Первая школа для детей с нарушением зрения была открыта в

Обновлено: 05.07.2024

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА (от греч. τυφλός – сле­пой и пе­да­го­ги­ка ), от­расль де­фек­то­ло­гии , раз­ра­ба­ты­ваю­щая про­бле­мы вос­пи­та­ния и обу­че­ния лиц с глу­бо­ки­ми нару­ше­ния­ми зре­ния. Пер­вое учеб­ное за­ве­де­ние для сле­пых бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но В. Га­юи в 1784 в Па­ри­же. На ру­бе­же 18–19 вв. шко­лы для сле­пых бы­ли соз­да­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, США. С сер. 19 в. для пись­ма и чте­ния сле­пых по­все­ме­ст­но рас­про­стра­ня­ет­ся ва­ри­ант рель­еф­но-то­чеч­но­го шриф­та, соз­дан­ный Л. Брай­лем . Яв­ля­ет­ся осн. ко­дом для сле­пых и при ис­поль­зо­ва­нии ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4. История изучения лиц с нарушениями зрения и оказания им помощи и 7. Причины и проявления нарушения зрения

Дети с нарушениями зрения

ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности.

Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально зрительный анализатор – самый сложный и наиболее совершенный орган, отличающийся рядом особенностей. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами, образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаз), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Выделяют 2 группы детей, имеющих нарушения зрения. Это слепые дети (менее 0,04), слабовидящие дети (с остротой зрения при использовании обычных средств коррекции от 0, 05 до 0,4).

Из истории тифлопедагогики. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается Валентин Гаюи (1745 - 1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

В 1784 году он создает Парижский национальный институт слепых, который размещается в мрачном тесном здании на улице Сен-Виктор. Содержался он за счет государственных средств, частных пожертвований, доходов от мастерских, в которых работали слепые воспитанники, и концертов, устраивавшихся учащимися и преподавателями. Материальное положение Парижского института слепых было чрезвычайно сложным.

Луи БРАЙЛЬ (1809 - 1852), потерял зрение в трехлетнем возрасте, играя ножом в мастерской отца, случайно поранил себе глаз. Местный врач не смог оказать помощи, началось воспаление глаз и он лишился зрения. Родители Луи самоотверженно боролись за полноценное обучение и воспитание своего сына. Когда мальчик подрос мать пригласила музыканта, который стал учить его играть на скрипке. Отец приучил его к портному ремеслу. Уже ко времени поступления в школу Луи Брайль умел играть на скрипке, плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Стремясь дать сыну образование родители добились приема мальчика в школу для зрячих – случай, неслыханный в ту пору.

В 1819 году 10-летнего Луи Брайля определили в Парижский институт для слепых детей, с которым у него была связана вся последующая жизнь. В это время в институте обучалось около 100 мальчиков и девочек. Луи Брайль - воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых.

В 1829г. создал специальный шрифт, основанный на комбинациях шеститочия, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом. Из шеститочия можно получить 63 комбинации точек, образующих такое же количество знаков. Это дало возможность Л. Брайлю построить не только алфавит, но и стройную универсальную систему обозначения в точных науках и нотописи. Подобно тому, как глаз человека охватывает всю букву, так и палец слепого мог сразу, без лишнего напряжения, воспринимать точечный знак, составленный из шеститочия Брайля.

Первое учебное заведение для слепых в Р. было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. В течение 19 в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881г.). Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достигала до 300 рублей в год.

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах для слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным

предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена – Б.И. Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

Причины и последствия нарушения зрения

Причины нарушения зрения различны:

· воздействие патогенных факторов в период эмбрионального развития;

· генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения);

· тяжелые заболевания матери во время беременности, особенно на ранних этапах.

К аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения. В редких случаях встречается анофтальм – врожденное безглазие. Самой распространенной формой врожденного изменения органа зрения является катаракта – помутнение хрусталика. Она бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями (болезнь Дауна). К врожденным также относятся:

· пигментная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери;

· астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза. Вследствие А. изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз;

· иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями. Симптомы этого проявляются не сразу, а лишь на определенном этапе развития. Зрение постепенно снижается, причем это состояние может сопровождаться повышенной утомляемостью и головными болями. В этом случае необходимо оперативное вмешательство.

Приобретенные аномалии распространенны меньше, чем врожденные. Однако велико влияние целого ряда приобретенных аномалий на различные отклонения функций зрительного анализатора от нормы:

· внутричерепное и внутриглазное кровоизлияния,

· травмы головы вследствие осложненных родов

· различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период могут привести к нарушению зрения.

Приобретенная катаракта нередко бывает травматического происхождения. Глаукома – связана с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза, приводит к потере зрения. Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. Заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма – вот неполный перечень основных приобретенных зрительных аномалий, вызывающих различные по степени нарушения зрительной функции.

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.).

Слепота – это двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

Компенсация слепоты, указывает Л.И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить их того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления качественное своеобразие (нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.) У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение.

Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться:

необходимы регулярная диагностика, периодическое консультации у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Обучение детей с недостатками зрения в школе

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

В связи с этим школы должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную.

Специфика работы школ заключается в следующем:

· Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

· Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения;

· Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

· Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

· Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы 3 и4 видов) состоят из трех ступеней: 1- начальная школа (1-4 класс); 2- основная или неполная средняя школа (5-10 кл.); 3- средняя школа (11-12 кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Программы специальных школ по общеобразовательным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

· Первоначальное трудовое обучение в 1-4 кл,

· Трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в 5-10 кл.,

· Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в 11-12 кл.

Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовой общеобразовательной школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-трудовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

Профилактика нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности педагога, поэтому каждый педагог и классный руководитель должен:

· Содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей (обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы ребенка на то, что он не видит с доски и т. д.);

· Правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка;

· Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классных комнатах;

· Соблюдать культуру оформления доски;

· Создавать благожелательную эмоциональную обстановку в классе;

· Регламентировать зрительные нагрузки (количество читаемого и время чтения на уроке не более 15-20 минут , не раздражающие цвета одежды учителя);

· Организовывать тренировку мышц глаз;

· Использовать здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе (например доктора Ф.И. Базарного).

Для учащихся школ 3 вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля, которая иллюстрируется рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для незрячих, имеющих остаточное зрение выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).


В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.

Ключевые слова: тифлопедагогика, воспитание и обучение.

Глаза — один из важнейших сенсорных органов человека. За ними нужно тщательно следить, оберегать их. Глаза — это сложнейшая система, благодаря которой мы можем различать не просто цвета, а даже оттенки, мы можем увидеть не просто синий цвет, а темный ультрамариновый, индиго, сапфировый, не просто зеленый, а изумрудный или мятный. Мы видим не только, когда за окном светло, но и когда темно.

Было бы так развито искусство или наука, если бы мы ничего не видели, а могли бы только нюхать, щупать и пробовать?

Зрение — это восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными органами зрения отражаемого или излучаемого объектами света. [2]

Зрение для многих обителей мира, является основным способом ориентировки, осознания мира, получения знаний.

По мнению разных специалистов, мы от 80 до 90 % всей информации, получаем благодаря зрению.

Зрение бывает разное, но его может и вовсе не быть. Представьте, с какими сложностями можно столкнуться при обучении, ведении социальной жизни людям с серьезными проблемами зрения.

Есть специальная наука, которая занимается проблемами обучения людей незрячих или с тяжелыми нарушениями зрения — тифлопедагогика.

Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения) [1].

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания [1].

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.

Дефектология изучает проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами.

Вернёмся к тифлопедагогике. Шел 1784 год, в Париже открылась первая школа для слепых детей. Школа открылась благодаря Валентину Гаюи,это известный человек в мире педагогики, новатор, он является одним из первых, кто начал заниматься проблемами обучения при глубоких нарушениях зрения. Валентин Гаюи не просто создал систему, по которой люди с нарушениями зрения смогли учиться, он перевернул мир в отношении к таким людям, благодаря этому человеку, люди с проблемами зрения получили возможность получать знания, образование, социализироваться в обществе с хорошим зрением. Валентин Гаюи первый тифлопедагог, он является автором рельефного алфавита для незрячих, предшественником Луи Брайля.

В отличие от Франции, в России первое учебное заведение для слепых, было открыто в 1807 году, при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Изучали там Закон Божий, пение, различные ремёсла, увы, но никакие науки, в то время не изучались.

В XIX веке стали открываться и другие школы для слепых. Был создан единый учебный план, но обучение было платным и потому, лишь маленький процент нуждающихся в этой школе, мог позволить себе там учиться.

В 1881 году, в Санкт-Петербурге, была открыта первая школа-интернат для десяти слепых мальчиков. Школу открыл Константин Карлович Грот, Российский государственный общественный деятель, который был далёк от педагогики, но внёс ощутимый вклад в развитие тифлопедагогики.

В 1917г. После Октябрьской революции школы-интернаты стали составной частью системы народного образования.

В 1928г. появились советские школьные программы для слепых. Условия создавались не только для людей полностью слепых, но и слабовидящих. Для них вначале 30-х г. открыли классы по охране зрения, а в конце 30-х г. открыли первые школы для слабовидящих людей.

В 30-е годы, содержание образования в школах слепых, обогащается предметами: физика, математика, естествознание и другие. Предметы, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и были недоступны слепым, теперь вошли в программу обучения.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии, так же связано с именами таких ученых, как М. И. Земцова — психолог-дефектолог, занималась проблемами людей лишенных зрения. Л. И. Солнцева — тифлопсихолог, разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А. И. Каплан, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова, Э. М. Стернина, И. С. Моргулис, Л. А. Семенов эти и многие другие, занимались данной проблемой и внесли огромный вклад, написанием программ и методик.

Вернемся из прошлого в настоящее, сейчас тифлопедагогика отрасль, развитая практически во всем мире.

Мировое общество должно понимать, что незрячим людям нужна помощь, требуется открытие новых школ, которые будут соответствовать этому веку. Люди с проблемами зрения не должны социально отставать от хорошо видящих людей. Социальная среда должна быть доступной для них. Если посмотреть на историю развития, которую я привела выше, то мы видим, что прогресс есть. Появились учебные заведения, учебные программы.

Выше я писала о школе-интернате, которая была открыта в Санкт-Петербурге, в 1881 году Константином Карловичем Гротом. Эта школа-интернат № 1 имени К. К. Грота, действует и сейчас,реализует новые педагогические идеи и подходы, ищет пути совершенствования работы в современных условиях, в школе-интернате дети могут получать образование, начиная от начального до среднего-общего образования. Так же есть Костромская школа-интернат, она была основана 122 года назад. В учебном заведении живут и учатся 132 ребенка.Это все прекрасно, но школ не хватает, во многих областях, нет спецшкол или школ-интернатов, детям приходится обучаться или на дому или в обычной школе. Может это и хорошо, что полностью слепые или с недостатками зрения могут учиться в обычных школах, ходить в обычные детские сады, а может и плохо. Хорошо это или плохо, покажет время, но инклюзивное образование набирает скорость в распространении по миру.

В заключении хочу написать, что проблема зрения есть, была и скорее всего, будет всегда. По данным ВОЗ на 2009 год 45млн человек полностью незрячие, а 135млн страдали различными дефектами зрения. Такая безрадостная статистика на 2009 год, а сейчас 2016, соответственно, скорее всего, число людей с нарушением зрения возросло. Поэтому нужно открывать больше современных учебных комплексов для незрячих и с серьёзным нарушением зрения людей, делать среду для таких людей доступнее, нельзя останавливаться на достигнутом, так же нельзя забывать о профилактике, она может замедлить рост численности населения с нарушениями зрения.

Основные термины (генерируются автоматически): слепой, нарушение зрения, проблема зрения, Санкт-Петербург, тифлопедагогика, школа, глубокое нарушение зрения, проблема обучения, Россия, учебное заведение.

1. Соотнесите способ восприятия зрительной информации и соответствующий ему термин.

1. Сукцессивное восприятие

А. Одномоментное сопоставление образа и эталона.

2. Симультанное восприятие

Б. Последовательный перебор и сравнение признаков формирующегося образа и эталона

а) многоуровневая функциональная система, включающая механизмы

межнейронного взаимодействия на разных уровнях зрительного анализатора, механизмы взаимодействий зрительной проекционной и ассоциативных областей коры, а также корково-подкорковые взаимоотношения;

б) сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию;

в) одно из фундаментальных свойств сенсорных систем, которое рассматривается как количественно выраженная граница между неощущаемыми и ощущаемыми стимулами.

3. Какое название носит изменение преломляющей силы хрусталика глаза,

обусловленное изменением кривизны его поверхностей и обеспечивающее

приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов?

4. Какое из перечисленных понятий не относится к зрительным свойствам?

5. Апперцепция – это…

а) влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия;

б) независимость восприятия объекта от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки и других факторов;

в) выделение среди многообразие объектов и явлений только тех, на которые направлено внимание человека;

г) процесс, в результате которого повышается чувствительность организма к воздействию каких-либо раздражителей.

6. Выберите ученых, занимающихся изучением причин детской слепоты.

д) Г.Д. Вильницкая;

7. К внутрисистемным отклонениям в развитии детей с нарушениями зрения не относятся.

а) снижение остроты зрения;

б) нарушение ориентировки в пространстве;

в) недоразвитие глазодвигательных функций;

г) сужение поля зрения;

д) снижение двигательной активности.

8. Перечислите признаки зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

9. К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения.

б) до 0,05–0,2 без коррекции с помощью очков;

в) до 0,05–0,2 с использованием очков.

10. Метод прямой окклюзии в лечебно-восстановительной работе с деть-

ми, имеющими нарушения зрении, заключаются.

а) в заклеивании лучше видящего глаза;

б) в заклеивании амблиопичного глаза;

в) во включении в деятельность различных анализаторных систем.

11. Перечислите свойства и признаки предметов, отражаемые посред-

ством кожных ощущений.

12. К зрительным функциям относится все, кроме.

а) остроты зрения;

в) ориентировки в пространстве;

г) бинокулярного зрения

д) восприятия речи.

13. К основным особенностям памяти детей с нарушением зрения от-

а) слабая сохранность зрительных мнемических образов;

б) высокая способность логического запоминания материала;

в) высокий объем кратковременной памяти;

г) высокий объем долговременной осязательной памяти;

д) способность памяти длительное время сохранять зрительные образы;

е) ошибки неспецифического узнавания;

ж) малодифференцированность, схематичность представлений.

14. Невозможность человека одновременно воспринимать два изобра-

жения из-за сужения зрительного восприятия называется.

а) симультанная агнозия;

б) предметная агнозия;

в) сукцессивная агнозия;

15. Способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые

раздражители получила название.

а) кожно-сенсорная чувствительность;

б) зрительно-моторная координация;

в) вибрационно-световая чувствительность;

г) кожно-оптическое чувство.

16. Какая из теорий утверждает, что различение цвета при помощи осязания

осуществляется благодаря наличию структурных различий красящих веществ?

а) фоторецепторная теория;

б) структурная теория;

в) электромагнитная теория;

г) различительная теория цвета.

17. Гаптика – это…

а) восприятие цвета;

б) активное осязание;

в) восприятие формы;

18. К нарушениям цветового зрения относятся.

г) все ответы верны.

19. Опосредованное осязание – это…

а) форма _____осязания, возникающая в результате соприкосновения рецеп-

торной поверхности и предмета;

б) процесс осязания через какой-либо инструмент или орудие;

в) форма осязания, возникающая в результате ощупывания предмета;

г) все ответы верны.

20. Специальная азбука для людей с нарушением зрения была разработана.

в) И.А. Соколянским;

д) М. Готтесманом.

21. Вербализмом в тифлопсихологии обозначается.

а) нарушение экспрессивной стороны речи;

б) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

в) нарушение процессов формирования произносительной системы

родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;

г) недостаток, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям; нарушение соотношения

между чувственным и понятийным не в пользу последнего.

22. Шрифт Брайля представляет собой.

а) систему чтения с помощью осязания рельефного шрифта;

б) систему обучения дактильной речи;

в) систему чтения с помощью остаточного зрения;

г) систему восприятия изображений посредством кожно-оптического

23. Исследованием особенностей мышления детей с нарушениями зрения занимались.

а) В.В. Лебединский;

г) В.А. Феоктистова;

24. К специфическим особенностям игровой деятельности детей с нарушениями зрения относится все, кроме.

а) замедленного темпа формирования игровых действий;

б) схематизма игровых действий;

в) наличия постоянных конфликтных ситуаций в игровой деятельности;

г) широких возможностей творческого воображения в игровой деятельности;

д) бедности содержания игры.

25. Перечислите специфические черты эмоциональной сферы детей с

нарушениями зрительного анализатора.

26. Изучением эмоциональной сферы слепых и слабовидящих занимались.

27. Выберите признаки, характерные для речевого развития детей с глубокими нарушениями зрения.

а) полное непонимание смысловой стороны речи;

б) грубые нарушения грамматического строя речи;

г) трудности формирования коммуникативных средств.

28. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при наруше-

ниях зрения, отражается в области мышления, в первую очередь, на.

а) формировании понятий и последующем оперировании ими;

б) установлении связей различной степени сложности между объектами;

в) способности формулирования выводов и заключений.

29. Основателем тифлографии является.

30. При создании шеститочечной системы чтения и письма для слепых

ее автор опирался на двенадцатиточечную азбуку, разработанную.

в) И.А. Соколянским;

31. Наука, объединяющая в себе тифлопсихологию и тифлопедагогику,

б) тифлопедагогическая психология;

32. Первая школа для детей с нарушением зрения была открыта в.

б) И.И. Данюшевскому;

34. Основное сходство осязательного и зрительного восприятия заключается в.

а) отображении одних и тех же категорий признаков объектов;

б) наличии способности к объективированию;

в) сходстве физиологических механизмов;

г) двигательном поведении руки и глаза;

д) все ответы верны.

35. Способами осязательного восприятия являются.

б) мономануальное восприятие;

в) бимануальное восприятие;

г) инструментальное восприятие;

д) пассивное осязание.

36. Специфические особенности развития волевых процессов у детей с

нарушениями зрения обусловлены.

а) характером зрительного нарушения;

б) степенью снижения остроты зрения;

в) условиями воспитания и обучения;

г) наличием вторичных отклонений.

37. На какой из видов чувств зрительное нарушение оказывает наибольшее влияние?

а) моральные чувства;

б) интеллектуальные чувства;

38. Первая неудачная попытка открыть в России специализированное учебное заведение для слепых была предпринята в.

39. Отсутствие зрительного восприятия в младенческом возрасте в большей мере сказывается на.

а) личностном развитии;

б) речевом развитии;

в) моторном _____развитии;

г) развитии волевых процессов;

д) развитии межличностных отношений.

г) В.А. Феоктистовой;

41. Изучением особенностей психического развития детей с нарушениями зрения раннего возраста занимались.

а) В.А. Феоктистова;

42. По характеру пространства, в котором совершается ориентировка,

а) ориентировку в _________________________пространстве;

б) ориентировку в _________________________пространстве;

в) ориентировку в _________________________пространстве.

43. Для какого уровня ориентировочной деятельности характерны трудности определения пространственных направлений?

44. Представления о местности, возникающие на основе восприятия и

локализации объектов в пространстве, получили название.

а) топографические представления;

б) пространственные представления;

в) временные представления;

г) объектные представления.

45. К формам организации коррекционно-педагогической деятельности

с детьми, имеющими нарушения зрения, относятся.

в) коррекционное обучение;

д) коррекционные занятия в семье.

46. Процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств лиц с дефектами зрения инвариантных предметной

специфики деятельности, позволяющих адаптироваться в социальной среде, получил название.

а) коррекционное обучение;

б) коррекционное воспитание;

в) коррекционное развитие;

г) коррекционно-педагогическая деятельность.

47. Какие из физиологических принципов лежат в основе процесса компенсации?

а) принцип избирательности;

б) рефлекторный принцип;

в) принцип коррекционно-развивающего обучения;

г) принцип анализа и синтеза нервной деятельности;

д) принцип единства диагностики и коррекции;

е) принцип динамической системности корковой деятельности.

48. Каких форм интеграции не существует?

49. Предметом тифлопсихологии является.

а) психическое развитие лиц с нарушениями зрения;

б) специфика организации воспитания и обучения детей с нарушениями зрения;

в) закономерности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения;

Читайте также: