Использование компьютера в школе

Обновлено: 07.07.2024

Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т. д.

Прежде всего, это компьютерные технологии, которые имеют необъятные возможности в плане рационализации образовательной деятельности и стимулирования познавательных интересов детей. Общаясь с компьютером, дети хотят научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер в качестве помощника в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Во 2 классе я провела несколько уроков, мастер классов, на которых показала ребятам, как создать элементарную презентацию в программе Microsoft Power Point. Они заитересовались и начали по - не многу создавать простейшие презентации к урокам окружающего мира, русского языка. Далее я познакомила их с анимацией,возможностью вставить звук –и презентации вышли на другой уровень. Заинтересовались даже родители. Сегодня, когда мои дети учатся в 4 классе, у нас собрана коллекция презентаций по всем предметам. Ребята с огромным удовольствием готовятся к урокам окружающего мира и радостью на них отвечают. На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.

Современные психологи, педагоги-дидактики, определяя образовательную культуру личности, выделяют ключевые компетенции, которые характеризуются знаниями, освоенными способами деятельности и опытом осуществления этой деятельности, позитивной мотивацией, личностными качествами, способствующими эффективному решению проблем. Одной из основных ключевых компетенций школьника является компетенция учебно-познавательная и информационная.

Очень важно учить сегодня ребенка работать с информацией. Получить ее можно из разных источников – из учебника, от учителя, из дополнительной литературы, из средств массовой информации. Сейчас появились мультимедиа-энциклопедии. Важно научить школьника выбирать необходимую конкретную информацию, нацелить учащихся на поиск нужной информации, для чего необходимо научить их пользоваться программой поиска, работой в мультимедиа-программах.

Считаю, что уже в начальной школе можно и нужно использовать элементы технологии проектирования, позволяющей создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения работать в различных группах, развивают исследовательские умения, системное мышление. Проектный метод обучения побуждает школьников к поиску и оформлению собранной информации, к обретению умения сотрудничать в группе, учит договариваться, распределять обязанности, выдвигать идеи, делать выводы.

Проектное обучение я рассматриваю как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов и дающее возможность делать паузы для поиска информации с целью усвоения базовых теоретических знаний.

В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы, оформлены и представлены проекты:

Итак, что-же на мой взгляд даёт мне применение ИКТ?

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

Повышение качества педагогического процесса на основе внедрения информационных технологий Переход на новую стадию информационной деятельности связан с рядом преобразований Как ИКТ применяются в профессиональной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры играют важную роль в будущей цивилизации человечества. Уже сейчас их внедрение приводит к коренному изменению технологии во многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи теперь, существенно зависит подготовленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе.

Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно, повышающим производительность труда, как самого учителя, так и каждого ученика в отдельности. Между учителем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем.

Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающимся.

1. Дидактические принципы компьютерного обучения

Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов в образование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, как компьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества. Существуют различные возможности использования компьютеров в школе:

Организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных по школьникам, учителям, родителям и т.д.);

Подготовка учебных пособий.

Обучение пользователей ПК для решения прикладных задач, обучения основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию.

Компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ.

Компьютерный контроль знаний учащихся. Контролирующие программы совмещаются с обучающимися.

Использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет.

Учитель в информационном обществе перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение.

Информационные технологии обучения являются новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя.

Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания.

Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания.

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы учащихся или для некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась, прежде всего, иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет, как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях.

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности.

2. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы

Наряду с открывающимися широчайшими перспективами использования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем, строго очерчивающих круг применимости подобных технологий, и ограничивающих их технократическое влияние. Это:

Опасности для здоровья учащихся;

Стоимость программного обеспечения;

Быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров;

Санитарные нормы, действующие в настоящие время в школе, разрабатывались в то время, когда визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня большинство поставляемых в школы компьютеров, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются машинами, соответствующими жестким европейским стандартам.

Монитор компьютера является самым "опасным" элементом. При этом современные технологии позволили снизить уровень электромагнитного излучения монитора до уровня таких бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза. В последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они имеют малые габариты (практически как большая книга), они практически не излучают и не мерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая на сегодняшний день цена не позволяет комплектовать ими школьные компьютеры.

Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерных технологий обучения в школе является немалая цена лицензионного программного обеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем большинстве прониклись мыслью о внедрении компьютеров в школах, во многих школах появляются современные компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока не предусматривается.

Еще одна трудность - революционный рост компьютерных технологий, при котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансирования образования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного ПО и даже компьютерного парка для образовательных учреждений.

Такое быстрое развитие информационных технологий делает специалиста, не повышающего свой профессиональный уровень, практически дилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость организации процесса непрерывного повышения квалификации, как учителей информатики, так и учителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе. Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы, самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.

Кроме того, оказалось, что некоторые виды компьютерного обучения способствуют повышению итоговых оценок, тогда как другие - скорее ведут к их снижению. В целом, чем лучше будет подготовлен учитель, тем выше окажутся результаты учеников.

3. Технологии применения компьютеров в учебном процессе

Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники шло в области естественной науки, промышленности высоких технологий. Этим во многом обусловлено то, что с компьютером в наших школах плотно знакомы учителя физики, математики, биологии. Во внедрении компьютерных учебных технологий в этих предметах и были сделаны значительные успехи.

а) Компьютерные технологии на уроках физики

Основными компьютерными технологиями на уроках физики можно назвать

Проведение модельных лабораторных работ;

Использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий;

Контроль знаний, тестирование;

Это деление довольно условно. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как "Открытая физика 1.1", (компания Физикон), "1С: Репетитор. Физика" (фирма 1С).

При обучении физике в школе, преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:

учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;

при изучении некоторого материала изучение его затрудняется незнанием учащимися математического аппарата, с помощью которого материал может быть изучен на высоком теоретическом уровне (например, незнание основ дифференциального и интегрального исчислений при изучении механики);

для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);

явление вообще нельзя наблюдать.

Обычно подобные вещи изучаются либо на низком научном уровне, либо объясняются на "на пальцах", либо вообще не изучаются, что безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. Кроме демонстраций, возможно применение компьютерного моделирования для проведения лабораторных работ, экспериментальная установка в которых представлена компьютерной моделью явления. Осуществление такого рода работ может быть продиктовано сложностью, дороговизной или небезопасностью оборудования и самого эксперимента. Нередко проблемы, связанные с оборудованием, с которыми сталкивается преподаватель при проведении рядового лабораторного практикума, могут быть решены заменой его компьютерной лабораторной работой, хотя это, безусловно, имеет свои минусы.

б) Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. На уроках математики возможно применение специализированных программ, таких как "Живая Геометрия" , "Математика 5-11", "Репетитор по математике". Применение таких программных продуктов позволяет визуализировать и сделать более наглядными многие математические понятия и абстракции, позволяют развивать пространственное воображение, организовывать контроль знаний. При применении их наряду с традиционными формами работы на уроке позволяют получать хорошие педагогические результаты.

в) Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка

Чтобы научиться хорошо плавать необходимо плавать, чтобы научиться хорошо и правильно писать - надо писать, читать и работать со своими и чужими текстами. Поэтому идея создания полностью компьютеризированного курса русского языка представляется абсурдной, но оказать большую помощь в его изучении учителю и ученику компьютерные технологии все же могут. Основное направление на этом пути - создание справочно-тестирующих программ-тренажеров.

В процессе освоения новой темы используются интерактивные компьютерные диалоги и поисковые методы в условиях работы по группам. Учитель при этом выполняет специфическую функцию консультанта, всячески добиваясь атмосферы творческого поиска и минимизации усилий каждой группы на пути к открытию нового знания. Компьютер в этом случае является составной частью созидания знания, а обучающийся - не просто преемником, а созидателем этого знания.

При закреплении материала используются в основном активные диалоги с компьютером на основе индивидуально подобранного для каждого учащегося варианта задания (в том числе многократная прогонка варианта, набор качественно усложняющихся заданий и т.д.). При выполнении задания учащемуся приходится делать выбор из многих возможностей, принимать самостоятельные решения, чувствовать себя творцом. Компьютер существенно облегчает составление таких вариантов, делая эту работу практически выполнимой.

Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету особенно у учащихся негуманитарных классов. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

г) Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам

В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому, французскому и другим языкам. Среди таких можно назвать говорящий словарь "Первая тысяча слов по-английски" Московского института новых технологий в образовании, "Профессор Хиггинс" и многие другие. Они не только позволяют читать гипертекст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

д) Компьютерные средства обучения гуманитарным предметам

Компьютерный учебник содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы, более 24 академических часов дикторского текста), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала. Изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием (более 600 тестов, кроссвордов и т.п.). В результате программа формирует классный журнал с оценками и выявляет плохо усвоенные лекции, которые придется прослушать еще раз перед повторным тестированием, если ученик претендует на более высокую оценку. Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся (юмористический сериал Экзамен, призы для отличников озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты).

Учебник снабжен обширным справочным материалом: персоналии; подробную хронологию; терминологический словарь; анимированные карты; более 6 тысяч иллюстраций (редких фотографий, плакатов, картин, рисунков, схем, диаграмм); более двух часов озвученной кинохроники; огромное количество исторических документов; более 70 уникальных фонограмм звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных песен разных лет и т.п.).

Учебник в равной степени предназначен для использования и в компьютеризированном классе и дома, он ставит высокую методическую планку преподавателям и одновременно облегчает их труд.

Данное издание одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и учебным видеофильмом. Программа содержит удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать настоящее издание в качестве исторической энциклопедии.

Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе.

Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями.


Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

Не во всех ещё школах есть компьютеры, и не во всех школах используют все их возможности, или используют достаточно активно. Учителя и ученики недостаточно хорошо представляют, как можно включить их в жизнь школы. Зачастую машины являются лишь объектом изучения на уроках ОИВТ или используются в качестве пишущей машинки. Выбранная тема может осветить проблему, как, где и зачем можно использовать компьютеры в школе.

Поэтому целью данной работы является изучение направлений использования компьютера в школе как мощного инструмента поддержки учебного процесса и организации школьного информационного пространства.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- обобщить опыт использования компьютера в школе;

- описать потенциальные возможности школьных компьютеров (предложить другие варианты их использования);

- проанализировать мнения учащихся и учителей по поводу применения компьютерных технологий;

- показать достигнутые результаты.

Таким образом, данная исследовательская работа должна показать, что использование компьютера в школе является необходимым в современных условиях как средство поддержки и организации учебного процесса в самостоятельной и внеклассной деятельности, а также важным элементом социализации личности.

Направления использования компьютера в школе. Краткая историческая справка

И вот в конце февраля 2005 года мы получили библиотечный компьютер с хорошей медиатекой к нему. В конце марта купили цифровой фотоаппарат. В сентябре – графический планшет.

К этому времени 286-ые устарели морально и физически, поэтому с 2004 года они уже не эксплуатируются.

В данный момент в школе два рабочих компьютера, два лазерных принтера, а у некоторых учеников появились домашние компьютеры.

Обзор направлений использования компьютеров в нашей школе

Преподавание информатики

Наша школа является единственной школой в районе, в которой преподавание ведётся с 5 класса в качестве школьного компонента базисного учебного плана.

Используются различные формы организации а) учебной деятельности:

- предпрофильный курс компьютерной графики в 9-м классе; б) внеклассной работы:

- самостоятельные и творческие работы.

Кроме этого, в школе работает клуб платных компьютерных игр. Полученные средства используются для приобретения компьютерной техники, модернизации оборудования, приобретения расходных материалов и также на нужды школы (оплата билетов учащимся, печать фотографий, приобретение стаканов в столовую, лампочек, краски и т. п. ).

Работа администрации школы

Не секрет, что администрация школы вынуждена оформлять в печатном виде большой объём информации. Поэтому компьютерные технологии значительно облегчают жизнь директору, завучу, вожатой.

В нашей школе в компьютерном варианте существуют и распечатываются следующие документы:

- планы учебно-воспитательной работы;

- характеристики, справки, заявки;

- грамоты, сертификаты, свидетельства, дипломы;

- распечатки внеклассных разработок;

- текущая отчётная документация.

Сельский округ

Регулярно обращаются в школу представители администрации сельского округа. Например, школа оказала большую помощь в реализации программы монетизации льгот. На школьном компьютере были изготовлены копии паспортов, пенсионных и ветеранских удостоверений для пожилых жителей округа.

На наш компьютер было установлено программное обеспечение для оформления и печати платёжных поручений, которые ежемесячно у нас печатаются. Также мы постоянно печатаем различные ведомости, отчёты, сводки и сметы.

Работа учащихся на компьютере

Часть учащихся предпочитает готовить проекты по английскому языку на компьютере в виде презентаций или документов Word. Некоторые школьники при подготовке к урокам истории просматривают обучающие CD и распечатывают оттуда нужную информацию. При необходимости учащиеся делают ксерокопии недостающих в учебниках страниц, экзаменационных билетов, нотных записей для занятий в музыкальной школе, чертежей по технологии и т. п.

Особенно нравится ребятам рисовать на компьютере, делать анимацию. В частности, в рамках предпрофильного курса предполагается выполнение большого объёма самостоятельных творческих работ на компьютере. Выпускники также сделали фотомонтажку своего класса. Даже был случай, когда выпускник школы записал на школьный компьютер сочинённую им гитарную музыкальную композицию.

По заданиям учителей ученики копируют дидактические материалы для начальных классов и среднего звена, набирают анкеты, тесты и т. д.

По просьбе лидера районной профсоюзной организации я нарисовал и распечатал на своём струйном принтере эмблему профсоюзной организации для отчётной конференции профсоюзов.

Краеведческая работа

Уже много лет оформляются в компьютерном виде отчёты по туристским путешествиям, материалы краеведческих и исследовательских работ.

Четвёртый год оформляются в компьютерном виде летописи школы.

Планируется создание электронного архива школы, в который войдут уже имеющиеся материалы по истории школы, колхоза, исчезнувших и существующих деревень, летописи выпускных классов, материалы школьных походов и многое другое.

Помощь студентам

Время от времени приходят выпускники, и не только нашей школы, чтобы набрать или распечатать рефераты, доклады, творческие работы.

Например, Коновалова Вера, которая сейчас учится в СШ № 1 г. Яранска, набирала у нас свою творческую работу по разработке проекта озеленения территории Троицкой церкви, которую она выполняла по заданию краеведческого музея.

Ерошкина Елена, студентка Марийского государственного педагогического института набирает у нас курсовые работы по математике, педагогике.

Научная работа педагогов

Огромную помощь оказывают компьютерные технологии нашим учителям в подготовке курсовых, дипломных и зачётных работ.

Так, например, Коновалова Галина Валентиновна и Никифорова Татьяна Николаевна, обучавшиеся на факультете психологии в Московском психолого-социальном университете, готовили свои дипломные работы на школьном компьютере.

Также использовали компьютер для творческого отчёта Ерошкина Людмила Тимофеевна и Баранова Лидия Яковлевна, учителя начальных классов, Ширкина Галина Тимофеевна, воспитатель детского садика. Степанова Татьяна Викторовна, директор и учитель математики, выполняла выпускную курсовую работу, аттестационную выпускную работу по английскому языку делала Толстобова Татьяна Петровна, учитель математики, ОИВТ, английского.

На основе скачанных из Internet рефератов писал свой реферат по истории учитель физкультуры Топаев Сергей Леонидович, заочно обучающийся в ВГГУ.

Использование Internet-технологий

Основные знания о работе в сети учащиеся получают на уроках информатики, а затем применяют их в учебной деятельности.

С ноября 2003 года школа подключена к спутниковому образовательному каналу. Ребята использовали демонстрационные КИМы по ЕГЭ, учителя – информацию для внеклассной работы, программы элективных курсов (в том числе и учителя из других школ района).

Создан и потихоньку разрабатывается школьный сайт на Яранском сервере.

9. Психологическое тестирование.

В течение нескольких лет учащиеся выпускных классов выполняют различные психологические тесты на компьютере, как профессиональные, так и сделанные на БЕЙСИКе. Также используются анкеты, напечатанные на компьютере.

Внеклассная работа

С использованием компьютерных технологий проводились классные часы о символах государства, о Великой Отечественной Войне, при этом использовались CD по истории. Для оформления классами летописей выпусков делаются копии старых и редких фотографий.

Использование компьютера на других уроках

Несколько раз проводил урок в компьютерном классе учитель истории Ширкин Валерий Сергеевич. Ребята с интересом смотрели военную хронику, слушали песни времён Великой Отечественной, рассматривали карты сражения.

На уроках немецкого и английского языка школьники с удовольствием смотрели слайд-фильмы о Тироле, Лондоне, Великобритании и США.

Регулярно, с помощью учеников или самостоятельно, учителя готовят на компьютере тесты, дидактические материалы, ксерокопии к урокам.

Конечно, для полноценного использования компьютеров на других уроках нужно иметь мультимедийный проектор, либо большое количество машин.

Услуги населению

Регулярно обращаются жители сельского округа с просьбой снять копии трудовых книжек, паспортов, свидетельств о рождении и других документов, т. к. проезд до города и обратно обходится сельскому жителю в приличную сумму. Просят также записать на диск снимки с цифровых фотоаппаратов.

Развлечения

В свободное время ребята с удовольствием слушают музыку, смотрят фильмы и компьютерные CD, любят играть в компьютерные игры. Особенно нашим ученикам нравятся логические игры и стратегии, но популярны также автомобильные симуляторы и Role Play Games.

Перспективы использования компьютеров.

В перспективе предполагается создание информационного пространства школы, электронного архива. Намечено создание лазерного диска с информацией о школе, который будет записан к 80-летию школьного здания (2008 г).

Наличие большого количества обучающих CD позволит учителям использовать компьютерную технику для проведения уроков и самостоятельных занятий практически по всем предметам школьного курса.

С появлением цифрового фотоаппарата становится возможным выпуск школьных мини-газет по различным поводам: конкурсам, смотрам, концертам и т. д.

Изучение отношения к компьютерной технике учителей и учащихся

Для выяснения отношения к информационным технологиям я провёл анкетирование среди учителей и учащихся среднего звена. Результаты анкетирования обрабатывал в MS Excel, там же строил диаграммы. По результатам обработки анкет учителей можно сделать следующие выводы.

Последний пункт анкет для учителей и для учеников имеет одинаковые вопросы, поэтому из интереса они представлены в одной диаграмме для сравнения.

На этой диаграмме хорошо видно, как различны мнения учителей и учеников: уметь самому обращаться компьютером, иметь компьютер в кабинете и знать о возможностях компьютерной техники – выбор учителей, знать о возможностях компьютерной техники, уметь самому обращаться с компьютером и иметь компьютер в кабинете - соответственно выбор учащихся.

Результаты анкетирования учащихся.

По поводу использования возможностей компьютера – специально не включались компьютерные игры, т. к. большинство ребят относится к ним с интересом, а четвёртая часть являются заядлыми геймерами. После разговора с учащимися можно заметить тот факт, что ребята, имеющие дома компьютер или часто занимающиеся во внеклассное время на компьютере, знают о компьютерных технологиях гораздо больше других.

Считают, что не умеют пользоваться компьютерами, те учащиеся, которые не посещают факультатив. Высоко оценили свой уровень учащиеся 9 класса и имеющие свой компьютер.

45% учащихся активно используют компьютер, чуть меньше – только на уроках ОИВТ. Это можно объяснить тем, что у нас мало машин.

Все учащиеся, исключая уже имеющих свои машины, хотят домашний компьютер, но не имеют возможности приобрести. Это объясняется низким уровнем зарплаты жителей сельской местности.

Классификация практических работ, выполненных с использованием информационных технологий

25 мая 2004 года мне купили домой компьютер. Так я получил возможность вплотную заняться информационными технологиями.

Работа с программой MS Word

Работа с программой MS PowerPoint

При просмотре CD возникла идея сделать учебный материал по Йеллстоунскому национальному парку. Информацию я нашёл в. Использовал переводчик Magic Goody для перевода на английский.

Работа с MS Publisher

На весенних каникулах помогал вожатой сделать буклет о детской организации. Рисунки эмблем выполнял, используя векторную графику в PowerPoint. У меня дома стоит Офис 2000, поэтому с этой программой я научился работать в процессе создания буклета.

Работы других учащихся.

Поскольку в 9-м классе ведётся курс компьютерной графики, ребята с удовольствием учатся рисовать в Adobe PhotoShop, пример – фотомонтажка выпуска 2005.

Ребята в нашей школе умеют использовать различные возможности компьютерной техники, в любое время могут работать на ней, хотя машин недостаточно. Я показал, для чего и как можно использовать компьютерную технику в школе. И стоит сказать, что сейчас очень многие профессии связаны с умением работать на компьютерах, поэтому у наших школьников выше шансы получить в будущем хорошую работу.

Читайте также: