Использование лабораторного оборудования в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня возможность использования учебного лабораторного оборудования – это не только демонстрация с помощью исследований свойств исследуемых объектов, но и одно из условий организации деятельности обучающихся в рамках системно-деятельностного подхода, результатом которой является формирование метапредметных результатов.

Современное оборудование представляют учителю и обучающимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности; с их помощью учителя могут реализовать различные приёмы индивидуальной, коллективной и групповой работы обучающихся. Цифровое лабораторное оборудование можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В данной статье рассмотрим возможности использования учебно-лабораторного оборудования в образовательном процессе.

У нас лабораторное оборудование Vernier .

С помощью датчика температуры ( Go ! Temp ) и компьютерной программы Logger Lite можно измерять температуру разных объектов: воды, воздуха и даже рук. Где можно применять в учебной деятельности? Конечно, большие возможности применения на уроках окружающего мира.

С помощью электронного микроскопа мы пытались даже фотографировать снежинки, чтобы сравнить их форму, но у нас этот эксперимент не удался, т.к. снежинка быстро таяла.

При изучении тем, связанных с организмом человека, можно использовать датчик измерения частоты сердечных сокращений . Для этого в группах проводится эксперимент испытуемыми, результаты которого заносятся в рабочую таблицу: ЧСС в спокойном состоянии и после разной физической нагрузки. После этого детьми делается вывод: в каком состоянии человека учащается ЧСС, и от чего это зависит.

На занятиях по внеурочной деятельности применение данного оборудования можно расширить, например, мы получали с помощью закваски из молока кефир и закрашивая с помощью Рн индикатора кефир, рассматривали его состав в цифровой микроскоп. Изучение строение кожуры лука, строение листа – можно организовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Или, изучение состояния загрязнения воды, полученных из разных источников: родника, реки, озера, водопровода, лужи.

Применение лабораторного оборудования и правильная организация работы на уроке с ним позволит учителю формировать личность ученика, способного к дальнейшему развитию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование учебно-лабораторного оборудования

на уроках в начальной школе.

В рамках реализации требований ФГОС НОО наша школа получила современное учебно-лабораторное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе.

Я использую на своих уроках: документ-камеру, интерактивную доску, микроскоп.

Работа с современным оборудованием позволяет фиксировать увиденное, создавать целые коллекции изображений, проследить во времени, сравнить результаты, заниматься исследованием.

На уроках окружающего мира применение цифрового микроскопа позволило моим учащимся практическим путем изучать свойства почвы, воды, исследовать кожу, увидеть в увеличенном виде клетки, жилки листа, на уроках технологии рассматривать виды и свойства тканей и ещё многие свойства других различных объектов.

При проведении опыта или изучении объекта, используя цифровой микроскоп, все учащиеся класса одновременно наблюдают результат опыта, фотографию отображаемого объекта, сравнивают их, слушают комментарии учителя, одноклассников.

Цифровой микроскоп при достаточной простоте работы с ним имеет большие функциональные возможности, что решает многие проблемы преподавания предмета. Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее.

Благодаря цифровому микроскопу , дети лучше понимают, что все живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А все удивительное привлекает детское внимание, воздействует на развитие учащихся, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Документ-камера доступна по применению, очень проста в использовании, при работе с документ-камерой не требуется предварительной подготовки . Это оборудование просто незаменимо в первом классе, ведь каждый учитель начальных классов знает, что приходиться показывать клетку, строчку, страничку почти каждому ученику отдельно. А сейчас я это делаю при помощи документ-камеры, ребятам сразу же понятно, они быстро справляются.

С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником, показывать то, что раньше было невозможно полноценно показать одновременно всему классу, то теперь достаточно в поле зрения объектива камеры поместить нужную иллюстрацию, любой рисунок, объемный предмет, фигуру, иллюстрацию, текст, какое-то действие с предметом, манипуляцию можно увеличить и представить ребятам.

На демонстрируемой странице можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся. На уроке письма вырабатывая навыки каллиграфического письма: показываю учащимся образец написания букв, соединений, слогов, слов. Легко работать со схемами слов, соотнести их со словами, рисунками и другими заданиями Азбуки и тут же осуществить проверку. Тетрадь правильно выполнившего задание ученика, кладу под документ-камеру и прошу сравнить свою работу с работой на доске. Такая самопроверка формирует у первоклассников навык самооценки.

Документ-камера позволяет оперативно реагировать на ситуации и быстро проверять выполненное задание, осуществляя обратную связь между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.

Даже первоклашки быстро и легко освоили это устройство, теперь сами демонстрируют через камеру любые задания. Это позволяет увеличить объем и скорость подачи материала на всех этапах урока , увидеть разнообразие решений.

Во время разбора домашнего задания, выполняя работу над ошибками, ускорятся процесс проверки, когда сама работа проецируется на экран, ученик делает комментарии по своей работе, а одноклассники дают советы или высказывают свое мнение.

Использование документ-камеры позволяет видеть очень мелкие, хрупкие, объемные предметы, фигуры, тела.

На уроках технологии и изобразительного искусства без применения документ-камеры просто не обойтись.

Используя документ-камеру на своих уроках, всем обучающимся одновременно видно как происходит процесс рисования с объяснениями учителя или ученика. Документ-камера позволяет повысить наглядность на уроках, многое увидеть своими глазами сразу всем классом, что положительно влияет на самооценку возможностей ученика.

А при необходимости весь процесс выполнения можно записать на камеру через записывающее устройство, а следующий класс по данной теме уже будет иметь готовый видеоролик процесса обучения, его можно записать и до урока.

При обычном рисовании на доске возникает ряд сложностей при объяснении приемов рисования: слишком тонкие линии или слишком мелкие детали для демонстрации издалека, работая в цвете – краска растекается

С помощью документ-камеры эта проблема успешно решается, учитель через камеру показывает приемы рисования и сам процесс рисования, краска не растекается, весь процесс комментируется учителем или учениками.

Такой урок становится наиболее эффективным

Такая работа увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся к обучению.

Возможности документ-камеры безграничны: она доступна и проста в использовании, не требует предварительной подготовки, увеличивает объем и скорость подачи материала на всех этапах урока, осуществляет фото и видеосъемку предметов, позволяет демонстрировать мелкие и объемные, хрупкие предметы.

Работая с интерактивной доской, я использую авторские разработки, а также сама создаю различные наглядные задания, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

В зависимости от урока и темы для создания проблемной ситуации, составляю для работы различные задания.

Модульная система экспериментов PROlog позволяет проводить эксперименты со следующими модулями: температура, звук, освещённость, атмосферное давление, относительная влажность. Следуя предложенной инструкции, учащиеся смогут самостоятельно провести эксперимент, сделать выводы, оценить свою работу, поставить перед собой новые вопросы для более углубленного изучения темы.

Система оперативного контроля PROClass предназначена для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений. Мне эта система да ѐ т возможность в автоматизированном режиме собрать ответы учащихся с их последующей обработкой и анализом результатов тестирования. Ребятам очень нравится отвечать на вопросы с пультами в руках и сразу оценить качество собственных знаний. При проведении уроков с применением высокотехнологичного учебного оборудования я использую формы и методы, которые позволяют сделать обучение наиболее привлекательным и доступным для всех учеников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но важных для каждого реб ё нка задач. На таких уроках ученики учатся критически мыслить, выполнять задания на анализ событий и соответствующей информации. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу, использую исследовательские проекты, ролевые игры, веду работу с документами и различными источниками информации. Работа в группах и парах развивает у школьников готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, терпимость к чужому мнению, способность к самоорганизации. Для нового социального этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить реб ѐ нка общим универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обучения, которые лежат в основе интерактивного обучения при формировании новой информационно-образовательной среды.

В ходе работы с учебно-лабораторным оборудованием, я вижу, что данное оборудование помогает формировать и развивать познавательный интерес учащихся, дети становятся активнее.

Использование учебно-лабораторного оборудования способствует усвоению нового материала большинством учащихся класса, гарантирует движение ученика, а, следовательно, развитие личности.

Применяя учебно-лабораторное оборудование в системе, решаются вопросы повышения учебной мотивации. А знания, добытые путем проб и ошибок, самостоятельно – самые прочные.

Современное учебно-лабораторное оборудование позволяет :расширять методические возможности, делать учебный процесс более наглядным, разноплановым, оптимизировать учебный процесс, экономить время на уроке и при подготовке к нему, быстро анализировать результаты работ,

мотивировать учащихся на новые открытия, самостоятельное исследование, работу над проектами и многое другое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учитель начальных классов

Марушкина Юлия Александровна

Дубна 2013 год

Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.)

Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения и представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики) в ходе учебного процесса, а также создание условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков.

В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы, Интернет. Они воспитаны на аудио- и видео- продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.

Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиа технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся.

В прошлом 2012-2013 учебном году наша гимназия получила два полных комплекта учебно-лабораторного оборудования. Потребовалось время, не более 2-х недель, на осуществление монтажа и профессиональной настройки. Начиная работать с новым оборудованием, я столкнулась с большими трудностями. Тех знаний, что были получены на курсах в Дмитрове, оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, совместными усилиями разбираться в работе полученной техники. Я и мои коллеги обучали друг друга, делились опытом работы, проводили обучающие семинары. Кроме этого, пришлось поработать и самостоятельно.

Первый год работы по новым Стандартам показал, что учителю надо перестраиваться, так как в перспективе мы надеемся получить нового ученика с качественными знаниями.

Городское методическое объединение учителей начальных классов обсудило вопросы и методы обучения связанные с использованием интерактивной доски на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. В учебную программу были внесены изменения, которые определили место использования информационно-коммуникационных технологий. С особой тщательностью мы изучили нормы СанПиНа и техники безопасности при работе с данным оборудованием. Была подготовлена специальная папка безопасности, включившая в себя всю нормативную базу и требования, предъявленные к работе с учебно-лабораторным оборудованием.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, магнитофоны).

Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность решать задачу формирования информационной компетентности, поставленную ФГОС нового поколения.

Что включает в себя сам комплект?

Автоматизированное рабочее место педагога:

- Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копирование)

- Интерактивная доска с проектором

2. Автоматизированное рабочее место ученика:

- Система интерактивного тестирования и голосования (пульты)

3. Выход в интернет осуществляется посредством Wi-Fi роутера, с использованием контент-фильтра.

В чем же эффект?

Планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его я использую для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.

Необходимы для моей работы: и ксерокс, и сканер и принтер. Я их использую для тиражирования на печатных носителях, что помогает при проведении контрольных и проверочных работ, индивидуальной работы, работы с тестами, тренажёрами.

Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска – это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке. Работа с интерактивной доской требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.

В отличие от предыдущих, на новых мультимедийных досках есть возможность работать сразу двум ученикам и пользоваться чертёжными инструментами (циркуль, угольник, линейка, транспортир).

Я имею возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение, снять эмоциональную нагрузку.

Интерактивная доска даёт мне возможность сохранять в памяти ноутбука все ходы и изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока. Это даёт мне возможность в дальнейшем отредактировать разработанные материалы, сохранить работы обучающихся, передать в электронном или печатном формате родителям. Это оборудование мои лучшие помощники на каждом уроке.

Работа с документ – камерой. Работая с документ-камерой, учитель выполняет один из главных принципов в обучении – принцип наглядности, так как она позволяет увеличивать изображения, данные в учебнике, сохранять их, добавлять к избранному новую информацию. Надежным помощником документ-камера является и классному руководителю, так как с ее помощью можно создавать альбомы классных дел, театральные афиши, газеты и т.д.

Работа с микроскопом. Работа с микроскопом, пожалуй, один из самых интересных видов работы для обучающихся – ведь микроскоп позволяет заниматься исследованием на самом элементарном уровне, не выходя из класса. Ученик может рассматривать не только увеличенный объект, но и сохранить его, использовать в дальнейшей работе.

Цифровая лаборатория (Модульная система экспериментов). Наверно, вы себе никогда не представляли, что физику или биология можно изучать уже в 1 классе. Этому способствует цифровая лаборатория, которая позволяет обучающимся заниматься измерением давления, влажности, температуры и даже звука, а потом на основании полученных данных строить графики, сохранять их, использовать при изучении новых тем, проводить сравнительный анализ.

В чем же основные преимущества ИД перед меловой? Почему ИД становятся более популярными?

- ИД помогает расширить использование электронных средств обучения, потому что они быстрее передают информацию;

- ИД позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения иллюстрированного материала на уроке. ИД дополняет и иллюстрирует слова учителя.

- ИД позволяет ученикам принимать участие в групповой работе;

- ИД позволяют создать единую базу данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителя появляется свободное время.

- Наконец, на мой взгляд, самое главное – использование ИД поднимает авторитет учителя в глазах учащихся, позволяет общаться на одном языке.

А находкой нашего оборудования являются Ноутбуки. А как радуются ребята работе на ноутбуках! И в рабочей, и игровой форме проходят занятия интелектуального развития, тестирование. Все 13 ноутбуков хранятся в специальной базе, где и подзаряжаются. Эта база удобна передвижением и организацией работы в любом учебном классе.

Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. Но для более качественной организации работы хотелось бы делить класс на подгруппы.

В целом, работа с учебно-лабораторным оборудованием, позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.

Если сравнить предыдущих первоклассников и сегодняшних, мы наблюдаем повышение интеллектуального потенциала обучающихся, поэтому мы не можем учить детей по-старому. В основе обучения должен лежать системно-деятельностный подход, обучающиеся должны иметь установку на получение результата. Необходимо реализовать новую позицию учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний.

Но я не скажу, что ИД творит чудеса: к урокам нужно готовиться более тщательно, надо готовить презентации, искать готовые материалы, ведь ИД – это просто удобный помощник для любого учителя, как и весь комплект учебно-лабораторного оборудования.

В заключение я хочу сказать, что сегодня совершенно ясно, что изменения в содержании, методах и формах учебной работы – не прихоть отдельных педагогов, дань моде, а ответ школы на глобализацию экономики, повышение требований к личности, вызванные становлением информационного общества. Потребность в этих изменениях очевидна и бесспорна.

Но агитировать и требовать от учителей активно использовать учебно-лабораторное оборудование нельзя, так как время работы на УЛО не должно превышать времени, установленного СанПиНом.

За то время, которое я использую УЛО в своей работе не достигнут весь потенциал возможностей, но это дело времени. Планы – далеко идущие и широко шагающие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Для того, чтобы подготовить такого человека, необходима такая образовательная среда, которая позволит обеспечить ученику:

- повышение мотивации обучения и его качества;

- современные ресурсы для обучения;

- компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий;

- доступность профильного и дополнительного образования;

- навыки самообразования и саморазвития.

- возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в образовательном процессе;

  • возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий;
  • модернизацию процесса обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.

В рамках реализации ФГОС НОО в наш лицей поступило новое оборудование – микролаборатория СiO Link Vernier.

Это датчики температуры, частоты сердечных сокращений, определения расстояния, яркости света, а также интерактивный микроскоп.

Нами были изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием данного оборудования, которое второй год успешно используется на уроках математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Почему в варежках тепло?

Температура в помещении

Оказалась выше или ниже?

Раскрытая ладонь

Пустая варежка

Раскрытая ладонь в варежке

С ребятами мы проводили наблюдения за температурой воздуха в классной комнате до проветривания и после сквозного проветривания, за температурой воздуха на улице. Мы помещали датчик за окно и наблюдали, как менялась температура. Зимой она резко падала вниз. Ранней весной термометр показывал небольшое различие температуры на улице и в классе.

Уровень освещенности в различных зонах классной комнаты измеряли с помощью датчика света. Ребята выключали софиты над доской, измеряли уровень освещенности у доски и делали выводы, что над доской необходим дополнительный свет.

Нравятся детям и занятия с датчиком измерения частоты сердечных сокращений. Сначала мы с детьми измеряем частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Потом предлагаю ребятам попрыгать, сделать несколько физических упражнений и дети фиксируют, как увеличивается число ударов сердца. Они приходят к выводу. что если на переменах много бегать, прыгать, то идет нагрузка на сердце.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко, и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде различные предметы: человеческий волос, жилки листа, соцветие цветов, мелких насекомых (осу, пчелу, гусеницу, паука, мошку, комара), денежную купюру, кристаллики сахара и соли и т.д. После экскурсий ребята принесли много видов глин, камней для рассматривания через микроскоп. Учащиеся фиксировали различие между глинами и камнями, между видами глин и видами камней. Предметы для опытов дети приносят сами на занятие.

Микроскоп позволяет изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера и на экран, дает возможность сохранить изображение.

Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.

В урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных. результатов. Это помогает определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему и планировать деятельность. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы: провести эксперимент, сделать новый вывод и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учащимися, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.

Анализируя свои уроки, на которых использую лабораторное оборудование, я заметила, что дети, которые обычно не активны на уроках, стали более открыто высказывать свое мнение, рассуждать. У них повысилось качество знаний, вырос уровень познавательной мотивации, сложный материал они стали усваивать легче. Мне же в педагогической деятельности лабораторное оборудование помогает повысить темп урока, увеличить объём выполняемой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся. Уроки с использованием лабораторного оборудования детям нравятся. Сегодня я не представляю свою работу без использования этого оборудования. Это одно из средств успешности моей работы, реализации планов, преодоления трудностей, самообразования.

В целом работа с учебно-лабораторным оборудованием позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.

Читайте также: