Самый главный предмет в школе
Обновлено: 05.07.2024
МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Более половины россиян (58%) считают русский язык самым важным школьным предметом, вторым по приоритетности респонденты назвали иностранный язык (44%). Об этом свидетельствуют результаты исследования сервиса "Работа.ру", которые имеются в распоряжении ТАСС.
"58% опрошенных отметили [в ходе исследования] русский язык как самый важный школьный предмет. На втором месте оказались иностранные языки - их значимость указали 44% респондентов. Еще 42% участников исследования выделили преимущества алгебры и геометрии", - говорится в тексте исследования.
Отмечается, что другие школьные дисциплины получили значительно меньше голосов. Так, 19% россиян отметили важность истории, 16% - литературы, а 14% - информатики и ИКТ. По 12% респондентов выделили значимость физики и физкультуры. Еще 7% отметили географию, по 5% - химию, биологию и обществознание, а 4% - ОБЖ. А 3% респондентов проголосовали за важность основ духовно-нравственной культуры народов России, по 2% - за основы религиозных культур и светской этики, музыку и ИЗО.
Исследование проводилось в августе текущего года во всех регионах РФ. В нем приняли участие свыше 5 тыс. человек старше 18 лет.
Их развезут по пунктам размещения в санаторий "Колос", лагерь "Космос-2", базы отдыха "Волжанка" и "Дубки"
В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% - еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.
Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.
авг.16 | |
Русский язык | 68 |
Математика | 53 |
История | 33 |
Литература | 32 |
Иностранный язык | 27 |
Информатика, компьютерная грамотность, программирование | 23 |
Физика, химия, биология | 21 |
Физическая культура, спорт | 18 |
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства | 13 |
География | 10 |
Навыки первой медицинской помощи | 9 |
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) | 9 |
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) | 7 |
Половое воспитание | 7 |
Художественное творчество, искусство, музыка | 6 |
Основы религиозных культур и светской этики | 5 |
Другие предметы | 1 |
Затруднились ответить | 4 |
10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки
Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.
9. География
Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.
8. Трудовое воспитание
И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.
7. Физкультура и спорт
18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.
6. Естественные науки
При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.
5. Иностранные языки
Открывают первую пятерку рейтинга важнейших школьных предметов. Без английского сейчас никуда, и с этим согласны 27% респондентов.
4. Литература
32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.
3. История
Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.
2. Математика
Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.
1. Русский язык
И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.
Ответ простой и очевидный: математика и русский язык. Ну, еще английский.
Но теперь из школы в реальную жизнь.
Самый бесполезный предмет в школе? (Конечно, с точки зрения родителей и учителей.)
Первое место уверенно делят музыка и физкультура.
Что же мы видим в реальной жизни?
Трудно найти подростка, который бы шел без наушников. А в них – музыка! И какая музыка? Да не важно на самом деле. Важно, что не в школе его учили выбирать группу, певца. Не учитель музыки учил его понимать и ценить музыку. Слушать великих композиторов. Его учили петь, иногда он слушал русские народные песни или ему называли имена великих Бетховена, Баха, Моцарта, Гайдна… А почему они великие-то? Да кто ж его знает. Сказали, значит великие.
А куда идут девушки и парни после школы? Те, что постарше, в фитнес-клубы, в спортивные секции. Младшие – на спортивные площадки. Футбол, скейт, плавание… Быть сильным, ловким, красивым – это модно. А уроки физкультуры – это про что? Учитель физкультуры не идет ни в какое сравнение с тренером из фитнес-центра.
Технология и ОБЖ.
Технология. Честно говоря, ведь для женщин важно, чтобы мужчина умел прибить полку. Иногда очень важно. А путь к сердцу мужчины иногда лежит и через желудок. Так что от этого предмета может зависеть семейная жизнь.
Основы безопасности жизнедеятельности. Кто-то сомневается в том, что это иногда важнее, чем вся математика, вместе взятая? Уж точно важнее, чем квантовая физика, которую мы забудем почти сразу. А вот как выжить, будем помнить всю жизнь и детей своих учить.
Заканчивая этот короткий очерк, я хочу снова спросить, как в самом начале: какой предмет самый главный? Может быть, мы что-то пропустили?
Так, занятия по химии не нравились 26% опрошенных. 22% не получали удовольствия от изучения математики, алгебры и геометрии, 21% — физики.
Среди нелюбимых у граждан предметов оказались также иностранные языки (13%) и гуманитарные дисциплины (12%). 11% не любили физкультуру.
При этом россиянам нравилось изучать в школе мировую художественную культуру (МХК), литературу, географию, русский язык, биологию, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и информатику.
Самыми важными и нужными предметами респонденты считают русский язык (61%), математику (59%) и иностранные языки (38%). Также в списке история и обществознание (26%), литература (17%), информатика (15%) и физика (14%). Меньшую важность россияне придают физкультуре, географии, химии, биологии, ОБЖ и МХК.
Исследование проводилось в августе этого года. В нем приняли участие более 4,5 тыс. человек старше 18 лет.
В России начинается учебный год. В Минздраве ранее посоветовали родителям школьников рассказать ребенку об опасности коронавируса и на собственном примере показать важность профилактических мер, соблюдая социальную дистанцию и используя маску и перчатки.
Согласно опросу Федерального института развития образования РАНХиГС, больше половины (59%) школьников собираются носить маску и перчатки, регулярно мыть руки и соблюдать дистанцию.
Читайте также: