции) -2

отработка всего речевого образца хором и индивидуально - 5

предъявление речевого образца в речи учителя - 1

использование данного речевого образца для решения коммуникативной задачи -6

Читайте также: