Рекомендации по открытию школ ухода

Обновлено: 07.07.2024

Вопросы домашнего ухода за пожилыми людьми и инвалидами всегда остаются сложными как для близких, которые осуществляют этот уход, так и для государственных структур, которые по долгу службы обязаны правильно организовать это, чтобы никто из тех, кто нуждается в уходе, не остался без должного внимания. Подходы в этом, как правило, определяются собственным опытом, который, к сожалению, дается очень нелегко. Понимание трудностей организации ухода, того, что стандарты такой социальной услуги не должны отличаться, где она предоставляется: дома ли, в государственных гериатрических домах-интернатах или частных пансионатах, – такая задача стоит перед органами социальной защиты, чтобы в итоге добиться качественного обслуживания каждого, кто нуждается в уходе.

Система долговременного ухода

Последнее время больше внимания качеству социального обслуживания уделяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Ольга Баталина, замминистра труда и соцзащиты РФ: "Система долговременного ухода – это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов.

Конечно, здесь большую роль играют близкие. Зачастую консультация, помощь или психологическая поддержка требуются и им тоже. Специально для этого и создаются так называемые школы ухода. Их могут посещать родственники, друзья, соседи, коллеги по работе, сиделки и соцработники. Этот проект идет в рамках нацпроекта "Демография".

Цель такого обучения одна – более рационально и эффективно организовывать работу по сопровождению пожилого человека, обеспечивать при необходимости непрерывный цикл реабилитационных мероприятий.

В 2021 году создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами идет уже в 24 регионах страны. А с 2022 году эта работа должна охватить уже все регионы. Если мы добьемся стабильной работы системы, то постепенно улучшится жизнь не только пожилых людей и инвалидов, зависимых от ухода, но и их детей, внуков, тех, кто ухаживает за близкими.

"Школы ухода" создают на базе государственных и негосударственных организаций соцобслуживания, входящих в реестр поставщиков соцуслуг.

Есть у кого учиться

В России уже создано 407 школ родственного ухода. В них учат правильно оказывать помощь пожилым и инвалидам, облегчая их родственникам этот ежедневный и нелегкий труд.

В Алтайском крае за полгода работы двух "школ ухода" искусству правильно ухаживать за пожилыми и инвалидами обучили уже 190 родственников и соцработников.

В Новоалтайске просторный класс школы оснастили современным оборудованием для ухода за маломобильными людьми. Тренажер-манекен, который выполняет роль подопечного, зовут Иваном Ивановичем. На нем отрабатывают навыки кормления, санитарной обработки и перемещения малоподвижного человека. Вот ученики пытаются удобно посадить "Иван Иваныча" в кровати, чтобы накормить, учатся поддерживать его при мытье головы и аккуратно пересаживать с кровати в кресло-каталку.

Занятия проводят как очные, так и онлайн. Удаленка для многих даже удобнее, ведь не все могут оставить родственника без присмотра. Практически везде школы дополняют пункты проката. Здесь можно взять костыли, коляски, ходунки, специальные кровати.

Самым продуктивным специалисты считают обучение на дому. Тогда преподаватели еще и оценивают, насколько удобно обустроено жилье, дают рекомендации, где лучше установить оборудование. Именно так, на дому, научилась пользоваться многофункциональной кроватью пенсионерка из Новоалтайска Валентина Искусная.

Хрупкая 81-летняя женщина почти 18 лет ухаживает за мужем, инвалидом I группы. Пять лет он совсем не встает.

"Когда в школе ухода предложили взять напрокат кровать и противопролежневый матрас, я не поверила, – рассказывает Валентина. – Это очень дорогое оборудование, а нам дали бесплатно. Привезли, научили. Теперь нажала кнопку на пульте, подняла изголовье кровати – и можно кормить мужа".

В "школе ухода" родственников научат помогать лежачим больным и бесплатно дадут напрокат кровати, кресла и другое необходимое оборудование.

Если в Алтайском крае пока работают две школы ухода, то в Кировской области они есть в каждом муниципальном районе.

Первая "школа ухода" была открыта и в Костроме. Она сразу стала востребованной. "Когда заболел отец, мы не знали, с чего начать, как правильно поворачивать его. Общение и поддержка тоже очень важны для нас", – говорит жительница Костромы Ирина Шмелева.

18,2 тысячи человек прошли обучение в 2020 году в "школах ухода". Они работают в рамках нацпроекта "Демография".

Хорошее дело, хочется верить, что каждому нуждающемуся будет оказана необходимая помощь и не останется тех одиноких, брошенных стариков, которые еще есть сегодня, доживающих один на один со своей горькой старостью.

Особо также следует обратить внимание, чтобы благие намерения не обернулись тем, что весь объем помощи будет переложен на плечи семьи и близких людей, нуждающихся в уходе. А ведь чаще это дети, которые работают, которые еще должны содержать и заботиться и о своих семьях. И чтобы услуги, которые обязаны предоставлять государственные структуры были в каждом городе и селе, чтобы были доступны каждому нуждающемуся в них и по сути и по цене, если они платные.

Здоровья всем, берегите себя и своих близких!

Добрый день, готова предоставить квалифицированную юридическую помощь. Быстро и качественно подготовлю жалобы, обращения в государственные органы, претензии, составлю иски, подготовлю договоры, предоставлю юридическую консультацию. Возможно представительство ваших интересов в суде. С уважением, Ирина Тарабукина

brendbook

Система долговременного ухода (СДУ) - это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания.

Главная цель СДУ – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, а также обеспечить поддержку их семьям.

Система долговременного ухода включает в себя широкий спектр мероприятий.

В рамках СДУ на базе социально-реабилитационного отделения организована школа ухода – комплекс мероприятий, направленных на информирование, обучение граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями; родственников, осуществляющих уход за пожилыми, тяжелобольными, маломобильными гражданами.

Целью школ ухода является:

-повышение качества жизни граждан, сохранение независимости и автономности; повышение эффективности и качества ухода за пожилыми, тяжелобольными и маломобильными гражданами, в рамках системы долговременного ухода.

Задачи:
-обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за пожилыми, тяжелобольными, маломобильными гражданами принципам общего ухода;
-повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий

Школы ухода включают в себя следующие мероприятия:

- ознакомление и обучение пользованием техническими средствами реабилитации;

- помощь в организации домашнего пространства для адаптации его к потребностям нуждающегося человека; (с выездом на дом специалиста по социальной работе);

- проведение занятий по заранее согласованной теме; выбор тем занятий;

Получить информацию о работе школы ухода Вы можете по адресу:

Заведующий отделением Мухортова Любовь Эдуардовна

IMG 7333
IMG 7349

Расписание занятий

Школа обучения навыкам общего ухода за пожилыми, тяжелобольными, маломобильными гражданами, в рамках системы долговременного ухода

№ п/п

Мероприятия по школам ухода

Время проведения

Примечание

Ознакомление и обучение пользованием техническими средствами реабилитации в демонстрационном зале.

Ежедневно, по обращению

Выдача в прокат технических средств реабилитации

Ежедневно, по обращению

Помощь в организации и адаптации домашнего пространства для людей с ограниченным возможностями

Ежедневно, по обращению

Выезд на дом специалиста отделения реабилитации

Проведение индивидуальных и групповых тематических лекций по уходу за людьми с ограниченными возможностями на темы:


В рамках системы долговременного ухода в стране создано 400 школ родственного ухода. Там учат правильно оказывать необходимую помощь, облегчая родственникам этот ежедневный труд. При этом важно проявлять заботу не только о физическом, но и о психологическом состоянии близкого человека.


Групповые занятия проходят в специально оборудованных кабинетах, где слушатели имеют возможность на практике отработать полученные знания, научиться правильно осуществлять гигиенические процедуры. Практико-ориентированные занятия являются ведущими в процессе обучения. В 2020 году регионах-пилотах внедрения системы долговременного ухода прошли подготовку порядка 18 тысяч членов семей пожилых людей и граждан с инвалидностью.



Справка

Система долговременного ухода — это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. Ее цель — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь в привычной и комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.

В 2021 году пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами работает в 24 регионах: Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Волгоградская область, Воронежская область, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Рязанская область, Самарская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Москва. С 2022 года планируется его масштабирование на всю Россию.


Главная цель данной системы – обеспечить гражданам, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинское сопровождение как на дому, так и в стационаре. Важно также оказать профессиональную поддержку их семьям, которые испытывают потребность в получении информации для самостоятельного качественного оказания помощи близким.

В настоящее время в Красноярском крае активно реализуется стационарозамещающая технология по родственному уходу в форме школ, где родственники, специалисты и волонтеры проходят обучение по организации ухода и попечения за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Наш Комплексный центр не стал исключением и в 2020 году открыл Школу родственного ухода. Обучение доступно для жителей района в п. Тура, с. Байкит и с. Ванавара.

Школа родственного ухода (далее – Школа) – это актуальная технология, суть которой заключается в обучении родственников и специалистов осуществлению ухода за маломобильными гражданами на дому, в том числе с использованием технических средств реабилитации.

Цели:

– повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов;

– помощь в социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом их возрастных и физиологических особенностей в привычной домашней обстановке, в окружении родственников и близких людей;

– снижение риска развития осложнений;

– создание благоприятной психологической обстановки в семье, снижение уровня нервно-психической напряженности;

– социально-психологическая поддержка и стимулирование собственной активности граждан пожилого возраста и инвалидов.

Задачи:

– ознакомление обучающихся Школы со спецификой поведения граждан пожилого возраста и инвалидов;

– знакомство с основами геронтологии;

– практическое обучение навыкам решения конфликтных ситуаций с участием граждан пожилого возраста, медицинским манипуляциям, биомеханике тела, активному позиционированию в социуме.

Также важными направлениями данной технологии являются:

– восстановление навыков самообслуживания у маломобильных граждан (обучение навыкам самопомощи, пользованию техническими и вспомогательными средствами реабилитации);

– просвещение граждан о возможностях и перспективах данной технологии (в том числе распространение среди населения информационно методических материалов).

Целевая категория:

– родственники, которые осуществляют уход за маломобильными гражданами;

– граждане пожилого возраста и инвалиды, которые хотят максимально сохранить способность к самообслуживанию;

– специалисты учреждений социального обслуживания;

– волонтеры.

Формы работы Школы: лекционные, семинарские и практические занятия, а также групповые и индивидуальные консультации, дистанционное индивидуальное и групповое консультирование.

Каждое занятие ориентировано на то, чтобы дать как можно больше практических советов по уходу за тяжелобольными, чтобы отношения между ухаживающим и подопечным были дружескими, и они смогли наладить совместную жизнь.

Занятия проводятся циклами, направленными на обучение уходу за больным с конкретной проблемой: уход за больными, перенесшими инсульт, за больными диабетом, гипертонией, остеопорозом, деменцией и др, уход за лежачими больными, Продолжительность занятий – 1 час 30 минут. Таким образом, родственники и волонтеры смогут изучить особенности ухода с учетом имеющихся заболеваний и особенностей своего подопечного.

Узнать подробности и записаться на занятия можно по телефонам:

Читайте также: