Диагностика по бумагопластике в доу

Обновлено: 02.07.2024

Представленные в методической разработке материалы можно применять на занятиях по изобразительной деятельности (аппликация) и при организации самостоятельной творческой деятельности. В методических рекомендациях раскрыта технология работы с мятой бумагой - бумагопластика.

Представлено планирование – примерная тематика занятий по возрастам ( Приложение № 1 ):

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

В методических рекомендациях содержится конспект открытого мероприятия для детей средней группы ( Приложение № 2 ) и подробный мастер – класс для воспитателей по изготовлению костюма для театральной деятельности ( Приложение № 3 ). В разработке содержится технологическая карта по изготовлению творческой композиции ( Приложение № 4 ), которую можно взять за основу для создания нового занятия с интеграцией различных видов деятельности. Фотоработы ( Приложение № 5 ), представленные в приложении помогут воспитателю сориентироваться в выборе тем и разнообразить продуктивную деятельность дошкольников.

Пояснительная записка

Не случайно, важной задачей дошкольного образования в условиях ФГОС, является развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и продуктивных. Художественная деятельность, как неотъемлемая часть детского творчества в развитии детей, дает широкий простор в самореализации, способствует развитию мышления, воображения, фантазии через ручной художественный труд с огромным разнообразием материалов и средств выразительности.

Преимущества техники:

Возможность использования с раннего возраста.

Возможность использования, как самостоятельного вида творчества, так и в сочетании с другими изобразительными техниками.

Позволяет получать радость от результатов творчества, возможности делать и дарить подарки.

Объёмные фигурки-поделки можно использовать в дальнейшем в играх.

Даёт возможность изготовления элементов костюмов для театрализованной деятельности на скорую руку из подручных материалов (рога, головные уборы).

Как материал, позволяет реализовать исследовательскую деятельность через опыты и эксперименты.

Цели и задачи педагога:

Вызвать у детей интерес к работе в данной технике. Помочь реализовать индивидуальные и коллективные возможности детей с учётом возрастных особенностей.

Познакомить с различными видами бумаги и их свойствами.

Научить способам создания полуобъёмных композиций (приклеивания к фону на плоскую основу), при оформлении коллажей.

Научить способам применения бумаги для имитации рельефа местности в макетах.

Поощрять и поддерживать интерес детей к технике в совместной и самостоятельной деятельности, творчество и фантазию.

Побуждать к поисковой и экспериментальной деятельности в работе с данным материалом.

Технология развития детского творчества

Данная технология в работе с детьми применяется мной в разных возрастных группах в разных формах организации детской деятельности на протяжении многих лет. Это и обучающие занятия, и коллективное творчество педагога с детьми в совместной деятельности, и самостоятельное детское творчество. Этот вид деятельности можно применять, как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими техниками и материалами. В своей практике я предпочитаю смешанные техники, так как работы выглядят более выразительно. Структура организации деятельностью зависит от цели и задач педагога. Обучающие занятия применяются при овладении детьми приёмами изготовления (лепки) элементов:

Показ с объяснением приема.

Самостоятельная работа детей.

Прямая или косвенная индивидуальная помощь по необходимости.

Результаты схожие образцу.

Творческие тематические занятия на закрепление изученного приёма:

Вспомнить с детьми изученный прием.

Самостоятельный выбор бумаги по цвету, согласно задуманному, создание своей композиции по заданной теме, используя приёмы по аналогии.

Помощь при необходимости в индивидуальном порядке.

Результаты разные, тема одна.

Творческие. По замыслу детей:

Выбор бумаги из предложенных вариантов. Самостоятельная деятельность над созданием задуманного с использованием знакомых приёмов.

Помощь при необходимости.

Результаты разные, Темы разные.

Формы организации деятельности зависят от цели и задач педагога или исходят от идеи, предложенной детьми.

Занятие. (Обучение приёмам изготовления элементов, открытки, подарки родителям, индивидуальные поделки, игрушки).

Индивидуальное самостоятельное творчество. (По желанию ребёнка).

Коллективное творчество в совместной деятельности: коллажи, макеты (индивидуальные работы, собранные в общий коллаж (макет); распределение работы для создания общей композиции).

При использовании техники бумагопластики в работе с дошкольниками необходимо исследовать виды и свойства бумаги ( таблица 1 ), выяснить, какую бумагу нужно использовать, чтобы выполнить ту или иную композицию из бумаги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг образовательной деятельности обучающихся при работе с разными видами бумаги и картона.

Мониторинг образовательных результатов обучающихся

по общеобразовательной программе "Волшебный мир бумаги"

Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

1. Разнообразие умений и навыков в использовании инструментов

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Мониторинговая карта

обшеобразовательная программа «Волшебный мир бумаги, 1 год обучения, группа __


В статье освещается содержание диагностической методики по определению аппликационных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение, дошкольный возраст

Аппликация — (от лат. appliccatio — расположенность, присоединение, примыкание) орнамент, рисунок, созданный наложением деталей и фрагментов на основу разными способами. Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой.

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что, не освоив способы изображения, дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, скованными. Плохое владение ножницами, своей рукой, незнание обобщенных способов изображения вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к ее утомлению, мешает ребенку воплотить задуманное.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть диагностикой умений и навыков при организации и руководстве самостоятельной аппликационной деятельности. Вместе с тем, многие из них испытывают затруднения с точки зрения того, чему и как надо учить детей с разными аппликационными навыками и умениями.

Наша диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий для младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Задания разработаны по материалам диссертационных исследований автора [1] и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности.

Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом возрастающих изобразительных возможностей детей. Может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не повторяли аппликационные работы друг друга.

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

1-я младшая группа

В данной возрастной группе работа строится в двух направлениях:

  1. ознакомление детей со свойствами бумаги;
  2. обучение выкладыванию готовых форм.

Задание 1.

Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.)

За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 9 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую карту определения аппликационных навыков и умений (см. таблицу 1).

Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее свойств удетей 1 младшей группы


В статье освещается содержание диагностической методики по определению аппликационных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение, дошкольный возраст

Аппликация — (от лат. appliccatio — расположенность, присоединение, примыкание) орнамент, рисунок, созданный наложением деталей и фрагментов на основу разными способами. Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой.

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что, не освоив способы изображения, дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, скованными. Плохое владение ножницами, своей рукой, незнание обобщенных способов изображения вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к ее утомлению, мешает ребенку воплотить задуманное.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть диагностикой умений и навыков при организации и руководстве самостоятельной аппликационной деятельности. Вместе с тем, многие из них испытывают затруднения с точки зрения того, чему и как надо учить детей с разными аппликационными навыками и умениями.

Наша диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий для младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Задания разработаны по материалам диссертационных исследований автора [1] и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности.

Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом возрастающих изобразительных возможностей детей. Может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не повторяли аппликационные работы друг друга.

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

1-я младшая группа

В данной возрастной группе работа строится в двух направлениях:

  1. ознакомление детей со свойствами бумаги;
  2. обучение выкладыванию готовых форм.

Задание 1.

Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.)

За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 9 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую карту определения аппликационных навыков и умений (см. таблицу 1).

Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее свойств удетей 1 младшей группы

Читайте также: