Карта наблюдения за школьной вовлеченностью обучающегося таблица

Обновлено: 04.07.2024

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно.

Ф.И. учащегося ______________________________Класс __________

Учебная деятельность:

-затруднения в освоении учебных программ;

- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

Взаимоотношения со сверстниками.

- Положение в классе:

-противопоставление себя коллективу;

Взаимоотношения со сверстниками:

- жестокое обращение со слабыми и младшими;

- пренебрежительное отношение к сверстникам;

- принадлежность к той или иной молодежной группе

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

С родителями:

Проведение свободного времени:

-бросил заниматься в кружке, секции, студии;

- в основном проводит свободное время вне дома ( с друзьями на улице);

-употребляет спиртные напитки;

-зарабатывает себе на жизнь.

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников ) :

- незнание своих возможностей и способностей;

-неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

-отрицательное отношение к работе;

-невыполнение трудовых обязанностей в школе;

-неисполнение трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду.

Поведение и поступки.

-порча школьного имущества;

- невыполнение домашних обязанностей;

Противоправные поступки:

- нанесение телесных повреждений ( в результате драки).

Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- взаимоотношения со сверстниками

- проведение свободного времени

- отношение к труду и профессиональной ориентации

- поведение и поступки

Форма работы с ребенком:

- проведение профилактических бесед

- посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

- направление на консультацию к психологу или к врачам

- содействие в трудоустройстве

- помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

-разбор конфликтных ситуаций

- посещение на дому

Формы работы с семьей:

- приглашение на Совет профилактики, КДН,

- привлечение к работе в классе, в школе

- проведение консультаций для родителей

- выступление на родительских собраниях

-предложение рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

Оценка жизненных целей ребенка, его направленности

Вопросы: ( выбери и подчеркни).

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего ?( выбери пять главных проблем)

- денежные проблемы твоей семьи

- отношения с родителями

- отношения между родителями

- отношения со сверстниками

- конфликты с педагогами

-трудности усвоения школьной программы

- здоровье близких родственников

-чем заняться в свободное время

-что-либо другое (что именно?)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карта

наблюдения за учащимися

_____класса

Предмет_________________день недели ________________урок по счету _______

Тема урока __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель __________________дата ___________

Цель наблюдения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. наблюдателя ________________ должность_______________

Схема рассадки детей в классе

Степень готовности к уроку

( учебные принадлежности, настрой на работу на уроке)

Учебная ( познавательная ) активность

высокая, средняя, низкая

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

Стремление к улучшению результата

выражено

отсутствует

Работоспособность

высокая, средняя, низкая

Темп деятельности

высокий, с редний, низкий

Саморегуляция

высокая, средняя, низкая

Степень самостоятельности ( при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Потребность в одобрении

( при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

высокий, с редний, низкий

Наличие агрессивных проявлений ( по отношению к сверстникам, взрослым )

присутствует

отсутствует

Преобладание эмоционального фона

пониженный фон настроения

эмоциональная нестабильность

Приемы, используемые педагогом эффективно влияющие на усвоение учебного материала

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дополнительные наблюдения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы _________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись наблюдателя_____________________________________

Приложение

к карте наблюдения за учащимися ( на уроке )

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности

многим учащимся класса необходима дополнительная мотивация

У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности

Работоспособность

учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления

для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление

наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью

Темп деятельности

выражен равномерный, устойчивый темп деятельности

резкое снижение темпа

ситуативное снижение темпа

темп деятельности неравномерный, неустойчивый

Саморегуляция

учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении

учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого

учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности

Степень самостоятельности

учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью)

Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого

учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого

Потребность в одобрении

постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий

регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого

потребность в одобрении явно не выражена

Уровень отвлекаемости

учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с учителем. Замечаниями корригируются слабо

Нажмите, чтобы узнать подробности

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дополнительные наблюдения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы _________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись наблюдателя_____________________________________

Приложение

к карте наблюдения за учащимися (на уроке)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учебная активность

класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно

наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная

выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности

многим учащимся класса необходима дополнительная мотивация

У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности

Работоспособность

учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления

для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление

наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью

Темп деятельности

выражен равномерный, устойчивый темп деятельности

резкое снижение темпа

ситуативное снижение темпа

темп деятельности неравномерный, неустойчивый

Саморегуляция

учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении

учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого

учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности

Степень самостоятельности

учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью)

Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого

учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого

Потребность в одобрении

постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий

регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого

потребность в одобрении явно не выражена

Уровень отвлекаемости

учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с учителем. Замечаниями корригируются слабо




1. Внимание. Ученик всецело сосредоточен на учебе, что помогает ему включаться в учебный процесс. В силу своего возраста, может делать ошибки, но всегда старается исправлять их, а скорее не допускать. Когда в классе раздается письменная работа с результатами, постоянно уточняет у учителя свои ошибки и требует, чтобы учитель разъяснил ему их.

3. Мышление. Мышление у ученика развито хорошо. Умеет логически рассуждать, задавать существенные вопросы и быстро справляться с заданиями. Конечно может предлагать оригинальные решения задач, но по необходимости, если того требуют условия, либо обычным способом данную задачу не решить. Если же задача шаблонная, то ученик решит ее по шаблону и оставшееся время сосредоточит на более трудных задачах, где и будет искать альтернативные пути решения. Так же умеет правильно скоординировать свое время, расставить приоритеты в выполнении заданий.

4. Речь. На удивление, для восьмого класса, у ученика очень хорошо поставлена речь. Использует при общении полные, правильно построенные предложения с речевыми оборотами или без них, по необходимости. Владеет большим словарным запасам и знает значение этих слов. Конечно по мере своего развития, знакомится с новыми, незнакомыми до этого словами и их значениями, активно добавляя свой словарный запас.

5. Особенности эмоционального реагирования.Ученик живо реагирует на школьные явления, на различные ситуации, но ведет себя стабильно и уравновешенно. Т.е. не наблюдается резких перепадов настроения, грубости к одноклассникам и раздражения направленного на них либо на учителей. Не боится проявлять себя, но в то же время не ущемляет других учеников.

6. Проявление личностных качеств. Проявляет живой интерес к учебе, старается найти интересные и занимательные моменты в ней. К спорту совершенно спокоен, как к соревновательному и игровому моменту, но для собственного физического развития занимается им.

7. Особенности характера и темперамента. Ученик живой, энергичный, проявляет интерес к новому. Утомляется не очень быстро, т.к. правильно распределяет нагрузку и трату усилий на определенные задания. В трудных ситуациях не кидается в истерику, а старается понять и решить проблему. Общение с другими учениками не вызывает сложности, легко идет на контакт и поддержания беседы. Наоборот, проявляет интерес к новым интересным знакомствам.

8. Социальная подструктура личности. По отношению к окружающим, проявляет посильное внимание и заботу, но не в ущерб своим интересам и делам. Также старается избегать конфликтных ситуаций, но в то же время умело отстаивает права и справедливость в споре или спорных ситуациях.

Текст Беседы с учеником

1. Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя или читая по книге или конспекту?

Ответ: Ну прежде всего самому разобраться дома и внимательно прочитать учебник с конспектом и вникнуть в материал. Мне нравится читать по конспекту, потому что учитель дает там кратко самый главный и важный материал, кратко и тезисно. Но для меня важно чтобы учитель объяснял очень интересно и на бытовом уровне, а не научным языком, чтобы текст хорошо усваивался.

2. Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Ну я даже не знаю. Лучше запоминаются письменные предметы. Хотя допустим из устных предметов, стихи по литературе даются просто, да и биология с историей тоже хорошо даются.

2.1 Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ли твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания?

Ответ: Думаю да. В точных науках я связываю друг с другом предыдущие темы и дополняю новым материалом. Стараюсь понимать, а не просто заучивать. Снова повторюсь, делаю ассоциации, запоминаю на ярких примерах, особенно когда учитель эмоционально объяснит.

2.2 Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того¸ чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

Ответ: Учителя. Чтобы они доступно объясняли материал, приводили хорошие примеры, эмоционально и может игрой рассказывали.

3. Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит?

Ответ: Обычно такое редко происходит, я стараюсь слушать на уроке. Но если же я случайно отвлекусь, то сразу себя настраиваю снова на урок и работу.

3.1 Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

Ответ: Дома в отличии от школы, я не так сильно сосредотачиваюсь на уроках. Стараюсь не перенапрягаться. Могу начать решать математику, после чего пройдусь по дому или отвлекусь на что-нибудь, а потом продолжу делать следующий предмет. Но главным отвлекающим фактором у меня является телефон. На него частенько отвлекаюсь.

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Нравится математика и письменные задания.

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего?

Ответ: Математика, решать задачи.

4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

Ответ: Задачи по химии однозначно, темы по биологии.

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление?

Ответ: Задания по геометрии, там приходиться логически думать и правильно применять формулы и пространственно ориентироваться в фигурах.

5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные?

Ответ: Мне равносильно выполнять что письменные, что устные. Просто у них разные особенности.

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам и учителям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?

Ответы: Хорошо понимают.

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи?

Ответ: Больше читать книг.

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности?

Ответ: Викторины, интересные задания. Помогает лучше запомнить материал.

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

Ответ: Обычно перед такими работами я прорешиваю большое количество задач и готовлюсь к ним. В этом случае, я спокоен. Но конечно немного волнуюсь, это же контрольные.

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему?

Ответ: Положительные и когда просто нравится самому. Мне помимо этого важно иметь хорошие отношения с учителем. Когда он мне нравится, то предмет запоминается лучше и интересней.

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться?

Ответ: Поступление в университет.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Ответ: Интересно. Узнаешь что-то новое – это увлекает. Да и когда знаешь для чего учишься, становится еще интересней. Поступление в ВУЗ.

7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

Ответ: Добавить в обучение игры, больше свободных заданий. Более интересное и увлекающее разъяснение материала. Показывать, что учиться очень престижно и в будущем поможет.

Читайте также: