Рыхление растений в детском саду

Обновлено: 09.07.2024

Участники проекта : дети, родители и воспитатели.

Актуальность: Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Теплица, которая находится на территории детского сада, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к ним. Теплица является живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников – о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, в теплице, формируются отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, к труду.

Цель: формирование экологической культуры ребенка на основе воспитания осознанно правильного отношения к природе.

Задачи:  продолжать расширять представления детей о культурных растениях;

 учить сопоставлять изменения различных растений на учебно-опытном участке (теплице);

 продолжать формировать представления об основных жизненных функциях и биологических потребностях и циклах растений как живых организмах: растут, питаются, изменяются, дышат и т. д. и различий друг от друга в появлениях этих функций;

 учить понимать связь между средой обитания конкретных растений и особенностями их строения;

 продолжать формировать представления об основных потребностях различных растений, учебно-опытного участка: влага, тепло, свет и способах их удовлетворения;

 формировать умение использовать наблюдение, как способ познания: принимать или самостоятельно ставить цель, выдвигать предложения, планировать ход исследования, делать выводы;

 совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями учебноопытного участка (теплицы): поливать, рыхлить, пропалывать;

 активизировать словарь: название растений теплицы и описаний характерных признаков.

- развивать связную речь в процессе наблюдений и исследований, составление описательных рассказов о растениях , отражать в речи результаты труда;

 воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.

Проблема : как вырастить урожай овощей в теплице.

Материал :  наличие на территории детского сада теплицы;

 научно-популярная литература по данной теме;

 детская познавательная и художественная литература, периодические издания (газеты и журналы), наглядно-иллюстративный материал;

 детский садово-огородный инвентарь: лопатки, лейки, грабли, ведерки.

Форма проведения: беседы : экспериментальная деятельность, наблюдения, тематические занятия, дидактические игры.

Этапы проектной деятельности :

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задачи.

2. Определение методов исследования.

3. Составление календарно-тематического плана.

4. Подбор наглядно-иллюстративного материала по теме.

5. Приобретение детского садово-огородного инвентаря: лопатки, лейки, грабли, ведерки.

6. Подбор художественной литературы по теме.

7. Подбор познавательной литературы.

8. Просмотр мультфильмов.

2 этап – основной.

Включает в себя: работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми:

 образовательная деятельность, осуществляемая в ходе экспериментальной деятельности;  самостоятельная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

 самостоятельная деятельность детей.

Познавательная деятельность детей по выращиванию овощей:

1. Тематические занятия;

2. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов;

3. Чтение художественной и познавательной литературы по теме;

4. Наблюдение за ростом растений;

6. Создание проблемных ситуаций;

Продуктивная деятельность детей.

9. Создание макетов

Работа с родителями:

1. Выращивание и наблюдение с детьми за ростом овощей на личном огороде.

2. Оформление фотоколлажа.

3 этап – заключительный.

Ожидаемые результаты:

К окончанию проекта у детей сформированы:

- Знания и навыки по выращиванию растений в теплице

 выращивание рассады из семечка;

 пикировка растений в отдельные горшки;

 пересадка растений в теплицу;

 умение различать сорняки от культурных растений;

 умение определять необходимость полива в данное время;

 умение определять спелость овощей.

Создать необходимые условия в ДОУ для организации выращивания с детьми

– дошкольниками растений в теплице:

 приобрести теплицу, закупить плодородную землю, детский садовоогородный инвентарь для детей.

 оформить картотеку стихов, загадок, сказок, рассказов об овощах.

Вызвать интерес у родителей к проблемам выращивания растений детьми.

Оформить фотоколлаж на тему:

Цель мероприятия Познакомить детей с разными видами перца: сладким и горьким (жгучим), обратить внимание на то, что их не трудно различать по внешним признакам, быть осторожным с жгучим перцем. Рассказать детям об особенностях ухода за перцем. Представить детям возможность увидеть различные сорта перца, отличающиеся по форме, цвету, размеру. Выставка плодов перца в групповой комнате с привлечением родителей и сотрудников детского сада.


Полный текст материала Проект "Выращивание овощей дошкольниками в теплице" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

— содействовать воспитанию бережного отношения к комнатным растениям, трудолюбия, желания помогать взрослым.

Оборудование: цветы в горшках, лопатка для рыхления.

Организация: 5-8 человек

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришла кукла Катя давайте с ней поздороваемся

Кукла Катя: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Воспитатель: А докажите, что сейчас зима?

Воспитатель: а сейчас ребята я загадаю вам загадку.

Загадка: «Воздух очищают, создают уют

-Ребята, посмотрите какие красивые цветы у нас с вами стоят в групповой комнате. У нас растут фиалки, хлорофитумы, бегония. Как их можно назвать, одним словом? (Одним словом они называются комнатные растения.)

-Чтобы они всегда были у нас с зелеными листочками и цвели за ними необходимо ухаживать за цветами.

-Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву. Для рыхления есть специальная лопатка. Посмотрите, как она выглядит. Она узенькая и удобная, это позволяет нам не поранить корни цветов. Я покажу вам как ею надо работать. (Показываю).

Теперь попробуйте вы по очереди, а я посмотрю, как у вас получается.

А сейчас ребята предлагаю, вам посадить на кресло нашу куклу Катю и пускай она посмотрит, как мы с вами будем делать физкультминутку.

На окне в горшочках.

Поднялись цветочки (руки вверх).

К солнцу потянулись (поднялись на носочки).

Солнцу улыбнулись (улыбаются).

К солнцу листочки.

Повернут цветочки (поворачиваются друг к другу).

Развернут бутоны (поднимают, руки вверх соединяют).

В солнце утонут (опускают руки).

— Теперь давайте посмотрим, в каком горшке вода впитается быстрее. Возьмем два горшка с цветами. В одном будет рыхленная почва, а в другом нет. Мы польем оба растения и сравним, где вода впитается быстрее. Посмотрите, как я буду поливать растения. Носик лейки подношу к горшку с цветком и наклоняю лейку. (Поливаю).

— Где вода впиталась быстрее? (В горшке, где почва рыхленная).

-Почему? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения.)

Дети по очереди рыхлят почву в горшках с растениями. Поливают их. Воспитатель контролирует процесс. Исправляет ошибки детей.

Итог занятия

-Ребята, а давайте скажем, нашей кукле Кати чему мы сегодня с вами научились делать на занятии? (Рыхлить почву и поливать цветы лейкой).

— Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).

— Как нужно поливать растения? (Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).

— У вас хорошо получалось, вы молодцы. Занятие закончено, можете идти играть.

Автор: Елисеева Наталья Ивановна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды

Цель:

Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.

Задачи по образовательным областям:

  • Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
  • Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
  • Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
  • Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)

Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица - приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?

(карточка с изображением SOS)

Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.

Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут" (Ответ: Цветы)

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.

(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)

Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).

Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)

Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.

Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).

Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)

Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.

(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,

(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)

Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)

Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)

Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)

Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?

Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.

Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?

Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3

где изображено опрыскивание растений)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)

Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)

Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)

Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).

(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)

Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)

- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?

(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)

Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.

(Дети называют все растения.)

Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.

(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.

Он приходит, дети его приветствуют.)

Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.

(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)

Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)

Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.

(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!

(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?

Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.

(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)

Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод!

Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.

Учить детей ухаживать за комнатными растениями: рыхлить землю, протирать листья, поливать.

Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.

Развивать любознательность, внимание.

Воспитывать любовь к труду.

Образовательные области: Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.

Метод и приемы : словесный, игровой, наглядный, практический.

Словарная работа: активизация речевого словаря, обогащение словаря - названия растений: бегония, лилия, фикус, питомцы.

Предварительная работа: беседа о жизни растений, уход за цветником, сбор семян.

Материал и оборудование: инвентарь по уходу за цветами, фартуки, вода, тряпочки, звёздочки.

ХОД ООД:

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне.

2. Сюрпризный момент: В гости пришёл Кактус, просит ребят поухаживать за его друзьями.

- Ребята, вы умеете ухаживать за растениями? Покажите наши гостям и Кактусу, как вы умеете ухаживать за нашими цветами.

3. Беседа. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Подойдите поближе, и вспомните их названия: лилия, бегония, фикус, декабрист. Правильно! Самые большие цветы у нас - это фикусы. Но для чего нам нужны цветы дома, детском саду? Правильно, чтобы было красиво, много свежего и чистого воздуха, именно растения нам помогают дышать. А теперь, послушайте стихотворение:

Чтоб растение росло ,

И питалось и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод.

Дети подходят к воспитателю, достают из мешочка предметы и объясняют, для чего они нужны. Лейка – поливать, деревянная палочка – рыхлить, пульверизатор – опрыскивать, салфетки – стирать пыль с листочков, цветочный горшок – для посадки цветов. Молодцы, ребята, отгадали правильно.

- Ребята, как в думаете, а цветы живые? Да! Они дышат, пьют воду, растут. А чтобы они оставались здоровыми, сегодня мы будем за ними ухаживать: поливать, рыхлить землю, смывать пыль с листочков. Я знаю, что вы с работой обязательно справитесь. Надевайте свои фартуки, только будьте аккуратны в работе, не пораньте себе пальчики, не испачкайте пол, не облейте его водой.

Высокие, красивые, цветы у нас растут (кисти рук поднимают вверх, ладони сомкнуть и шевелить пальцами).

А корни под землёю, для них водичку пьют. (опускают, сомкнув ладони тыльной стороной вниз, и сжимают в кулачки. (Повторить 2- 3 раза).

8. Распределение работы и подготовка к ней. (Дети надевают фартуки, берут инвентарь).

9. Работа детей с комментированием и индивидуальная помощь воспитателя тем, кто затрудняется. Воспитатель предлагает детям рассказывать по ходу работы, что они делают и для чего? Напомнить детям, что летом цветы поливают утром, а зимой вечером.

10. –Молодцы, вы хорошо справились с работой! Посмотрите, какие стали весёлые друзья у нашего Кактуса. Я думаю, что Кактус и цветы остались довольны! Ребята, а вы теперь и дома ухаживайте за цветами и ваши питомцы отблагодарят вас чистым воздухом!

11. Итог. Дети, давайте посчитаем, кто, сколько на занятии заработал звёздочек? (дети считают звездочки). Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что хорошего мы сделали для Кактуса? (Да, помогли расти его друзьям). Занятие окончено, всем спасибо! Снимайте свои фартуки, мойте инвентарь и свои руки.

Читайте также: