Арманс стендаль краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Отец двадцатилетнего выпускника подпал под Закон о Возвращении средств, конфискованных во время Французской революции, из-за чего на Октава полились каскады светского внимания, которые юнец нервно переживает.

Понятно же, что каждого, кто общается с ним или, тем более, претендует на дружбу, думает только о его деньгах; вот и кузина его Арманс Зоилова, черкешенка, родившаяся под Севастополем в обедневшей дворянской семье, вынуждена скрывать свои чувства от богатого родственника, чтобы не быть заподозренной в корысти.

Арманс уже давно любит Октава, но держит это в тайне.

Октав любит Арманс, но ничего не знает об этом, пока одна из его легкомысленных светских подружек не говорит ему об этом напрямую.
Типа, со стороны виднее.

Октав бежит в лес, где теряет сознание.

При том, что Арманс терпеливо пережидала любые вспышки мизантропии и биполярного расстройства (автор постоянно напоминает о непростой психике Октава, пообещавшего себе не влюбляться до 26-ти лет включительно), дело неукоснительно двигалось к свадьбе, которую Стендаль оставил за кадром.

Он ничего не пишет ни про свадьбу, ни про счастье молодожёнов, от которого Октав сбегает уже через пару недель, чтобы покончить с собой на корабле, ни, тем более, про тайну, которая запрещает недавнему выпускнику Политехнической школы любые любовные увлечения.

Ведь чтобы избавиться от боли, Октав дерётся на дуэли и убивает противника. Смерть человека таким непреодолимым препятствием не явилась - они обсудили дуэль с Арманс и благополучно о ней забыли.
Значит, тайна Октава должна быть круче смертоубийства.


Больше всего первый роман Стендаля напоминает книги Джейн Остин – у него такая же прямая, линейная конструкция, построенная на неукоснительном сближении кузена и кузены, неравенство, положенное в основу коллизии и кодекс чести, заложником которого становятся искренние любовные чувства.

"Арманс" и есть стихийный микс гордости и предубеждения с одной стороны, а так же разума и чувства - с другой.

Здесь уже, впрочем, есть фирменные приёмы Стендаля с логическими скачками внутри рассуждений, когда Бейль опускает некоторые логические звенья, из-за чего мыслительные цепочки его становятся непредсказуемыми, но в целом – этот текст лежит в законченном прошлом и целиком обращён в XVIII век.

Правда, здесь Стендаль идёт дальше предшественника: Вертер накладывал на себя руки из-за невозможности обладать любимой, тогда как Октав ещё более сложен – он убивает себя, несмотря на счастливое разрешение коллизии, точно тяготеет над ним некое, непрояснённое проклятье или же собственная откровенная глупость, негибкость – когда юноша не способен отказаться от обещания самому себе не жениться до 26-ти.

Октав зависит от условностей больше, чем от любви и материнской преданности, однако, ещё больше он зависит от мнения света и взглядов со стороны.

То есть, выступает как существо совершенно инфантильное и демонстративно несамостоятельное.

Октав послал слугу купить кое-что из вещей, нужных в дороге: он хотел избавиться от его присутствия, хотел несколько мгновений свободно предаваться предельной скорби. Необходимость сдерживаться как будто лишь обостряло её.
Но не прошло и пяти минут после ухода слуги, как Октаву начало казаться, что ему было бы легче, если бы Ворепп всё время был в комнате: страдание в одиночестве представилось ему тягчайшей из пыток…

То, что человеку кажется, порой, обстоятельствами непреодолимой силы (особенно это неопытной детской психики касается) со стороны выглядит блажью и отсутствием ума.

- Теперь вы на собственном опыте узнаёте, что такое слава: про вас болтают много глупостей, а вы, очевидно, считаете, что если глупец имеет честь рассуждать о вас, он обязан сразу стать умным…

Он чувствовал себя на пике истории всех времён, предшествовавших его существованию только для того, чтобы стать основанием для современной мысли – каждое поколение, впрочем, в любую эпоху и в любой стране, автоматически происходит через этакое заблуждение.
Подлинным венцом творения считается человек, соседствующий с автором на временной шкале.

В нашу эпоху, столь цивилизационную, что для любого самого незначительного поступка имеется образец, который мы обязаны считать достойным подражания или хотя бы осуждения, такая искренняя и беззаветная привязанность может сделать человека почти счастливым…

Казалось бы, такая, совсем уже постмодернистская по сути позиция, более свойственна нашему времени, а вот, поди ж ты…

Мы не первые и не последние – кажется, именно такая антропологическая модель, в которой безудержный исторический оптимизм уступил место осторожной усталости и провоцируется всё ещё длящимся периодом стихов после Освенцима и Гулага.

Но говорить, что он теперь, видимо, навсегда – означает встраиваться в чреду всех прочих заблуждантов, пытающихся предсказывать будущее.
Впрочем…

Политика, вторгшаяся в столь бесхитростное повествование, может произвести впечатление пистолетного выстрела посреди концерта.

Октав де Маливер превратился в завидного жениха. Он любит Арманс, она втайне – его. Молодым людям мешают мысли, что их чувства вызваны большим наследством. Они истязают друг друга ревностью.

За минуту

Семейство де Маливер разорено революцией. Государство обязалось компенсировать материальный ущерб. Так в одночасье бедный аристократ Октав де Маливер превращается в завидного жениха. Его донимают мамочки дочерей на выданье, но он влюблен в Арманс Зоилова. Но та не хочет быть навязчивой, как другие девицы, а потому напускает на себя холодность, хотя втайне любит Октава.

На протяжении всего романа молодые люди изводят друг друга беспочвенной ревностью. Октав для вида ухаживает за графиней де Омаль, Арманс врёт, что обручена.

Влюбленным удается быть вместе лишь 2 месяца, как тут появляется шевалье де Бонниве, который ухаживает за Арманс. Разлученные влюбленные снова терзаются муками ревности. Недруги Октава – де Субиран и де Бонниве – подделывают письма Арманс Октаву. Тот думает, что возлюбленная охладела к нему и выпивает яд.

Содержание

История создания

Сюжет

Роман начинается с описания характера Октава де Маливер и его семьи. Пресная жизнь Октава меняется после известия о обсуждаемом законе о возмещении имущества лицам, потерявшим его в ходе революции, но сохранившим верность королю. Состояние семьи Октава в случае принятия закона вырастет в разы. В салоне родственницы де Бонниве к нему приковано всеобщее внимание, но оно его раздражает, т.к. он сам ничего для этого не сделал. В то время, как все его поздравляют, его кузина Арманс Зоилова молчит. Её молчание в салоне комментируют как зависть. Октав уходит из дома госпожи де Бонниве и чуть не попадает под карету. После прихода домой он чувствует разочарование от перемены своего положения - ведь теперь все любят не его, а только его предполагаемое имущество. Он хочет застрелиться, но затем считает это признаком слабости. Им стали интересоваться в обществе и семье, и это его тяготит. Во время очередного визита в дом де Бонниве он подслушал фразу Арманс о себе "Что поделать, он такой же, как все. Я считала, что у него необыкновенная душа, а он сам на себя не похож из-за этих двух миллионов". Это вызвало в нем как радость, так и огорчение. Он хочет объяснить Арманс, что ему это имущество и внимание к его особе противно. Октав постоянно приезжает в салон, разговаривает с посетителями и имеет большой успех, но ему никак не удается поговорить с Арманс. Так продолжается три месяца, пока случай не предоставил ему возможность объяснить свое поведение. Но реакция Арманс была неожиданной - сказав одну нейтральную фразу, она убежала. В своей комнате Арманс плачет. В следующие дни Октав снова не может поговорить с Арманс наедине. Когда они снова говорят, то Арманс говорит, что обсуждается вопрос об её браке. Эта уловка привлекает к ней ещё большее внимание Октава и он старается узнать кто её жених. Успех Октава вызывает зависть у молодых дворян и офицеров, которые высмеивают отсутствие стремления к военной службе. В обществе его начинают считать оригинальным, но слабым физически. В то же время его одолевают мамы из знатных семейств, ищущих женихов для своих дочерей. Это ещё больше усиливает его неприятие к высшему свету. Он решает привлечь внимание легкомысленной графини де Омаль. Она ведет себя оригинально и это свидетельствует, что она не такая, как все остальные дамы в обществе. Октав ведет себя дерзко и этим восхищает её. Мать Октава, госпожа де Маливер, считает, что графиня де Омаль не пара её сыну и решает женить его на Арманс. Она приглашает Арманс и говорит её о своем намерении. Арманс рада, но вместе с тем её выдумка о женихе затрудняет ей общение с Октавом на тему брака. Арманс просит отсрочки. Вернувшись в дом де Бонниве, она встречает Октава, но не может ему ничего сказать. Из слов Октава она понимает, что воспринимает её как подругу. Арманс говорит госпоже де Бонниве, чтобы та не говорила Октаву об браке с ней и обдумывает причины, по которым она не может жениться на Октаве. Все эти причины убеждают её, что она права и её заметные окружающим мучения исчезают. Арманс стала общаться в Октавом нежнее. Это вызывает подозрения Октава и теперь уже он ведет себя нервно. Постепенно его наигранная веселость через сдержанность переходит в мизантропию, о которой он рассказывает Арманс. Встречи с де Омаль вызвали ревность Арманс и она, знаю ненависть Октава к обществу, пробует взять с него обещание три месяца проводить в салонах и театрах. В ответ он говорит, что ему не нравится, что его везде принимают только из-за его происхождения. В это время семьи де Бонниве и де Маливер переехали на лето в загородный замок. Во время очередной встречи Октав сказал Арманс, что его волоченье за графиней де Омаль имело целью изменить общественное мнение о нем, как о выскочке, т.к. он явно превзошел тех, кто давно вился вокруг графини. Арманс обрадовалась. Спустя минуту госпожа де Омаль сказала Октаву, что он влюблен в Арманс. Это было сильным ударом, т.к. означало, что он нарушил свой обет не влюбляться и не жениться до 26 лет. Думая об Арманс, Октав понимает, что она тоже в него влюблена. Он считает себя обесчещенным из-за слов де Омаль и нарушения своего обета. Он думает о смерти, но это для него не выход. Он хочет уехать как можно дальше от Арманс и от общества. Когда он встречает Арманс, то от его жестких слов она теряет сознание. Октав отводит Арманс в замок и идет к родителям. Он говорит им, что должен оправдать свое родовое звание подвигом и для этого должен уехать из дома. Госпожа де Маливер говорит об этом Арманс. Октав уехал в Париж готовиться к отъезду. Он находится с нервном возбуждении. Случайно он увидел афишу спектакля и решает увидеться напоследок с графиней де Омаль, которая могла пойти на это представление. В театре он встречает её и маркиза де Кревроша, который за ней ухаживал. Маркиза обрадовалась приходу Октава, а маркиз запиской вызвал Октава на дуэль. В ходе дуэли Октав убил де Кревроша, но был ранен в руку. Октав написал письмо Арманс и завещание. Октава перевезли в Париж, туда же приехали семейства де Бонниве и де Маливер. Октав признается Арманс в своей любви, Арманс признается, что у нее никогда не было жениха. Они счастливы два месяца, пока Октав выздоравливает. За то время, что Арманс жила с семьей де Маливер она поссорилась с командором де Субираном. Вскоре семейства де Маливер и де Бонниве снова встретились в загородном замке. К ним в гости приехало много гостей, которые по своему оценивали Октава и часто о нем говорили. В это время в замок приезжает шевалье де Бонниве, сын маркиза. Он ругает простонародье и неуважительное отношение к церкви, чем заслуживает внимание женщин и стариков, в т.ч. командора де Субирана. Шевалье неприятно внимание общества к Октаву и он хочет затмить Октава в глазах Арманс. Семья де Бонниве, Арманс и шевалье де Бонниве на месяц уезжают в другой семейный замок, чтобы руководить ремонтом. Вдали друг от друга Октав и Арманс испытывают приступы ревности, взаимного недоверия и впадают в печаль. В это время пришли известия, что Арманс получило наследство, а Октав снова поранил руку. Во время встречи они ведут себя сдержанно, что порождает ещё большие взаимные подозрения. Задумавшийся Октав не услышал новость о наследстве Арманс. У Арманс это вызвало разочарование и подозрение в связи с графиней де Омаль. Она вела себя холодно, что усилило подозрения Октава о связи Арманс и шевалье де Бонниве. Арманс пошла к его комнате, но не желала с ним встретиться лицом к лицу. По стечению обстоятельств у его двери она встретилась с де Субираном. Это вызвало бы большой скандал, поэтому Арманс побежала к госпоже де Маливер за советом. Госпожа де Маливер решила придумать благовидный предлог для походу Арманс к комнате Октава и придумала историю внезапного приступа своей болезни в комнате Октава. Октав и Арманс встретились в комнате и снова признались другу другу в любви. Так командор невольно свёл их вместе, но это мешало его планам управлять состоянием Октава в игре на бирже. Командор и шевалье решили настроить против свадьбы друзей семейств де Маливер и де Бонниве и это им удалось. Но вдали от влюбленных он ничего конкретного не мог добиться и приехал в замок, где они находились. В это время на Октава снова стали находить приступы тоски, что испугало Арманс. Октав говорит ей, что у него есть ужасная тайна. Он уезжает в Париж и оттуда отправляет письма. Она отвечает и он возвращается. Они счастливы, но Октав стыдится свой тайны. Они обмениваются письмами, положенными в кадку с апельсиновым деревом. Это стало известно де Субирану. По наводке шевалье он придумывает план подмены письма в кадке. Подчерк Арманс подделал переписчик и его положили в кадку. Это письмо нашел Октав и решил, что Арманс его не любит. После женитьбы они уехали в Марсель. Здесь Октав сообщил жене, что уезжает в Грецию на время. Он сел на корабль, где вскоре изобразил лихорадку. Он написал завещание и несколько писем. Затем принял яд. Арманс и госпожа де Маливер постриглись в монахини.

Сцены из жизни парижского салона 1827 года

Точно так же о любой вещи каждый судит в зависимости от своего положения. Такие же противоречивые точки зрения высказывают о современном состоянии общества лица, равно заслуживающие уважения, но не согласные друг с другом в выборе путей, ведущих нас к счастью. И все наделяют своих противников смешными чертами.

Обвините ли вы автора в желчности по той лишь причине, что в его романе каждая из сторон дает недоброжелательные и несправедливые описания салонов другой стороны? Потребуете ли от людей, движимых страстями, философского спокойствия, то есть отсутствия страстей? В 1760 году, чтобы завоевать расположение хозяина и хозяйки салона, следовало быть любезным, остроумным, но отнюдь не слишком гордым или слишком твердым, как говаривал регент[6].

Чтобы извлекать выгоду из паровой машины, нужно быть человеком расчетливым, трудолюбивым, благоразумным и совершенно лишенным всяких иллюзий. В этом коренное отличие эпохи, окончившейся в 1789 году, от эпохи, начавшейся в 1814 году.

Эти слова могли бы повторить многие молодые люди, родовитые и вместе умные.

Говоря о нашем веке, мы невольно набросали два главных характера из этой повести. В ней, быть может, не наберется и двадцати страниц, которым грозила бы опасность попасть в разряд сатирических, но автор идет особым путем, а наш век уныл, склонен к угрюмству, и с ним нужно быть настороже, даже выпуская в свет книжечку, которая, как я указывал автору, самое большее через полгода, будет забыта, подобно другим лучшим произведениям того же рода.

Заметьте, однако: автор был бы в отчаянии, если бы я действительно поверил, что у него мещанский стиль, В этом сердце живет беспредельная гордость. Оно принадлежит женщине, которая сочла бы, что на десять лет состарилась, если бы ее имя стало известно. К тому же подобный сюжет.

Сен-Женгу, 23 июля 1827 г.

. It is old and plain

. It is silly sooth

And dallies with the innocence of love.

Октав окончил Политехническую школу, когда ему едва исполнилось двадцать лет. Отец Октава, маркиз де Маливер, стремился удержать своего единственного сына при себе, в Париже. Стоило молодому человеку убедиться, что таково задушевное желание отца, которого он уважал, и матери, которую страстно любил, как он тотчас отказался от намерения поступить в артиллерию. Он думал прослужить несколько лет и потом выйти в отставку с тем, чтобы вернуться в полк, как только начнется какая-нибудь война. Проделает он ее в чине лейтенанта или полковника, Октаву было безразлично. Вот пример тех странностей, которые навлекли на него неприязнь людей посредственных.

Благодаря острому уму, высокому росту, изысканным манерам и большим прекрасным черным глазам Октав мог бы считаться одним из самых примечательных светских молодых людей, когда бы его лучистые глаза не выражали постоянно такой горести, что собеседник испытывал скорее жалость, нежели зависть. Пожелай он блеснуть умением вести беседу, он имел бы шумный успех; но ему как будто ничего не хотелось, никакое событие не могло опечалить его или обрадовать.

В детстве он много болел, потом, когда его здоровье и силы укрепились, он стал неукоснительно подчиняться тому, что считал требованием долга. Казалось, что если бы не это чувство долга, ничто вообще не побуждало бы его к действию. Быть может, какой-то необычный нравственный принцип, глубоко запечатлевшийся в этом юном сердце и пришедший в противоречие с ходом обыденной жизни, рисовал ему в мрачном свете и его будущее существование и отношения с людьми. Какова бы ни была причина этой глубокой печали, все же Октав слишком рано стал мизантропом. Командор[12] де Субиран, дядя Октава, как-то сказал при нем, что нрав племянника его просто пугает.

— А зачем мне представляться иным, чем я есть на самом деле? — холодно возразил Октав. — Ваш племянник всегда будет вровень с рассудком.

— Но никогда не окажется выше его или ниже, — прервал Октава командор со своей провансальской резкостью. — Из чего я заключаю, что ты либо еврейский Мессия, либо Люцифер, который собственной персоной явился в этот мир, чтобы сбивать меня с толку. Я никак не могу тебя понять: ты не человек, а какой-то воплощенный долг!

— Как я хотел бы никогда от него не отступать! Как был бы счастлив вернуть мою душу создателю такой же кристально чистой, какою он ее сотворил!

Олмекский клуб — название модного клуба в Лондоне, где собирается аристократическое общество, даются балы и т. д.

Порто — итальянский певец, во время Империи выступавший в Париже.

Читайте также: