Кино кукушка краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

После формирования актерского трио, съёмочная группа выехала на берег Кандалакшского залива, где в течение полутора месяцев снимала на натуре.

По сюжету фильма в сентябре 1944 года финского солдата-пацифиста Вейкко приковывают к скале и оставляют винтовку. Ему удается раздробить камень, и в поисках инструментов для освобождения от цепи он приходит к дому саамки Анни. Там уже находится капитан советской армии Иван, который ранее был обвинен в антисоветской деятельности, но также освободился из-за того, что его конвой погиб при бомбежке.

Иван уверен, что Вейкко нацист, так как последний одет в форму СС. Он несколько раз хочет убить финна, несмотря на то, что последний пытается убедить русского в своем пацифизме. Языковой барьер мешает пониманию, к тому же у Ивана нет желания общаться: вместо того, чтобы назвать свое имя, он посылает Вейкко, поэтому финн и саамка зовут его Пшолты.

Когда немцы сбивают самолет, разбрасывающий листовки о конце войны, Иван и Вейко приходят к месту катастрофы. Там происходит конфликт: финн радуется концу войны и пытается выкинуть винтовку, но русский принимает это за акт агрессии и стреляет в Вейкко. Прочитав листовку и осознав ситуацию, Иван приносит тело Вейкко в дом Анни, где она с помощью магического шаманского ритуала возвращает его к жизни.

Когда наступает зима, русский и финн уходят к себе на родину, оставляя саамке двух сыновей: Вейкко и Пшолты.

Кинокартину отличают сильные актерские работы и показ арктической природы. Особо следует отметить то, как Рогожкин продемонстрировал детали саамского быта (доение оленихи, кровопускание, приемы врачевания, традиционная ловля рыбы с помощью ловушки-лабиринта) и духовной жизни (энтеогенные грибы, камлание в сауне, сейд). Они показаны не только с любовью к саамам, но и с этнографической точностью. Такую скрупулезность можно встретить только у режиссера-саама Нильса Гёупа . Хотя следует отметить, что представления о загробном мире, показанные в фильме, присущи чукчам, а не саамам, в чем признался сам режиссер.

Особенностью фильма (как и съёмочного процесса) стало то, что актеры говорили только на своих языках: русском, финском и саамском (северносаамском) соответственно. При этом им необходимо было найти взаимопонимание, и это в нелегкое военное время. Недопонимание ввиду незнания языка, а, порой, из-за нежелания понимать и является главной темой фильма. Оно приводит к комическим, а иногда и к трагическим ситуациям.

Уважаемый Сергей!
Ваш анализ гораздо интереснее и умнее, чем фильм, который я попросту не смогла досмотреть до конца.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Круговая панорама красот природы северной России. За кадром - голос женщины, которая на своем родном диалекте рассказывает о двух мужчинах, которые много лет назад недолго пробыли в этой глуши. С тех пор она их больше не видела. Историю слушают двое детей, сидящих по бокам от матери. Ребятишек зовут Пшолты и Вейко.


Трейлер

Кукушка

Кукушка (2002)
Cuckoo
война, драма
Режиссер: Александр Рогожкин
В ролях: Анни-Кристина Юусо, Вилле Хаапасало, Виктор Бычков, Алексей Кашников, Алексей Панжеев
Премьера: 12 сентября 2002 года

Осень 1944 года. Вейко (Вилле Хаапасало из "Особенностей национальной…" предстает перед нами в драматическом амплуа) - финский снайпер, приговоренный к смерти. "Кукушка" - называют таких русские солдаты. Немцы приковали его цепью к камням, дали кое-какой запас еды, одели в фашистскую униформу и оставили умирать. Ему во что бы то ни стало нужно освободиться от оков, вырвать твердо вколоченный в камни штырь, на котором держится цепь.

Русского солдата Ивана (Виктор Бычков, поправившийся для роли на 20 кг) обвиняют в предательстве Родины. Во время транспортировки заключенного машина попадает под обстрел с воздуха: оба "конвоира" погибают, Иван сильно контужен. Недалеко от места происшествия живет в одиночестве девушка Анни (Анни-Кристина Юусо в своей первой, но очень интересной роли). Она находит солдата и относит его в свою небольшую хижину на берегу реки. Анни принадлежит к редкой народности саами, немногочисленные представители которой обитают в Швеции, Финляндии, Норвегии и в том числе в России. Саами - потомки самых древних жителей северной Европы, в их культуре все еще сохраняются ритуально-мифологические традиции, а речь не понятна обычным финнам, шведам или русским.

Кадр из фильма "Кукушка"

Кадр из фильма

В почти первобытное жилище Анни приходит Вейко - после многих попыток ему все же удалось освободиться, вытащив штырь. Теперь осталось лишь снять цепь - и домой. Выживший приговоренный к смерти - это дорогого стоит, как говорит сам Вейко. Он решает, что его война окончена.

Особенность сюжетной коллизии "Кукушки" Александра Рогожкина в том, что на протяжении почти всего действия картины в ней участвуют всего три персонажа, и при этом все они разговаривают на разных языках. Вейко пытается объяснить русскому, что не желает ему зла. Иван продолжает твердить Вейко свое "да замолчи ты, фашист", после чего пытается объяснить Анни, как она ему нравится. Но Анни на это отвечает, что ему нужно беречь здоровье. Сама девушка неравнодушна к молодому симпатичному Вейко, но он поначалу не понимает ее намеков, которые она излагает вполне откровенно, но на своем необычном языке. Непонимание между героями фильма искусственно - в реальной жизни они наверняка нашли бы способ объяснить друг другу свои мысли (простой пример - Владимир Машков разговаривает со своей американской дочерью сидя на берегу океана). Это - намеренный авторский прием, ведь персонажи явно говорят не друг с другом (зачем продолжать в течение такого долгого времени что-то говорить, если все равно уже знаешь, что тебя не понимают?), а со зрителями. Аудитория в зале - единственные участники этого процесса обмена информацией, которые понимают, что происходит на самом деле.

Кадр из фильма "Кукушка"

Кадр из фильма

С одной стороны, это приводит ко множеству забавных ситуаций в стиле предыдущих фильмов Рогожкина. Иван показывает Анни фотографию Сергея Есенина и вспоминает, как знаменитый поэт много лет назад посоветовал маленькому Ване продолжать писать стихи. На что девушка спрашивает: "Это твоя жена, да? Красивая!" Или другой подчеркнуто комедийный момент, когда Иван упоминает в разговоре с Вейко о своем знакомом по имени Виктор Бычков. Ну и сама за себя говорит сцена знакомства трех героев. Вейко спрашивает у русского его имя, на что упорно считающий финна фашистом Иван отвечает "Пошел ты". "Замечательно. Вейко, Анни, Пшолты. Вот и познакомились," - заключает парень.

Продолжай "Кукушка" в том же духе и дальше, она стала бы всего лишь очередной комедийной поделкой, каких у Рогожкина много. Приглашение в конкурс XXIV ММКФ тогда выглядело бы не совсем оправданным. Но картину не зря окрестили в рекламном буклете "самым непредсказуемым фильмом" этого режиссера. Покончив с не юмористической направленностью, лента приобретает настоящий драматизм.

Кадр из фильма "Кукушка"

Кадр из фильма

Над поселением Анни пролетает сбитый самолет, который падает в соседнем лесу. Вейко и Пшолты идут проверить, что случилось. Финн, не расстающийся со своей винтовкой (для которой, правда, у него уже нет пуль), находит разбросанные повсюду листовки. Оказывается, Финляндия заключила с Россией мир, война закончилась не только для него. Иван же охвачен ревностью - незадолго до этого Анни предпочла ему более молодого и симпатичного солдата. Он берет у погибшего пилота револьвер и решает отомстить за все "фашисту", не зная о написанном в листовках. Совершив необдуманный поступок, Иван тут же понимает свою ошибку и несет Вейко к Анни. Девушке придется вспомнить все, чему учила ее бабка, которая умела превращаться в собаку и воскрешать мертвых…

Именно в этой, третьей части фильма открывается его главный смысл. Непонимание между героями в финальных сценах вдруг принимает совершенно иную окраску, далекую от комедийной. Иван стреляет в Вейко, так как не может понять, что с Финляндией война уже окончена. Анни решает отдаться Ивану, потому что считает его героем: она видела, что он принес Вейко на плечах, но не знает, что это он в него и стрелял. Сам финн в конце концов узнает настоящее имя русского, но последними его словами оказываются "Пшолты Иван": словно он внезапно обнаружил, что "Пшолты" - это не имя, а фамилия. Иван на такое заявление, пусть и с улыбкой, тоже посылает Вейко. Все разошлись по своим домам, Анни осталась у себя в хижине. Никто так ничего и не понял. Отрешенность людей друг от друга во время войны - вот, пожалуй, главная тема "Кукушки". Несмотря на то, что война как таковая лишь слегка затронула картину Рогожкина, кино все-таки во многом именно о ней. О том, как люди разных стран часто совершают непоправимое из-за того, что не могут понять друг друга. О том, какие беды могут случиться, когда люди долго говорят друг с другом на разных языках. О том, как люди слушают, но не слышат друг друга.

Кадр из фильма "Кукушка"

Кадр из фильма

В кино разговаривают не только персонажи, это во многом еще и диалог автора со зрителем. В "Кукушке" герои не понимают друг друга и даже не стараются понять. Как уже было замечено, они как будто говорят свои слова для нас. Адресат и получатель послания - автор и зритель - из-за отсутствия нормального общения между посредниками-персонажами ведут свой диалог гораздо более интенсивно, чем во многих других картинах. В этом своеобразие "Кукушки": Рогожкин, немного повеселив нас в середине фильма, на самом деле рассказывает притчу, в которой роль автора на первом месте. История заканчивается выражением этой авторской позиции - в последнем кадре. Круговая панорама красот природы северной России. За кадром - голос женщины, которая на своем родном диалекте рассказывает о двух мужчинах, которые много лет назад недолго пробыли в этой глуши. С тех пор она их больше не видела. Историю слушают двое детей, сидящих по бокам от матери. Ребятишек зовут Пшолты и Вейко.

Есть надежда, что в их жизни войны не будет. Есть надежда, что они, в отличие от их "отцов", всегда будут понимать друг друга. Маленькие Пшолты и Вейко - близнецы.

Смысл фильма

Смысл фильма

Тяжелый 1944 год. Военные действия. В доме у главной героини — саамки Анни — оказались два персонажа. Два солдата: русский и финский. Теперь им вместе придётся найти способ, чтобы ужиться под одной крышей. Ведь только мирное сосуществование обеспечит им дальнейшую жизнь.

Режиссёр столкнул между собой различные культуры для того, чтобы зритель понял их огромную силу. Чтобы выжить, персонажам необходимо было объединиться. Мир вокруг нас полон жестокости и несправедливости. Но нельзя обращать внимание исключительно на негативные стороны нашего существования. В мире есть место доброте, искренности, отзывчивости. Все начинается с самого человека. Если хочешь добиться успеха, стать счастливым, всегда нужно начинать с себя.

Жестокий и безумный мир несет в себе много горя и несчастий. Чтобы оградить себя от его пагубного влияния, необходимо найти себе человека, который станет поддержкой и опорой. Такими искренними и надежными людьми и стали герои фильма. Персонажи не преследовали исключительно свои корыстные цели, они боролись за общее правое дело.

Кукушка информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

Кукушка (2002): смотреть онлайн
Кукушка (2002): смотреть онлайн

информация о фильме

Александр Рогожкин

Александр Рогожкин

Андрей Жегалов

Дмитрий Павлов (II)

Владимир Светозаров

Сергей Сельянов

Анни-Кристина Юусо , Виктор Бычков , Вилле Хаапасало

"Кукушка" - так русские солдаты называли финских снайперов. Сентябрь 1944 года. На хутор к саами Анни попадают финский снайпер Вейко и капитан Советской армии Иван. Солдаты враждующих армий еще на знают, что Финляндия заключила перемирие и вышла из войны. Но для Анни они не враги. Для нее они просто мужчины. И все трое говорят на разных языках.

последнее обновление информации: 02.01.22

2002, июнь - XXIV Московский Международный кинофестиваль - участие в конкурсной программе
* Приз "Серебряный Святой Георгий" за лучшую режиссуру (Александр Рогожкин)
* Приз "Серебряный Святой Георгий" за лучшую мужскую роль (Виллэ Хаапасало)
* Приз зрительских симпатий
* Приз ФИПРЕССИ
* Приз Федерации киноклубов России

2002, июль - X "Фестиваль фестивалей" в Санкт-Петербурге
* Гран-при "Золотой Грифон" за лучший фильм

2002, август - X кинофестиваль "Окно в Европу" в Выборге -участие в конкурсной программе
* Главный приз за лучший фильм
* Приз за лучшую женскую роль (Анни-Кристина Юусо)

2002, октябрь - Международный кинофестиваль "Europa Cinema" в Виареджо, Италия - участие в конкурсной программе
* Главный приз за лучший фильм
* Приз за режиссуру (Александр Рогожкин)

2002, декабрь - 3 премии "Золотой Овен" Национальной гильдии кинокритиков и кинопрессы:
* за лучший фильм года
* за лучший сценарий (Александр Рогожкин)
* за лучшую женскую роль (Анни-Кристина Юусо)

Премия "Золотой орёл" (2002):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Александр Рогожкин)
Лучший сценарий (Александр Рогожкин)
Лучший актер (Виктор Бычков)

2003, март - 4 премии "Ника":
* за лучший фильм года
* за лучшую режиссуру (Александр Рогожкин)
* за лучшую женскую роль (Анни-Кристина Юусо)
* за лучшую работу художника (Владимир Светозаров

2003 - Международный кинофестиваль в Трое, Португалия
* Приз за лучший фильм
* Приз за лучшую женскую роль (Анни-Кристина Юусо)

2003 - XI кинофестиваль российского кино в Онфлере, Франция
* Гран-при за лучший фильм
* Приз за лучшую мужскую роль (Виктор Бычков)
* Приз за лучшую женскую роль (Анни-Кристина Юусо)

дополнительная информация >>

Читайте также: