Классическая и неклассическая социология специфика предмета представители школ

Обновлено: 05.07.2024

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

  1. В науке распространяется теория эволюции (основоположником которой стал Чарльз Дарвин), изучающая постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организмов.
  2. Развивается электродинамика (изучающая основные переменные электромагнитного поля, и их взаимодействие), теория относительности (описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов) и ядерная физика (изучающая структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения — ядерные реакции).
  3. Активное развитие процесса интеграции наук, которая особенно характерна для XX века. Появление новых научных дисциплин на стыках наук обусловлено ограниченностью в пределах одной дисциплины, что требовало расширения и привлечения других областей. Это обусловлено природным единством, не предполагающим абсолютно резкое деление на разные науки.
  4. Представление о мире как статичном явлении начинает устаревать. Его место занимает представление о динамично развивающейся материи.
  5. Объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, если раньше понятия непрерывности и дискретности были взаимоисключающими, то в неклассический период, как и в современной науке, непрерывность и дискретность — это две стороны процесса развития. Непрерывное является дискретным, а дискретное — непрерывным. Это относилось, в частности, к физическому полю или к микрочастице, что привело к корпускулярно-волновому дуализму (материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц).
  6. Во второй половине XIX века материя перестала сводиться исключительно к механистическому перемещению веществ. Формой существования материального мира стало электромагнитное поле, основателем теории о котором был британский физик Джеймс Клерк Максвелл.

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

  1. Происходит активная компьютеризация науки и сращивание ее с промышленным производством, что повлияло на характер исследовательской деятельности.
  2. Началась революция в наборе средств получения знаний и их хранения.
  3. Стали развиваться генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, что заложило начало конструированию новых генов и изменению ДНК.
  4. Эволюционные идеи в области химии привели к созданию усложненной сферы исследований — эволюционной химии.
  5. В обществе возникла острая необходимость в изучении явлений в экономической, социально-политической, научно-технической сфере с целью совершенствованияусловий жизни, зависящих от стремительного технического прогресса.
  6. В связи с усложнением и углублением исследовательской деятельности, основными методами познания становятся синтетические, которые позволяют учитывать специфические особенности сложных саморазвивающихся систем, включающие многочисленные нелинейные обратные связи между подсистемами.
  7. Начинает преобладать парадигма целостности, согласно которой общество, биосфера, ноосфера, мироздание и т.д. являются единой целостностью. Она проявляется в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.
  8. Реальность основывается на двух главных и взаимодополняющих подходах — системном и историческом: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

  • относительность;
  • дискретность;
  • квантование;
  • вероятность;
  • дополнительность.

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

Неклассическая социология также представлена тремя парадигмами. Это – структурный функционализм ( крупнейшие представители – американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон), теория конфликта(Р.Дарендорф и Л. Козер) и символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, У. Томас, Г. Блумер).

Каждая неклассическая парадигма возникла или на основе одной классической парадигмы, или на основе взаимодействия нескольких классических парадигм. Так, теория конфликта сложилась на основе марксистской парадигмы, символический интеракционизм сформировался при непосредственном влиянии социологии Вебера, а структурный функционализм возник за счет синтеза дюркгеймовского и веберовского подходов[6].

Неклассическая социология отличается от классической следующими признаками.

(2) Если для классической социологии характерен упор на макросоциологическиеисследования (т.е. попытка понять наиболее общие законы развития общества как целого), то неклассических социологов интересуют в основном исследованиямикросоциологические. К.Маркс пытался понять закономерности развития общества как целостной материальной системы. Э.Дюркгейм раскрывал закономерности развития и функционирования единого общественного сознания, а М.Вебер писал о рационализации общественной жизни как всемирно-историческом процессе.

(3) Если классическая социология в качестве идеала ориентировалась в основном на наиболее развитые в то время физико-математические науки, то постепенно интерес сместился от механики и физики к биологии (Т.Парсонс), а затем – в сторону гуманитарных наук, включая психологию и психоанализ . Социологи все больше и больше стали осознавать, что общество составляют сознательные и своевольные существа, которые в своем взаимодействии совсем не похожи на молекулы идеального газа.

Марксистская социология.

Впрочем, нет худа без добра. То обстоятельство, что эмигрант Маркс никогда не имел постоянного заработка, обусловило его внутреннюю независимость. Он никого не боялся и всегда писал то, что думал.

Рассмотрим основные понятия марксистской социологии, двигаясь от более общих понятий к более конкретным. Третье, после общественного бытия и общественного сознания, понятие марксистской социологии – это

Производительные силы состоят из трех элементов.

(1) Предмет труда– то, на что направлена трудовая деятельность человека (земля для землекопа, бревно для плотника).

(3) Люди- производители материальных благ.

Производственные отношения состоят из четырех элементов.

(1) Отношения обмена деятельности- производственные отношения, характеризующие чисто технологическую сторону процесса труда (отношения между мастером и рабочими, отношения между членами производственной бригады).

(2) Отношения собственности на средства производства, которые подразделяются на два типа : частные и общественные. Частные – когда средства производства принадлежат или одному человеку, или малой группе , а общественные – когда они принадлежат или всему обществу (т.е. чиновникам), или непосредственно тем, кто работает.

(3) Отношения распределенияпроизведенной продукции.

(4) Отношения потребления.

Маркс утверждал, - и это одно из основных положений его социологии, - что из четырех элементов структуры производительных сил второй элемент – отношения собственности на средства производства – является главным, решающим, определяющим. В самом деле, тот, кому принадлежат средства производства, решает и то, как организован производственный процесс, и то, как распределяется и как потребляется произведенная продукция.

Надстройка – то, что определяется, детерминируется базисом. Она состоит из трех элементов:

(1) идеологические отношения;

(2) идеологические учреждения (государство, церковь и т.д.), которые фиксируют идеологические отношения;

(3) идеи, которые идеологические отношения отражают.

В классическом марксизме выделяются пять основных форм общественного сознания.

1. Политико-правовое сознание.

2. Мораль (этическое сознание).

4. Искусство (эстетическое сознание).

5. Философия и наука.

Эта революция действительно случилась, - но только в 1917г. И где ? – В одной из самых отсталых в промышленном отношении европейских стран, где 90% всего населения составляли крестьяне. А как же просвещенная Европа ? – А там умная буржуазия нашла компромисс с рабочей аристократией, подняв зарплату в ведущих отраслях в несколько раз.

Поэтому многие выдающиеся марксисты – К.Каутский, Э.Бернштейн и др. – сделали из этого события весьма разумный вывод о том, что при столкновении теории с фактами виноваты не факты, а сама теория. Теорию надо изменять, и изменять существенно, не по мелочам.

Целью данной работы является изучение типов научности в социологии, структуры социологического знания.

Определяя задачи, можно выделить следующие:

Рассмотреть типы научности в социологии.

Содержание работы

Классический тип научности:

Позитивистские идеи Огюста Конта и Герберта Спенсера 5

Неклассический тип научности:

Антипозитивистская тенденция социологов Германии. 25

Список использованной литературы 37

Содержимое работы - 1 файл

курсовая. docx

Вебер считает, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был создан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Антипозитивистская тенденция социологов Германии.

Если социологическая мысль в Англии, Франции, США в основном была связана с позитивистской методологией, то немецкая социология сохраняла тесную связь с принципами познания, наработанными в гуманитарных науках. В ней были значительны гносеологические традиции немецкой классической философии. Кроме того, социология долгое время не преподавалась вообще, а проблематика, которая к тому времени стала осознаваться как социологическая, шла под рубрикой либо "национальной экономии", либо "философии".

Вильгельм Дильтей (1833-1911) даже посвятил специальный труд (осознанный, правда, впоследствии как альтернатива позитивистской социологии) доказательству невозможности существования социологии как науки. По Дильтею, естественные науки прослеживают, каким образом ход естественных событий воздействует на положение человека, тогда как социогуманитарные науки - суть науки о духе, изучающие свободную деятельность человека, преследующего определенные цели. Физические вещи, изучаемые естествознанием, известны нам лишь опосредованно, как явления. Напротив, данные науки о духе берутся из внутреннего опыта, из непосредственного наблюдения человека над самим собой и над другими людьми и отношениями между ними. Следовательно, первичным элементом наук о духе является, по Дильтею, непосредственное внутреннее переживание, в котором представление, чувство и воля слиты воедино и в котором человек непосредственно осознает свое существование в мире. Это непосредственное переживание по своей природе сугубо индивидуально. Поэтому Дильтей считал принципиально невозможным и неправомерным существование социологии, претендующей на роль обобщающей науки об историческом развитии. В качестве своей задачи Дильтей ставил сохранение своеобразия духовного мира. Человек, по Дильтею, как историческое существо не может быть понят через его включение во всеобщую' взаимосвязь мира как природы.

Основной вопрос Дильтея - вопрос о понятии "жизнь". Спрашивать о понятии жизни значит спрашивать о понимании жизни. Причем, прежде всего необходимо сделать жизнь доступной ее изначальному пониманию, чтобы затем постигать ее понятийно, рассудочно. Свою задачу Дильтей пытается решить тем, что подводит жизнь под рубрику психологии - науки о душе, о переживании. У Дильтея переживания - это такая действительность, которая существует не в мире, но доступна рефлексии во внутреннем наблюдении, в сознании самого себя. Сознание характеризует всю область переживаний. И в этом плане психология как наука есть наука о взаимосвязи переживаний, о сознании.

В понимании психологии Дильтей отмежевывается от набирающей в то время силу позитивистской естественнонаучной трактовки психологии. Его психология описательна, а не объяснительна, она расчленяет, а не конструирует.1 Естественнонаучная психология переносила на психологию методы физики и пыталась понять закономерности, подвергая измерению регулярно повторяющееся. Такая психология, как считал Дильтей, не имеет шансов стать фундаментальной наукой для наук о духе.

В противоположность таким тенденциям он стремился в первую очередь видеть душевную взаимосвязь, душевную жизнь, данную в своей ценности, а именно с тремя основополагающими определениями: 1) она развивается; 2) она свободна; 3) она определена приобретенной взаимосвязью, то есть она исторична?

Душевная жизнь определяется им как целенаправленная взаимосвязь. Причем, подобное определение доказывается прежде всего индивидуальной жизнью. Постольку, поскольку жизнь есть жизнь с другими, то надлежит создать структуры жизни с другими.

Как же изначально дается жизнь другого?

Как вопрос теоретико-познавательный, он встает как вопрос о познании чужого сознания. Дильтей, как считают исследователи его творчества, не вдавался в него, ибо для Дильтея жизнь первично всегда уже есть жизнь с другими, всегда уже есть знание о со-живущих других и, что структурная взаимосвязь жизни приобретается, то есть что она определяется через ее историка.

Конечный интерес Дильтея заключался в историческом бытии, которое он связывал с главным средством гуманитарного познания "пониманием", противостоящим естественно-причинному объяснению. Отсюда основной тезис Дильтея - "мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь".

Положения Дильтея о специфике исторической реальности были переведены (и в значительной степени формализованы) на логико-гносеологический язык, - связанный по большей части не с обоснованием специфики самого исторического бытия, а познания истории и ее изложения.

Определяя философию как "учение об общезначимых ценностях", они рассматривали историю как процесс осознания и воплощения ценностей и видели в философии поэтому основную задачу в выработке специфического метода исторических наук. В отличии от Дильтея они различали науки не по предмету ("науки о природе" и "науки о духе"), а по методу их исследования. Они различали "номотетические" (nomos - гр. порядок, закон) науки, которые рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов, с одной стороны, а с другой - "идеографические" (образные) науки, описывающие единичное в его эмпирической неповторимости. Согласно новой установке общие законы несоизмеримы с единичным конкретным существованием. В нем всегда присутствует нечто невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как "индивидуальная свобода", поэтому оба метода не могут быть сведены к единому основанию.

В качестве предмета познания идеографического метода Рик-керт, в частности, выделяет культуру как общую сферу опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. Согласно Рик-керту, именно ценности определяют величину индивидуальных различий. Разрабатывая концепцию ценностей, он выделил шесть основных категорий ценностей: истину, красоту, безличную святость, нравственность, счастье и личную святость. Риккерт подчеркивает "надсубъективный" характер ценностей, которые задают фундаментальные изменения бытия, познания и человеческой деятельности. По Риккерту, в процессе познания предмет выступает как "трансцендентальное5 долженствование" и принимает вид "трансцендентальных правил и норм, требующих признания".

Согласно Риккерту, ценность проявляет себя в мире как объективный "смысл". В отличие от ценности, смысл связан с реальным психическим актом - "суждением", хотя с ним и не совпадает. Лишь оценка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт, смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия, указывая на ценность. Тем самым он как бы играет роль посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное "царство смысла".

На этой логико-методологической основе во многом строился научный фундамент немецкой социологии. Вместе с тем следует отметить, что сам Риккерт отказал социологии, которую он понимал как "чисто естественнонаучное трактование человеческой социальной духовной жизни" в праве считаться исторической наукой. И как ни парадоксально, именно его философский ученик М.Вебер выдвинул программу развития социологии как "универсально-исторической" науки. Именно как результат методологического самоопределения в русле риккертовской постановки вопроса о логическом обосновании наук, занимающихся изучением "человека в истории", явилось возникновение "универсально-понимающей" социологии М. Вебера.

Если проследить далее эту линию социологического направления, то нельзя не отметить, что понимающая социология М. Вебера с ее методологически отработанными понятиями сыграла значительную роль в развитии американской социологии, которая получила известное завершение у Т. Парсонса. Вообще, через веберовскую понимающую социологию, постановка Риккертом вопроса о специфике методологии исторических наук продолжала и продолжает оказывать влияние на развитие социологической мысли.

Пересмотр сформулированных ранним позитивизмом теоретических и методологических предпосылок происходил по самым различным направлениям. Подчеркивая переориентацию социологического видения мира, нельзя не отметить, что эта переориентация во многом была вызвана как кризисом самого естественнонаучного мышления, так и значительными изменениями самой социо- культурной ситуации в Европе того времени.

Одним из основоположников социологии в Германии являлся Ф. Теннис (1855-1936). Он пытался построить социологию как аналитическую дисциплину, которая, по его замыслу, должна способствовать исследованию наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также вырабатывать систему общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Этой цели, по терминологии Тенниса, служила "чистая", или общая (теоретическая), социология. Свои идеи Теннис обосновал в известной работе "Общность и общество" (1887 г.). Все социальные явления он рассматривает как волевые отношения, а саму волю делит на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, предполагающую возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли он разграничивает два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности, а все внешнее, социальное относится к обществу, где действует принцип "каждый за себя" и между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе расчетливый разум, абстракция.

К сожалению, в истории социологии сведения о Теннисе этим подчас и ограничиваются, а его самого некоторые исследователи относят к "классикам второго эшелона". Как пишет в этой связи Р. Шпакова, последнее десятилетие в социологии Германии отмечено стойкой тенденцией активного интереса социологов к идейному наследию Ф. Тенниса. Деятельность Общества его имени неизменно получает поддержку в научных кругах, растет число публикаций, прямо или косвенно связанных с теоретическими концепциями Тенниса и его эмпирическими работами. А тот факт, что ни один из социологических конгрессов последнего десятилетия не обошелся без специальных докладов о Теннисе, служит веским подтверждением новой тенденции.

Вместе с тем, здесь налицо парадокс: с одной стороны, бесспорный ренессанс Тенниса, его идеи сопоставляются и вписываются в современные процессы, а с другой - он по-прежнему воспринимается как непроясненный фрагмент истории социологического знания, где его теоретическое наследие сводят к двум категориям: "общности" и "общества" (Gemeinschaft und Gessel-schaft). Интересно, что этого вывода не отрицал даже сам ф. Теннис. Так, в своей итоговой книге, названной им как "Введение в социологию" (1931), сводящей воедино его основные идеи, он писал: "До сих пор в качестве моей социологии принимают понятия "общность" и "общество". Их я определил как ее основные понятия, так считаю и сейчас".

Соответственно этим категориям Ф. Теннис проводил и свою основную идею, которая состояла в том, что социальность преимущественно "общинная" в ходе истории все более вытесняется социальностью преимущественно "общественной". Его центральные понятия выступали в многообразных "формах" или "типах", при помощи которых исторические и современные социологические данные могли плодотворно классифицироваться и интерпретироваться путем сравнения. Поэтому Тенниса и считали основателем "формальной" школы социологии.

Проблемы, которые Теннис пытался выяснить при помощи своих основных понятий, были следующими: какова природа человеческих объединений, благодаря каким процессам происходят изменения и существуют различные типы человеческих общностей и т. д. Как уже отмечалось, в интерпретации Тенниса объединения (социальные общности) людей отражают различные проявления двух аналитически выделенных отличных общественных связей: общности и общества. Причем общность для него - синоним очага, семьи, общины традиционного образца. Напротив, общество Теннис обозначает синонимом "чужое", основанное на коммерции и капиталистическом рассчете.

Как отмечает один из крупнейших современных социологов Германии Рене Кёниг, бывший в 20-е годы студентом, "общность" была волшебным словом, объединявшим тогдашнюю гуманитарную элиту. "Вся социология, - писал он, - строилась вокруг понятия "общность" и против понятия "общество". Подобная интерпретация основных категорий, культурно-пессимистические идеи, которые вытекали из его воззрений давали в свое время косвенный повод для обвинения Тенниса в пристрастии к государственной идеологии национал-социализма, хотя сам Теннис видел в фашизме тиранию, а его победу в 1933 г. тогда же откровенно назвал "победой безумия и ограниченности".

2. Научные подходы к объекту и предмету социологии.

Понятие объекта и предмета научной теории. Роль объекта и предмета в развитии науки. О. Конт об объекте и предмете социологии. Влияние методологии позитивизма на объект и предмет социологии.Неопозитивизм и его представления об объекте и предмете социологической науки.Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже ХХ-ХХI вв.Дискуссия об объекте и предмете социологического знания в современной российской социологии.

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

Объект познания это некоторая часть материального или нематериального мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Мы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта.

Но охватить зараз объект в целом, во всех его многообразных связях и отношениях, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. Поэтому разные науки (теории, учения), изучающие данный объект, выделяют одну или несколько его граней, на которые направляется познающая мысль. Эти грани выбираются исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называются предметом познания. Так, химика интересует вещественный состав данного объекта, а историка — история его развития.

Роль объекта и предмета в развитии науки

В.А. Ядов отмечал, что объект социологии, как и других общественных наук,— социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Указанный объект исследования совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Специфику социологии как науки определяет, прежде всего, ее предмет. Предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от двух решающих факторов: прогресса самого научного знания, с одной стороны, меняющихся потребностей общества, социального запроса — с другой.

О. Конт об объекте и предмете социологии.

Влияние методологии позитивизма на объект и предмет социологии.

Позитивизм – это направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующее до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм основан на том, что подлинное научное знание может быть получено лишь как результат отдельных специфических (естественных) наук [1].

В рамках позитивистских проектов все, связанное с индивидом, исключалось из сферы интересов социологии. Так, из контовской социологии исчез индивид как субъект социального действия, реальный источник общественной активности. Он даже и не рассматривался Контом самостоятельно и не составлял предмет исследования социологии. [2]

Неопозитивизм и его представления об объекте и предмете социологической науки.

Кризис биолого-органицистских и механистических концепций социологии XIX в. обнаружил теоретическую и методологическую беспомощность раннего позитивизма. Поиск новых форм социологического познания был предпринят на рубеже XX в. крупнейшими учеными Дюркгеймом, Вебером, Парето.

Неопозитивистская методология вызревает как составная часть более широкого движения в американской социологии 20-х годов, выступившего с лозунгом построения объективной социальной науки, базирующейся на методах, аналогичных приемам исследования естественных наук.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже ХХ-ХХI вв.

Если до 20 гг. ХХ века господствовала макрососциологическая парадигма в определении объекта и предмета социологии, то со становлением неклассической социологии в 30 - х годах (до 60-х гг.) появляются их новые трактовки.

Неклассическая социология (30 – 60 гг. ХХ века) - это качественно новый этап в развитии социологической мысли. Он представлен такими парадигмами как символический интеракционизм (Мид, Блумер, Гофман), феноменологическая социология (Шюц, Бергер, Лукман), этнометодология (Гарфинкель), парадигма обмена (Хоманс, Блау).

Содержательной характеристикой неклассической социологии является постановка проблемы человека во всех его ипостасях, поведении, действии и взаимодействиях.

На рубеже ХХ-ХХI вв.рождается постнеклассическая социология (современный этап неклассической социологии), представленная интегративной парадигмой (Ритцер, Гидденс, Бурдье, Хабермас) и постмодернистской парадигмой (Деррида, Фуко, Бодрийяр). Логика данного этапа заключается в интеграции макро и микро уровней социологического знания, структуры и действия. Отсюда ядром предметного поля социологии являются социальные практики, благодаря которым интеграционные составляющие взаимообразуют друг друга, и, как следствие, должны рассматриваться в единстве. Парадигма постмодернизма, которая, по мнению Г.Е. Зборовского, превращает социологию в нарратив и дискурс, выделяет в качестве предмета социологии процесс фрагментации общества и поведения людей.

Дискуссия об объекте и предмете социологического знания в современной российской социологии.

В совремнной российской социологии представлены различные подходы к определению предмета социологии.

В.А.Ядов и Г.П.Орлов считают, что предмет социолгии – это социальные общности.

А.Г. Эффендиев предлагает вернуться к "первокирпичику", к которому уже обращались в истории социальной мысли, считая таковым социальное взаимодействие, в

котором "содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, факторы изучаемых процессов".

Ж.Т. Тощенко отмечал, что в социологии существуют две парадигмы, которые по-разному определяют предмет социологии: социологический реализм (предмет исследования -общество, социальная структура, социальные институты: О. Конт, Спенсер, Э. Дюркхейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф) и социологический номинализм (предмет исследования - индивид, личность, человек: М. Вебер, Дж. Хоманс, Дж. Мид). Оба подхода имеют ограничения в понимании своего предмета, так как «являются ограниченной областью получения социологического знания

Г.Е. Зборовский выделяет ядро и периферию предметного поля социологии. Так, ядро – это социальные общности. Общность – это единица социального измерения, социальный ген. Социальные общности являются источником социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет следующей, идущей за ядром, предметной зоны. Следующая предметная зона – институты и организации, это своеобразные узлы, связывающие социальные общности, социальные действия, взаимодействия и процессы в единое системное целое. Динамика и взаимосвязь перечисленных элементов составляет социальную структуру общества. Последняя зона – общество, включающая в себя все предшествующие предметные зоны.

Для справки таблица Г.Е.Зборовского 2007 СОЦИС

Линии развития социологии

Парадигмы и теории

Объект социологии

Позитивизм, марксизм, эволюционизм, веберианство

Общество как целостная система, как социальный организм, независимый от человека

Неопозитивизм, неомарксизм, неоэволюционизм, неовеберианство, структурный функционализм, неофункционализм, радикально-критические теории, теории конфликта

Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно организованных акторов

Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриального общества, постиндустриального общества, глобализации

Общество как сфера интеракции, коммуникации, социальных институтов и солидарности

Символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, теория обмена

Общество как конструкция непрерывно меняющейся реальности агентами, которые и производят социальные изменения

Интегративные концепции, теория коммуникативного действия, постмодернизм, феминистская социология

Общество как единство социальных структур и активных действий личности

[1] Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева

[2] Г.Е.Зборовский Теоретическая социология 20 - 21 вв. Екатеринбург, 2007

Читайте также: