Классификация предметов начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Обучение учеников 1 класса приемам сравнения и классификации на учебном материале разных уроков.

ВложениеРазмер
Статья для начальной школы 508.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №25 г. Владимира

Стратегия сравнения и классификации по заданным критериям.

"Что такое ум сам по себе?

Способность подмечать сходства и различия,

соответствия и несоответствия,

которые имеют между

собой различные предметы"

Целью моей работы было описание методики целенаправленного обучения сравнению и классификации младших школьников с использованием познавательных стратегий. Была выдвинута следующая гипотеза: использование познавательных стратегий позволит осуществить целенаправленное формирование таких мыслительных операций как сравнение и классификация по заданным признакам у первоклассников с достаточным уровнем сформированности навыка сравнения и классификации у учеников всего экспериментального класса.

Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.З.Зака, О.К.Тихомирова, Н.Ф.Талызиной, Д.Н.Богоявленского и др.

Теоретической базой для работы над познавательными стратегиями учащихся послужили статьи, научно-методические сборники, монографии Андрея Анатольевича Плигина, современного педагога и психолога, создателя авторской концепции личностно-ориентированного образования, ядром которой является концепция и технология "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников" (ЦРПС).

начальных классов ( Оренбургская обл., г. Соль-Илецк). [1]

  • анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
  • наблюдение за учебным процессом в начальной школе;
  • эксперимент;
  • тестирование учащихся;
  • анализ продуктов деятельности учащихся.

Теоретическая значимость исследования: рассмотрено логическое мышление как познавательный процесс, определены особенности развития таких логических операций младших школьников как сравнение и классификация; выявлены педагогические условия развития названных операций у первоклассников.

Практическая значимость исследования: подобран и апробирован на практике комплекс специальных упражнений для развития логических операций: сравнения и классификации младших школьников.

Достоверность результатов исследования определяется анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.

Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые Л. С. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко, Н.С.Рождественский, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.

Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;

2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий.

Огромное значение в учебной деятельности младшего школьника имеет операция сравнения . Ведь большая часть усваемого материала именно в младших классах построена на сравнении. Эта операция лежит в основе классификации явлений и их систематизации. Для овладения операций сравнения человек должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Исследования А.И.Кагальняк, А.Л.Савченко, Е.Н.Шиловой, Т.В.Косма и многих других убедительно показали, что ошибки в выполнении операции сравнения – результат неумения учеников производить нужное умственное действие. Их просто не учили этому.

Особенности логического мышления младших школьников отчетливо проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции. Возьмем, например, такую, казалось бы, простую операцию, как сравнение. Это умственное действие, направленное на установление сходства в двух (и более) сопоставляемых предметах. Трудность сравнения для ребенка состоит в том, что, во-первых, сначала он вообще не знает, что такое “сравнить”, а во-вторых, не умеет пользоваться этой операцией как приемом решения поставленной перед ним задачи[9, с.183], об этом говорят ответы детей. Например: “Можно ли сравнить яблоко и шар?” – “Нет, говорят они. – Яблоко можно кушать, а шарик – он катится, и еще другой летит, если отпустить нитку”.

При другой постановке вопроса: “Рассмотри хорошенько апельсин и яблоко и скажи, чем они похожи?” – “Они круглые оба, оба можно кушать”. “А теперь скажи: чем они не похожи друг на друга, что у них разное?” “У апельсина толстая кожа, а у яблока тоненькая. Апельсин рыжий, а яблоко зеленое, красное бывает и вкус не такой”.

Изучая выбранную тему и переводя ее на практику, делаем вывод, что можно подвести детей к правильному использованию сравнения. Без руководства ребенок, даже более старшего возраста, обычно выделяет любой, чаще всего какой-то яркий, броский признак. Поэтому, сравнивая две картинки, две куклы, дети-дошкольники ставят их “рядом” и рассматривают каждый обособленно от другого. Такой способ сравнения сохраняется и у младших школьников (без специального внимания к нему учителя).

Исследования выше названных ученых показали также, что для мышления младших школьников характерна еще одна особенность – однолинейное сравнение, т.е. они устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. К тому же выступает заметная разница между практическим установлением сходства и различия и умением доказывать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что такое “сравнение” и что означает “сравнить”.

Одной из задач опытно-экспериментальной работы было определение исходного уровня развития логического мышления учащихся 1 класса, участвующего в эксперименте.

Диагностика уровня логического мышления проводилась методами психологического исследования. Для этого нами использовались тесты-методики для учащихся школ.

Методика 1 “Выделение существенного” [2]

Методика 2 “Сравнение понятий” [3]

Методика 3 “Классификация понятий” [4] .

Следует отметить, что предложенные задания в названных методиках были адаптированы мною для 1 класса, а именно: сокращено количество читаемых слов, трудные для смыслового понимания слова заменены на более знакомые для данного возраста, увеличено количество отведенного времени, так как дети умеют читать, но медленно.

Упрощенные тесты не потеряли своего смысла, сохранили свою направленность на определение степени овладения логическими операциями, позволили выявить у учащихся первого класса:

- степень умения выделять существенное;

- степень овладения операцией сравнения;

- степень умения классифицировать.

Уровни сформированности тех или иных операций были определены набранными баллами.

Первый уровень – высокий: 26-27 балов (100-75% от максимального балла).

Второй уровень – средний: 19-11 баллов (74-50% от максимального балла).

Третий уровень низкий: 10 баллов и менее (49% и менее от максимального балла).

На этапе констатирующего эксперимента учащиеся работали традиционно.

Методика 1 “Выделение существенного”

Цель работы: Выявить уровень умения у учащихся экспериментального класса находить существенные признаки предметов.

Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых четыре слова дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 3 минуты выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Сад (растение, садовник, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, вода).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать).

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила).

Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Уровень сформированности приема выделять существенное у учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным предметов для расширения и активизации словаря.

Содержимое разработки


Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови, что это?

Назови, что это?

Назови, кто это?

Назови, кто это?

Назови, кто это?

Назови, кто это?

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови, что это?

Назови, что это?

Назови одним словом

Назови одним словом

Назови вид транспорта

Назови вид транспорта

Назови вид транспорта

Назови вид транспорта

Назови вид транспорта

Назови вид транспорта



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Новопокровская СОШ

Дидактические игры

на классификацию предметов

Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Каширина Оксана Геннадьевна

Инструментарий

Задача ребенка — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

Задача учителя - показать ребенку, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов ребёнок включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Благодаря таким играм воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

В конце каждой игры необходимо сделать вывод, по какому признаку классифицировались предметы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Понятие о классификации, классы предметов.

Цель: знакомство с решением логических задач, в которых требуется выполнить такие логические операции, как сравнение, обобщение, классификация.

обучающая: формирование умения рассуждать на основе отрицания, сравнивать предметы по разным признакам;

развивающая: содействовать развитию логического мышления и внимания;

воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.

Оборудование: мультимедийная презентация, медиа проектор, карточки с заданиями.

Тема проекта: Мои друзья – животные.

1. Организационный этап

Задачи для учителя: подготовить учащихся к работе на уроке.

Прогнозируемый результат: мобилизационное начало урока будет способствовать концентрации внимания учащихся и нацелит их на сплоченность и взаимоподдержку.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Задачи для учителя: актуализировать опорные знания и умения; формировать навык взаимооценки.

Задачи для учителя: создать условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Прогнозируемый результат: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Введение в тему урока

-Ребята, отгадайте несколько загадок для того, чтобы узнать, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать.

Семьдесят одежек, и все без застёжек.
(Капуста)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом растёт .
(Картошка)
Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
(Лиса)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - .
(ответ: кот)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)
- Посмотрите на экран. Все ли отгадки на одну тему? (Ответы детей) На какие группы их можно разделить? (Овощи и животные)

Задачи для учителя: сформулировать и согласовать цель урока, организовать уточнение и согласование темы урока.

Прогнозируемый результат: мотивация к познавательной деятельности, целенаправленность в работе.

Учитель предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий

Задача для учителя: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Прогнозируемый результат: решают логические задачи, в которых требуется выполнить такие логические операции, как сравнение, обобщение, классификация.



- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые здесь изображены? (мяч, клюшка, коньки, цветок, лыжи, санки) - Есть ли среди этих предметов лишний? Назовите его. (Цветок)

- Объясните, почему этот предмет лишний? (мяч, клюшка, коньки, лыжи, санки – это предметы, предназначенные для занятий спортом, а цветок – это растение)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)



- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы
которые здесь изображены? (джинсы, шляпа, носок, юбка, платье, рубашка).
Назовите предметы одним словом.(Одежда)

Задание для мальчиков

- Выбери из всех предметов, те предметы, которые будут лишние для тебя, но не лишние для наших девочек. (платье, юбка).
Девочки контролируют выполнение задания.

Задание для девочек

Задание для девочек аналогично заданию для мальчиков.

Физкультминутка для глаз

Задачи для учителя: создать условия для повышения умственной и мышечной активности.


4. Этап первичной проверки понимания изученного


- распределите матрёшек на группы, классы.

Работа в парах

Задачи для учителя: способствовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания, навык группового взаимодействия, способствовать развитию логического мышления.

Прогнозируемый результат: использование имеющихся знаний для решения логических заданий в парной деятельности.

Слайды 14-15

Поиск недостающей фигуры

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.


Работа в группах

Задачи для учителя: способствовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания, навык группового взаимодействия, способствовать развитию логического мышления.

Прогнозируемый результат: использование имеющихся знаний для решения логических задач в групповой деятельности, умение работать в социуме.

Слайды 16-18

- Разделить предметы на классы

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …


(Волк)

Физкультминутка

Слайды 19-27

Задачи для учителя: создать условия для повышения умственной и мышечной активности учеников.


5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Задачи для учителя: обратная связь, самоконтроль и организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков. Самоопределение на дальнейшую учебную деятельность.

Посмотрите по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке гребешок.
Кто же это? (Петушок)!

Классификация предметов по форме

- Соединить предмет и геометрическую фигуру, форму которой он имеет.


Назвать формы предметов. (Прямоугольные, овальные и т.д.)

Коллективная работа с обсуждением


Слайд 29

6. Этап подведения итогов занятия

Задачи для учителя: проанализировать и оценить успешность достижения цели и перспективу последующей работы.

Прогнозируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя, желание высказывать мысли.

- Чему вы научились сегодня на занятии?

- Вспомните сказочных героев, которые давали вам задания. Из какой они сказки? Давайте и их поделим на классы. Какие? (добрые, злые; положительные, отрицательные) Слайд 31 Из какой сказки к нам пришли эти герои? Слайды 32-33

7. Этап рефлексии

Задачи для учителя: способствовать формированию рефлексии

Прогнозируемый результат: открытость учащихся в осмыслении своих действий, обобщение результатов деятельности на уроке.

Слайды 34-35

- С каким настроением вы заканчиваете занятие? Почему?

- Какие задания для вас были самыми интересными? Трудными? Лёгкими? Непонятными?

- Чему вы можете научить других детей?

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.

Читайте также: