Рыхление растений в детском саду
Обновлено: 09.07.2024
Участники проекта : дети, родители и воспитатели.
Актуальность: Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Теплица, которая находится на территории детского сада, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к ним. Теплица является живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников – о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, в теплице, формируются отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, к труду.
Цель: формирование экологической культуры ребенка на основе воспитания осознанно правильного отношения к природе.
Задачи: продолжать расширять представления детей о культурных растениях;
учить сопоставлять изменения различных растений на учебно-опытном участке (теплице);
продолжать формировать представления об основных жизненных функциях и биологических потребностях и циклах растений как живых организмах: растут, питаются, изменяются, дышат и т. д. и различий друг от друга в появлениях этих функций;
учить понимать связь между средой обитания конкретных растений и особенностями их строения;
продолжать формировать представления об основных потребностях различных растений, учебно-опытного участка: влага, тепло, свет и способах их удовлетворения;
формировать умение использовать наблюдение, как способ познания: принимать или самостоятельно ставить цель, выдвигать предложения, планировать ход исследования, делать выводы;
совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями учебноопытного участка (теплицы): поливать, рыхлить, пропалывать;
активизировать словарь: название растений теплицы и описаний характерных признаков.
- развивать связную речь в процессе наблюдений и исследований, составление описательных рассказов о растениях , отражать в речи результаты труда;
воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
Проблема : как вырастить урожай овощей в теплице.
Материал : наличие на территории детского сада теплицы;
научно-популярная литература по данной теме;
детская познавательная и художественная литература, периодические издания (газеты и журналы), наглядно-иллюстративный материал;
детский садово-огородный инвентарь: лопатки, лейки, грабли, ведерки.
Форма проведения: беседы : экспериментальная деятельность, наблюдения, тематические занятия, дидактические игры.
Этапы проектной деятельности :
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задачи.
2. Определение методов исследования.
3. Составление календарно-тематического плана.
4. Подбор наглядно-иллюстративного материала по теме.
5. Приобретение детского садово-огородного инвентаря: лопатки, лейки, грабли, ведерки.
6. Подбор художественной литературы по теме.
7. Подбор познавательной литературы.
8. Просмотр мультфильмов.
2 этап – основной.
Включает в себя: работа с детьми, работа с родителями.
Работа с детьми:
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе экспериментальной деятельности; самостоятельная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
самостоятельная деятельность детей.
Познавательная деятельность детей по выращиванию овощей:
1. Тематические занятия;
2. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов;
3. Чтение художественной и познавательной литературы по теме;
4. Наблюдение за ростом растений;
6. Создание проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность детей.
9. Создание макетов
Работа с родителями:
1. Выращивание и наблюдение с детьми за ростом овощей на личном огороде.
2. Оформление фотоколлажа.
3 этап – заключительный.
Ожидаемые результаты:
К окончанию проекта у детей сформированы:
- Знания и навыки по выращиванию растений в теплице
выращивание рассады из семечка;
пикировка растений в отдельные горшки;
пересадка растений в теплицу;
умение различать сорняки от культурных растений;
умение определять необходимость полива в данное время;
умение определять спелость овощей.
Создать необходимые условия в ДОУ для организации выращивания с детьми
– дошкольниками растений в теплице:
приобрести теплицу, закупить плодородную землю, детский садовоогородный инвентарь для детей.
оформить картотеку стихов, загадок, сказок, рассказов об овощах.
Вызвать интерес у родителей к проблемам выращивания растений детьми.
Оформить фотоколлаж на тему:
Цель мероприятия Познакомить детей с разными видами перца: сладким и горьким (жгучим), обратить внимание на то, что их не трудно различать по внешним признакам, быть осторожным с жгучим перцем. Рассказать детям об особенностях ухода за перцем. Представить детям возможность увидеть различные сорта перца, отличающиеся по форме, цвету, размеру. Выставка плодов перца в групповой комнате с привлечением родителей и сотрудников детского сада.
Полный текст материала Проект "Выращивание овощей дошкольниками в теплице" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
— содействовать воспитанию бережного отношения к комнатным растениям, трудолюбия, желания помогать взрослым.
Оборудование: цветы в горшках, лопатка для рыхления.
Организация: 5-8 человек
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте, ребята!
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришла кукла Катя давайте с ней поздороваемся
Кукла Катя: здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Воспитатель: А докажите, что сейчас зима?
Воспитатель: а сейчас ребята я загадаю вам загадку.
Загадка: «Воздух очищают, создают уют
-Ребята, посмотрите какие красивые цветы у нас с вами стоят в групповой комнате. У нас растут фиалки, хлорофитумы, бегония. Как их можно назвать, одним словом? (Одним словом они называются комнатные растения.)
-Чтобы они всегда были у нас с зелеными листочками и цвели за ними необходимо ухаживать за цветами.
-Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву. Для рыхления есть специальная лопатка. Посмотрите, как она выглядит. Она узенькая и удобная, это позволяет нам не поранить корни цветов. Я покажу вам как ею надо работать. (Показываю).
Теперь попробуйте вы по очереди, а я посмотрю, как у вас получается.
А сейчас ребята предлагаю, вам посадить на кресло нашу куклу Катю и пускай она посмотрит, как мы с вами будем делать физкультминутку.
На окне в горшочках.
Поднялись цветочки (руки вверх).
К солнцу потянулись (поднялись на носочки).
Солнцу улыбнулись (улыбаются).
К солнцу листочки.
Повернут цветочки (поворачиваются друг к другу).
Развернут бутоны (поднимают, руки вверх соединяют).
В солнце утонут (опускают руки).
— Теперь давайте посмотрим, в каком горшке вода впитается быстрее. Возьмем два горшка с цветами. В одном будет рыхленная почва, а в другом нет. Мы польем оба растения и сравним, где вода впитается быстрее. Посмотрите, как я буду поливать растения. Носик лейки подношу к горшку с цветком и наклоняю лейку. (Поливаю).
— Где вода впиталась быстрее? (В горшке, где почва рыхленная).
-Почему? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения.)
Дети по очереди рыхлят почву в горшках с растениями. Поливают их. Воспитатель контролирует процесс. Исправляет ошибки детей.
Итог занятия
-Ребята, а давайте скажем, нашей кукле Кати чему мы сегодня с вами научились делать на занятии? (Рыхлить почву и поливать цветы лейкой).
— Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).
— Как нужно поливать растения? (Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).
— У вас хорошо получалось, вы молодцы. Занятие закончено, можете идти играть.
Автор: Елисеева Наталья Ивановна
Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды
Цель:
Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.
Задачи по образовательным областям:
- Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
- Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
- Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
- Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)
Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица - приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?
(карточка с изображением SOS)
Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.
Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:
Воздух очищают, создают уют.
На окнах зеленеют, и зимой цветут" (Ответ: Цветы)
Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.
(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)
Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).
Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)
Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.
Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).
Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)
Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.
(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,
(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)
Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)
Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)
Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)
Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)
Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)
Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?
Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.
Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?
Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3
где изображено опрыскивание растений)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)
Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)
Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)
Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).
(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)
Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)
- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?
(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)
Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)
Воспитатель: Почему вы так решили?
Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.
(Дети называют все растения.)
Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.
(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.
Он приходит, дети его приветствуют.)
Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.
(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)
Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)
Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.
(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!
(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?
Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.
(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)
Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)
Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!
Ребенок читает стихотворение:
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод!
Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.
Учить детей ухаживать за комнатными растениями: рыхлить землю, протирать листья, поливать.
Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Развивать любознательность, внимание.
Воспитывать любовь к труду.
Образовательные области: Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.
Метод и приемы : словесный, игровой, наглядный, практический.
Словарная работа: активизация речевого словаря, обогащение словаря - названия растений: бегония, лилия, фикус, питомцы.
Предварительная работа: беседа о жизни растений, уход за цветником, сбор семян.
Материал и оборудование: инвентарь по уходу за цветами, фартуки, вода, тряпочки, звёздочки.
ХОД ООД:
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
2. Сюрпризный момент: В гости пришёл Кактус, просит ребят поухаживать за его друзьями.
- Ребята, вы умеете ухаживать за растениями? Покажите наши гостям и Кактусу, как вы умеете ухаживать за нашими цветами.
3. Беседа. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Подойдите поближе, и вспомните их названия: лилия, бегония, фикус, декабрист. Правильно! Самые большие цветы у нас - это фикусы. Но для чего нам нужны цветы дома, детском саду? Правильно, чтобы было красиво, много свежего и чистого воздуха, именно растения нам помогают дышать. А теперь, послушайте стихотворение:
Чтоб растение росло ,
И питалось и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод.
Дети подходят к воспитателю, достают из мешочка предметы и объясняют, для чего они нужны. Лейка – поливать, деревянная палочка – рыхлить, пульверизатор – опрыскивать, салфетки – стирать пыль с листочков, цветочный горшок – для посадки цветов. Молодцы, ребята, отгадали правильно.
- Ребята, как в думаете, а цветы живые? Да! Они дышат, пьют воду, растут. А чтобы они оставались здоровыми, сегодня мы будем за ними ухаживать: поливать, рыхлить землю, смывать пыль с листочков. Я знаю, что вы с работой обязательно справитесь. Надевайте свои фартуки, только будьте аккуратны в работе, не пораньте себе пальчики, не испачкайте пол, не облейте его водой.
Высокие, красивые, цветы у нас растут (кисти рук поднимают вверх, ладони сомкнуть и шевелить пальцами).
А корни под землёю, для них водичку пьют. (опускают, сомкнув ладони тыльной стороной вниз, и сжимают в кулачки. (Повторить 2- 3 раза).
8. Распределение работы и подготовка к ней. (Дети надевают фартуки, берут инвентарь).
9. Работа детей с комментированием и индивидуальная помощь воспитателя тем, кто затрудняется. Воспитатель предлагает детям рассказывать по ходу работы, что они делают и для чего? Напомнить детям, что летом цветы поливают утром, а зимой вечером.
10. –Молодцы, вы хорошо справились с работой! Посмотрите, какие стали весёлые друзья у нашего Кактуса. Я думаю, что Кактус и цветы остались довольны! Ребята, а вы теперь и дома ухаживайте за цветами и ваши питомцы отблагодарят вас чистым воздухом!
11. Итог. Дети, давайте посчитаем, кто, сколько на занятии заработал звёздочек? (дети считают звездочки). Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что хорошего мы сделали для Кактуса? (Да, помогли расти его друзьям). Занятие окончено, всем спасибо! Снимайте свои фартуки, мойте инвентарь и свои руки.
Читайте также: