Нормативы по физкультуре для детей с овз в школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Физкультура – один из обязательных учебных предметов…

…которые ребенок начинает познавать еще с детского сада. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны ею заниматься по особой адаптированной программе, учитывающей проблемы вызванные основным заболеванием.

Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны

Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.

Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.

В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.

физкультура овз

Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ

Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:

  • обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
  • формирование физических навыков и умений;
  • воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
  • содействие развитию морально-волевых качеств.

Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.

Виды физкультуры, адаптируемой под детей с ОВЗ

В детском саду и начальной школе, все виды физкультуры могут подойти для детей с ОВЗ. Некоторые виды занятий наиболее часто используются в школах и детских садах – гимнастика, занятия на моторику, бег. При этом стоит помнить о том, что при интегрированном инклюзивном обучении надо следить за тем, чтобы к более сложным заданиям, школьник приступал только после разрешения врача.

Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду

Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.

Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.

Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.

Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.

физкультура овз

Группы здоровья в школе

При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.

Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:

  • I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
  • II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
  • III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.

В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.

Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.

img_6149-large

Физкультура важна и отказываться от нее нельзя

Практически все дети школьного и дошкольного возраста должны заниматься физкультурой, она важна как для первого класса, так и для десятого. Повышенная физическая активность в умеренных количествах, должна присутствовать в жизни человека от рождения и до глубокой старости. Именно на это направлены все занятия в школе и детском саду, никто не требует от ребенка рекордов, но он должен быть мотивирован на них. Физкультура позволяет добиться правильного физического развития и лучше справляться с основным заболеванием.

Физкультура – один из обязательных учебных предметов…

…которые ребенок начинает познавать еще с детского сада. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны ею заниматься по особой адаптированной программе, учитывающей проблемы вызванные основным заболеванием.

Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны

Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.

Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.

В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.

физкультура овз

Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ

Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:

  • обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
  • формирование физических навыков и умений;
  • воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
  • содействие развитию морально-волевых качеств.

Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.

Виды физкультуры, адаптируемой под детей с ОВЗ

В детском саду и начальной школе, все виды физкультуры могут подойти для детей с ОВЗ. Некоторые виды занятий наиболее часто используются в школах и детских садах – гимнастика, занятия на моторику, бег. При этом стоит помнить о том, что при интегрированном инклюзивном обучении надо следить за тем, чтобы к более сложным заданиям, школьник приступал только после разрешения врача.

Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду

Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.

Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.

Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.

Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.

физкультура овз

Группы здоровья в школе

При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.

Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:

  • I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
  • II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
  • III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.

В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.

Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.

img_6149-large

Физкультура важна и отказываться от нее нельзя

Практически все дети школьного и дошкольного возраста должны заниматься физкультурой, она важна как для первого класса, так и для десятого. Повышенная физическая активность в умеренных количествах, должна присутствовать в жизни человека от рождения и до глубокой старости. Именно на это направлены все занятия в школе и детском саду, никто не требует от ребенка рекордов, но он должен быть мотивирован на них. Физкультура позволяет добиться правильного физического развития и лучше справляться с основным заболеванием.

В наше время общество не придаёт должного значения урокам физкультуры в школе. Кто-то считает, что в школе ничего интересного и полезного в уроках физкультуры нет и лучше, чтобы ребенок занимался дополнительными уроками, а кому-то просто лень и он/она не ходят на эти уроки из принципа. Еще более пугающей тенденцией является тот факт, что пропаганда стиля жизни, в котором спорту отведена важная и принципиальная роль, сошла практически на нет в нашей стране. Именно поэтому необходимо понимать и осознавать в чём же полезность уроков физкультуры в школе.

Примерные нормативы с 1 по 11 класс

Многие родители считают, что преподаватели физкультуры в школе, это люди, не имеющие ничего общего со спортом или спортивным образованием. Сразу важно отметить, что это утверждение в корни не верно. Прежде всего, необходимо осознавать, что в наши дни не будучи профессиональным спортсменом в прошлом или человеком имеющим спортивное образование, устроиться на работу в школу в качестве учителя физкультуры практически невозможно. Данный факт свидетельствует о том, что все те дети, которые будут заниматься физкультурой в школе под началом специалиста практика или теоретика (в зависимости от рода предыдущей деятельности учителя) уже как минимум смогут достичь неплохих результатов в определенных спортивных дисциплинах, в том случае если этого захотеть.

бег детей на соревновании

Очень важен тот факт, что люди, посещающие уроки физкультуры вырабатывают в себе и мотивационные качества. Если сравнивать в обычной жизни людей, которые уделяли спорту внимание и тех, кто никогда не одевал спортивный костюм, то разница в жизненной мотивации видна невооруженным глазом. Люди, занимающиеся физкультурой, а значит и большинство тех, кто посещает уроки физкультуры в школе, намного более успешные, так как еще в школьные годы на уроках физкультуры они вырабатывают такие качества как целеустремленность и преодоление себя.

Согласно статистике, те, кто не посещают уроки физкультуры на постоянной основе, во время эпидемий гриппа в два раза болеют чаще, чем те, кто регулярно ходит на уроки физкультуры. Как следствие, те, кто чаще болеют, имеют большое количество проблем с успеваемостью, по той причине, что посещают меньшее количество занятий в школе. Казалось бы, пропуск занятий в школе и нежелание посещать уроки физкультуры с первого взгляда никак не связанны. Однако если проследить причинно-следственную связь, описанную выше, то становиться ясно, почему так важно ходить на уроки физкультуры и не искать для себя оправданий для того, чтобы в очередной раз посидеть на лавке, в то время как одноклассники сдают нормативы или просто играют в спортивные игры.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Если все вышеперечисленные аргументы не явились достаточно убедительными, то следует провести небольшой эксперимент. Школьнику требуется сравнить своё самочувствие за два месяца. Пусть один месяц он не ходит на занятия спортом в школе и отсиживается на лавке. В другой месяц необходимо посещать все уроки физкультуры и выполнять все предписания учителя. Каждый день из этих двух дней необходимо оставлять запись в специальном дневнике, в котором учащийся будет оставлять свои впечатления о самочувствии и общем состоянии организма. По истечению двух месяцев перечитайте дневник и сравните вои записи. Наверняка выводы для многих окажутся поразительными, ну а какими они будут можно выяснить, проведя данный эксперимент.

Конечно, назвать современную школьную физкультуру совершенной достаточно тяжело. Да и причин этого есть множество. Но если подходить к этому уроку более тщательно, рассмотреть то, что предлагают учителя, не пытаться увильнуть и спрятаться где-то в подворотне, то в будущем за это можно будет выразить педагогам огромное спасибо.

Теперь же отойдем от громких фраз и попытаемся разобраться, в чем же реальная польза нахождения в спортзале, либо же на спортивной площадке. Прежде всего, дело в физиологии. Растущий молодой организм требует подвижности, чтобы иметь возможность разгонять по телу кровь. Именно поэтому дети на переменах и сносят потолки в коридорах или классах. И чем больше вы пытаетесь держать их в строжайшей дисциплине, тем громче они будут кричать на перемене.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Уроки физкультуры призваны уравновесить этот дисбаланс. Правильно построенная физическая разминка позволяет рассредоточить излишки энергии по всему телу. При этом отсутствует переутомление, а также опасность получить растяжение или другого рода травму. Более того, благодаря активным физическим упражнениям происходит моральная перезарядка организма, когда мозг на время отключается от сложных математических расчетов, либо мыслей о литературном сюжете, давая возможность человеку освежить мысли. В дальнейшем это помогает справляться со сложными задачами, которые вам оставили напоследок.

Кроме прочего занятие физкультурой иногда позволяет проявить у человека скрытые таланты, которые в другой обстановке он попросту будет стесняться засветить. Ведь здесь, по сути, все равны и все находятся в равных условиях, когда над твоими успехами мало кто будет шутить. А вот опытный педагог сможет оценить возможный потенциал и развить его в дальнейшем. Именно так и проявляются будущие футболисты, волейболисты, баскетболисты, легкоатлеты. Многие после посещения спортзала хотят развиваться самостоятельно, совершенствовать свое тело и укреплять здоровье. И именно это и ценно в школьной физкультуре, как источнике безграничных возможностей в будущем.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

многообразие упражнений и условий их выполнения

разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

развитие речи (подвижные игры с речетативами)

развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Рекомендации по преподаванию физкультуры

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

бег с перепрыгиванием препятствий

ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах

ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

бег с ведением мяча

передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

бег змейкой между предетами

ходьба с перешагиванием предметов

передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

акробатические кувырки вперед и назад

бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

лазанье по канату

бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

Нарушения спинального кровообращения

Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

Осложненный сахарный диабет

Остеохондроз позвоночника с осложнениями

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

5 методов воспитания детей

Читайте также: