Кар кызы на русском краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Любимый фильм, который в детстве казался сказкой о неземной любви. Но по мере взросления в этой красивой легенде я увидел еe истинный смысл. О чем и хочу рассказать в этом посте.

"Кыз-Жибек" считается народной поэмой. Но в силе призыва, проработке сюжета видна рука поэта и опытного воина, разбиравшегося во всех казахских межродовых хитросплетениях. То есть индивидуальности, которая писала эту поэму как призыв к действию. Но по каким-то причинам, решившая остаться неизвестной. Жаль! Гений был!

По моему непрофессиональному мнению, написание поэмы по времени относится к середине 18 века. То есть периоду, когда обозначилось дробление казахов на все более мелкие роды, которые уже не обладали иммунитетом в виде взаимной поддержки против внешнего противника. Юг Казахстана начал постепенное подчинение среднеазитским ханствам. На территорию Западного и Северного Казахстана все чаще стали проникать российские военные и торговые экспедиции. С востока угрожал манчжурский богдыхан (император).


Сюжет разворачивается в 16 веке, вокруг противостояния племени Шекты , претендующего на верховное главенство и родоплеменного объединения Байулы . При этом за борьбой наблюдает древний казахский род Жагалбайлы , который хочет воспользоваться ослаблением обоих противников и захватить верховную власть над всеми казахскими племенами Младшего Жуза (все упомянуты роды и племена относятся к Младшему Жузу) .

Для осуществления замысла по разгрому и Шекты и Байулы был послан сын правителя жагабайлы Базарбая - Тулеген. Но увидев сколько погибло казахов в битве между Шекты и Байулы, он решил прекратить распри и отпустил свое войско.

Его друг акын Шеге говорит на поле брани - Вот лежит казах, который приезжал свататься в наш аул. Вот другой родственник. Здесь лежат одни мертвые казахи

Тулеген смог убедить вождя Шекты - Сарлыбая прекратить междоусобицу и отпустить военноначальника Байулы - Биршимбая.

Для этого он обратился к голосу разума, рассказав, что обнаружил джунгарскую разведку, наблюдавшую за междоусобной битвой. Внешний враг был близко и готов к нападению, а казахи занимались братоубийством.


На доводы Сарлыбая о том, что они должны отомстить за смерть шектинцев от байулинцев Толеген ответил, что продолжающаяся междоусобица будет уносить все больше жизней. А значит противостояние никогда не закончится.

И самое главное, он призвал объединиться всем казахским родам и создать общий для всех Закон, которому подчинялись бы все казахи.

Это было революционное решение для того времени. Казахские роды не имели общей правовой базы и каждый родовой авторитет или батыр став во главе рода творили все, что им заблагорассудится. Создание общего закона для всех казахов смогло бы объединить разрозненные степные племена и дать отпор многочисленным захватчикам.

Такая позиция типична для всех, кто жил за счет казахских междоусобиц и имел с этого навар. Им не нужно было объединение, так как в случае объединения всех казахов в один народ они бы потеряли свою власть и силу.

Слова Тулегена в ответ Бекежану - Разумный батыр поддержит объединение. А чтобы укротить неразумного хватит и 10 воинов


Но главной его опорой стала Кыз-Жибек - дочь Сарлыбая. Наверное не зря, что автор сделал главными героями молодых людей. Именно к ним взывал автор, надеясь что они поймут его посыл и направят свои усилия на объединение казахских родов. Старшее поколение в лице родовых старейшин и военачальников не могло и не хотело общенационального объединения. Им важнее были узкие родовые интересы.

Не случайно выбраны и их роды. Шекты - самый многочисленный род родоплеменного объединения Алимулы. Жагалбайлы - один из древнейших казахских родов, ответления которого под разными именами имеются и у каракалпаков (жагалтай), тувинцев (монгуш), киргизов (жагалмай). У башкиров был союз семи башкирских племен (ети-ру), который возглавлялся жагалбаями (у башкир бурзянами) и в который входили кипчаки (кыпсаки).

Сами жагалбайлинцы пришли с прототюрскими племенами в Южное Приаралье (Каракалпакстан) еще в 5 веке н.э из Ордоса (Западный Китай), считающегося прародиной тюрков. Здесь они были известны как бурджаны. Между прочим этноним совпадает с этнонимом рода Чингисхана - Борджигинами (то есть боре - волк и тайджи - принцесса).

Таким образом жагалбайлинцы были носителями древней тюркской славы. До принятия ислама и прихода к власти Торе они были степной аристократией.

Именно в возможности объединения самых многочисленных родов, олицетворяемых Шекты с древней тюркской аристократией в лице Жагалбайлы видел автор возможность для выживания казахов. Скорее всего он был последователем тенгрианства, которое в 18 веке еще было сильно среди тюрко-монгольских племен.

Также в качестве исторического экскурса следует отметить, что есть два варианта поэмы. Официальная советская, которая была положена в основу оперы и кинофильма и народная, где судьба героев совершенно другая.

Таким образом народная ближе к истине тем, что Бекежан не стал бы стрелять в спину своему противнику. Он был храбрым воином и если бы захотел устранить соперника, то сразился бы в честном бою. Скорее всего автор не видел в Бекежане отрицательного героя, а ввел его в качестве показателя той стихийной силы, которая довлела в менталитете казахов того периода и была направлена на приоритет личного перед общенациональным.

И в завершение хочу написать, что неплохо бы переснять "Кыз-Жибек", сделав его понятным и близким молодому поколению казахстанцев. Но сделать это надо так же красиво, как и в случае первого фильма.

Куян кызы.
Бер соры куянның үзе төсле зур колаклы, бик иркә, бик кадерле бер кызы булган. Ул аны бик-бик ярата икән.
Көннәрдән бер көнне куян иркә кызына өр-яңа киез итекләр алып кайтып биргән.
- Мә, бәбкәм, аякларың туңмасын, сызламасын, - дигән.
Кызы бу буләкне бик шатланып алган. Әнисенә рәхмәтләр укыган. Хәзер инде ул яңа киез итекләрне киеп, рәхәтләнеп йөри икән. Ләкин куян кызы җылы итекләргә өйрәнмәгән булган, ул алардан бик тиз туйган, салып ташлаган. Әнием тапмасын дип, аларны яшереп куйган. Әнисе аларны эзләп табып баласына кигезә, ә ул салып ташлый икән. Әнисе кигезсә - ул салган, әнисе тагын кигезгән, ә ул тагын салып таш­лаган.
Кар өстеннән дә, боз өстеннән дә яланаяк йөгерэ икэн. Бер көн буе шулай йөгергән, икенче көнне дә шулай яланаяк
йөргән, өченче көнне инде аксый-аксый әнисе янына килгән.
- Әни, әни, минем аягым бик авырта! - дигән. Әнисе аның аякларына караган да аптырап калган.
- Кызым, кызым, якты йолдызым, синең аягың шешкән ич, - дигән.
"Инде ни эшләргә?" - дип уйга баткан куян. "Бу бал аны кая алып барырга, ничек дәваларга?" - дип кайгырган.
Шул вакыт нәрсәдер кычкырган. Куян агач башына күтәрелеп караган икән- тиенне кургән. Ул куянга болай дигән:
- Кайгырма, туганкай, йомшак куянкай, кызыңның аягын бик тиз төзәтеп була. Моның өчен "доктор Айболит"ка ба­рырга, аңардан киңәш сорарга кирәк, - дигән.
Куянга чын-чынлап булышырга тотынган, "доктор Айболит"ның өенә узе илтергә булган.
Куян кызын күтәргән дә "Айболит док­тор "га киткән, тиен, агачтан агачка сикереп, аңа юл өйрәткән.
Барып җитсәләр, "доктор Айболит "ның эше бик күп икән, аңа урманның төрле ерткычлары дәваланырга килгәннәр икән. "Балаларны чиратсыз карыйм мин",- дигән "доктор Айболит". Куян кызын док­тор бүлмәсенә алып кергәннәр, нәрсә белән авыруын сөйләп биргәннәр. "Доктор Айбо­лит" куян кызының аягына дарулар сөрткән һәм шул вакытта куян кызына әйткән:
- Аягың төзәлгәч, киез итекләрне инде салкын көннәрдә бер дә салма, сүзне тыңла, тагын начар хәлгә калма, - дигән.

"Доктор Айболит"ка алар бик зур рәхмәтләр әйткәннәр, саубуллашып өйләренә кайтып киткәннәр. Өч көн дигәндә, куян баласының аягы төзәлгән. Ул инде хәзер киез итеген бер дә салмый киеп йөри икән.

помоему это Как-то раз в одном лесу по заведенному природой порядку наступила зима. Каждый год звери очень тщательно готовились к ее наступлению. Вот и зайчиха купила для своей подросшей дочери-зайки новые теплые валенки. И наказала их носить на прогулки по зимнему лесу.
Не послушалась зайчишка свою маму и отморозила обе лапки. Опечалилась мама. Однако умная белка подсказала маме-зайчихе, что нужно обязательно пойти в лечебницу к доктору Айболиту, и тот поможет. Они так и сделали.

Доктор Айболит посмотрел зайкины лапки и понял, что зайчишка не слушалась маму и не надевала в мороз валенки. Но чтобы вылечить зайку, намазал ей лапки целебной мазью. Через некоторое время зайка выздоровела и смогла бегать и прыгать. Но с той поры всегда надевала валенки и во всем слушалась свою маму.



В 2013 году резиденции Кыш Бабая исполнилось пять лет и число ее посетителей растет с каждым годом. В 2012 году родину татарского Деда Мороза посетили пять тысяч человек.


Кыш Бабай: Легенда гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Зимой управлял Кыш тенгресе - Зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай.


Зимний бог отвечал за веселое празднование Нового года, которое происходило в самую длинную ночь в году - Кара Тон 22 декабря. Этот день и является моим Днем рождения. На праздник Кыш Бабай приглашал все свое божественное окружение: любимую дочь Кар Кызы, друзей Кар Малай и Кар Эби, а также помощников - духа леса Шурале и духа воды Су Анасы. Продолжались торжества до 1 января и заканчивались праздником Нардуган.


Я живу в резиденции, а не в вотчине, как Дед Мороз. Ношу костюмы с национальными орнаментами, шапку в виде тюбетейки. Один из костюмов синий, другой – зеленый. Зеленый цвет считается цветом татар, особенно любим мусульманами.


Кстати, моя дочка готовит национальные блюда чак-чак и балиш и угощает ими меня и мою свиту.


Говорю я, как правило, на татарском языке, вот только для вас сделал исключение.

Кыш Бабай: Зимой в мою резиденцию в Новом Кырлае приезжают дети. Они проходят испытания в игровой форме на Лесной тропинке, я показываю им свой дом. Гости могут загадать свои самые заветные желания. Например, лестница в резиденции волшебная. Поднимаясь по каждой ступеньке, нужно загадать желание и оно исполнится. Вечерами я пью чай и читаю письма от детей.



Тахир и Зухра - герои восточной легенды, которая рассказывает о их трагической любви. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Кыш Бабай: В теплое время года моя свита наводит порядок в резиденции, а мы с Шурале, по легенде, отдыхаем в тенистой чаще леса близ Нового Кырлая. На самом деле, круглый год ездим в гости к друзьям в другие регионы России. Например, в апреле День рождения у Снегурочки Костромской, а летом Кикимора Вятская проводит Всемирные сказочные игры. Ездим вместе со свитой. Поскольку многие из них герои сказок Габдуллы Тукая, то мы пропагандируем наследие татарского поэта.



Читая такие строки, я убеждаюсь, что дети у нас добрые.


Интересное письмо пришло однажды из глубинки. Девочка-инвалид просила подарить ей ноутбук. Она рассказала, что пишет мне каждый год, а недавно узнала, что мать прятала письма и не отправляла их. Поэтому она передала послание через свою подругу. Тогда мы решили осуществить желание девочки.


Все жители села прибежали смотреть на нас, когда мы привезли ребенку подарок. Девочка даже встала, чтобы встретить нас, а недавно написала мне, что начала уверенно ходить. Вера в добрых зимних волшебников способна творить чудеса.

Кыш Бабай: Подарки мы делаем за счет туристической фирмы, организовавшей данный проект.

Хотелось бы, чтобы нашлись спонсоры, ведь Кыш Бабай мог бы осуществить мечты многих детей.

Содержание

Сюжет



История любви храброго воина Толегена /род Жагалбайлы/ и красавицы Жибек из рода Шекты/Алимулы/ (оба Младший жуз) заканчивается трагически из-за межплеменных распрей. Толеген, боровшийся за руку и сердце Жибек, был предательски убит Бекежаном (батыр, соперник из рода Жибек). Жибек ради своего любимого, утонула в реке.

История создания

Романтический эпос ,разворачивающийся в начале XVI века, когда впервые из многих степных родов и племен образовывалось Казахское ханство, записан в XIX веке. Впервые издан в 1894 году в Казани. Сегодня известно шестнадцать оригинальных версий эпоса.

Мировое значение

Опера

Кинофильм



Блок почтовых марок Казахстана 1996 г., посвященный 100-летию всемирного кино. Кадры из фильмов Ш.Айманова "Ангел в тюбетейке", С.Кожыкова "Кыз Жибек", М.Бегалина "Его время придет", А.Карсакбаев "Меня зовут Кожа".

В 1970-ом году казахский режиссер Султан-Ахмет Ходжиков снял на Казахфильме одноимённую двухсерийную ленту, роли в фильме исполнили Меруерт Утекешева (Кыз Жибек), Куман Тастанбеков (Толеген), Асанали Ашимов (Бекежан), Кененбай Кожабеков, Мухтар Бахтыгереев, Ануар Молдабеков, Фарида Шарипова, Гульфайрус Исмаилова. Фильм удостоен Государственной премии Казахской ССР за 1972 год.

Ссылки

  • История Казахстана
  • Литература Казахстана
  • Культура Казахстана
  • Фильмы Казахстана
  • Казахфильм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кыз Жибек" в других словарях:

КЫЗ-ЖИБЕК — казахская народная лирическая поэма; названа по имени героини. Воспевает верность в любви, дружбе, отвагу, патриотизм. Сложилась ок. 17 в., записана в 19 в … Большой Энциклопедический словарь

Кыз-Жибек — Обложка поэмы Кыз Жибек в переводе Б.Канапьянова (1988) Кыз Жибек казахская народная лиро эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение жемчужина казахского фольклора. Казахская… … Википедия

Кыз-жибек — Обложка поэмы Кыз Жибек в переводе Б.Канапьянова (1988) Кыз Жибек казахская народная лиро эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение жемчужина казахского фольклора. Казахская… … Википедия

Кыз жибек — Обложка поэмы Кыз Жибек в переводе Б.Канапьянова (1988) Кыз Жибек казахская народная лиро эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение жемчужина казахского фольклора. Казахская… … Википедия

Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: