Классификация научных школ в педагогике

Обновлено: 02.07.2024

научные школы — организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, выдающимся ученым.

Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

Наука реализуется в каждом учебном и научном заведении. Особое место в этом процессе занимает университеты.

Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки.

Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.

В научном и практическом плане представляет интерес анализ общих закономерностей развития научных школ, механизмов распространения их влияния школ в научном сообществе, их воспроизводства, управления их развитием.

Научные школы — это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы — это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.

Отечественная и зарубежная история свидетельствует, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Научные школы выступают таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа — это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным школам свойственны такие характеристики —инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:

1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;

4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.

· формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

· исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

· направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;

3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;

4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

5. по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;

6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;

7. по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;

8. по уровню локации – национальные, локальные, личностные.

Можно констатировать, что когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник школы — известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения — доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.

В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.

1. Научная школа как форма подготовки учёных

2. План

Характеристики научной школы
(В.К.Криворученко):
• инициативность;
• самостоятельность;
• наличие внутреннего импульса развития;
• целеустремленность;
• стойкость убеждений;
• неудовлетворенность достигнутым.
Для научной школы важно: научное
самоопределение, самоидентификация члена
коллектива, выявление и укрепление его
социальной роли в ней, проектирование
исследовательской деятельности каждого как
части общего.

6. Формы научных школ

1) научно-образовательная школа – призвана
формировать будущих исследователей;
2) исследовательский коллектив – группа ученых,
совместно разрабатывающая под руководством
лидера (главы школы) избранную или созданную им
исследовательскую программу;
3) направление в науке, возникающее благодаря
установлению определенной традиции,
охватывающей группу ученых и исследовательских
коллективов;
4) ученые, подготовившие под руководством
известного ученого диссертации, ставшие
кандидатами и докторами наук.

• формальное объединение, научнообразовательная организация различного
статуса (университет, кафедра, факультет,
научно-исследовательский институт,
лаборатория);
• исследовательский (творческий) коллектив,
не обязательно имеющий формальную
принадлежность к какому-либо структурному
подразделению университета или научноисследовательского института;
• направление в науке, объединившее
интересы группы исследователей.

8. Классификация многообразия научных школ (О.Ю.Грезнева)

II. По типу научной
идеи
Экспериментальные
(школы Ю. Либиха в
химии, И. П. Павлова в
биологии,
Э.Резерфорда в
физике и т.д.)
Теоретические (школы
А.М. Бутлерова в
химии, Л.В. Занкова в
педагогике, Л.Д.Ландау
в физике,
Л.С.Выготского в
психологии и т.д.)
III. По широте
исследуемой
предметной области
Узкопрофильные
(физическая школа
Э.Резерфорда,
психологическая Л.С.Выготского,
химическая А.М.Бутлерова и т.д.)
Широкопрофильные
(физическая школа
Л.Д. Ландау,
биологическая Н.В.ТимофееваРесовского и т.д.)
IV. По
функциональному
назначению
продуцируемых
знаний
Фундаментальные
(химическая школа
А.М. Бутлерова,
психологическая
Л.С.Выготского,
физиологическая
И.П.Павлова,
Э.Резерфорда и т.д.)
Прикладные (школа
физиков-атомщиков
И.В. Курчатова,
технические школы
С.П. Королева,
А.Н.Туполева и др.)

V. По форме
организации
деятельности
учеников
С индивидуальными
формами
организации НИР
(аспирантуры,
докторантуры,
соискательство)
С коллективными
формами
организации НИР
работы
(физиологическая
школа И. П. Павлова,
психологическая
Л.С.Выготского,
физическая
Э.Резерфорда,
биологическая
Н.В.ТимофееваРесовского,
физическая Л.Д.Ландау
и т.д.)
VI. По типу связей
между поколениями
Одноуровневые
(психологические
школы Л.С.Выготского,
З. Фрейда и т.д.)
Многоуровневые
(физическая школа
Э.Резерфорда и др.)

12. 2. Признаки научной школы

Задачи научной школы:
• разработка и защита научных идей;
• комплексное, коллективное
выполнение крупной задачи,
недоступной для решения одним
ученым;
• подготовка молодых ученых.

13. Признаки научной школы

Автор
М.Г.Ярошевский
Признаки
• наличие лидера, задающего вектор развития
научной школы;
• наличие исследовательской программы,
объединяющей коллектив на основе единой
цели;
• общность подходов совместной деятельности
(единая парадигма)
Н.А. Логи- • наличие программы, разработанной лидером;
нова
• непосредственное общение коллектива
школы;
• наличие методологического инструментария;
• наличие внутренних стандартов оценки
деятельности

14. Признаки научной школы (продолжение)

В.К. Криворученко
• минимальный цикл, позволяющий фиксировать
существование школы - три поколения
исследователей (основатель, последовательпреемник, ученики преемника);
• наличие лидера – крупного ученого,
обладающего педагогическим мастерством и
личным авторитетом;
• сохранение в научной школе атмосферы
творчества, общей программы исследований и
подхода к изучаемым проблемам;
• формирование и постоянное пополнение группы
последователей лидера, поддерживающих с ним
контакты, разделяющих ценности и традиции
школы, способных к самостоятельному поиску.

15. Признаки научной школы (продолжение)

А.С. Левин
(начальник
отдела
поддержки
ведущих
научных школ
и грантов
президента
РФ)
• наличие нескольких поколений в связках учитель
– ученик, объединяемых ярко выраженным
лидером, авторитет которого признан научным
сообществом;
• общность научных интересов, определяемых
продуктивной программой исследований;
• единый оригинальный исследовательский
подход;
• постоянный рост квалификации участников
школы;
• воспитание в процессе проведения исследований
самостоятельно и критически мыслящих ученых;
• постоянное поддержание и расширение
интереса к теоретико-методологическим
проблемам данного направления науки

16. От традиционных педагогических систем научные школы отличает то, что:

17. Компоненты научных школ как педагогических систем (О.Ю. Грезнева)

1. Педагогические цели и функции научных школ
Уровни целей:
цели научных школ как подсистемы науки:
получение нового научного знания и подготовка
ученых;
цели научных школ как педагогических систем –
обучение научному творчеству, т.е. получению
новых знаний;
цели участников педагогического процесса в
научных школах. Для ученика – это постижения
мастерства, искусства исследовательской
деятельности. Для учителя – сохранение,
воспроизводство знаний учителя, помощь в
реализации научно-исследовательской программы.

18. Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)

19. Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)

3. Традиции как способ оформления и освоения
содержания научного образования в научных
школах
Функции традиций применительно к научной
деятельности:
1. С помощью традиций происходит фиксация и
передача опыта, самих образцов научной
деятельности.
2. Традиции как результат деятельности научного
субъекта не только являются системой передачи
старого и базой для формирования нового, но
также выполняют роль конституирования науки.
3. В рамках традиции происходит социализация
людей, формирование их личности посредством
приобщения к образцам деятельности,
господствующим в традиции.

20. Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)

4. Формы и методы организации подготовки в
научных школах
Типы семинаров по направленности:
• на осмысление исследовательской деятельности самой
школы: теоретическое осмысление пройденного
участка пути, обсуждение дискуссионных вопросов,
разработка дальнейшего плана исследований;
• на освоение методологии познания и норм научноисследовательской деятельности, логики построения
научного исследования на примерах работ отдельных
ученых и сложившихся в истории науки научных школ
(обучающий);
• на изучение и анализ современного состояния науки по
разрабатываемому школой направлению;
• на знакомство с последними достижениями в своей
научной области и в смежных областях научного
знания.

21. Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)

5. Личность учителя
Группы качеств, необходимых для формирования собственной
научной школы:
1. Качества, характеризующие основателя школы как
исследователя: личная заинтересованность в разработке
научных проблем, высокая мотивация, чувствительность и
восприимчивость к новому, способность к генерации идей,
ясная интеллектуальная позиция, высокие требования к
профессиональному мастерству, широта и разносторонность
интересов, целеустремленность, и т.д.
2. Качества, характеризующие ученого как организатора: его
стремление к коллективному способу работы, высокая
коммуникативность, потребность в передаче своих взглядов и
их обсуждений.
3. Качества, указывающие на педагогические способности
руководителей научных школ: способность ярко и доступно
излагать свои мысли и убеждать, способность заряжать
энтузиазмом, умение найти для учеников занятие в
соответствии с их запросамии требованиями науки, терпимость
к критике, доброжелательность к ученикам и т.д.

22. Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)

6. Личность ученика
Компонента идентификации:
1. Эмоциональный – выражается в переживании своей
тождественности с группой, оценке этой
тождественности.
2. Когнитивный – находит свое отражение в осознании
субъектом тех характеристик, качеств, параметров
объекта идентификации, с которым она происходит.
3. Деятельностный – это воплощение идентификации
в реальном поведении, т.е. человек ведет себя как
член группы, реализуя ее нормы, ценности, цели и
т.д.

• Когда речь идет о научной школе, то подразумевается,
что в ее рамках подготовлен не один доктор наук.
Важными характеристиками научной школы является:
- активная научная работа, связанная с разработкой
определенных научных проблем;
- наличие аспирантуры и подготовки диссертаций;
- проведение тематических конференций по
определенному научному направлению.
Условие: основоположник школы – известный ученый,
длительное время работающий в этом направлении, и
несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.
• Когда говорится о научном направлении на кафедре, то
имеется в виду, что руководитель данного научного
подразделения – доктор наук, что в рамках научного
направления кафедры научные исследования
завершаются защищенными диссертациями,
опубликованными трудами.
• В том случае, когда речь идет о работе над научной
проблемой, то имеются в виду соответствующие
публикации, выступления на конференциях, семинарах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 2. Научные школы – важнейший элемент науки

Научная школа как феномен обучения творчеству и процесса исследования.

Основные направления научных школ, их характеристики и классификация.

Научная школа как феномен обучения творчеству и процесса исследования.

Наука – специфическая отрасль человеческой деятельности. В современном понимании наука – это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения и т. п.; это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т.п.; это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения, организации и т. п.

Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых.

В этих условиях чрезмерно возрастает значение научных школ.

Мировое звучание имели научные школы А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки. Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.

Научные школы – это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы – это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.

Именно в плане консолидации труда ученых научная школа представляет особый интерес. Научные школы являются таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

Научная школа – это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа – это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным школам свойственны такие характеристики – инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:

1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

2) исследовательский коллектив – группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;

4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.

М. Г. Ярошевский к типологическим формам научных школ относит: научно-образовательную школу, школу – исследовательский коллектив, школу как направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер [7, с. 28].

Эти разновидности школ, как показывают материалы многих учебных и научных организаций, с которыми представилась возможность ознакомиться, прежде всего, через Internet, представляют интерес для научной общественности, имеют право на существование и развитие. Более того, как показывает вузовский опыт становления научных школ, все эти формы являются звеньями одной цепи, элементами становления научных школ. Вопрос в том, какие из этих форм наиболее эффективны применительно к решению целей и задач стратегического развития (научного развития) конкретной организации, в том числе нашего университета, а также с учетом того, на каком этапе развития находятся школы университета на сегодняшний день.

– формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

– исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

– направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Основные направления научных школ, их характеристики и классификация

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

2) по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;

3) по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;

4) по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

5) по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;

6) по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;

7) по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;

8) по уровню локации – национальные, локальные, личностные [4, c . 42-43].

В то же время многие ученые сходятся во мнении, что научная школа – это сообщество исследователей, интегрированных вокруг ученого генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами. При таком ученом объединяется группа соратников и учеников, которые разделяют его научные идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все эти исследователи совместно выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную данным ученым или возглавляемой им группой ученых. В ходе выполнения научной программы конкретного коллектива идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Такой возможности при конкуренции научных коллективов не существует. Но в самом коллективе (научной школе) эти возможности не только имеются, но и их использование является необходимым. Следовательно, одновременно с решением определенной научной задачи ученые обмениваются научной информацией, повышают свою квалификационную эрудицию.

Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

Процесс формирования научных школ крупных ученых достаточно долгий и трудоемкий. Решение этой задачи в условиях высшего учебного заведения облегчается тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников из аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы помогают ведущему ученому добиваться существенных результатов в науке.

В данном случае научная школа при крупном ученом – это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством возглавляющего научную школу ученого выдвинутую им исследовательскую программу.

Существенным признаком подобной, как и других научных школ является то, что в них одновременно решаются такие задачи: разработка и защита научных идей, комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для решения одним ученым, и подготовка молодых ученых.

Существуют различные определения научной школы.

Научная школа – это научный коллектив, завоевавший известность высоким уровнем исследований в конкретном научном направлении, устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации.

Научная школа – это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу.

М. Г. Ярошевский выделяет, среди прочих, следующие важные признаки научной школы: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы, наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или единую парадигму) совместной деятельности.

Н. А. Логинова к признакам научной школы о тносит следующее: наличие программы, разработанной лидером, непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности. [6].

Обратим особое внимание на определение признаков научных школ официальными лицами государственных органов.

Начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации А. С. Левин отмечает, что основными определяющими признаками научной школы являются: наличие нескольких поколений в связках учитель – ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом; общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований; в общем единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области; постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых; постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки.

На основании этого он дает феноменологическое определение научной школы – исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников [5].

Главенствующей фигурой научной школы, ее стержнем является ее лидер.

На формирование научных школ оказывает влияние наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств, позволяющих способного сплотить вокруг себя творческий коллектив.

Каждый четвертый руководитель научной школы – это директор научной организации. Как правило, это наиболее компетентные ученые: доктора наук, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и др., организующие и обеспечивающие весьма интенсивную научную деятельность руководимых ими коллективов [5]. Существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции инициатора научных идей, их распространения и защиты, подготовки молодых ученых.

Иными словами, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений.

Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества.

Научная школа, как правило, обладает такими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

Научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

Какую бы форму организации не принимали научные школы, вне зависимости от стадий становления и истории развития они могут существовать только при постоянном внимании администрации, при всесторонней поддержке, в том числе и финансовой, если это необходимо.

Понятно, что не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы и тем более ведущей научной школы. Как правило, когда в отчетах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Более того, не на каждой кафедре существует четко очерченное научное направление.

В Военной академии генерального штаба Вооруженных Сил РФ на протяжении многих лет действуют более 10 научных школ. Основными из них являются школы, посвятившие свою деятельность изучению вопросов, связанных с обеспечением военной безопасности, повышением эффективности применения объединенных видов Вооруженных Сил и родов войск, улучшением качества боевой подготовки войск и учебного процесса вузов. Основоположниками этих школ являются заслуженные ученые академии доктора наук, профессора М. Касенков, Н.Кузнецов, О. Сосюра, М. Ясюков, другие генералы и офицеры. Ими написано более тысячи научных трудов, подготовлены свыше 135 ученых, многие из которых сами организует свои научные школы, это доктора наук В. Копытко, Г. Налетов, В. Лисовой, П. Шаманин и др. В академии стало традицией проводить конференции по военно-теоретическому наследию видных военных ученых и теоретиков.

Научные школы – это всегда коллективы, но так повелось в науке, что каждая из них носит имя своего основателя и учителя.

Можно констатировать, что когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник школы – известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.

В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.

Важным показателем научной школы является многогранность исследований членов научного коллектива. Использование при идентификации научных школ только количественных показателей в отрыве от других видов оценки позволяет очертить лишь контур проблемы – необходим более широкий подход, учитывающий своеобразие и многогранность феномена научной школы.

Исключительное значение имеет обстановка в научной школе, организация работы коллектива – неприемлемо, когда одному человеку поручается непомерно большой объем работы, а другому – малозначащие задачи.

Создание научных школ – это потребность науки, необходимость ученых. Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а, следовательно, в формировании научных школ, направлений, временных творческих коллективов.

Из теории организации науки известно, что научное общество может быть устойчивым и жизнеспособным только в условиях: обеспечения известной самостоятельности, самодеятельности, самоорганизованности молодых ученых, определяющих в силу своего возраста, мировоззренческих установок и творческих потенций в определенном плане будущее науки; обеспечения постоянного контакта со старшими поколениями ученых, представляющих имеющиеся направления, опыт, традиции и формы научного поиска.

Основные задачи школы-конференции – объединение вузовской и академической науки; помощь выпускникам в самоопределении на научном поле деятельности; координация программ специализированных и профилирующих кафедр с академическими институтами. Школа приобрела междисциплинарный характер. Программа школы предусматривает экскурсии, олимпиады и познавательные викторины по тематике обсуждаемых проблем.

Организуются и проводятся школы в основном силами молодых ученых НИОХ с привлечением аспирантов, стажеров и студентов, проходящих практику в институте.

В современной России придается большое значение научным школам. Ежегодно проводятся конкурсы на гранты Президента Российской Федерации и один раз в три года конкурс ведущих научных школ. Принята Программой поддержки ведущих научных школ. Практически во всех учебных и научных организациях существуют научные школы.

Вернадский, В. И. Труды по истории науки в России. М., 1988.

2. Волобуев, П. В. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. М., 2000.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5. c . 42-43

6. Логинова, Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. – № 5. – Т. 21. – С. 106–111

7. Ярошевский, М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М.: 1977. – С. 86.

Научная школа — это особенная отрасль деятельности человека. В сегодняшнем понимании — это организация, которая занимается определенными теориями, ищет ответы на вопросы.

В любой стране существуют современные научные школы, которые являются движущей силой технического прогресса.


Группы

Принято выделять три варианта научных сообществ:

  • академическую науку, обеспечивающую развитие фундаментальных направлений;
  • отраслевую науку, способствующую продвижению технической базы страны;
  • вузовскую науку, занимающуюся подготовкой кадров для различных отраслей экономики

Зарождение и значимость

Вам будет интересно: Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Характерной особенностью нашего столетия является достижение многими отраслями науки существенных высот. Для того чтобы продвигаться дальше, необходимо дальнейшее развитие научной школы. В нашей стране основоположником научной работы стал Петр I. Он осознавал значимость исследований в разных областях, а потому, его трудами была сформирована интеллектуальная элита России.

Вам будет интересно: Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смерти

Рассуждая о том, какая научная школа внесла больший вклад в развитие экономики страны, нельзя оставить без внимания команды А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау. Есть еще множество других именитых российских ученых, чьи ученики продолжают их идеи.

Благодаря выдающимся физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, появились основные научные школы в нашей стране, которые представляют собой неформальные коллективы. По сути, их можно считать ядром, необходимым для развития гражданского общества.


Специфические особенности

Научная школа — это эффективная модель передачи культурных ценностей и норм, предметного содержания к младшему поколению от старшего. В ее основе лежит неформальное, творческое общение, обмен новыми идеями, обсуждение полученных результатов.

Вам будет интересно: Гликокаликс — это. Определение, характеристика, структура и функции.

Научная школа - это инициативность, целеустремленность, самостоятельность, стремление к получению новых результатов. Люди, занимающиеся исследованиями, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.


Формы существования

В настоящее время выделяют:

  • исследовательский коллектив, в который входит группа ученых, работающих вместе над определенным проектом;
  • научно-исследовательская школа способствует развитию молодых талантливых исследователей;
  • направления в науке, которые появляются при установлении некой традиции для группы исследователей;
  • ученые, которые подготовили диссертации под руководством именитого наставника

М. Г. Ярошевский предлагает включать школу, считает ее важным элементом в исследованиях. От отношения к исследованиям в общеобразовательных организациях, напрямую зависит стремление подрастающего поколения

  • организация разного статуса (кафедра, университет, лаборатория, научно-исследовательский институт);
  • творческий коллектив, который может не принадлежать НИИ;
  • направление в науке, которое объединило группу экспериментаторов


Классификация О. Грезневой

Автор предлагает свою интерпретацию. Основные научные школы О. Грезнева делит по определенным признакам:

  • по статусу идеи: теоретические, экспериментальные;
  • по глубине анализируемой области: широко профильные, узкопрофильные;
  • по форме организации работы: индивидуальная, коллективная;
  • по связи поколений: многоуровневые, одноуровневые

Соратники совместными усилиями осуществляют намеченные планы, реализуют программу действий. Среди них нет соперников, так как вся работа направлена на решение совместной научной задачи.

Вам будет интересно: Список английских фамилий и имен

Научная школа это коллектив единомышленников, внутри которого царит творческая атмосфера.

Их деятельность заключается не только в исследовании, но и в распространении и воспроизводстве знаний, идей сообщества.

Представители научной школы сотрудничают с другими учеными, обмениваются с ними основными идеями в рамках практических конференций, семинаров, симпозиумов.


Показатели научной школы

Им является многогранность исследований представителей научного коллектива. Значение имеет внутренняя обстановка, диапазон анализируемых проблем. Их создание является потребностью современности. Общество нуждается в систематических контактах, обмене научной информацией, инновационных подходах, которые способствуют росту экономики страны. Только если научно-практическая школа будет функционировать в полной мере, можно рассчитывать на получение желаемого результата.

Осознавая, насколько важно вовлекать в исследовательскую работу школьников, в рамках модернизации российской школы, в федеральные образовательные стандарты включена проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования.


Основные типы

В настоящее время выделяют разные подходы к классификации и определению видов научных школ. Среди самых распространенных представлений о данном явлении можно выделить: направление в науке, появившееся благодаря какой-то научной традиции. Такая традиция может принадлежать как отдельным ученым, так и целым исследовательским коллективам.

В качестве примера можно привести в психологии — школу самоанализа, в управлении — административную школу, в экономике — институциональную школу.

Свою дееспособность и эффективность продемонстрировал вариант формирования и обучения исследователей в научно-образовательных школах.

Среди примеров можно рассмотреть австрийскую (Венскую) экономическую школу _ маржинализм, МГТУ имени Баумана — ракетостроение, МИФИ — атомная энергетика.

Интерес представляют научно-производственные школы, в которых совместными исследовательских коллективов решаются глобальные проблемы.

В отечественной науке яркими примерами являются:

  • в физиологии школа им. И. М. Сеченова;
  • в авиастроении школа А. Н. Туполева;
  • в ракетостроении школа С. П. Королева;
  • в физике школа Л. Д. Ландау

Нельзя обойти стороной и исследовательские организации, которые доказали свою способность обеспечивать условия для работы ученых, сделавших существенный вклад в развитие мировой науки. Среди ярких примеров выделим Франкфуртскую школу на основе Института социальных исследований (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ф. Поллак); Кавендишскую лабораторию Кембриджа (Дж. Томпсон, Дж. Максвелл, Н. Бора, Э. Резерфорд).

  • школа — конкретное научное направление (формируется через общую парадигму исследовательской работы);
  • школа — образовательная система (определяется через общую подготовку к исследованиям);
  • школа — производственная система (совместная деятельность науки и производства);
  • школа — инкубатор (характеризует общность мировоззрения, норм, ценностей, традиций)

Важные аспекты

В нее могут входить исследовательские коллективы, отдельные ученые, которых объединяет общая научная традиция.

Между отдельными школами-направлениями связь осуществляется в очной форме посредством семинаров, конгрессов, конференций, а также в заочном виде путем переписки, публикаций в научно-исследовательских журналах.

Научные течения собирают ученых, которые придерживаются научной позиции, выработанной их предшественниками.

Регулирующую и объединяющую функцию выполняет в таких случаях парадигма, заложенная основоположниками течения.


Школа-направление

Научная жизнь — это постоянная смена теорий, моделей, гипотез.

Школа - невидимый колледж — это промежуточное звено между научным течением, нуждающимся в лидере, и творческим объединением ученых, которые придерживаются одной научной идеи.

Примером такого устройства является Тартуско-Московская семиотическая школа, которую возглавляет Ю. М. Лотман.

Она объединила в себе сразу две культурные традиции, направления литературоведов и лингвистов. Ее представители собирались на конференции, проходящие в Тарту и в Кяэрику, начина с 1964 года.

Основой школы стала исследовательская программа (парадигма), которая позволяет генерировать новые знания, искать новые факты, решать конкретные задачи.

Среди ее обязательных элементов выделим метафизические парадигмы, символические обобщения, общий научный язык, сходные способы решения конкретной задачи, методы исследования.

Для научной школы – направления не характерна рутинность создания, применения, передачи знаний. В ней есть коллективное творчество, взаимное обогащение новыми научными фактами и знаниями.

Научно-образовательная школа

Ее как совокупность методических средств и приемов, ценностей и норм, принято отождествлять с самой образовательной организацией. В реальности она может быть тем местом, где уже есть уникальная методика подготовки научных кадров, но первоначальной считают систему подготовки, которая реализуется в отдельных педагогах (ученых). К примеру, научно-образовательные школы Сеченова и Жуковского включают в себя несколько крупных учебных заведений, в которых преподавали не только они сами, но и их ученики.

Какими отличительными чертами обладают такие школы? Для них свойственно развертывание картины достижений мировой науки перед слушателями в конкретной области знания, использование идейно-теоретической традиции, творческая мотивация, воспитание в слушателях исследовательского стиля мышления.

Ярким примером научно-образовательной школы можно считать Венский университет (Венскую экономическую школу).

Среди ее знаменитых учеников можно выделить родоначальников экономической австрийской школы: Ф. Визера, К. Менгера. Получив специализацию по экономике, они стали преподавателям Венского университета. Эстафету подхватили их ученики.

Также отличным примером является отечественная школа авиастроения, основателем которой стал выпускник МГУ Н. Е. Жуковский. Те идеи, которые были заложены "отцом российского авиастроения", и настоящее время профессора передают слушателям.

Подведем итоги

Научная школа - это важное понятие в современной системе образования. Несмотря на некоторые различия в методологической, технической базе, все их типы выполняют одну задачу - формировать новое поколение исследователей для конкретной научной сферы деятельности.

Для того чтобы "ковать кадры" НИИ, в российские школы введена обязательная проектная и исследовательская работа.

Читайте также: