Когда отменили октябрят в школе

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



Октябрята строят из детских кубиков модель Дворца Советов. Январь 1941 года



С 20-х до 40-х годов в СССР было популярно купаться и загорать без одежды. Это тоже считалось проявлением прогресса в области здоровья







Конечно, организация октябрят 70-х годов была, как и пионерия, и тем более комсомол, уже далеко не той, что в боевые 20-е годы. Но в сентябре 1991-го настало время погасить даже и эту октябрятскую звёздочку. Почему? Потому что даже в ней был всё-таки слабый отблеск той далёкой звезды настоящего Октября. Что и было сделано.


28 сентября 1991 года, вслед за запретом КПСС в августе и роспуском комсомола днём ранее, была распущена и октябрятская организация СССР. Октябрята — это была первая ступенька политического просвещения в СССР, которая с 20-х годов уже давала детям некоторую самостоятельность и независимость от патриархальных и отсталых нравов, зачастую царивших у них дома, в семье. Октябрятами становились дети 7-9 лет, ещё до вступления в пионеры.
И это была вполне живая и боевая детская организация, о чём можно судить, если пролистать октябрятские издания тех лет. Прежде всего, журнал "Мурзилка" (кстати, по поводу его названия среди октябрят тоже кипела дискуссия, как его назвать — аполитично, как и назвали, или всё-таки выбрать название "Октябрёнок"). Ещё был октябрятский журнал "Весёлые картинки". Издания для более старших детей — "Пионер", "Костёр", "Юный натуралист", "Пионерская правда" и т.д. Их октябрята, конечно, тоже читали.
Вот, например, типичная заметка из номера "Мурзилки" за апрель 1930 года, пишет в редакцию Вера Лазарева: "Меня назвали Верой. Имя мне это не нравится. Я — октябрёнок, в бога не верую. Давно хочу переменить своё имя. Прошу помочь мне". Сейчас можно только гадать, какое имя хотела взять себе Вера. Явно не из христианских святцев, а из новых, революционных имён. Может быть, Октябрина, или Владилена (Владимир-Ленин), или что-то ещё более экзотическое, вроде Баррикады.
В качестве своего символа октябрята носили на груди значок — октябрятскую звёздочку с изображением юного Володи Ульянова. Я тоже в младшей школе носил и запомнил такую:

Несколькими годами ранее носили такую звёздочку, немного другого фасона:

Конечно, организация октябрят 70-х годов была, как и пионерия, и тем более комсомол, уже далеко не той, что в боевые 20-е годы. Но в сентябре 1991-го настало время погасить даже и эту октябрятскую звёздочку. Почему? Потому что даже в ней был всё-таки слабый отблеск той далёкой звезды настоящего Октября. Что и было сделано.



Реклама подписки на детский журнал "Мурзилка" 1927 года. Обратим внимание, как уверенно и по-хозяйски держит себя со взрослыми юный октябрёнок

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

28 сентября 1991 года - День, когда уничтожили Октябрят.


Фашистский режим после захвата власти в августе 1991 года, продолжал свирепствовать.
28 сентября 1991 года, вслед за запретом КПСС в августе и роспуском комсомола днём ранее, была распущена и октябрятская организация СССР. Октябрята — это была первая ступенька политического просвещения в СССР, которая с 20-х годов уже давала детям некоторую самостоятельность и независимость от патриархальных и отсталых нравов, зачастую царивших у них дома, в семье. Октябрятами становились дети 7-9 лет, ещё до вступления в пионеры. Приём в октябрята как и в пионеры - был настоящим Праздником для ребёнка. По себе могу сказать.

Метки:


Частная собственность - абсолютное зло, которое надо искоренять

В советское время у нас была собственность личная. Ну там та же квартира, или машина, дача и т.п. Никто у вас этого отнять не мог, но и вы особенно…


Сплошное Г из СНГ.

21 декабря 1991г. В Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, РСФСР, Таджикистана, Туркмении,…


Беловежское соглашение не имеет никакой законной силы, или как был оккупирован СССР

8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич, не имея на то никаких законных полномочий и в нарушение итогов…


Как Хрущёв "победил" Сталинград

1961 год - пик идиотизма и антисоветизма "хрущёвской оттепели". В оттепель всплывает и вскрывается всё дерьмо, таковым стал и хрущёвский…


Перезахоронение Сталина под покровом ночи.

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года тело Сталина вынесли из Мавзолея. В те времена тайные похороны Сталина вызвали непонимание, оставили…


Апогей хрущёвского правления

30 октября 1961 года XXII съезд КПСС постановил, что "серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые…


Как убивали рубль.

По указу президента СССР Михаила Горбачева N УП-943 от 26 октября 1990 г. «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах…


Венгерский фашистский мятеж 1956 года, устроенный фашистами из США

Контрреволюционная выходка Никитки Хрущёва на XX Съезде, нанесла чудовищный урон не только СССР, но и всему миру. Когда свои же поливают клеветой и…


Позорный акт на Крещатике осенью 1991 года

Фашисты, захватившие власть на территории СССР в 1991 году, как и подобает сильным и могучим, начали с самого трудного - борьбы с мёртвыми, борьбы с…

Дмитрий Трещанин, Липецк:

Я даже нашел какую-то ржавую железяку, наполовину вкопанную в землю. Глядя на нее, я представлял себе, что, когда у нас будет пионерский отряд, мы откопаем ее, сдадим в металлолом и будем вот такие молодцы.

Когда нас наконец приняли в пионеры, было дичайшее разочарование — никаких серьезных дел в результате так и не началось. Никто не таскал металлолом, не собирал макулатуру. Но все было строго — сменка и красный галстук у тебя должны быть обязательно, иначе в школу не пустят.


Один раз меня не пустили, когда я сжег утюгом свой красный, а точнее оранжевый галстук. Их делали из самой дешевой, самой хреновой синтетической ткани, которая налипала на утюг, а резервного у меня не было.

Школа у нас была очень странная. Она была нетиповой, это было большое дореволюционное здание с двумя классными лестницами во флигелях, которая раньше была больницей, а потом стала школой.

После этого директор нашей школы долбанулся наглухо и поставил по бокам от Ленина двух дежурных — охранять его, вроде как пост номер один

Но этого ему показалось мало. Лестница в этом старом дореволюционном здании была очень широкой. Чтобы никто не бегал (здание-то аварийное), директор расставлял дежурный класс по всей лестнице, ровно посередине нее, боком к входу, не держась за руки, а на расстоянии половины пролета, чтобы восходящий поток шел у тебя перед лицом, а нисходящий — за спиной, и люди не перемешивались. То есть по правой стороне лестницы люди поднимаются, а по левой спускаются, и ты стоишь в виде такой дорожной разметки. Еще двое дежурят возле Ленина, и еще по паре — в каждом коридоре.

Каждому классу выпадало дежурить раз-два в месяц, он на пять минут раньше снимался с уроков и на пять минут позже приходил — нужно было успеть выстроиться в эту разметку до звонка. Было две смены. Пересменка происходила в два часа дня, а последний урок первой смены заканчивался в 13:15-13:25 — то есть между первой и второй сменой было около 40 минут.

Внизу у нас был большой парадный холл с раздевалкой, столовой и всем остальным, и вход на эту парадную лестницу. Дежурный класс выстраивался в виде омоновской шеренги на первом этаже возле лестницы и следил, чтобы пока первая смена не спустится, вторая смена не заходила наверх.

На следующий год мы проходили в галстуках пару месяцев, постепенно контроль за их ношением снижался, и как-то вдруг все постепенно перестали их носить, один за другим. Но тогда же появилась тема с вольной одеждой, и люди стали приходить в школу в джинсах, в футболках.

Они отказались от формы не потому, что она им надоела, а потому, что она была в дичайшем дефиците. Поэтому одевались кто во что горазд. Если она и была, то не подходила по размеру. Эти мешковатые штаны и пиджак на три размера больше я помню хорошо

Ленина убрали только после октября 1993 года — он стоял долго, посреди дикого капитализма Гайдара и Чубайса. Потом наконец директору намекнули, что статуя выглядит как анахронизм и может вызвать определенные вопросы: власть-то сменилась, какой еще Ленин? И у нас произошел ленинопад, но он был тихим. Мы пришли в школу — а Ленина нет, и поста номер один нет. Ходили слухи, что Ленина поставили на вторую лестницу, которую директор завалил каким-то хламом. Может быть, он там стоит до сих пор. Возможно, когда школу наконец начнут приводить в порядок, рабочие найдут на второй лестнице того самого Ленина с подрисованным зеленым фломастером пенисом.

Но пионером я перестал быть гораздо раньше. Ведь жестокое разочарование наступило у меня сразу после церемонии принятия в пионеры. Я, как истинно верующий, подошел к учительнице и спросил, когда мы уже начнем металлолом собирать. Она на меня посмотрела как на идиота. Как раз в этот момент это и произошло: когда я понял, что это фуфло, что все, что я читал, неправда.

Проходят годы, и у тебя просто появляется тупая ритуальная обязанность носить галстук, и тебя тупо бьют за то, что ты без него, а если ты его сжег утюгом, то у тебя паническая атака. Ты понимаешь, что статус пионера доставляет тебе только дискомфорт, а ничего крутого не происходит. Соответственно, когда этот статус отвалился, сожаления не было никакого

Хотя по большому счету хорошо, когда педагоги занимаются воспитанием детей в стиле скаутского движения, с которого пионерию и слизали, — с какими-нибудь нашивками за достижения, выездами на природу, смешными ритуалами… Потому что это интересная игра для детей, способная научить их чему-то хорошему. Например — работать в команде, чувству ответственности.


Фото: Валерий Бушухин / ТАСС

Мне казалось, что пионерия — это некое общее дело, которым мы будем заниматься вместе с друзьями. Не просто будем хорошими сами по себе, а целенаправленно. Вся пионерская история воспринималась как кружок, в котором нужно будет выполнять задания, нацеленные на увеличение добра вокруг (даже не в мире). Было приятно ощутить себя полезным и правильным.

Что такое пионерское движение, я знал только по детским книгам (вроде Тимура с командой). Мне хотелось туда, потому что это было здорово — вместе с друзьями заниматься чем-то интересным. У нас был хороший класс, мы дружили не только группами, но и все вместе с удовольствием общались.


У меня легкий синдром дефицита внимания (СДВГ) — мне вообще бывает странно осмыслить что-то в отрыве от собственных фантазий. Поэтому непонятные, большие, сложные и не касающиеся непосредственно меня вещи я очень сильно упрощал, они ускользали из фокуса внимания. Гораздо понятнее была прикладная сторона пионерской жизни: быть вежливым, добрым, собирать макулатуру, металлолом.

Особенно понятно было следование правилам, потому что ритуальная сторона для эсдэвэгэшников — норма жизни. Чтобы избежать внутреннего дискомфорта, я стараюсь придерживаться стандартного поведения. Поэтому все, что помогает упорядочивать, воспринимается нами хорошо или нормально. Без удивления. Мне вообще это казалось большой игрой: можно что-то делать, за что тебя похвалят, так почему бы и нет?

Торжественная линейка, на которой мы читали пионерскую клятву, стала моим очень ярким воспоминанием. Всем классом обсудили перспективы: еще несколько лет — и комсомол. И мы серьезно обсуждали, кто пойдет, а кто не хочет.

Но в то время уже в воздухе витало ощущение запущенности и жесткости. С самого начала в речах взрослых о пионерах чувствовался пафос. Скорее всего, потому что они сами не сильно верили (на фоне происходящего) в то, о чем говорили

Было сначала странно, а потом и обидно, что новые одноклассники обесценивают то, что я считал правильным. Пионерские идеалы — это очень банальный, в общем-то, уклад. В них нет ничего сверх обычного, кроме какого-то душевного аванса — быть правильным из принципа. И вот над этим принципом посмеивались.

Какое-то время я носил галстук, стараясь следовать тому самому принципу. Но пара преподавателей как-то не очень лестно упомянула эту привычку, и мне не захотелось выделяться (я и без того был своеобразный).

В итоге галстук сначала лежал в шкафу на средней полке, потом переехал куда-то наверх, а потом и вовсе потерялся. Но рисовать я на нем, как многие другие, ничего не стал. Было обидно — это был символ моих светлых ожиданий от будущего.

Мама относилась нейтрально-настороженно: крупные перемены чреваты ухудшением личного благополучия, а семью нужно сохранить, детей кормить.

Когда прошла эйфория от смены власти при Ельцине (или, вернее, Ельциным), то не было каких-то потрясений, сомнений в том, как быть и что делать: папа пытался вести бизнес, мама держала дом. Было не сложнее и не страшнее, чем при СССР.


Фото: Олег Пороховников / ТАСС

Что касается пионерии, то для них это был остаток Идеологически Неприятного Режима. Вроде как отвалилось — и слава богу! Хотя папа, при всей своей нелюбви к коммунистической идеологии и в целом понятийном отношении к жизни, меня ни разу не кошмарил в связи с тем, что я был пионером. Без лишнего трепета, без пафоса и попыток разуверить. Пионер? Хорошо. Молодец.

Вообще, пионерское движение как воспитание в нормализованной культуре — вещь полезная. Аналогично и Юнармия. Это хороший инструмент для формирования мировоззрения. Плохо то, что в обоих случаях перекос случается в очень узкие и политизированные нормы. В этом смысле оба инструмента в том виде, в каком мы их знали (пионерия) и знаем (Юнармия), плохи.

Зачем детям политика? Сформировать понимание политики можно в общих чертах. При большом желании и гуманистические идеалы можно извратить. Та же сегрегация, упор на духовные скрепы — лишнее. Поэтому в текущем виде молодежное движение несколько однобоко. Хорошо, что оно не единственное, — можно все-таки выбирать.

Светлана Пасечник, Москва:

В то время меня все устраивало, это были лучшие годы моей жизни. Мы много ездили по пригородам, катались на велосипедах. Было очень спокойно. Если я боялась зайти в подъезд, потому что там стояла шумная компания, то ловила на улице любого незнакомого мужчину и просила меня проводить до квартиры. Проблемы были смешными: например, забыла школьную форму, пришла в вязаном платье, все в классе посмеялись.

Ленин, конечно, не был богом, но именно он преподносился как человек, благодаря которому у нас есть это спокойствие и безопасность. Он пришел, сделал революцию, к власти пришли те, кто надо, и теперь мы живем в прекрасном процветающем обществе. Никаких других исторических личностей в моем уме тогда не было.


Мне повезло, я не знала, что существуют серьезные препоны для того, чтобы выехать за границу, потому что мой отец много ездил по всяким командировкам и брал меня с собой. Я была в Литве, в Латвии — в Риге… Это, конечно, был СССР, но для нас это все равно было что-то другое, ведь они разговаривали на другом языке. Так что для меня это была такая же заграница, как, скажем, Франция.

Этот страх был обусловлен тем, что без этого ритуала получалось, что общество не принимает тебя как своего члена. Потому что надо, потому что всех примут, а тебя нет, и будешь как дура непринятая. Не было никакого логического объяснения этому

Я очень хорошо помню, что, когда нас принимали, один мальчик отказался, сказал, что ему это не надо. Все были в шоке: как это? А он ответил, что родители сказали ему, что все это ерунда. Мое непонимание его поступка было основано на том, что все мы не понимали, как это возможно.

Все было очень быстро: весной нас приняли, а буквально месяца через полтора меня перевели в частный лицей, где все было по-другому. Мама вышла замуж за достаточно обеспеченного человека, а-ля нового русского. Мой мир изменился в одночасье — весь. Так что в эти полтора месяца я просто носила галстук, и больше ничего. Безусловно, мне потом очень не хватало того времени. Этот момент был переломным и в истории страны, и в моей жизни, но в моем случае это больше связано с личными переживаниями и семейными обстоятельствами.

Появились люди с деньгами, замаячили на горизонте материальные блага, и все, что реально ценно для тебя как для человека, враз обесценилось. Оказалось, что для того, чтобы дядя Вова, отчим, не орал на маму, надо чистить ему ботинки. Тогда он даст денег, и мы на них купим шоколадку. Просто треш и говнище.

Моя мама сейчас живет в деревне в Воронежской области. Там было 30 тысяч жителей, клуб, библиотека. Сейчас там нет ничего, все заброшено. Школа тоже закрылась. Теперь там живет человек 500. Людям стало абсолютно нечего делать, и никто нам не дал ничего взамен.


Фото: Dmitri Beliakov / Washington Post / Getty

Екатерина Дериглазова, Орел:

Это была какая-то данность, и все. Я не задумывалась, это было просто неким фактом: вот существует пионерия, вот у нас советское государство, дедушка Ленин. Хотя, в отличие от других детей, у меня было окошко в другой мир, потому что моя лучшая подруга — ливанка. От нее я узнала, что у них там нет пионерии, нет дедушки Ленина и вообще все по-другому.

Дедушка Ленин для меня был просто неким персонажем, скорее сказочным. Все это так далеко отстояло от нас в прошлом, что я даже не задумывалась о его реальности. Мы, конечно, помним по книжкам, как там все было сладенько, так что это был положительный герой, но как-то я классе в первом-втором, будучи совсем мелкой, поймала себя на одной мысли.


Фото: David Turnley/ Corbis / Getty

Я читала все, что мне попадалось под руку, и у меня в голове сложилась очень странная картина мироздания: вот у нас есть Ленин, и еще, поскольку как раз тогда начали везде раздавать всякие детские Библии, над нами есть Господь Бог. Прочитала греческие мифы и подумала: у греков нет никакого Господа Бога и Ленина, зато есть Олимп, а на нем свои боги. И все это у меня отлично укладывалось в голове, Ленин вписывался в общую картину мифологии. Тогда я, конечно, не назвала бы это мифологией, но по ощущениям было именно так.

Что касается внешнего мира, то мне почему-то казалось, что все страны хорошие. Может быть, потому, что у меня были франкоговорящие друзья, семья, живущая в другой стране.

Мне казалось, что злобные капиталисты, нарисованные на плакатах Маяковского, остались где-то в прошлом, что мы их давно победили. Весь мир стал хорошим, в Америке живут хорошие люди, у нас — хорошие, вот и все

Но в пионеры вступать было нужно, меня посчитали. Тогда, насколько я понимаю, вообще в первый раз спрашивали, хочешь ты быть пионером или нет. Это, видимо, не было какой-то привилегией. Раньше же это делали в порядке очереди — сначала отличников, потом тех, кто похуже учится, и так далее.

Не помню, кто мне это сказал, но это витало в воздухе: что если ты веришь в Бога, то пионером тебе быть никак нельзя, это взаимоисключающие вещи. Почему-то тогда у меня была такая установка, не знаю, может быть, я сама это придумала или мне кто-то сказал… Я подумала: блин, пионерия-то не навсегда, а Господь — навсегда.

Вроде были какие-то пионерские собрания, еще что-то, но это было так скучно, что просто испарилось из памяти. Нам, кстати, читали политинформацию, но я не помню, был ли это собственный почин преподавателя ОБЖ или что-то централизованное. Помню, как он рассказывал, что американцы хотят сбросить бомбу на Орел или Воронеж, и перечислял, что нам нужно делать в этом случае. Он был бывший полковник, и, похоже, у него просто был профессиональный перекос по жизни.

Когда Горбачев был в Форосе, я слышала обо всем этом по радио и помню изумленные лица родителей. Мы тогда отдыхали на море, было только радио, а телевизор ловил только украинские каналы. Я очень хорошо помню ощущение тревожности тогда.

Именно тогда пришло понимание того, что в стране уже все плохо. Начался гуманитарный кризис. До этого, конечно, взрослые много чего говорили, но в детстве мне казалось, что политика — это такая скучная вещь, что интересоваться этим нет никакого смысла.

При этом сама пионерская организация существовала, и, скажу тебе, в славном городе Орле она существует до сих пор. В прошлом году, проходя 19 мая через площадь, я увидела целую кучу пионеров, вполне себе юных и салютующих.

Если смотреть на пионерскую организацию с точки зрения опыта, то сразу хочется провести параллель с гитлерюгендом — и больше никак. Это всегда была обязаловка, видимость и какая-то необходимость эту видимость поддерживать. Наверное, молодежные политические организации — это клево. Но всеобщая обязательная пионерия — нет. Классные пионеры были у Гайдара, которые всем помогали, но это же сказка, мифология.


Фото: Сергей Эдишерашвили / ТАСС

Что касается сбора металлолома и помощи бабушкам — не думаю, что в этом есть большая заслуга именно пионерской организации. Металлолом отдельно, политика отдельно. Так бы все лучше работало и в плане сбора металлолома, и в плане политики.

Принудиловка работает от обратного. Что значит — я должен? Даже когда к нам приводили ветеранов и приходилось их расспрашивать о войне, я чувствовала легкую нотку фальши, стыд. Вроде ты ничего плохого не делаешь, но как-то неудобненько, ведь все оно не по-настоящему.

Что касается Юнармии, то мне на нее еще страшнее смотреть. Насильственный милитаризованный патриотизм вызывает у меня дрожь и отвращение на животном уровне. Я вообще считаю, что любая крупная организация представляет потенциальную опасность, особенно всеобщая и добровольно-принудительная.

Октября́та — в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.

Содержание

Описание





Термин октябрята возник в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

  • Октябрята — будущие пионеры.
  • Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

Правила октябрят



Наших правил ровно пять
Мы их будем выполнять

Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябренок, не забудь —
В пионеры держишь путь!

Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.

Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.

Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведем.

Мы веселые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.

Структура

  • Октябрята — Ученики начальных классов — Ученики средних классов школы — Молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет.
  • Партия КПСС

Литература

  • Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. — 3-е изд. — М ., 1970.
  • Книга вожатого. — 6-е изд. — М ., 1972.
  • Панова Н. С. Учителю о работе с октябрятами. — 2-е изд. — М ., 1972.
  • Приглашаем в Октябрятск! Книга вожатого звёздочки. — М ., 1971.
  • Эстафета пионерских поколений. — М ., 1972.

Источники

  • Лебединский В. В., Чеснокова Н. П. Октябрята // Большая Советская Энциклопедия.
  • Детские организации
  • Общественные организации СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Октябрята" в других словарях:

октябрята — ОКТЯБРЯТА. мн. от октябренок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОКТЯБРЯТА — в СССР школьники 1 3 го классов, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионерскую организацию ОКУДЖАВА Булат Шалвович (1924 1997) русский поэт. В стихах (сборники Март великодушный , 1967, Арбат, мой Арбат ,… … Большой Энциклопедический словарь

Октябрята — в СССР школьники 1 3 го классов, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионерскую организацию. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

октябрята — , ят, мн. (ед. октябренок). Младшие школьники 7 10 лет, объединенные в группы при пионерских дружинах для подготовки к вступлению в пионерскую организацию. МАС, т. 2, 614. ◘ О чем мечтает каждый первоклассник быть октябренком, носить… … Толковый словарь языка Совдепии

Октябрята — в СССР школьники 7 9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Октябрятские группы готовят детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И.… … Большая советская энциклопедия

октябрята — рят; мн. (ед. октябрёнок, нка; м. и ж.). В СССР: младшие школьники 7 10 лет, объединённые в группы при пионерской дружине школы для подготовки к вступлению в пионеры. ◁ Октябрятский, ая, ое. О ое звено. О ая звёздочка (значок с изображением юного … Энциклопедический словарь

Октябрята — в СССР учащиеся начальной школы, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионеры (см. Пионерская организация). Первые объединения О. возникли в 1923 24 в Москве. В них принимались дети ровесники Октябрьской… … Педагогический терминологический словарь

октябрята — рят; мн. см. тж. октябрятский (ед. октябрёнок, нка; м. и ж.) В СССР: младшие школьники 7 10 лет, объединённые в группы при пионерской дружине школы для подготовки к вступлению в пионеры … Словарь многих выражений

Острова Октябрята — Координаты: Координаты … Википедия

октябрятасал — октябрята; октябрятасал мэнэ до̄ла кэвэ̄лӣ, улэ̄нди бӣчи октябрята хорошо и дружно живут … Нанайско-русский словарь

Читайте также: