Воля к смыслу виктор франкл краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Виктор Эмиль Франкл — человек, спасший тысячи жизней. Талантливый психиатр, невролог и психолог, он создал логотерапию (направление экзистенциального анализа, основанное на поиске смысла жизни для пациента). По мнению врача, самоубийцы, наркоманы и алкоголики лишены цели, ради которой могли бы жить, что и приводит к трагическим последствиям.

Франкл назвал три пути, благодаря которым человек может сделать свою жизнь более осмысленной: созидание, получение нового опыта и, собственно, нахождение смысла в самой жизни, в том числе и в страданиях. Последний, крайний путь, Франкл открыл, будучи узником нацистского концлагеря, где старался не только выжить сам, но и помочь заключенным. Он, а также другие психологи и социальные работники, оказавшиеся Терезиенштадте, организовали специальную службу помощи и создали целую информационную сеть, благодаря которой узнавали о суицидальных склонностях других узников лагеря смерти.

Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни

Виктор Франкл

Виктор Франкл: Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен

МЕЖДУ ФРЕЙДОМ И АДЛЕРОМ

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади. Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология - о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

(Здесь и далее курсивом даны цитаты из работ В. Франкла)

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной - Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

ИММУНИТЕТ ПРОТИВ НИГИЛИЗМА

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории - логотерапии и экзистенциального анализа.

Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях.)

Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.

После того как эта книга вышла в 1959 году на английском языке, она выдержала баснословное количество переизданий на десятках языков по всему миру и общий ее тираж уже перевалил за 2,5 миллиона (всего им написано 16 книг, их совокупный тираж уже не поддается подсчету; на этом фоне особенно огорчительно, в сколь узком кругу Франкл популярен в нашей стране - многие практические психологи о нем даже не слышали).

Виктор Франкл: Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен

ВОПРОС К СЕБЕ

В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы, с 1947 года начинает преподавать в Венском университете, в 1949 году получает степень доктора философии, в 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов. В 60-е годы издание его трудов на английском языке принесло ему всемирную славу, запоздало докатившуюся до наших берегов лишь к началу 90-х.

Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во многих странах, в том числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией). Он умер в глубокой старости в своей родной Вене.

Автор: Сергей Степанов

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктор Франкл Воля к смыслу

Воля к смыслу: краткое содержание, описание и аннотация

Виктор Франкл: другие книги автора

Кто написал Воля к смыслу? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Франкл: Человек в поисках смысла

Человек в поисках смысла

Виктор Франкл: Воля к смыслу

Воля к смыслу

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Виктор Франкл: Воспоминания

Воспоминания

Воля к смыслу — читать онлайн ознакомительный отрывок

Мне показалось более правильным включить в сборник статьи примерно в том виде, в котором они были изначально представлены или напечатаны, чем перерабатывать их во внутренне структурированную книгу. Если каждая отдельная работа представляет новые идеи и данные в то время, когда она выходит в свет, то сборник, как таковой, позволяет сочетать новый материал со старым, свежие идеи — с теми, которые уже знакомы. Это, конечно, не означает, что я претендую на то, чтобы провести сравнительную работу со всеми материалами по данной теме. В конце концов, каждая работа представляет собой нечто по существу целостное, и мне кажется недальновидным уничтожать эту изначальную целостность ради создания чего-то искусственного. К тому же я использовал большинство работ в своих лекциях, и по дидактическим причинам я воздерживаюсь от их существенного редактирования или правки. Именно поэтому я сохранил разговорный стиль изложения материала.

Естественно, принятая модель изложения может повлечь за собой некоторые повторы — для того, чтобы исключить возможность их появления, мне пришлось бы перестроить каждый очерк, подчинив его внутренней структуре книги. Гораздо более важным является то, что эти повторы могут быть полезны для дидактических целей, а в конечном счете и для каждого читателя — коль скоро они связаны с базовыми принципами логотерапии, даются в разных контекстах соответствующих очерков и под разными углами зрения на предмет.

Поэтому там, где это было возможно, я сохранил изначальные названия и целостность статей. В тех случаях, когда требовалось увязать между собой нужные материалы, я изменил название соответствующих статей на те, под которыми они даются в данной книге.

Несколько слов о названии самой книги — Психотерапия и экзистенциализм.

Что касается экзистенциальной психиатрии или экзистенциализма в наиболее широком смысле этого слова, можно сказать, что взглядов на экзистенциализм существует столько же, сколько экзистенциалистов. В данной книге кого-то мы будем считать экзистенциалистами, а кого-то — нет. Последнее особенно верно в отношении тех, кто не догадывается о том, что неправильно толкует и употребляет фразы, заимствованные у настоящих экзистенциалистов.

В заключение этого предисловия хочу сказать, что испытываю чувство глубокой благодарности перед теми, кто дал мне ценные советы и помог редактировать мои рукописи еще до включения их в эту книгу. Надеюсь, что никто из них не будет в обиде на меня за то, что я просто назову их имена, и не стану оценивать вклад каждого в отдельности. Я с радостью выражаю свою признательность Гордону У. Оллпорту, Хайнцу Л. Ансбахеру, Джозефу Б. Фабри, Эмилю А. Гатхейлу, Элеаноре М. Дженц, Полю Е. Джонсону, Мелвину А. Кимблу, Даниелю Дж. Карланду, Роберту К. Лесли, Лестеру К. Ремпли, Рендольфу Дж. Саснетту, Дональду Ф. Туидди-младшему, Эдриану Л. ВанКааму, Жоржу Влахосу, Вернеру фон Альвенслебену, Рольфу X. Фон Эккартсбергу, Антонио Венкарту и Джулиусу Винклеру, ценю их и чувствую себя в долгу перед ними.

Виктор Э. Франкл

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛОГОТЕРАПИИ[1]

Виктор Франкл

Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоотстранению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, с которой они рассматривают эти особенности. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измерение.

К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.

Стремлениексмыслу

Стремление к смыслу, так же как сила мотивации, отличается от самоактуализации. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремления к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.

Сознаниеиподсознание

Смыслжизниисмерти

Жизнь постоянно ставит перед людьми вопросы. Ответить на эти вопросы можно, только став ответственным за свою жизнь. Работая с материалом, которым их снабдила судьба, люди подобны скульпторам, которые с помощью долота и молотка обрабатывают бесформенный камень так, что он постепенно обретает определенную форму. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им.

Смерть не лишает жизнь смысла. Если бы люди были бессмертными, они могли бы откладывать дела на неопределенный срок. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из осознания ими конечности своей жизни. Следовательно, люди должны понимать, насколько велика ответственность, которую они несут в каждый момент своей жизни. Судьба, подобно смерти, имеет большое значение для понимания смысла жизни. Судьба относится к тем факторам, которые находятся вне пределов власти человека. Свобода может рассматриваться не только в контекстах жизни и смерти, но также и в контексте судьбы. Благоприятные возможности и несчастья, которые встречаются на жизненном пути каждого человека, уникальны. Однако люди все же могут реализовывать свою внутреннюю свободу, противостоя судьбе.

Франкл полагает, что самотрансценденции можно достичь путем обнаружения или определения смысла тремя различными способами: делая дело, переживая ценность и страдая (Frankl, 1963). В другой работе Франкл (Frankl, 1967, 1988) говорит о трех основных способах, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при неоперабельном раке (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Смысл работы выходит за пределы специфического занятия. Наибольшее значение имеет то, как люди используют свои уникальные человеческие качества в процессе выполнения работы. Например, медсестра может выйти за рамки своих регламентированных обязанностей, сказав доброе слово больному, находящемуся в критическом состоянии. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны. В таких случаях смысл творчества следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Безработица — пример того, как на людей может влиять недостаток смысла творчества. Франкл рассматривает невроз, связанный с безработицей, характеризующийся апатией и депрессией, как экзистенциальную позицию. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии. Обретение смысла творчества не синонимично одному лишь удовлетворению потребности в работе.

В отличие от психоанализа, в логотерапии любовь не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. Секс может быть выражением зрелой любви, но он не является сам по себе формой любви. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Любовь подразумевает отношение к другому человеку как к духовному существу, понимание или постижение внутреннего ядра личности другого. Человек движется в глубины собственного духовного существа под влиянием духовного ядра своего партнера. Безумное увлечение редко продолжается долго. Когда сексуальное стремление удовлетворено, оно быстро исчезает. Любовь, однако, характеризуется постоянством, которое основывается на том, что духовное ядро другого человека уникально и незаменимо. Кроме того, любовь может переживать смерть, так как она подразумевает, что сущность уникального бытия возлюбленного бесконечна и нетленна.

Франкл (Frankl, 1967) подчеркивает, что, по его мнению, любовь — не единственный и даже не лучший способ наполнить жизнь смыслом. Франкл проводит различие между невротическим провалом и неудачной, обусловленной судьбой, попыткой добиться любви.

Смысл в страдании

Смысл в прошлом

Хотя поиск смысла прежде всего ориентирован на будущее, прошлое также может быть источником смысла. Часто люди обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла. В концентрационном лагере Освенцим Франкл стал серьезно подходить к душевным поискам смысла в страдании, когда рукопись его первой книги была конфискована. Франкл пришел к пониманию того, что ничто из его прошлого не потеряно, а лишь отложено в качестве неприкосновенного запаса. Смысл жизни Франкла не зависел от того, была ли напечатана его рукопись. Его прошлые переживания представляли собой настоящую житницу. Часто в периоды страдания (но не только в эти периоды) поиск смысла может повлечь за собой признание и определение источников смысла в прошлом, необходимых для создания смысла в настоящем. Даже при короткой жизни можно иметь прошлое, полное смысла. Однако, даже если человек вел жизнь, лишенную какого-либо своеобразия, его безусловная вера в безусловный смысл может превратить неудачу в триумф (Frankl, 1988).

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабление акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями. Франкл (Frankl, 1988) не выступает в защиту универсальной религии. Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном языке, используя свои слова.

Экзистенциальныйвакуум

Массовая невротическая триада

/Р.Нелсон-Джоунс - "Теория и практика консультирования/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: