Классный час проблемы в семье в школе с друзьями

Обновлено: 08.07.2024

1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей нравственной ценности.

2. Продолжать воспитание нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, толерантность.

3. Развивать умения вести суждения, аргументировать свою точку зрения.

4. Содействовать сплочению коллектива, осознанию своих обязанностей перед друзьями и близкими.

Форма проведения: откровенный разговор.

Ход классного часа

Мы не случайно выбрали эту тему для нашего откровенного разговора. Ведь вы находитесь на интересном жизненном этапе – этапе взросления. И нам важно знать, что означают эти знакомые для каждого слова.

Любовь и дружба, где различье?

Где провести меж ним черту?

Любовь, где ревность, безразличье.

И дружба, вера в красоту.

Любовь, она пройдет сквозь годы.

Всегда останется внутри

Любовь, как солнце в непогоду

Тебя лучами озарит.

А дружба – это лишь привычка.

Хотя не стоит утверждать,

Бывает дружба так же вечной.

Но всё ж их надо различать.

Когда ты любишь, ты мечтаешь,

Ты спишь и видишь лишь его.

Про всё на свете забываешь

Не мыслишь жизни без него.

А дружба – это лишь общенье,

Здесь нету чувств, здесь нет любви

В ней нет такого притяженья

Нет ласки, нежности, мечты.

Но сколько б мы не говорили,

Всегда пытаемся понять…

Любовь и дружба… или…или…

И к дружбе ревнуем опять.

Педагог: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.

А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит!

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Размышляли о том, что такое дружба, и многие великие люди. Теме дружбы посвящали свои произведения известные в мировой литературе поэты и писатели. У Расула Гамзатова есть красивые строки посвященные друзьям.

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Педагог: Ребята, а вы можете своим друзьям прощать обиды?

Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Педагог: Подведем итог.

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Мы надеемся, что результаты теста заставят каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Педагог:Давайте мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не критикуй друга публично.

7. Не будь назойливым и не поучай.

8. Не обсуждай друга в его отсутствие.

9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.

10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

11. Возвращай долги.

12. Радуйся успехам своего друга.

Педагог: С понятием дружба разобрались. Давайте перейдем к следующему понятию – преданность.

Слово означает получение человеком своеобразного заряда от чего-то. Чтобы понять преданность, нужно усилить в себе ощущение природы реальности. Не только разумом, но и всеми внутренностями мы должны осознавать, кем являемся. Мы можем считать, что уже преданы особой работе или человеку, однако истинная преданность глубже.

В день свадьбы одного человека подошел к счастливцу старец и сказал: "Я должен омрачить твое счастье. Падут камни с неба и сделают тебя уродом, и пойдешь ты по этой земле гонимый людьми, как ветром. Это судьба твоя, ее не обойдешь, ее не переступишь. За грехи твои прошлые быть тебе изгоем и нести кару Судьбы до последних дней твоей жизни". Страшно счастливцу было слышать такие слова, но он знал Великий Закон Судьбы и безропотно принял горькую весть. Только беспокоила его судьба любимой женщины, ставшей его женой, и он остановил старца вопросом:

- Скажи, провидец, не коснется ли несчастье жены моей?

Старец внимательно посмотрел на человека и сказал:

- Я вижу искренность в глазах твоих и хотел бы тебя утешить, что у жены твоей завидная судьба.

И старец исчез. И вздохнул облегченно человек, и сказал жене своей, доброчестивой красавице: "Из чистой и большой любви к тебе я отрекаюсь от тебя первым, чтобы не причинить тебе боль, не обречь на страдания и несчастье. Я хочу, чтобы горе не коснулось острым ножом прекрасного лица твоего и не изрыло его безобразными морщинами. Я хочу, чтобы печаль не вошла в сердце твое и не породила в нем боли. Я хочу, чтобы ты всегда была так же красива и счастлива, как сегодня". Ничего не ответила ему жена. И, простившись, он покинул ее. Не долго пришлось ждать карающего меча Судьбы. В одну из ночей разыгралась буря, и посыпались камни с неба, и обрушился этот камнепад на человека. Такой страшной боли он еще никогда не испытывал. Когда ураган стих, оказался человек засыпанным камнями, из-под которых не мог даже выбраться. Сколько он пролежал под ними и что с ним потом было, он не помнил, но когда открыл глаза, то увидел перед собой свою жену в простом платье и с потухшими от горя глазами: "Ты пришел в себя, значит, будешь жить. Не гони меня более, я все равно не уйду, потому что связаны мы Судьбой и быть нам вместе до последних дней наших и в горе, и в радости". Не мог противиться человек, ибо был он привязан к ложу своему слабостью израненного тела, но когда раны зажили, он украдкой вышел из лачуги и ушел, чтобы не обременять любимую женщину уродством своим.

Пройдя не так много, он наклонился к ручью напиться и увидел в дрожащем зеркале ручья до боли знакомый образ. "Я проклят Судьбой за грехи свои, и это - мой крест, и нести его мне без стенаний и ропота. Я не могу обрекать тебя на эти страшные муки, потому что любовь моя выше жалости к себе, - обратился он к той, чье отражение дрожало в воде. Оставь меня, чтобы в тиши мирской жизни свить себе гнездо, завести в нем детей и жить, как живут все, в довольстве и счастье. Я же не могу дать тебе ничего, кроме страданий, но любовь моя к тебе так велика, что, причиняя тебе боль, я буду мучаться сам еще больше. Оставь меня, чтобы облегчить мои страдания, и я буду более спокоен от счастья твоего". И ушел несчастный, волоча за собой ногу и опираясь на палку изуродованной единственной рукой. В одном селении, куда зашел человек попросить хлеба, он заступился за ободранную, больную кошку, которую таскали на веревке мальчишки, но баловни судьбы, увидев новую жертву, в порыве тупого безумия накинулись на него. Страшной жестокости они подвергли несчастного, и лежал он на земле растерзанный и избитый. И вдруг чья-то тень заслонила палящее солнце, безжалостно обжигающее свежие раны. Открыл глаза свои человек и увидел жену. Тогда он заплакал от бессилия, умоляя ее покинуть его, потому что он страдает вдвое больше, когда видит любимое лицо, изменяющееся от страданий и боли. И снова он ушел, и так убегал от нее всегда, но после каждой неудачной встречи с людьми или страшными явлениями природы, приносившими ему новую боль и новые страдания, он видел возле себя женщину, которая была его женой. И сказала она ему однажды: "Я - жена твоя перед Богом. Он связал наши судьбы, и я не могу нарушить то, что разрушить невозможно. Не из страха за грехи я хожу за тобой, а из любви человеческой. Я не в силах покинуть тебя, ибо это не в силах моих. Твоя судьба - моя судьба, и ничто не остановит меня, ибо долг мой быть рядом с тем, с кем связана я невидимой нитью Великой Судьбы Жизни. И не могу я быть счастлива при виде несчастья. И не могу быть спокойна при виде горя. И не могу быть равнодушна при виде страдания. Нет у меня иного пути, чем путь милосердия. Нет иного смысла жизни, чем ниспослание любви своей, которая залечивает и телесные, и душевные раны, и ниспослание добра своего, которое дает силу в преодолении трудностей. И не смогу я быть счастливой, помня о несчастье. И не могу не помнить, потому что нельзя забыть. Не из жалости, из любви я с тобою. Не из милости, а из милосердия. Не для сострадания, а для воодушевления. Не принимай меня как жертву, прими как Бога, которого ты не можешь отвергнуть и изгнать из сердца своего".И смирился человек, и пошел он дальше по своему трудному пути вместе с той, которая была теперь для него не женой, а спасительницей. И стала легче дорога, и слабее боль, и меньше печаль. А женщина, шедшая рядом, наполняла живительными силами не только близкого ее сердцу человека, но всех тех, кто нуждался в поддержке. И, не скупясь, раздавала она свою любовь и свет своей души всем, кому они были нужны. И чем больше света она давала, тем светлее сама становилась. И принимали ее люди в сердце свое как Бога, и слушали ее как Бога, и верили ей как Богу, и становились сами светлее и чище, и понимали смысл судьбы и жизни, и принимали их как должное, дабы пройти по трудному пути, пронести тяжелую ношу и измениться. И стала она божественным Светочем, и мудростью житейской, и благочестием мирским, не только для мужа своего, но и для всех людей. И живет она и поныне, и кто видит ее, тот полнится светом, который очищает, тот получает мудрость, которая помогает жить, тот имеет благо, которое делает счастливым. Тот, кто безропотно сносит удары Судьбы, тот растет, кто величием Души живет, тот возвышается. И пошли они вместе неся бремя судьбы.

Педагог: Что такое по - Вашему преданность?

Педагог: Мы обманываем себя и других, полагая, что преданности можно добиться, дав несколько обещаний.

Педагог: Преданность и истинная любовь — сестры близнецы. Следующий вопрос нашего откровенного разговора – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.

Стихотворение: Любовь, любовь…

Кто мог бы до конца тебя понять,

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

Или обогащенье без конца?

Горячий день, иль тень заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слияние

И вечный мировой круговорот.

А. Апухтин

Педагог: Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улицам города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями и …видите любовь…

А что такое любовь?

Бывает ли любовь с первого взгляда?

Сколько раз в жизни может любить человек?

Педагог: Может ли быть любовь длиною в жизнь?

Можно ли простить измену?

Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?

Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

Педагог:

Что для человека более значимо: любить или быть любимым?

Свободная любовь - признак прогресса или упадка общества?

Практическое задание: (Клип)

Педагог: Вашему вниманию предлагаю высказывания о любви. Вы должны выбрать то, которое, по вашему мнению, наиболее точно выражает чувство любви.

• Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев)

• Любить - значит делать добро. (Л. Н. Толстой)

• Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. (Л. Н. Толстой)

• Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. В. Вампилов)

• Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека. (Г. Лейбниц)

• Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. (Д. Лихачев)

• В душе померк бы день И тьма настала б вновь, Когда бы из нее изгнали мы любовь. (Мольер)

• Любовь – это встреча навсегда. (В. Кротов)

• Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (М. Пришвин)

• Способность любить – ощущать, переживать и проявлять любовь – различна у разных людей. Не всем она – любовь – под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. (В. Зацепин)

Педагог: Как знакомы эти слова о любви. Любовь…. это самое благородное и созидательное и самое человеческое из всех чувств. Страдание, унижение, зависть, эгоизм, честолюбие, жадность – померкнет перед очищающей силой любви.

Подведение итогов:

Наш откровенный разговор подходит к завершению. Мы надеемся, что классный час прошел не напрасно.

Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора?

Можно ли вас назвать дружными (ответы и рассуждения детей)

Педагог:

Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе. Из дружбы рождается преданность и любовь, а в дальнейшем счастливая и крепкая семья.

Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути повышения эффективности воспитания ищут все педагоги. Существуют различные технологии воспитательной работы, но мне кажется, что технологию сотрудничества можно рассматривать как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальным характером.

В воспитательном процессе, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием в таком воспитательном процессе является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанника. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности кадет в разных учебных и жизненных ситуациях.

Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает уважение личности воспитанника, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебно-воспитательный процесс в нашем училище строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанника, для его самоопределения и самореализации.

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: классный час

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

4. Беседа по теме.

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). К доске прикреплено солнце.

Классный руководитель: У нас сейчас солнечно, ясное небо. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (о ленивых, несговорчивых; о таком человеке с которым невозможно договориться).

Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча.

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

5. Теория и практика.

I группа: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Классный руководитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.


II группа: Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутри личностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный.

В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Классный руководитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

III группа: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

Второй способ называется "конструктивное предложение". Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Ситуация 2. Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора. — Ой, привет, ты где это так подстриглась? — А что, тебе не нравится? — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка. — Ты на себя в зеркало посмотри.

2-й вариант разговора. — Тебе просто не идет эта стрижка. — Ты на самом деле так считаешь? — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? — А что мне делать? — Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. — Пойдем.

Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

IV группа: Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

О – ответственность на 100 % брать на себя!

Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

Ф – фон конфликта не расширять!

И – интересы искать общие!

К – конструктивное решение искать сообща!

Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

7. Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

Классный руководитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Конфликт разрешен или нет?

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час

Цель: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Конспект занятия:

1. Приветствие учащихся. Знакомство и установление контакта с учащимися. Создание благоприятной атмосферы в классе.

2. Проведение классного часа:

а) просветительская беседа, направленная на выявление проблем в семье, в школе, с друзьями. Пути их решения.

3. Ответы на интересующие вопросы.

Ход занятия:

1. Приветствие и знакомство с учащимися, установление контакта с ними.

2. Просветительская беседа, направленная на выявление проблем в семье, в школе, с друзьями. Пути их решения.

- Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о проблемах, которые могут возникнуть у подростка в семье, в школе, с друзьями.

- Подумайте и назовите, какие проблемы могут возникнуть в семье, в школе, с друзьями у подростков. (Дети работают по группам. В одной группе записывают проблемы, которые могут возникнуть в семье, во второй группе – в школе, в третьей – с друзьями. Затем эти проблемы зачитываются.)

- Как вы думаете, ребята, эти проблемы решаемы?

- Какие пути их решения вы можете назвать? Куда можно обратиться за помощью? (Дети называют пути решения по ранее озвученным проблемам) (обращения за помощью: телефон доверия, школьный психолог, школьная служба примирения (медиации)), а также к классным руководителям, к администрации школы и так далее)

- Есть службы, которые специально созданы для оказания помощи детям и взрослым, в различных трудных, на первый взгляд, нерешаемых ситуациях.

Одна из таких служб – Телефон доверия. Что вы знаете о телефоне доверия? (Дети отвечают)

· Телефон доверия – это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях. Телефонное консультирование в настоящее время получило признание во всем мире, оно активно развивается и совершенствуется.

Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ. Во-первых, она доступна, так как большинство ТД работают ежедневно и круглосуточно, а само обращение по телефону возможно в тех случаях, когда нельзя встретиться с консультантом лично. Во-вторых, консультации по ТД бесплатны. В-третьих, соблюдается анонимность как абонента, так и консультанта, и конфиденциальность общения гарантируется. Наконец, Телефон Доверия предназначен не для организации традиционной психотерапии, а главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом позволяет многим не остаться один на один со своими чувствами.

ТД чрезвычайно полезен, и его можно определить как неотложную психопрофилактическую помощь, предназначенную для экстренного использования в случаях, не терпящих отлагательств. Он обеспечивает лицам, находящимся в критической ситуации, немедленную связь по телефону с сочувствующим анонимным слушателем, владеющим особой техникой работы по телефону.

· Еще одна служба помощи – Школьная служба примирения. Уже несколько лет в образовательных учреждениях успешно работают службы школьной медиации. Медиация – процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.

Школьная служба примирения - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Самое главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

Школьная служба примирения (медиации) – это разрешение конфликтов силами самой школы, изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации, а также профилактика школьной дезадаптации.

Школьная служба примирения (медиации) готова работать со всеми участниками образовательного учреждения: учениками, учителями, родителями.

Работа школьной службы примирения (медиации) направлена на помощь участникам образовательного процесса с целью мирного разрешения конфликтов.

Школьная служба медиации работает по запросу участников образовательного процесса: обучающегося, родителя (законного представителя), учителя-предметника, классного руководителя, администрации школы.

Медиация такой процесс, который учит людей разрешать конфликт при помощи диалога и помогает осознать ценность каждого человека и значимость его чувств. Такая работа способствует внедрению культуры разрешения споров, гармонизации отношений в обществе.

· Школьная психологическая служба. Практический аспект службы обеспечивают школьные психологи, задача которых— работа с детьми, коллективом класса, учителями, родителями для решения конкретных проблем. Актуальное направление ШПС ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

- Как вы думаете, ребята, о чем эта притча? (Дети предлагают варианты смысла притчи).

- Конечно, ребята, вы правы. В жизни случается много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно плакать, кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно найти решение в любой ситуации - попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и предпринимать какие-либо действия для решения сложностей и проблем, помня о том, что есть люди, которые готовы вам помочь.

Выполнение творческого задания:

- Представьте, что в вашем окружении есть сверстники, которые в данный момент испытывают проблемы (в семье, в школе, с друзьями), как бы вы их подбодрили, чтобы вы им сказали в качестве поддержки, чтобы посоветовали. Я предлагаю выполнить рисунок со словами поддержки для сверстников, о том, что выход есть всегда.

- Ребята, спасибо вам за вашу активную работу. Если у вас появились вопросы, то я с удовольствием на них отвечу.

До новых встреч!

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 232 с.

Организация деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях / Методические рекомендации. – Полевской, 2014. – 88 с.

Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия. Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001.- 69с.

Ребята в классе рассажены на стульях по кругу.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Мне хотелось бы сегодня с вами поговорить на тему, а вот на какую подумайте сами…
Ведущий читает притчу.

3.Стили общения.
Цель: рассказать о том, какие мотивы у каждого стиля общения.
Ведущий: Посмотрите на слайд презентации
Показывается на слайде таблица и она обсуждается с ребятами.

Ведущий: А теперь давайте обыграем эти стили общения.
Ребята, которые подготовили заранее сценки показывают их в классе своим одноклассникам.

Сценка 1. Агрессивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Ты что глухая? Сделай тише.
2-я сестра: - Отстань. Нормальный звук.
1-я сестра: - Для тебя, может быть, и нормальный, а у меня аж уши закладывает. Мне надоело слушать одно и то же каждый день.
2-я сестра: - А мне надоело слышать твои обвинения.

Сценка 2. Зависимое поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Мне надо сделать очень много домашних заданий. Выключи.
2-я сестра: - Магнитофон мой… Будешь репетировать, не поставишь ни один из своих дисков.
1-я сестра: - А мне родители обещали тоже купить магнитофон, и я у тебя не буду просить.
2-я сестра: - А! Так ты хочешь, чтоб я рассказала родителям, когда ты вчера вернулась и с кем гуляла?
1-я сестра, расстроенная , обхватывает голову руками.

Сценка 3. Ассертивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Что у тебя за диск? Классная музыка.
2-я сестра: - Тебе правда нравится?
1-я сестра: - Да, вот закончу читать и с удовольствием послушаю. А сейчас сделай, пожалуйста, потише.
2-я сестра: - Ладно, потом послушаем вдвоём.
Ведущий: Интересно было со стороны посмотреть на стили нашего общения? Давайте сделаем вывод: каким стилем лучше общаться. Правильно во время общения необходимо использовать ассертивный стиль поведения.
Ведущий: Давайте поиграем.

8.Анкета по проблемам общения.
В конце занятия проводится анкета, ребята заполняют её письменно, педагог должен обработать эти анкеты и знать какая картина в его классе по данной теме.
Цель: выявить проблемы общения каждого участника и помочь ему в этом разобраться.
Анкета
ФИО __________________________________________________________
Отметь галочкой, если это про тебя.

1.У меня есть проблемы в отношении с:
Родителями
Друзьями
Учителями
Окружающими

2. Я считаю, что конфликты между мною и другими людьми возникают потому, что
Меня не понимают
Меня обижают
Меня недооценивают
Меня не любят
Ко мне не прислушиваются
Я не понимаю
Я обижаю
Я недооцениваю
Я не люблю
Я не прислушиваюсь
Другие причины:
Я не прислушиваюсь
Финансовые проблемы
Непонимание с родителями
Плохие условия жизни в семье

3.Кто виноват в плохих отношениях
Между мною и родителями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
______________________
_______________________
_______________________
Между мною и друзьями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Между мною и учителями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Между мною и другими людьми
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________

4. Я хотел бы,
Чтобы люди относились ко мне
С любовью
С уважением
С пониманием
С терпением
Добротой
Я относился к другим людям с
С любовью
С уважением
С пониманием
С терпением
Добротой
Люди больше всего ценили во мне
Добро
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
______________________

5. Для достижения хороших отношений с людьми не хватает
Мне
Сдержанности
Уравновешенности
Дисциплинированности
Умения прощать
Честности
Порядочности
Вежливости
Смелости
Мудрости
Решимости
Доверия к людям
Людям, с которыми у меня есть проблемы
Сдержанности
Уравновешенности
Дисциплинированности
Умения прощать
Честности
Порядочности
Вежливости
Смелости
Мудрости
Решимости
Доверия к людям
Обществу
Мудрости
Духовности
Ответственности
Веры
Любви к ближнему
В заключении ведущий благодарит ребят за работу и прощается.

Читайте также: