Представитель перипатетической школы лекции которого слушали до 2000 человек

Обновлено: 07.07.2024

1) перипатетиков 4–2 вв. до н.э.;

2) возрож­дение аристотелизма в 1 в. до н.э., связанное с именем Андроника Родосского;

3) перипатетиков 1–3 вв. н.э., частично совпадающих с кругом комментато­ров Аристотеля.

Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают фи­лософов, непосредственно связанных со школьной традицией в Ликее и от­носящихся главным образом к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме и аристотеликах.

Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (335/4–323/2); Теофраст (323/2–288/6); Стратон из Лампсака (287/6–269/8); Ликон из Троады (272/68–228/5); Аристон Кеосский (228/5 –?); Критолай из Фаселиды (в старости участво­вал в посольстве в Рим 156/5); Диодор из Тира – приблизительно до 110; Эримней – ок. 100 до н.э. К 1-му поколению перипатетиков – непосред­ственных учеников Аристотеля – принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматические аристотелики), Гераклид Понтийский (связанный так­же с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по воз­расту Деметрий Фалерский; к 4–3 вв. относятся Хамелеонт из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в. – Иероним Родосский; ок. 200 – Гермипп из Смирны, 2 в. – Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утра­ченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельст­ва о них изданы с комментариями в собрании Ф. Верли.

Хронологически различают два больших периода в существовании школы:
1) 4–1 вв. до н.э.;
2) 1 в. до н.э. – 3 вв. н.э.

Первый период связан с историей существования школы во времена Аристотеля и Теофраста и последующим упадком школьной жизни, связанным во многом с утратой школой аристотелевской библиотеки; второй период связан с возрождением аристотелизма, изданием корпуса аристотелевских сочинений и становлением комментаторской традиции.

Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (334–322); Теофраст (322–286); Стратон из Лампсака (286–268); далее школу возглавляли последовательно Ликон из Троады; Аристон с Кеоса, Критолай, Диодор из Тира и Эримней. Непосредственными учениками Аристотеля были Теофраст и Евдем, Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен; к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4–3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан; к 3 в. – Иероним из Родоса; ок. 200 – Гермипп, 2 в. – Сотион. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. (кроме Теофраста) изданы Ф.Верли: Die Schule des Aristoteles. Texte und Komm., hrsg. V. F. Wehrli, Bd. 1–10, Basel – Stuttg., 1967–1969; Suppl., Bd. 1–2, 1974–1978.

Традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. С его схолархата удобно начать отсчет принципиально нового периода существования школы, связанный с новым прочтением и комментированием сочинений Аристотеля. Первые комментарии к Категориям написал сам Андроник. Наиболее значительные авторы периода: Аристон Александрийский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Аспасий, Александр из Дамаска, Аристокл, Сосиген, Аристотель из Митилены, Александр Афродисийский. Сочинения большинства из них, за исключением Аспасия и Александра Афродисийского, сохранились, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н.э. – Александр Афродисийский. Перипатетики к концу 2 в. успели прокомментировать почти весь корпус аристотелевских сочинений, одними из последних появились комментарии к Метафизике и О душе. Дальнейшая судьба перипатетической культуры мысли и комментария связана с ее востребованностью в неоплатонизме (см. также СИМПЛИКИЙ).


Перипатетики или перипатетики , является философская школа , основанная Аристотелем в -335 в Лицее в Афинах .

Резюме

Философское течение

Перипатетики учили, что душа - это всего лишь способность - способность, способная достичь всех видов пассивного совершенства, - и что затем, посредством знания и добродетели, она становится способной соединиться с Разумом, агентом, который исходит от Бога.

Влияние перипатетизма будет значительным на Латинском Западе:

  • в позднем средневековье - о томистском и аверроистском направлениях мысли и о рейнском мистицизме ;
  • в эпоху Возрождения , несмотря на глобальный отказ от схоластической мысли по гуманизма , мы находим влияние peripateticism:
    • в политической философии с Данте и Марсилем Падуанским ,
    • в метафизике - в Падуанской школе , основанной Пьетро д'Абано , наиболее выдающимися представителями которой являются Эли дель Медиго и Помпонацци . Жан Пик де ла Мирандоль получит влияние этой школы;

    Основные перипатетические философы

    древность

    • Теофраст , первый стипендиат , ректор лицея в -323 г.
    • Аристоксены Таранто
    • Стратон де Ламсак , второй ученый в -288 г.
    • Андроник Родосский , организовавший первое полное издание Аристотеля в -60 г.
    • Ксенарх Селевкии , седьмой ученый ок. - 60
    • Александр д'Афроди , профессор аристотелевской философии с 198 по 211 год.
    • Олимпиодор Старший , действовавший около 430 г. в Александрии.

    Стратон де Ламсак подчеркивал натуралистические элементы, содержащиеся в доктрине Аристотеля, и, в отличие от своего учителя, который пришел к выводу, что существует Первичный двигатель, решительно обратился к определенной форме атеизма.

    Александр Афродский написал De anima , в которой отождествил возможный интеллект с функцией тела: таким образом он открыл путь к монопсихизму и отрицанию индивидуального бессмертия.

    Средний возраст


    эпоха Возрождения

    • Пьетро д'Абано , основатель школы Падуи .
    • Эли дель Медиго , еврейскийаверроист , мастер Пика де ла Мирандоль.

    Слово означает промах

    Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1—3 вв. н. э., частично совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных с школьной традицией в Ликее и относящихся гл. обр. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греч. аристотелизме и аристотеликах. Схолархи П. ш. 1-го периода: Аристотель (335/334—323/322) до н.э.; Теофраст (323/322—288/286); Стратон из Лампсака (287/286—269/268); Ликон из Троады (272/268— 228/225); Аристон из Кеоса (228/225—?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/155); Диодор из Тира — приблизительно до 110; Эримней — ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипатетиков — непосредств. учеников Аристотеля принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматич. аристотели-ки), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4—3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в.— Иероним из Родоса; ок. 200 — Гермипп из Смирны, 2 в.— Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных соч. перипатетиков 4—2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комм. в собр. Ф. Верли.

    Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 1 — 10, Basel — Stuttg., 1967— 19692, Suppl., Bd 1—2, 1974—78.

    Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975 , с. 657—74 (с. 758—59 библ.); Диоген Лаэртский, М., 1979 ; Brink К. О., Peripatos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940 , col. 899—949; During I., Aristotle in the ancient biographical tradition, Goteborg, 1957 ; Lynch J. P., Aristotle's school. A study of a Greek educational institution, Berk.— Los Ang.— L., 1972 ; Donini P. L., Tre studi sull' aristotelismo nel II secolo d. C., Torino, 1974.

    Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

    ученики и последователи Аристотеля, к-рый имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Лицее со своими слушателями (греч. περιπατέω – прохаживаюсь). Хронологически можно различать несколько периодов перипатетизма. В первый п е р и о д (4–1 вв. до н.э.) главой школы был сначала Теофраст, в нее входили Эвдем Родосский, Аристоксен Тарентский, Дикеарх Мессенский. Учениками Теофраста были Деметрий Фалерейский, Дурис, Хамелеон, Праксифан. После Теофраста главой П. ш. был Стратон из Лампсака. Дальнейшими руководителями школы последовательно были Ликон, Аристон Кеосский, Критолай Ликийский, Диодор Тирский, Эримней. П. ш. этого периода свойственны довольно слабые тенденции развивать Аристотеля в области теоретич. философии и более заметная склонность к занятиям отдельными науками как философскими, так и нефилософскими. Теофраст, напр., сделал кое-что в области логики и оставил дошедшие до нас труды по ботанике. Аристоксен занимался теорией музыки, заимствуя многое у пифагорейцев. Нек-рые ученики Аристотеля в эту эпоху становились естествоиспытателями, историками, географами, теоретиками и историками литературы. Во второй п е р и о д перипатетизма (1 в. до н.э.) выступают Андроник Родосский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Стасей Неапольский, Аристон Александрийский, Николай Дамасский. Это были по преим. издатели и редакторы аристотелевских сочинений, а также и их комментаторы. Такими же чертами характеризуется перипатетизм т р е т ь е г о п е р и о д а (1–2 вв.), хотя мы плохо осведомлены о степени оригинальности и о методах комментирования соч. Аристотеля этими перипатетиками – Александром Эгским, Сотионом, Адрастом, Гермином, Аристоклом Мессенским, Сосигеном, Александром Афродизийским, о к-ром знаем больше, чем о других. Следы аристотелизма прослеживаются у платоников, пифагорейцев и стоиков, к-рых обычно именуют эклектиками или средними платониками и к-рые участвовали в подготовке неоплатонизма. См. также Эклектизм, Платонизм, Стоицизм и Римская философия.

    Лит.: История философии, т. 1, [M.], 1940, с. 258–68; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, Tl 2, Abt. 2, 4 Aufl., Lpz., 1921, S. 806–946; Tl 3, Abt. 1, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 804–31.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

    ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат (ос), или Ликей (Λύκειον) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) — философская школа Аристотеля. Термин “перипатетик” происходит от слова περίπατος — “(крытая) галерея”, служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина “стоики” от “стоа” —“портик”), приобретенная вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περιπατέω — прогуливаюсь.

    Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами школы) с функциями высшей школы афинской молодежи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком и теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из Перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3—2 вв. занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой — феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону (География 13,1,54), Теофраст завещал ее вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (Малая Азия), наследники Нелея свалили ее в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своем распоряжении только опубликованные научно-популярные (“эксотерические”) диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).

    Перипатетическая традиция от Андроника до Александра основательно изучена в капитальном труде Поля Моро: Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1—2,B.—N.Y, 1973—84. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к перипатетикам 1 в. до н. э. принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значительной мере — плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи школы после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисийский, Гермин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисийский, Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эг (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор “О декаде” (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. о. текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э. — Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.

    Фрагм.: Wehrli F. v. (hrsg.), Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, Hft. 1-10, Basel-Stuttg., 1967-1969; Suppl., Bd. 1-2, 1974-78.

    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. с. 657—674 (с. 758—759 библ.); Он же. Диоген Лаэртский. М., 1979; Brink К. О. Peripatos, RE, Suppl, VII, 1940, col. 899—949; Diiringl. Aristotle in the ancient biographical tradition. Göteborg, 1957; Lynch J. P. Aristotle's school. A study of a Greek educational institution. Berk.—Los Ang.—L., 1972; Donini P. L. Tri studi sull'aristotelismo nel II secolo d, C. Torino, 1974; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1—2, В.—N. Y., 1973-84; Gottschalk H. B. Aristotelian Philosophy in the Roman World, ANRWII 36, 2, 1987, p. 1079-1174; Barnes J. Roman Aristotle.— Barnes J. and Griffin М. (eds.), Philosophia TogataII: Plat and Aristotle at Rome. Oxf., 1997, p. 1-69; А. В. Лебедев

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Перипатетика – это философское учение, которое появилось в Риме вместе с другими греческими философиями благодаря Карнеаду и Диогену, но было мало известно до времен Силлы. Грамматик Тираннион и Андроник Родосский были первыми, кто обратил внимание на произведения Аристотеля и Феофраста.

    Незаметность произведений Аристотеля препятствовала успеху его философии среди римлян. Юлий Цезарь и Август покровительствовали перипатетическим учениям. Однако при Тиберии, Калигуле и Клавдии перипатетики вместе с другими философскими школами были либо изгнаны, либо вынуждены молчать о своих взглядах. Это также имело место в течение большей части господства Нерона, хотя в начале его философия была одобрена. Аммоний Александрийский, перипатетик, приложил большие усилия, чтобы расширить влияние Аристотеля, но примерно в это же время платонисты начали изучать его сочинения и подготовили почву для эклектической перипатетики при Аммонии Сакасе. После времен Юстиниана философия в целом пришла в упадок. Но в трудах схоластов преобладали взгляды Аристотеля.

    Школа перипатетиков

    Развитие школы

    Непосредственные последователи Аристотеля постигли и приняли только части его системы - те, которые не имеют первостепенного значения в умозрительной мысли. Из школы Аристотеля-перипатетика вышло очень мало мыслителей, достойных того, чтобы их запомнили. Речь идет здесь только о трех - Феофраст Лесбосский, Стратон Лампсакский и Дикеарх Мессенский. Также были перипатетики, которые, как оказалось, сделали даже больше, чем аристотелевские редакторы и комментаторы.

    Феофраст Лесбосский

    Феофраст Лесбосский

    Стратон Лампсакский

    Он был учеником Феофраста и следующим после него руководителем школы перипатетики (281-279 гг. до н. э.). Стратон отказался от учения о подлинной трансцендентности разума. Он поместил ощущения не в членах тела, не в сердце, но в разуме; дал чувству часть активности понимания; сделал понимание взаимозаменяемым с мыслью, направленной на чувствительные явления, и так приблизился к решению мысли о понимании смысла. Это было сделано в попытке вывести из представления Аристотеля о природе как о силе, бессознательно движущейся к цели, совершенно простую органическую концепцию Вселенной. Казалось бы, Стратон не занимался экспериментальными фактами, а построил свою теорию на чисто умозрительной основе. Его перипатетика – это, очевидно, шаг вперед в направлении, взятом Феофрастом.

    Аристотель, Стратон и ученики

    Дикеарх Мессенский

    Он пошел еще дальше и свел все конкретные силы, включая души, к единой вездесущей, естественной жизненной и чувствительной силе. Здесь представлена натуралистическая концепция органического единства в совершенной простоте. Говорят, что Дикеарх посвятил себя эмпирическим исследованиям, а не умозрительным спекуляциям.

    Дикеарх Мессенский

    Источники

    Помимо первоисточников, состоящих из трактатов и комментариев философов школы перипатетиков, в качестве вторичных источников есть работы Диогена Лаэрция. Также к ним относятся ссылки, сделанные Цицероном, который, следует сказать, заслуживает большего доверия, когда он упоминает перипатетику, чем когда он говорит о досократичных философах.

    Архит Тарентский, известный как Музыкант, ввел в учение перипатетиков многие идеи пифагорейцев, придавая особое значение понятию гармонии.

    Труды Димитрия Фалерия и других ранних перипатетиков в философии – это в основном литературные труды, ограниченные общей историей.

    Среди более поздних перипатетиков следует упомянуть Андроника Родосского, который редактировал произведения Аристотеля (около 70 г. до н. э.). Ко второму веку нашей эры принадлежат Экзегет и Аристокль Мессенский. К третьему веку принадлежит Порфирий, а к шестому веку - Филопон и Симпликус. Все они, хотя и принадлежали к неоплатоническим или эклектическим школам, обогащали литературу перипатетической школы своими комментариями к Аристотелю. Врач Гален, родившийся около 131 г. н. э., также входит в число переводчиков Аристотеля.

    Архит Тарентский

    Ретроспектива

    Фактически, перипатетика – это философия Аристотеля, которая была сосредоточена вокруг понятия сущности, а сущность подразумевает фундаментальный дуализм материи и формы. Следовательно, именно в философии Аристотеля объективное и субъективное объединены в высшем и наиболее совершенном синтезе. Понятие является простейшим выражением объединения субъекта и объекта. Следующей по сложности идет идея, которая является формой существования и знания существующего отдельно от того, что есть, и что известно, в то время как наивысшей по сложности является сущность, которая частично является вопросом, а частично - формой, существующей в реальности, а также в объекте знания.

    Следовательно, от Сократа до Аристотеля происходит истинное развитие, историческая формула которого идеально компактна: концепция, идея и сущность.

    Читайте также: