Когнитивные средства в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста как субъектов образовательной среды. В статье представлены исследования о когнитивной образовательной технологии.

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста как субъектов образовательной среды. В статье представлены исследования о когнитивной образовательной технологии.
Ключевые слова: младшие школьники, когнитивные процессы, когнитивная образовательная технология

Современный этап в развитии цивилизации характеризуется не только нарастанием объёма информации, но и стремлением ускорить процессы информационного обмена. Обладание информацией является необходимым условием для выбора адекватного актуального поведения и успешного прогнозирования будущих событий, что делает человека более успешным и создает у него чувство защищённости.

Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Они же и выступают основой формирования его умственных способностей.

Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет большое значение для обучения в школе. Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий [1].

Каждый ученик, который воспринимает информацию, поступающую к нему от учителя и от учебных текстов, с помощью имеющихся в его распоряжении когнитивных схем. Эти схемы индивидуальны и достаточно сильно отличаются у разных детей. Они делают доступной для восприятия только ту часть информации, для приёма которой у ученика есть подходящие когнитивные средства. Остальная информация либо полностью игнорируется, либо частично искажается. В результате по различным причинам ученик может не понять некоторую часть учебного материала.

Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе [там же].

Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации.

Приоритетными целями этой технологии являются [3, 4]:

1. Когнитивное развитие учащихся (целью является развитие перечисленных ниже при описании модели учащегося когнитивных способностей на уровне не ниже статистической нормы);

2. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения (технология индифферентна по отношению к содержанию, поэтому её легко настроить на любой стандарт);

3. Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, для рефлексивного контроля и адаптивного изменения собственного поведения. Она включает:

  • способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников;
  • умение конспектировать (излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики);
  • умение аннотировать (осуществлять краткую структурированную запись содержания книг, статей, устных выступлений, теле, видео и других материалов с извлечением релевантной информации и её критическим анализом);
  • умение осуществлять сбор информации по заданной проблеме;
  • умение осуществлять сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям;
  • умение формулировать критерии для сопоставления информации, поступающей из разных источников;
  • умение обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;
  • умение использовать технические средства получения информации;
  • умение использовать программные средства получения информации;
  • умение планировать и проводить наблюдение для сбора информации;
  • умение планировать и проводить эксперимент для получения информации и проверки гипотез;
  • устойчивую познавательную мотивацию;
  • умение различать аффективные и когнитивные компоненты информации.

4. Формирование критического мышления:

  • умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;
  • умение проводить различия между фактами и предположениями;
  • умение выделять логические виды связи;
  • умение выделять специфические предметные виды связей;
  • умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях;
  • умение отличать существенные доводы от не относящихся к делу;
  • умение разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;
  • умение формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации;
  • умение выделять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.
  • Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.
  2. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. – № 7. – С. 89-98.
  3. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  4. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 41-45.

Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.

Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. – № 7. – С. 89-98.

Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.

Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 41-45.


В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована актуальность исследования. Доказано, что принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития лингвистики, психолингвистики и социолингвистики. Анализируется отечественная и зарубежная литература по проблеме. Обоснована научная новизнаисследования, которая состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Определено, что когнитивный подход позволяет обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, интеллектуальное развитие, успешную адаптацию к учебным условиям школы.

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

Введение. Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий. Проблема, связанная с поиском путей повышения качества образования, не является новой. Известны многие диссертационные исследования, монографии, статьи, посвященные этой проблеме. Некоторые из них: М. А. Акопова, 2003, С. Б. Велединская, 2008; Г. А. Краснощекова, 2010; Г. А. Петрова, 2008; Л. В. Яроцкая, 2013 и др.

Психическая деятельность ребенка осуществляется во взаимосвязи и взаимовлиянии всех когнитивных функций. На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст более полную картину психического развития учащегося и поможет определить такие методы обучения, которые дадут высокие результаты.

Принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития психических познавательных процессов, влияющих на успешность в школьном обучении. Проблемам школьной успеваемости посвящены исследования известных педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, JI. C. Славиной, и др., указывающих на необходимость формировать когнитивные процессы: речи, памяти, мышления, восприятия, внимания. Зависимость школьной успеваемости от когнитивного развития выявлена в работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам JI. C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Н. В. Бордовской, А. А. Реана и др., деятельность учителя должна быть ориентирована на развитие высших психических функций школьников.

В реальной практике образовательных организаций выбор инновационных, действенных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может диагностировать или отследить, на каком этапе протекания психического процесса встречаются наибольшие трудности у каждого ребенка. Как следствие, он не может найти внутреннюю причину, а значит и методы коррекции.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что когнитивный подход эффективен в обучении школьников.

В связи с чем, целью исследования стало поиск и обоснование принципов реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

‒ обосновать в качестве методологической основы принципы когнитивного подхода;

‒ провести анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;

‒ аргументировать теоретические и практические основания реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе;

‒ сформулировать принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципов когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

А. А. Шакирова выделяет следующие когнитивные принципы: принцип использования внутренней мотивации; принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования личного вклада школьника [5].

Характерной особенностью реализации когнитивных принципов является адекватная система контролей: первичного, текущего, итогового. В данном случае имеется в виду контроль знаний по всем предметам.

Реализация принципов когнитивного подхода при обучении обучающихся в начальной школе базируется на методах обучения.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка. Нейропсихология и социолингвистика — часть когнитивного развития человека.

Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект [6].

Методы реализации когнитивного подхода и участники эксперимента

В эксперименте приняли участие обучающиеся начальных классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

Методы когнитивного подхода: матричный метод, в результате использования которого мозг ребенка структурируется для поиска нужной информации.

Коммуникативный метод, в результате использования которого, навыки развиваются в процессе живого общения во время урока.

Метод с использованием электронных образовательных ресурсов: прослушивание и повторение, решение проблемных вопросов, проблемных задач и проблемных ситуаций, а компьютерная программа правильность выполнения заданий.

Натуральный метод, относящийся к когнитивному подходу, нацелен на развитие устной и письменной речи. Эффективность этого метода может быть в том случае, если на уроках отводится время для самостоятельного поиска решений и проговаривание конечного результата. Вывод ребенок делает самостоятельно, в обсуждение может вступать весь класс.

Педагогический коучинг — это развитие навыков взаимодействия друг с другом. Упражнения такого уровня используются во внеурочное время, при проведении классных часов, при подготовке к олимпиадам, в проектной и исследовательской деятельности.

Исследование началось в сентябре 2017 года в первом классе, продолжается в этом классе в 2018 году. С сентября 2018 года к эксперименту был подключен первый класс, набранный для обучения с сентября месяца 2018 года. То есть сейчас проходит одновременно в первом и втором классе.

За полтора года эксперимента реализации когнитивного подхода к обучению в начальной школе было выявлено:

‒ мотивационно-потребностная сфера обучающихся отличается осознанным изучением предметов, желанием узнавать, учить, исследовать;

‒ формирование картины мира и развитие познавательной активности целенаправленно;

‒ связь между стимулом и учебным поведением связана с мотивом достижения успеха;

‒ эффективно обучение методом открытия, при котором ребенок изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме;

‒ имитация, как инструмент когнитивного подхода дает мощный потенциал обучающимся, так как при когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны;

‒ учебная деятельность младших школьников отличается стеническими эмоциями, стимулирующими и активизирующими познавательную активность;

‒ метакогнитивные стратегии при когнитивном подходе дают возможность обучающемуся познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.

Выводы. Реализация когнитивного подхода к обучению в начальной школе позволяет создавать условия для понимания каждым обучающимся информации по предметам.

Когнитивный подход направлен на формирование критического мышления, предметного мышления, образного мышления, знакового и символического мышления. На уроках отрабатываются группы умений, необходимых для восприятия и переработки учебной информации.

Когнитивный подход в обучении предполагает развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Предпринятое исследование направлено на решение проблемы рационализации процесса обучения реализуя принципы когнитивного подхода.

Новое время выдвигает новые требования к подготовке школьников всех ступеней школьного обучения, обеспечивая их академической мобильностью и практическими навыками.

В статье обоснованы принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Когнитивность обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов и позволяет актуализировать сознательные формы и методы организации образовательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный подход, начальная школа, обучение школьников, когнитивное обучение, метод обучения, познавательная активность, принцип использования, принцип реализации, школьная успеваемость, школьное обучение.


Рекомендации:






Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Игра - как средство развития когнитивных способностей младших школьников.

Цель:

  1. Развивать психические функции (внимание, мышление, память);
  2. Формировать позитивное отношение к себе и другим.
  3. Развивать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Задачи:

- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

- развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;

- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Развивающее занятие

Тема: Игра - как средство развития когнитивных способностей младших школьников.

Развивать психические функции (внимание, мышление, память);

Формировать позитивное отношение к себе и другим.

Развивать умение работать самостоятельно и в коллективе.

- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

- развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;

- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и преподавателя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- Тут затеи, и задачи,

- Игры, шутки, всё для вас!

- Пожелаем всем удачи -

- За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний.

Сегодня вы будете работать над разными заданиями все вместе и каждый сам. Постарайтесь выполнять эти задания как можно лучше. Поможет настроиться на работу нам лучик солнца.

Ребята, представьте, что вы держите в ладошках тёплый лучик солнца.

_ Что он вам даёт? (свет, добро, тепло, красоту, заботу, энергию, жар)

- Поделитесь друг с другом этим теплом, протяните друг другу ладошки. Почувствуйте тепло и заботу друг друга. Будем дружно работать и поддерживать друг друга.

Л- лучший, ласковый, лучистый, любознательный

У- умный, улыбчивый, увлекающийся

Ч- честный, чуткий, человечный

И- интересный, игровой

К- красивый, классный, коллективный

III. Основная часть.

Дети оставили в коридоре 6 сапог. Сколько пришло детей?

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Люба. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на Северном полюсе?

На кормушке сидело 6 воробьев, кот прыгнул и схватил одного. Сколько птиц осталось сидеть на кормушке?

Из города в поселок шла старушка, на встречу ей 3 ученика. Сколько человек направлялись в поселок?

На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну. Сколько свечей стоит на столе?

В парке поровну жёлтых и красных скамеек. Жёлтых 4. Сколько красных скамеек?

В вазе лежало 9 груш и 5 слив. На сколько больше груш, чем яблок?

-Какая цель нашего занятия?

- Какие задачи будем решать на нашем занятии?

Задания, направленные на развитие познавательных способностей обучающихся:

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, умения воспроизводить;

обучение детей навыкам коллективной работы.

-Прочитайте слова, постарайтесь их запомнить. Я выключу экран, а вы должны будете ответить на следующие вопросы.

(Утка, салат, лето, трава, осина).

1. Сколько букв в последнем слове? (Осина, 5 букв).

2. Какие слова начинаются с гласной буквы? (Утка, осина).

3. Сколько слов заканчиваются на А? (Утка, трава, осина).

4. Встречается ли буква К в словах? (Утка).

5. Было ли среди слов название дерева? (Осина).

Логически – поисковые задания(индивидуальная работа, по вариантам)

Цель: развивать логическое мышление, внимательность, наблюдательность и осуществлять прием самопроверки.

ВО + РОК –К+ БЕЙ = ВОРОБЕЙ

КРО – РО + ОМ + ПОТ =

БА + РОК – ОК + А + БАН =

ВЕРХ – Х + ТУШ +КА =

Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами; обучать детей умению сравнивать, обобщать, находить закономерности и осуществлять прием взаимопроверки.

-Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на листах).

Гусь, утка, курица, петух, рыба.
Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.
Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.
Солнце, луна, ветер, звезда, планета.

Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.
Катя, пальто, юбка, кофта, платье.
Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.
Волк, овца, коза, собака, лошадь.

Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.
Весна, лето, осень, мороз, зима.

Корабль, яхта, мопед, плот, лодка.

Краски, кисточка, альбом, бисер, мелки.

- А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?

Мы уже засиделись — давайте подвигаемся! Представьте, что мы все — очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть — встанем, побежать — стоим, опустить руки — поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я «(Учитель встает — дети садятся, побежит — дети стоят, одевает пиджак — дети снимают, качает головой сверху вниз (да) — дети мотают головой из стороны в стороны (нет) и т.п.).

(групповая работа)

Цель: развивать логическое мышление, пространственные отношения, умение работать в группе, умение выражать свои мысли в устной речи, выслушивать чужое мнение и осуществлять прием взаимопроверки.

Задача детей — расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры (слова в конвертах)

- Что быстрее упадет на дно: камень, картонная коробка, платье, деревянный стул или булка?

- Что появилось раньше: росток, масло, семечки, подсолнух, дождь?

Проверка на доске.

- Какой урок вы возьмете для себя, подумав над её смыслом?

- Какое отношение хорошая книга имеет к нашему занятию?

(Хорошая книга- что солнце греет) дети печатают на листе слово, затем на доске собирают пословицу и объясняют её смысл.

IV. Рефлексия. (ЛУЧИ СОЛНЦА- ладошки)

- Кто сегодня доволен собой?

- Кто считает, что легко выполнил все задания?

- Кому было трудно? В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

На рассвете встать – помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Солнце- лучи ладошки (из нужного цвета вырезать ладонь и украсить солнышко лучами- ладошками)

Цель: развитие внимательности, чувствительности к слову и речи, понятливости и наблюдательности.

Инструкция: Сейчас я буду читать стихотворения. Пожалуйста, внимательно слушайте и исправляйте ошибки, которые допустил автор.

Читайте также: