Самые любимые предметы в школе статистика

Обновлено: 07.07.2024

В немилость к россиянам попали уроки иностранных языков (13%), гуманитарные дисциплины (12%) и физкультура (11%). Респонденты отнеслись терпимо к литературе, географии, русскому языку, биологии, ОБЖ и информатике.

Самым важным и нужным школьным предметом участники опроса назвали русский язык. За него проголосовали почти две трети респондентов. На втором месте с показателем 59% оказалась математика, на третьем — иностранные языки (38%). Далее идут история и обществознание (26%), литература (17%), информатика (15%) и физика (14%). Россияне посчитали бесполезными физкультуру, географию, химию, биологию, ОБЖ и МХК.

В опросе, который провели в августе 2020 года, приняли более 4,5 тысячи человек старше 18 лет.

Какие учебные предметы популярны среди российских школьников?

ВложениеРазмер
reyting_shkolnykh_predmetov.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

В России среди самых любимых школьных предметов лидируют математика (35% от общего числа опрошенных), литература (28%) и история (25%).

Согласно опросу, самыми нелюбимыми уроками россияне назвали химию – её не жаловали 34% респондентов, физику (31%) и, как ни странно, всё ту же математику (22%). "Не любила химию и физику. Я больше уважаю гуманитарные предметы, особенно иностранный язык"; "Занудные преподаватели"; "Неинтересный предмет – математика"; "Никогда не понимала химию", - комментируют респонденты.

Также мы выяснили, что мужчин, не любивших в школе русский язык, намного больше, чем женщин (16% против 7%). Аналогичная ситуация – с литературой (15% и 7% соответственно). В свою очередь среди представительниц прекрасного пола преобладают те, кто с трудом заставлял себя посещать школьные уроки физики (38% против 22% среди мужчин) и истории (15% и 8% соответственно).

Как показал опрос, среди экономически активных россиян из всех округов страны, любовь к определённым школьным предметам впоследствии оказывает заметное влияние на уровень заработной платы.

Например, среди опрошенных с ежемесячным доходом от 35 до 45 тысяч рублей математику в школе предпочитали 40%, а среди тех, кто сегодня зарабатывает менее 25 тысяч рублей ежемесячно, таких 35%.

Тёплые чувства к русскому языку в школе питали лишь 10% россиян, зарабатывающих сегодня более 45 тысяч рублей в месяц. А вот среди тех, чей ежемесячный заработок не превышает 25 тысяч рублей, таких заметно больше – 23%.

Ещё один вопрос, заинтересовавший исследовательский центр, - влияет ли любовь к тому или иному школьному предмету на последующий выбор профессии? Как оказалось, определённая взаимосвязь прослеживается и здесь.

К примеру, представители творческих и коммуникативных профессий во время обучения в школе, как правило, тяготели к гуманитарным предметам. К примеру, литература была любимым предметом большинства журналистов (74%) и многих pr-менеджеров (52%). "Любовь к литературе живёт во мне до сих пор! И сейчас с удовольствием читаю зарубежную и отечественную классику", - делятся респонденты.

Изучение иностранных языков увлекало в школе сегодняшних переводчиков (83%), а черчение и рисование – дизайнеров (64%) и архитекторов (63%). Математику в школе любили сегодняшние бухгалтеры и программисты (по 62%), а также аналитики и сметчики (по 59%).

Биология чаще всего увлекала врачей (56%) и медицинских сестёр (45%). А вот охранники (52%) и водители (46%) любимым школьным предметом назвали физкультуру. Также представители двух этих профессий признались, что в школе были неравнодушны к ОБЖ (15% и 27% соответственно).

По словам многих из опрошенных нами программистов (39%) и инженеров (30%), в школе они были неравнодушны к физике: "Участвовал в городских олимпиадах по математике, физике и истории". Химию и географию чаще остальных выделяют экологи (35% и 24% соответственно). Изучать историю нравилось почти каждому второму юристу (48%) и журналисту (41%).

Музыка была любимым предметом барменов и медицинских сестёр (по 15%), продавцов-консультантов (14%), офис-менеджеров, психологов, журналистов и секретарей (по 12%).

При этом многие респонденты, независимо от профессии, подчёркивают, что в школе их интерес к определённому предмету во многом зависел от личности учителя, его преподававшего: "Любовь к предмету часто зависела от преподавателя: нравился учитель, нравился и предмет. А интересно было всё"; "Русский и литература научили меня анализировать и думать, а по биологии был прекрасный преподаватель"; "Любовь к предметам начинается с хорошего учителя".

Фото: Роман Яровицын / Global Look Press

Так, занятия по химии не нравились 26% опрошенных. 22% не получали удовольствия от изучения математики, алгебры и геометрии, 21% — физики.

Среди нелюбимых у граждан предметов оказались также иностранные языки (13%) и гуманитарные дисциплины (12%). 11% не любили физкультуру.

При этом россиянам нравилось изучать в школе мировую художественную культуру (МХК), литературу, географию, русский язык, биологию, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и информатику.

Самыми важными и нужными предметами респонденты считают русский язык (61%), математику (59%) и иностранные языки (38%). Также в списке история и обществознание (26%), литература (17%), информатика (15%) и физика (14%). Меньшую важность россияне придают физкультуре, географии, химии, биологии, ОБЖ и МХК.

Исследование проводилось в августе этого года. В нем приняли участие более 4,5 тыс. человек старше 18 лет.

В России начинается учебный год. В Минздраве ранее посоветовали родителям школьников рассказать ребенку об опасности коронавируса и на собственном примере показать важность профилактических мер, соблюдая социальную дистанцию и используя маску и перчатки.

Согласно опросу Федерального института развития образования РАНХиГС, больше половины (59%) школьников собираются носить маску и перчатки, регулярно мыть руки и соблюдать дистанцию.


В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% - еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.

Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.

авг.16
Русский язык 68
Математика 53
История 33
Литература 32
Иностранный язык 27
Информатика, компьютерная грамотность, программирование 23
Физика, химия, биология 21
Физическая культура, спорт 18
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства 13
География 10
Навыки первой медицинской помощи 9
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) 9
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) 7
Половое воспитание 7
Художественное творчество, искусство, музыка 6
Основы религиозных культур и светской этики 5
Другие предметы 1
Затруднились ответить 4

10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки

Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.

9. География

Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.

8. Трудовое воспитание

И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.

7. Физкультура и спорт

18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.

6. Естественные науки

При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.

5. Иностранные языки

Открывают первую пятерку рейтинга важнейших школьных предметов. Без английского сейчас никуда, и с этим согласны 27% респондентов.

4. Литература

32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.

3. История

Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.

2. Математика

Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.

1. Русский язык

И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.

Читайте также: