Джеймс баллард высотка краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Впрочем, размышления о литературе занимают в этой автобиографии далеко не главное место. Жизнь сводила Балларда со множеством выдающихся личностей — художниками, писателями, режиссерами, политическими деятелями, критиками, модными галеристами, музыкантами, от Майкла Муркока и Кингсли Эмиса до Стивена Спилберга, Квентина Тарантино и Ее Величества королевы Елизаветы II. Каждому из них тут посвящено несколько фраз, а то и пара страниц. Можно было, наверное, и больше: книга, мягко говоря, не поражает эпическим объемом, всего 272 страницы вместе с комментариями переводчика Галины Соловьевой. Но чаще писатель возвращается мыслями в детство и отрочество, в солнечный Шанхай тридцатых-сороковых, в лагерь Лунхуа. Именно там, в далеком прошлом, остались главные чудеса жизни, их исток и фундамент — вот к какой мысли подводит читателя последняя книга Джеймса Грэма Балларда, завершенная писателем незадолго до его кончины в 2009 году.

Этот пересказ слишком короткий. Рекомендуемый объём — от 1 до 10 тыс. знаков в зависимости от объёма оригинала. Вы можете помочь, исправив и дополнив этот текст.

В этом пересказе нет блочных цитат. Вы можете помочь проекту, если расставите блочные цитаты. См. руководство по цитированию.

Микропересказ : Элитная высотка — идеальная модель мира будущего. Здесь есть всё для комфортной и роскошной жизни. Но зависть, соперничество, жажда острых ощущений постепенно разжигают открытую вражду между жителями высотки, заставляя забыть о законах морали даже лучших из них.

Высотка, в которой разворачивается сюжет романа, предлагает своим 2000 жителям все удобства современной жизни (бассейны, собственные школы, супермаркет и скоростные лифты). В то же время здание построено так, чтобы отрезать жителей от внешнего мира, ведь покидать башню больше не нужно. Это способствует формированию закрытого сообщества.

Вскоре после того, как последние квартиры недавно построенного дома сдаются, социальная напряжённость между жителями начинает нарастать. То, что начинается как пустяковый спор по поводу тривиальных вопросов, таких как использование плавательных бассейнов, вскоре перерастает в жестокую оргию, во время которой жители делятся на три класса: жители нижнего этажа становятся низшим классом, средних этажей — средним классом, а обитатели роскошных пентхаусов — высшим.

Вскоре противоборствующие этажи начинают битву за право пользоваться бассейном и лифтами, одновременно погружая высотку в хаос. Мгновенно жители отказываются от всех социальных норм и образуют своего рода первобытное общество, в котором идёт жестокая борьба всех против всех. Хотя это приводит к голоду, смерти и опустошению многих квартир, никто не предпринимает никаких попыток обратиться за помощью извне.

Многие из жителей высотки продолжают работать за пределами небоскреба, но в конце концов изолируют себя, несмотря на то что еды почти не осталось. Даже после того, как некоторые жители умирают от голода или погибают, все персонажи романа кажутся довольными полной анархией, поскольку она даёт им возможность освободиться от всех социальных ограничений.

В конце концов, выжившие наблюдают за тем, как власть в окружающих высотку небоскрёбах начинает выходить из под контроля, что предполагает аналогичное вырождение в районе или даже в обществе в целом.

Обзоры кино, фильмов, компьютерных и мобильных игр, книг, концертов и событий


Большинству читателей известны такие антиутопии как 1984 Джорджа Оруэлла, О дивный новый мир Олдоса Хаксли, Мы Евгения Замятина или 1985 Энтони Берджеса. Но есть и антиутопии, которые неизвестны широкому кругу читателей. К ним относится произведение Джеймса Балларда Высотка. В этой книге поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Стиль автора очень своеобразный и к нему нужно привыкнуть. Герои все плоские, они мало отличаются друг от друга и читателю сложно представить их в своём воображении. Поначалу может показаться, что это минус книги, но как раз в этом и была задумка писателя – показать людей, лишённых индивидуальности.

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Джеймс Баллард показывает читателю изнанку современного мира, со всеми его отвратительными сторонами, заключая своих героев в высотном здании, где есть всё, что нужно для жизни. Здесь есть рестораны, парикмахерские, бассейны, школа, детский садик, супермаркеты, торговые центры. Также каждый вечер жители высотки устраивают вечеринки. Но они просто прожигают жизнь, ведут пустые разговоры, у них нет ни целей в жизни, ни отличий друг от друга. Они – безликая толпа.

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Но, как и в любой социальной группе, в высотке существует разделение по социальному признаку. Есть элитное общество, средний и низший класс. Разделение происходит по этажам. Есть те, кто хочет захватить власть, те, кто жаждет прорваться на самые верхние этажи, а есть и такие, кому все равно. Конфликт начинается с убийства собаки в бассейне во время отключения электричества. Это послужило толчком к разрастанию агрессии и насилия.

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Люди превращаются в животных, хорошие знакомые становятся заклятыми врагами. А высотка потихоньку начинает разваливаться. Отключается электричество, перестаёт работать вентиляция, лифты, люди разбрасывают мусор, который никто не убирает. Соседи начинают строить баррикады, избивать жителей других этажей. Они превращаются в зверей, которые не способны рассуждать здраво. Но у них не возникает даже мысли покинуть высотку, ведь проживание в ней – это признак элитности. Здание становится их полем боя, они хотят что-то доказать друг другу, но прежде всего они хотят доказать себе, что чего-то стоят.

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Людям, проживающим в высотке, трудно расстаться с ней, им наплевать на свои семьи, им важно сразиться со своими врагами, добиться власти. Но к чему все это приведёт и во что превратится их элитное здание?

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Один из главных героев книги Высотка с самых низов здания пытается достигнуть последнего этажа и захватить власть. Он терпит унижение, побои, но не отступает от своей цели. Что им движет? Упрямство или желание бороться и не сдаваться? Это яркий представитель низшего класса, который хочет “пробиться наверх”. Люди из высшего общества видят в нём оборванца, дикаря. А он лишь тот, кого унизили, ему закрыли доступ к саду скульптур, бассейну, крыше или чему-то большему.

В книге Джеймса Балларда – Высотка поднимаются проблемы нашего поколения, общества, привыкшего к комфорту, удобному сервису и беспечной жизни.

Высотка в этой книге является прообразом человеческих идеалов, за которые держатся люди. Поэтому герои и не хотят покинуть это здание. Оно для них значит очень многое, несмотря на то, что оно превратилось в свалку и дикие джунгли. В погоне за своими идеалами люди забывают о том, кем они являются. Они забывают о принципах, о приличиях, о нормах поведения, они идут на поводу у животных инстинктов и перестают быть людьми. Не следует идти на поводу у своих желаний и позволять им управлять вами.

Плюсы:

  • хорошо показана обратная сторона современного общества;
  • хорошо раскрыта тема деградации общества;
  • интересный сюжет.

Минусы:

  • не очень хорошо прописан переход от мирного общения к агрессивности;
  • отсутствие цельных персонажей.

Оправданность ожиданий: 80%

Оценка: 8 из 10

Использование материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник с обязательным уведомлением редакции.


О чём это

Этими словами начинается камерная антиутопия в декорациях жилого небоскрёба на окраине Лондона. Здесь сорок этажей, поделённых на три уровня: первый, с самыми дешёвыми квартирами — для пролетариата и обслуживающего персонала; второй, с апартаментами поприличнее — для среднего класса, третий, с роскошными пентхаусами — для мелких магнатов и звёзд шоу-бизнеса.

Почему это интересно

Я очень люблю человейники и тем более крутые ЖК, где в пределах их территории есть всё необходимое для жизни: от бассейна до детского сада. Поэтому начало книги меня затянуло: вау, высотка в сорок этажей, где и бассейн, и сад, и супермаркет, и школа — в пределах одного здания!

Однако увлекательное начало не вылилось ни во что интересное. Я думала, что, допустим, люди окажутся изолированы в одном здании и будут выживать, общаться и пользоваться всеми благами, пока, например, во всём остальном мире творится хаос.

Частично (но очень частично) я оказалась права: люди действительно выживают изолированно от всего мира. Но суть лишь в том, что почему-то жители дома резко одичали: всё началось с возмущением классовым неравенством (почему на верхних этажах живут богачи, на нижних — не очень богатые люди, и кто вообще позволил им столько зарабатывать), а превратилось в анархию. Жильцы портят коммуникации, выбрасывают мусор из окон, громят чужие квартиры и избивают соседей, отказавшись при этом выходить из дома.

Кстати, об изменах. Здесь два главных героя: Уайлдер, кинооператор, и Лэйнг, врач. Первый презирает жену и изменяет ей, второй же — ну, просто Лэйнг. Оба персонажа картонные: палка-палка, огуречик, вот и вышел человечек. Мы не знаем о них ничего, и их поступки тоже не говорят нам ни о чём. Они ничем не мотивированы, они алогичны и зачастую противны. Например, меня озадачил следующий поступок Уайлдера: он посмотрел на отощавшую жену, вспомнил, что она и дети давно голодают, и пошёл в местный супермаркет, где купил единственное, что осталось: корм для кошек и собак. А потом поехал к любовнице несколькими этажами выше и отдал это ей и её мужу. Во-первых, что ему мешало выйти из дома и купить продуктов там? Во-вторых, на каком этапе он забыл о голодающей семье? Я даже перечитала пару раз этот момент и так и не поняла его мотивов.

В результате книга выглядит так: прекрасное многообещающее начало, роскошная высотка, в которой так и хочется поселиться (но она почему-то без подземного паркинга). А дальше — анархия, жестокость. Без доли логики. Просто страницы с двадцатой ты читаешь о поступках жильцов, как справочник лекарств, и думаешь, когда же эта скучная часть закончится и начнётся интересное. Скучная часть же заканчивается с последней страницей романа.

Это одна из самых скучных книг, бездарно написанная, без малейшего намёка на логику происходящего.

Читайте также: