Цель шмо в школе

Обновлено: 05.07.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о школьном методическом объединении учителей


Настоящее положение о школьном методическом объединении учителей регулирует деятельность объединения учителей-предметников школы, определяет права и обязанности участников методического объединения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о методических объединениях в школе разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 2 июля 2021 года, ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года и №1897 от 17.12.2010 года с изменениями на 11 декабря 2020 года, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о методических объединениях (далее - Положение) обозначает основные цели, задачи, и функции методического объединения школы, определяет организацию, основные направления формы деятельности, делопроизводство МО педагогов школы, а также регламентирует права и обязанности руководителя и членов методического объединения общеобразовательной организации.
1.3. Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы общеобразовательной организации, осуществляющим руководство учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой по одному или нескольким предметам.
1.4. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному учебному предмету или такого же количества педагогов по нескольким учебным предметам одной образовательной области, может быть создано методическое объединение классных руководителей.
1.5. Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению заместителя-директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, по учебно-воспитательной работе.
1.7. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями правительства РФ, органов управления образованием всех уровней, а также Уставом, локальными актами, данным положением о методическом объединении, приказами общеобразовательной организации и распоряжениями его директора.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Цели и задачи методического объединения

  • совершенствования методического и профессионального мастерства учителей;
  • организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников;
  • объединения творческих инициатив;
  • разработки современных требований к уроку, классному часу, внеурочному мероприятию и т.п.
  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;
  • анализ авторских программ и методик;
  • утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах;
  • ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;
  • работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в образовательной деятельности;
  • взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
  • организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками;
  • изучение передового педагогического опыта;
  • экспериментальная работа по предмету;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
  • анализ методов преподавания предмета;
  • отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения квалификации, творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель (декад и т.п.), предметных олимпиад, конкурсов, смотров, научных конференций;
  • укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

3. Функции методического объединения учителей–предметников

3.1. Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы школы, рекомендации городского методического кабинета, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей.
3.2. Методическое объединение учителей–предметников часть своей работы осуществляет на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных во втором разделе.
3.3. Методическое объединение учителей–предметников организовывает семинарские занятия, проводит цикл открытых уроков по определенной методическим советом теме, проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы, планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам.
3.4. Методическое объединение учителей–предметников определяет систему внеклассной работы по предмету, ее ориентацию, идеи, организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения знаний, повышения культуры учебного труда, соблюдения режима труда и отдыха.
3.5. Методическое объединение учителей–предметников обеспечивает преемственность в преподавании учебных дисциплин, между учебной и внеклассной работой по предмету.
3.6. Методическое объединение учителей–предметников анализирует состояние учебных кабинетов, планирует их развитие.

4. Содержание и основные формы деятельности методического объединения

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровнего их преподавания;
  • анализ авторских программ и методик учителей;
  • проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;
  • организация взаимопосещений уроков;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных программ;
  • обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
  • методическое сопровождение обучающихся при прохождении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
  • организация работы по накоплению дидактического материала;
  • ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету;
  • проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию
  • учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • работа по активизации творческого потенциала учителе
  • утверждения локальных актов, регламентирующих учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной организации.

5. Основные направления деятельности методического объединения

  • изучение и анализ состояния преподавания предмета;
  • выявление профессиональных запросов педагогов, а также затруднений дидактического и методического характера в образовательной деятельности;
  • анализ работы МО за учебный год;
  • изучение нормативной и методической документации с целью ознакомления педагогов с новыми направлениями в развитии общего (специального) образования детей;
  • ознакомление педагогов с анализом состояния преподавания предмета или группы предметов по итогам внутришкольного контроля;
  • ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы на бумажных и электронных носителях.
  • отбор содержания и составление учебных (рабочих) программ по предметам с учётом вариативности;
  • анализ авторских программ и методик учителей;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных программ;
  • утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, зачётная и т.д.);
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения;
  • организация взаимопосещения уроков с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета; проведение открытых уроков по определённой тематике с последующим самоанализом;
  • организация и проведение предметных недель (декад) в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в МО;
  • отчёты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения квалификации.
  • изучение и освоение методологии ведения опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы;
  • участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим проблемам по своему предмету, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов.

6. Организация деятельности методического объединения

6.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя;
6.2.

  • составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и утверждается директором;
  • участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков обучающихся;
  • оказывает методическую помощь молодым специалистам;
  • участвует в работе школьной аттестационной комиссии;
  • ведёт протоколы заседаний МО.

6.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения
заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по УВР, курирующего
методическую работу.
6.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения, которые
фиксируются в журнале протоколов.
6.5. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем по УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемого директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Права и обязанности методического объединения

  • выражать пожелания руководству образовательной организации при распределении учебной нагрузки;
  • вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков;
  • требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;
  • проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов.
  • участвовать в заседаниях методического объединения;
  • стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
  • знать тенденции развития методики преподаваемого предмета;
  • владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
  • своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы учебных предметов соответствующей образовательной области;
  • активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т. д.).

8. Права и обязанности руководителя методического объединения

  • вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей;
  • посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля за качеством их проведения;
  • получать от администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности;
  • обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других учреждений образования;
  • обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам, в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах совершенствования своей работы;
  • повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом.
  • составление плана работы МО на год;
  • координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;
  • отслеживание качества профессиональной деятельности учителей;
  • организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы, творческие отчеты и т. п.);
  • создание информационного банка данных об учителях МО;
  • проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний, организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся и учителей организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО;
  • установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других учебных заведениях;
  • анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
  • организация работы наставников с молодыми специалистами (при наличии до 5-и специалистов в организации образования).

9. Делопроизводство

  • приказ директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, о создании методического объединения;
  • приказ о назначении на должность руководителя методического объединения;
  • положение о методическом объединении;
  • анализ работы МО за прошедший учебный год с указанием степени выполнения плана работы МО, самого существенного и ценного опыта МО и отдельных учителей, оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет), анализа проведения открытых уроков, итогов взаимопосещения уроков, состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, причин неудач в работе МО и отдельных педагогов (если таковые имелись);
  • план работы МО в новом учебном году;
  • банк данных об учителях, входящих в МО;
  • план работы с молодыми учителями;
  • план проведения предметной недели;
  • сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО;
  • сведения о предметных кружках и факультативов, которые ведут члены МО;
  • график проведения административных контрольных работ.

9.2. Анализ деятельности МО представляется администрации школы в конце учебного года, план работы на год - в начале учебного года.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение о методическом объединении является локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Совете обучающихся и утверждается (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о методическом объединении принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ЕСШ №9 Елизовского мун.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ЕСШ №9 Елизовского мун.

Учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ЕСШ №9 Елизовского муниципального района Камчатского края КУКЛИНА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА

Выступление на РМО математиков Тема выступления: Классическая роль ШМО в раб.

Выступление на РМО математиков Тема выступления: Классическая роль ШМО в работе общеобразовательной школы

 Методическое объединение – это объединение учителей, нацеленное на а.

Методическое объединение – это объединение учителей, нацеленное на адаптацию общеметодических положений к конкретной учебной дисциплине, конкретному уроку или конкретному воспитательному мероприятию. Цель ШМО: координация учебно – методической деятельности педагогов ОУ Задачи: углубление профессиональных знаний; взаимообмен знаниями по специальности, обмен опытом работы; обеспечение выполнения учебных программ, обеспечение преемственности в обучении.

Функции школьного методического объединения: Быть проводником новых знаний о.

Функции школьного методического объединения: Быть проводником новых знаний о нормативных актах МО РФ, других вышестоящих организаций, о достижениях психолого – педагогической науки, передового педагогического опыта, о современных образовательных технологиях, о других материалах и документах, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Создавать необходимые условия для творческого осмысления вышеуказанных документов, материалов в целях определения наиболее эффективных путей и средств реализации их решений и рекомендаций; трансформирования их ведущих идей с учетом специфики и приоритетных направлений развития МОУ. Формировать мотивационную сферу, ориентированную на развитие творческой деятельности учителей. Быть инициатором конкретных инноваций.

Примерное содержание деятельности школьного методического объединения (ШМО) 1.

Примерное содержание деятельности школьного методического объединения (ШМО) 1.Планирование и организация работы ШМО: Утверждение планов и графиков работы (в том числе и внеучебной). Определение и формулирование единой методической темы (проблемы). Проектирование системы мер по овладению ее научно – теоретическими основами, современными образовательными технологиями, в т.ч. ИКТ. Определение и утверждение тематики самообразовательной работы членов ШМО с учетом приоритетных направлений развития ОУ. Разработка методики (техник) и инструментария выявления результативности методической и научно – методической работы. 2. Создание необходимых организационно – педагогических и материально – технических условий для совершенствования профессиональной компетентности членов ШМО: Утверждение графика повышения квалификации и системы мероприятий в рамках объединения. Оказание адресной практической помощи (групповые и индивидуальные консультации, опережающие консультации, наставничество и т. п.); Организация работы творческих (проблемно – поисковых) групп. Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах

 3. Осуществление анализа качества образованности учащихся в рамках образ.

3. Осуществление анализа качества образованности учащихся в рамках образовательной области (контрольные срезы, общественные смотры знаний, другие виды независимой экспертизы). 4. Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта: Уроки – консультации. Творческие отчеты. Научно – практические конференции. Методические выставки. Педагогические чтения. и др. 5. Руководство самообразовательной деятельностью. Организация внеучебной деятельности. Формирование портфолио учителя.

Содержание деятельности руководителя МО учителей математики в управлении мето.

Содержание деятельности руководителя МО учителей математики в управлении методической работой

Функции управления Что делает руководитель МО 1.Информационно - аналитическая.

Функции управления Что делает руководитель МО 1.Информационно - аналитическая Формирует банк данных о работе учителей по выполнению программ, о методической работе коллег, о выполнении решений заседанийМО,о новинках в литературе, СМИ, на порталах Интернет. 2. Мотивационно - целевая Совместно с учителями определяет цели развития форм, методовУВПна основании реальных условий рациональной организации труда учителя и ученика. 3.Планово - прогностическая Определяет зоны ближайшего развития учителей на основе диагностики профессиональных качеств, планирует конкретные мероприятия для достижения поставленных целей. 4. Организационно - исполнительская Организует выполнение плана ШМО, выявляет и распространяет передовой педагогический опыт, оказывает адресную помощь учителям в выполнении учебного плана, изучении программ, организует школу молодого учителя, систему открытых уроков и т.д. 5.Контрольно - диагностическая Осуществляет срезы знаний по предмету, проводит анализ проверочных работ, срезов знаний, экзаменов. Осуществляет контроль за выполнением требований федерального компонентагос. стандарта по предмету, контроль за качествомЗУНовучащихся 6.Регулятивно – коррекционная ( оперативно – функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь в работе учителя, регулирование и коррекцию деятельности школьногоМО,вносит впедсовет МБОУпредложения по коррекцииУВП

Примерная структура плана работы школьного методического объединения учителей.

Примерная структура плана работы школьного методического объединения учителей Единая методическая тема: 1.Кадровый состав ШМО 2.Программно – методическое обеспечение № п/п Ф.И.О. учителя Образование Дата рождения Общий стаж и стаж работы в данном ОУ Дата прохождения аттестации (категория,число,месяц, год прохожденияаттестации) Год прохождения курсовповыш. квалификации Площадка, тема, номер удостоверения, кол-во часов. №п/п Предмет Ф.И.О. учителя Программа Основной учебник (автор, название, год изд. изд–во) Методическое сопровождение (выходные данные) Дидактическое обеспечение (выходные данные) Доп. литература

3. Самообразование 4. Анализ результатов работы ШМО за прошлый учебный год. П.

3. Самообразование 4. Анализ результатов работы ШМО за прошлый учебный год. Проблемы и пути их решения. Задачи на новый учебный год. 5. Совершенствование профессиональной компетентности членов ШМО: график целевых взаимопосещений занятий, взаимопроверок тетрадей и других видов школьной документации; график открытых учебных (внеучебных) занятий; график прохождения курсов повышения квалификации. 6. Организация: промежуточной и итоговой аттестации; предметной недели; школьного тура олимпиады. 7. Заседания ШМО (дата, тема, план, протокол, решения). 8. Протоколы заседаний ШМО. № п/п Ф.И.О. учителя Тема (проблема) Практический выход (где, когда) Выступление (педсовет, м/о и т.п.) Открытыеучебныезанятия Творческийотчет Городской семинар Другое (указать)

Примерная структура заседаний ШМО Рассматриваемые вопросы: утверждение различ.

Примерная структура заседаний ШМО Рассматриваемые вопросы: утверждение различных планов, графиков (индивидуальных, групповых консультаций, уроков-консультаций, открытых учебных занятий предметных декад, конкурсов, творческих отчетов и т. д.) ; конструирование и защита проектов (моделей, вариантов) учебных и внеучебных занятий, учебно-тематических планов, конспектов учебных занятий по ключевым темам в опережающем плане и др. практические формы работы (семинары, практикумы, тренинги, деловые игры, моделирование и решение педагогических ситуаций и т.д.); изучение нормативных источников, методической, научно-популярной и др. литературы, материалов сайтов Интернет; ведение страницы на школьном сайте, создание блога учителя; обсуждение, анализ итогов олимпиад, контрольных срезов, экзаменов, подготовка итоговых документов, разработка системы мер по устранению выявленных недостатков, распространению передового педагогического опыта; отчеты по результатам самообразовательной работы членов ШМО.

Некоторые ИННОВАЦИОННЫЕ формы методической работы Теоретические Практические.

Индивидуальные Самообразование Собеседованиес учителем по определению целей и.

Какие же функции, необходимые для эффективной работы и развития школы, выполн.

Какие же функции, необходимые для эффективной работы и развития школы, выполняет методическая работа? Ими являются: информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе; выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива; подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др. Таким образом,МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА -это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение учителей является основным структурным элементом методической службы общеобразовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по одному или нескольким предметам.

о школьном методическом объединении учителей

1. Общие положения

1.2. Методическое объединение учителей является основным структурным элементом методической службы общеобразовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по одному или нескольким предметам.

1.3. ШМО организуется при наличии не менее трех учителей по одному учебному предмету или такого же количества педагогов по нескольким учебным предметам одной образовательной области; может быть создано методическое объединение классных руководителей.

1.4. Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора общеобразовательного учреждения по представлению заместителя-директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. ШМО непосредственно подчиняется заместителю директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.

1.6. В своей деятельности ШМО руководствуется федеральным, региональным и муниципальным законодательством об образовании, Уставом Школы, локальными актами образовательного учреждения, приказами, распоряжениями директора и настоящим Положением.

1.7. Работа методического объединения учителей - предметников строится в соответствии с планом годовым планом работы общеобразовательного учреждения, образовательной программой школы, решениями педагогического совета и планом работы методического совета Школы.

2. Задачи школьного методического объединения

2.1. В работе ШМО через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;

- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

- изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

-обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

3. Содержание и основные формы деятельности школьного методического объединения

3.1. В содержание деятельности ШМО входят:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровнего их преподавания;

- анализ авторских программ и методик учителей;

- проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;

- организация взаимопосещений уроков;

- разработка фонда оценочных средств, выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ;

- обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении;

- методическое сопровождение учащихся при прохождении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;

- организация работы по накоплению дидактического материала;

- ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету;

- проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

- организация и проведение предметных недель в образовательном учреждении;

- работа по активизации творческого потенциала учителей;

- рассмотрение локальных актов, регламентирующих учебно-воспитательную деятельность ОУ.

3.2. Основными формами работы ШМО являются:

- заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

- круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;

- творческие отчеты учителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

4. Организация деятельности ШМО

4.1. В своей работе ШМО учителей – предметников подчинено педагогическому совету, методическому совету Школы, руководителю общеобразовательного учреждения. Работа строится на основании плана работы методического объединения учителей – предметников. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе и утверждается директором Школы или методическим советом Школы.

4.2. Руководитель ШМО назначается из числа наиболее заслуженных и компетентных педагогов, он должен иметь высшее образование и высшую квалификационную категорию (или, при отсутствии педагога с высшей квалификационной категорией - 1 квалификационную категорию). Руководитель ШМО учителей назначается и снимается приказом руководителя школы.

4.3. Заседания методического объединения учителей - предметников проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора по учебно - воспитательной работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации и фиксируются в протоколе, которые подписываются руководителем методического объединения.

4.4. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (педагогов).

5. Права и обязанности участников школьного методического объединения

5.1 Участники ШМО имеют право:

- выражать пожелания руководству образовательного учреждения при распределении учебной нагрузки;

- принимать участие в решении вопроса об уровне изучения предмета в отдельных классах;

- требовать от администрации своевременного обеспечения необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;

- проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов.

5.2. Каждый участник ШМО обязан:

- своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы учебных предметов соответствующей образовательной области;

- участвовать в заседаниях методического объединения, мероприятиях, проводимых методическим объединением;

- стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

- знать тенденции развития методики преподаваемого предмета;

- владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

- активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т. д.).

5.3. Руководитель методического объединения учителей – предметников обязан:

- принимать участие в работе методического совета школы, методических семинаров, конкурсов, конференций

- планировать, организовывать и систематически проводить заседания методического объединения учителей – предметников;

- изучать и своевременно знакомить учителей с нормативно- правовой документацией, регулирующей деятельность учителей учебного предмета, новинками педагогической и методической литературы.

- организовывать оказание методической помощи молодым учителям;

- составлять план работы методического объединения учителей – предметников и контролировать его выполнение;

- обобщать опыт работы, составлять отчеты о проделанной работе;

- координировать составление рабочих программ педагога, поурочных учебных планов, фонда оценочных средств и контролировать их выполнение;

- участвовать в первичных экспертизах рабочих программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

- организовывать творческие отчеты, открытые уроки, методические дни, недели, декады, участие методического объединения в работе педсовета школы, методических семинаров, мастер - классов на различных уровнях.

5.4. Руководитель МО имеет право:

- использовать в своей деятельности информационный, методический и технический потенциал ИМЦ;

- участвовать в планировании деятельности методической службы школы;

- самостоятельно планировать свою деятельность;

- требовать от членов ШМО необходимую информацию в пределах своей компетенции;

- участвовать в работе экспертных групп при аттестации педагогов;

6. Делопроизводство

6.1. К документации методического объединения относятся:

приказ об организации методической работы (о создании методического объединения, о назначении на должность руководителя методического объединения);

положение о методическом объединении учителей;

план работы методического объединения учителей - предметников на текущий учебный год:

- тема методической работы школы, методического объединения;

- анализ работы МО за прошедший учебный год;

- сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО;

- тематика заседаний МО на текущий год;

- план работы с одаренными учащимися;

банк данных об учителях, входящих в МО: списочный состав, образование, специальность, преподаваемый предмет, педагогический стаж, квалификационная категория, дата прохождения последней аттестации, перспективный план аттестации; информация о курсах повышения квалификации (дата последней, в перспективе); нагрузка в текущем учебном году.

план проведения предметной недели (не позднее, чем за две недели до ее проведения);

протоколы заседаний МО.

7. Контроль за деятельностью школьного методического объединения

7.1. Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утвержденными директором образовательного учреждения.


Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей — заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО.

Что такое ШМО?

ШМО — это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями.

Любая команда создается для положительного достижения цели. Если мы говорим о команде учителей английского языка в школе, то она работает для эффективного изучения иностранного языка школьниками, достижения высоких результатов на олимпиадах разного уровня и высоких показатели учащихся на ОГЭ/ЕГЭ .

Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.

Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив

Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим.

Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи. Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе.

Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе

Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке.

Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы

Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий. Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе.

Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива

Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель — внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.

Руководитель должен предоставлять отчётность.

Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.

Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы.

Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию.

Руководитель подает пример. Слова — это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример.

Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!

Читайте также: