Когда появилась загребская школа анимации

Обновлено: 07.07.2024

Хорватская анимация. Загребская школа

14 и 15 сентября, 15:00

Арсенал (Кремль, корпус 6)

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с субтитрами.

Непослушный робот , Душан Вукотич, 1956, 7:24

Ученый изобретает робота, чья задача - очистить лабораторию, пока ученый спит. У робота и его детёныша, однако, есть и другие планы.

Первый анимационный фильм, показанный в послевоенной Хорватии на III. Югославском кинофестивале в Пуле. Душан Вукотич был награжден Золотой Ареной за новаторскую работу в анимации, что также является первым призом хорватской анимации в целом.

Премьера, Никола Костелац , 1957, 9:33

У каждого театра своя аудитория. Точно так же каждая пьеса имеет свою премьеру. Что эта аудитория делает во время премьеры и как она себя ведет – всё это возможно увидеть в этом короткометражном фильме.

Фильм был показан на Венецианском кинофестивале в Оберхаузене (награжден специальным дипломом) и в Туре.

Корова на луне, Душан Вукотич , 1959, 10:16

У фотографа, Ватрослав Мимица, 1959, 9:12

Фильм был показан на кинофестивале в Бергамо (награжден первой премией), в Туре, в Анси (удостоен особого признания) и в Лондоне.

Дон Кихот, Владимир Кристл и Иво Врбанич, 1961, 10:53

Анимированная авторская адаптация рыцарского романа Мигеля де Сервантеса.

Фильм демонстрировался на кинофестивале в Оберхаузене (удостоен первой премии), в Анси, Корке и Ванкувере.

Бумеранг, Борис Колар, 1962, 10:48

Может ли единственная бабочка остановить - холодную войну?!

Фильм был показан на кинофестивале в Карловых Варах (награжден главной премией и специальной наградой Ассоциации киноклубов), в Бостоне, Лондоне, Оберхаузене, Туре, Акапулько, Анси (поощрительная премия), в Римини, Сан-Франциско, Ванкувере, Монреале, Мельбурне и Сиднее.

Игра, Душан Вукотич , 1962, 12:13

Что происходит, когда дети рисуют - войну?!

Церемония, Боривой Довникович Бордо, 1965, 3:36

Пятеро мужчин позируют перед стеной. Их размещают, поправляют, исправляют – все для того, чтобы наконец принять отличную позу для - расстрела!

Фильм был показан на фестивале в Оберхаузене, Кракове, Мамае (награжден премией за лучший национальный отбор фестиваля) и в Лондоне (награжден дипломом).

Муха, Александар Маркс , 1966, 8:01

От надоевших мух мы чаще всего пытаемся избавиться. Но что произойдет, если эта муха намного больше, чем мы думали?

Маска красной смерти, Павао Шталтер и Бранко Ранитович, 1969, 9:42

Анимированная версия рассказа Эдгара Аллана По.

Странная птица, Боривой Довинкович Бордо , 1977, 7:30

Все птицы откладывают яйца - но одна снесёт - будильник!

Фильм представляет собой совместное производство СФРЮ и СССР, Загреб фильм и Союзмультфильм.

Фильм был удостоен премии Фрэнсиса Скотта Кея на Балтиморском кинофестивале.

Сатиемания, Зденко Гаспарович , 1978, 14:15

Анимированная версия музыки Эрика Сати.

Рыбий глаз, Йошко Марушич , 1980, 9:36

Ночью, когда приморский город засыпает, рыбы выходят мстить.

Я тоже тебя люблю!, Йошко Марушич, 1991, 1:00

Война разрушает все вокруг, кроме любви.

Ковбой Джимми, Душан Вукотич , 1957., 13:26

Фильм был показан на Берлинском кинофестивале (награжден специальным дипломом), в Каннах, Венеции, Оберхаузене, Туре, Мельбурне (награжден специальным дипломом) и Реклингене.

Oдиночка, Ватрослав Мимица, 1959, 13:09

Можно ли найти уединенное место в хаосе мегаполиса? Как выжить на дикой работе и дорожном движении? Является ли одиночество единственным решением и, вообще, возможно ли это?

Фильм демонстрировался на Каннском кинофестивале, в Венеции (награжден главным призом за короткометражный фильм), в Туре, Бергамо, Эдинбурге (награжден почетным дипломом), в Оберхаузене (награжден почетным дипломом), в Мельбурне, Сиднее, Карловых Варах и Стратфорде.

Cуррогат, Душан Вукотич, 1961, 9:36

Мир ложных ценностей, где деньги покупают все. Все заменяется чем-то другим – и даже сам человек.

Малая хроника, Ватрослав Мимица , 1962, 10:48

Как справляется в этой ржавой современной жизни - собака?! Может ли онa пережить наше сосредоточение на себе?

Фильм был показан на Московском кинофестивале (удостоен первой премии), в Оберхаузене (награжден почетным дипломом), в Корке, Бергамо (удостоен первой премии), в Эдинбурге (удостоен специальной награды), в Лондоне (удостоен специальной награды), в Аннеси и Ванкувере (удостоен специального признания).

Гав-Гав, Борис Колар

Собака и кошка не любят друг друга. Однажды у них появляются детёныши, которые любят играть больше всего - с теми другими.

Фильм был показан на фестивале в Кракове, Оберхаузене (награжден третьим призом фестиваля) и в Лос-Анджелесе.

Визит из космоса

Однажды два пришельца прибывают на Землю. Играя с девушкой, они понимают, как важна в жизни каждого - мама!

Фильм был показан в Каннах, Сан-Себастьяне, Варне, Лейпциге (удостоен особого признания) и Триесте (удостоен первого приза).

Музыкальная свинья, Златко Гргич , 1965, 9:16

Есть ли в этом мире места для свиней, которые поют оперу? Как избежать голода для всех вокруг себя?

Фильм был показан на Каннском кинофестивале, в Мамае (награжден премией за лучший национальный отбор фестиваля) и в Лейпциге (удостоен первой премии).

Трещина, Боривой Довникович Бордо, 1967, 9:36

Единственный друг мобилизованного солдата - маленькая лягушка. Она помогает ему пройти тяжелое обучение. К сожалению, армия делает все, чтобы их разлучить.

Туп туп, Неделько Драгич, 1972, 9:42

Спать в современном обществе никогда не было так сложно. Звуки и события мешают отдыху - поэтому есть только одно решение.

Фильм был номинирован на премию Оскар.

Школа ходьбы, Боривой Довинкович Бордо, 1978, 13:15

У каждого своя походка, но некоторые хотят, чтобы все ходили как они.

Кукла мечты, Боб Годфри и Златко Гргич , 1979, 11:44

Может ли надувная кукла в гиперсексуализированном обществе обеспечить комфорт?

Фильм был номинирован на премию Оскар.

Загребская школа анимационных фильмов это стиль анимация происходящих от Загреб, Хорватия, в первую очередь Загреб Фильм. Он представлен такими авторами, как Никола Костелац, Ватрослав Мимица, Душан Вукотич и Владимир Кристл. Термин был придуман Жорж Садул. Первым крупным успехом стало получение Гран-при в г. Венеция для короткометражного мультфильма Samac (Одинокий парень) Ватрослава Мимики, и их самая лучшая работа до сих пор Оскар-винтажный короткометражный анимационный фильм Сурогат пользователя Dušan Vukotić. [1]

Содержание

История

В 80-х и 90-х годах Хорватия Фильм произвел первые в стране анимационные фильмы режиссера Милан Блажекович: Зачарованный вязами лес, Шляпа волшебника и Лапич Сапожник. [4] [5] [6]

Награды за анимацию


Самым известным и самым титулованным аниматором из той команды является Душан Вукотич. Так сложилось, что именно Душан воплотил в своем творчестве лучшие находки "загребской школы", которую в лучшие ее годы противопоставляли завоевавшему мир диснеевскому стилю. Югославские мультики уникальны тем, что сделаны в совершенно другом стиле, при этом не уступали по зрелищности "диснеевщине" и даже превосходили ее в интеллектуальном плане. Основа диснеевского стиля - кривые линии, округлые формы, анатомичность персонажей, красочность картинки. Такой стиль максимально комфортен для восприятия зрителями любого возраста. В первое время и югославы придерживались диснеевских канонов, но однажды им всё это надоело. И вот что они придумали:

- преобладание прямых линий и острых углов вместо кривых линий и круглых форм
- плоское пространство вместо эффекта объемности
- нарушение всех законов анатомии ("антианатомический метод")
- отказ от диалогов, особое внимание уделяется музыкальному сопровождению и звуковым эффектам
- усиление сатирической направленности, преувеличение до уровня гротеска

Нарушив все правила создания популярной анимации, Душан Вукотич и его сподвижники одержали локальную победу над диснеевщиной. Их мультфильмы в течение 5-7 лет получали кучу наград на всех заметных анимационных фестивалях. Однако в стратегическом плане победа югославов ничего не значила: к середине 1960-х энтузиазм затих. Мультфильмы на Загребской студии создавались еще долго - до начала 1990-х. Некоторые режиссеры заявляли о себе на короткое время, но в целом "загребская школа" ушла в прошлое. Сейчас об этом явлении в анимации говорят в большей степени как об историческом событии, повлиявшем на развитие европейской (и советской в частности - см. Хитрук) авторской анимации.


Теперь перейдем к нашему Душану Вукотичу. Сейчас доступны 12 его мультиков, не считая рекламных роликов середины 50-х. Первым в фильмографии идет "Как родился Кичо" (1951), сделанный еще до создания студии "Загреб Фильм". Мультик интересен как исторический артефакт, ничего особенного собой не представляет. Видно, что создателям еще не хватает мастерства. "Настоящий" Вукотич начинается с 1955 года - аниматор выпускает несколько отличных мульт-пародий на популярные киножанры. Важно отметить, что Вукотич трудился одновременно в качестве сценариста, художника и постановщика.

1955 - Шаловливый робот.
Научно-фантастическая комедия о последствиях создания искусственного интеллекта.



1957 - Ковбой Джимми
Пародия на американские вестерны, в которой использован прием перехода персонажа с той стороны экрана в реальный мир.



1958 - Абракадабра
Сложно утверждать, является ли мультфильм пародией на советский кинофильм "Старик Хоттабыч" 1956 года, но в сюжетах есть много общего. Мальчик "впускает" в реальный мир волшебника, и начинается чехарда.



1958 - Большой страх
Пародия на фильм ужасов. Несмотря на обилие жутких сцен, никакой мистики в истории нет: герой просто начитался страшных книжек.



1958 - Концерт для автомата
Пародия на криминальные фильмы. Интересно показана суета большого города. Удивляет большое количество убийств, поэтому мультик, пожалуй, нельзя назвать детским.



1958 - Мститель
Пародия на мелодраму. Измена, ревнивый муж, месть.



1959 - Корова на Луне
Пародия на фантастические фильмы о космических полетах.



На рубеже десятилетий мультики Душана Вукотича становятся менее детскими и более взрослыми. На первый план выходит сатира. В 1961 году появляется "Суррогат" - самый известный фильм Вукотича, получивший премию Оскар, обойдя один мультик студии Диснея и три от Warner Bros. "Суррогат" высмеивает потребительское отношение к жизни, погоню за материальными благами. Все-таки я не могу сказать, что это лучшая работа Душана, но понятно, почему она прославилась - за счет удачного сочетания юмора, иронии, оригинальных образов и актуальных идей. В "Суррогате" многие увидели сатиру на капиталистическое общество, но вряд ли аниматор всерьез думал об этом.


Есть пара мультиков о конфликтах, с главной идеей "давайте жить дружно!". В "Пикколо" (1959) мы видим конфликт соседей, возникший на ровной месте. Напоминает "Соседей" (1952) Нормана Макларена.


"Игра" (1962) сочетает в себе анимацию и киносъемку детей-актеров. Здесь Душан Вукотич в игровой форме выходит на серьезную проблему конфликта мужского и женского мировоззрения. Поразителен контраст между детской игривостью в начале фильма и жуткой символикой в конце. Некоторые кадры напоминают кровавые сцены из джалло.




В 1969 году выходит самый странный мультфильм Вукотича - "Искусство ради искусства", далекий от стилистики "загребской школы". Это социально-философская зарисовка с параноидальными мотивами, разгадать смысл которой с первого раза не так уж и просто. Центральный персонаж - фокусник, проходящий путь от славы до безумия. Возможно, режиссер отразил в этой работе свои переживания и страхи, но нам известно слишком мало фактов из его биографии, чтобы найти четкую связь.



В середине 1960-х Душан Вукотич работает в игровом кино, мультфильмы позднего периода, к сожалению, недоступны. В завершение хочу поделиться ссылкой на документальный фильм Вукотича о том, как создавались легендарные мультики на студии "Загреб Фильм" - "1001 рисунок".

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

В социалистической Югославии разные отрасли экономики были сосредоточены в разных республиках федерации. Так, например большинство мультфильмов снимались в Хорватии, на студии "Загреб-фильм", созданной в 1946 году.

Мультипликаторы, работавшие на этой студии, любили экспериментировать с анимацией, упрощали её до предела, отвергали перспективы и объёмности. Благодаря ним была создана так называемая загребская школа мультипликации. Загребский стиль начал проявляться уже в самых первых мультфильмах студии — "Шаловливом роботе" 1955 года, и в "Корове на луне" 1959 года.

"Шаловливый робот" 1955 студия "Загреб-фильм"

"Шаловливый робот"— научно-фантастическая комедия о последствиях создания искусственного интеллекта., созданная хорватским аниматором Душаном Вукотичем.

"Ковбой Джимми" 1957 студия "Загреб-фильм"

"Ковбой Джимми" от режиссера и аниматора Душана Вукотича — мультипликационная пародия на вестерны. В мультфильме не раз присутствует "разрушение четвертой стены" — взаимодействие Джимми, героя фильма, со зрителями.

1958 - Большой страх

"Большой страх"—это пародия на фильм ужасов. Несмотря на обилие кошмарных сцен, никакой мистики в истории нет: герой просто начитался страшных книжек.

"Корова на Луне" 1959 студия "Загреб-фильм"

"Корова на Луне"— еще одна пародия, на этот раз на фантастический жанр. Мультфильм рассказывает о том, как девочка убеждает мальчика, что ракета, которую она построила, привезла его прямо на Луну.

Для своего времени эти мультфильмы были очень минималистичными и противопоставлялись диснеевским мультфильмам.

"Суррогат" 1961 студия "Загреб-фильм"

"Суррогат" высмеивает потребительское отношение к жизни, погоню за материальными ценностями в ущерб духовным, многие увидели в мультфильме сатиру на капиталистическое общество.

После того, как мультфильм "Суррогат" был награждён "Оскаром", загребская школа получила мировую славу. Но уже в середине 1960-х экспериментаторство сменилось более классическим стилем анимации.

"Странная птица" 1969 студия "Загреб-фильм" и "Союзмультфильм"

"Странная птица"— совместная работа югославских аниматоров с советским "Союзмультфильмом". Мультфильм рассказывает о птице, которая мечтала иметь детей, но это у нее никак не получалось. И вот однажды ворона принесла ей яйцо, которое она с радостью высиживала. А когда у всех птичек соседей начали появляться птенцы, у нее вылупился будильник. От "Союзмультфильма" над этой картиной работал Вячеслав Котёночкин.

"Рыбий глаз" 1980 студия "Загреб-фильм"

Страшный мультфильм для взрослых "Рыбий глаз" появился в открытом доступе в 1980 году, но несмотря на это, многие люди и не подозревают о его существовании. В центре сюжета оказывается маленькая рыбацкая деревня. Люди в ней питались тем, что мужчины выловят в море. Все мужское население, всегда одновременно уходило на рыбалку, и сегодняшний день не был исключением. Стоило только добытчикам покинуть дом, как на деревню напали злые и кровожадные рыбы, намеревающиеся отомстить людям за все свои потери и страдания.

Но не только Хорватией прославилась югославская анимация. Кукольные мультфильмы снимались в Сербии семейной парой Йоцич. С конца 70-ых начала производство мультфильмов сербская киностудия "Дунав-фильм". В конце 60-ых художник Златко Шешель создавал мультфильмы в Боснии. Но государство не было заинтересовано в поддержке боснийской анимации, и поэтому дальнейшее её развитие затянулось на долгие годы.

Также особое внимание стоит уделить македонской студии "Вардар фильм", снимавшей анимационные фильмы в период с 1947 по 1991 год. Македонские аниматоры создавали мультфильмы для взрослых, в основном это были короткометражки. Один из самых известных из них— "Отпор".

"Отпор" 1978 студия "Вардар-фильм"

Персонажи этого фильма —различные бытовые инструменты: молоток, гвозди, плоскогубцы. Один из гвоздей никак не желает быть забитым. Происходящее в мультфильме символизирует достоинство, выдержку и непоколебимость человеческой натуры. Авторы дают понять зрителю, что нужно всегда стоять до конца и придерживаться своих принципов и обязательств, если твоя воля нерушима.

Мультфильм, получивший в свое время призы на нескольких анимационных фестивалях, придется по душе любителям образных, "вещевых" шедевров советского мультипликатора Гарри Бардина.

Вернемся к Хорватии. В конце 1980-х наряду с Загреб-фильмом мультфильмы начала делать киностудия "Кроатия-фильм", именно на этой студии были сняты "Чудесный лес" и "Волшебная шляпа".

"Чудесный лес" 1986 студия "Кроатия-фильм"

"Чудесный лес"— фильм-сказка совместного югославско-американского производства, экранизация одноимённой книги детской писательницы Сунчаны Скринярич. Это самый первый югославский полнометражный мультфильм и самый известный югославский мультфильм в мире. Демонстрировался он и в СССР. В центре сюжета художник Питер Палитра, который заснув под Заколдованным Вязом, обнаруживает при пробуждении, что кисточка его стала волшебной, а сам он теперь понимает язык животных.

"Волшебная шляпа" 1990 "Кроатия-фильм"

"Волшебная шляпа" — это сиквел "Чудесного леса". По сюжету мультфильма, веселая и беспечная жизнь обитателей Чудесного леса нарушена вторжением безжалостного врага — ледяного Царя. Мультфильм был раскритикован в США из-за жестокой, по мнению американских прокатчиков, сцены победы над главным злодеем Морозомором.

После распада Югославии развитие мультипликации в каждой стране пошло своим путём. Больше всех повезло хорватам, так как им достались "Загреб-фильм" и "Кроатия-фильм", которые продолжают выпускать мультфильмы и по сей день. Другим странам, например, Сербии, Северной Македонии и Боснии, повезло меньше, и им пришлось развивать мультипликацию практически с нуля.

Читайте также: