Каковы отличительные особенности годуновской и строгановской школ иконописи

Обновлено: 07.07.2024

Центры русских иконописных школ обычно располагались вокруг какого-либо крупного города, в котором обладавшие своеобразием исполнения иконы могли быть успешно реализованы.

Исключением является строгановская старообрядческая школа, а также религиозные изображения, выполненные в украинской иконописной традиции мастерами-самоучками.

На стилевое многообразие иконописного искусства несомненное влияние оказало историческое развитие России. Все иконы, начиная с древнейших, пришедших из Византии, и вплоть до современных, характеризуются стилевыми особенностями, позволяющими соотнести их с определенной культурно-исторической традицией, эпохой и предположить место их создания.

Так, важным центром иконописи с 12-го по 16 вв. был Великий Новгород. Возникшие там иконы достаточно легко узнаваемы по их стилистическим чертам, что позволяет говорить о новгородских иконах, или о новгородской иконописной школе.

Отдельные школы отличаются предпочтением определенных сюжетов и особенностями их воплощения — в плане технических навыков, композиции, цветовых решений и декорирования.

Однако порой бывает невозможно охарактеризовать икону исключительно исходя из стилистических особенностей той или иной школы. Иконописцы часто переезжали с места на место в поисках заказов и этим способствовали распространению новых сюжетов, техник и стилей на разных территориях.

Нередко можно встретить иконы, не однозначно соответствующие особенностям той или иной школы, но отражающие смешение различных влияний. Ниже, в качестве примера, представлен ряд типичных икон, выполненных в соответствии с характерными принципами той или иной иконописной школы, а также показаны отдельные примеры иконописных школ, для которых характерна эклектичность стилей. Кроме того, на судьбы и стилистику иконописных центров оказывали влияние политические, религиозные и светские тенденции.

Иконописные школы в России

    (около 1100 - 1500 гг.) (около 1200 - 1530 гг.) (около 1400 - 1600 гг.) (около 1580 - 1680 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1780 - 1917 гг.) (около 1700 - 1850 гг.) (около 1600 - 1870 гг.) (около 1700 - 1900 гг.) (около 1668 - по настоящее время.) (около 1800 - 1917 гг.)

Величайшие иконописцы России

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410)родился и творил в Константинополе, пока в 1370 г. не прибыл в Новгород. Затем, в начале 1390-х гг., перебрался в Москву, где расписывал соборы Московского Кремля. Росписи мастера выдержаны в монохромной гамме с использованием отдельных энергичных мазков. Их создателю удалось достичь необычайной выразительности и силы воздействия на зрителя.

Дионисий (ок. 1440-ок. 1503) — выдающийся русский иконописец, работам которого присущ уверенный изящный рисунок, легкий прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Прокопий Чирин (ум. ок. 1623) — один из любимых живописцев семьи Строгановых. Его ювелирная тщательность письма, изобилующие деталями сюжеты и удлиненные фигуры стали характерной чертой строгановской школы.

Симон Ушаков (1626-1686) - русский мастер, привнесший в самобытное иконописное искусство элементы раннего барокко. Испытывал влияние западных живописных техник и был предшественником пластичной натуралистической иконографии.

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования.

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

Название работы: Строгоновская и годуновская школа иконописи. Особенности выразительного языка

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Второе строгановская школа условно названная так потому что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Собирали иконы шитье и резьбу так что их домашние молельни стали настоящими музеями. Так они особенно ценили иконы совсем небольшого размера однако включающие не меньше отдельных сцен чем многоаршинный иконостас. Иконы этого типа напоминающие миниатюру или драгоценные эмалевые изделия и принято называть строгановскими даже если они не были написаны в мастерских Строгановых.

Дата добавления: 2013-09-08

Размер файла: 18.35 KB

Работу скачали: 65 чел.

Это были не столько изображения, сколько драгоценнейшие предметы религиозного обихода. В то время как для новгородского иконописца тема иконы была темой его живописного видения, для строгановского мастера она была только темой украшения, где благочестие его измерялось. изощренностью глаза и искусностью руки.

И вот когда мы рассматриваем такую икону, будь то икона работы Прокопия Чирина (самого прославленного мастера этой школы), одного из Савиных, Стефана Арафьева или Емельяна Москвитина, мы дивимся тонкости их работы, виртуозности их предельно тщательного, многоличного письма, хитрому размещению изящно-хрупких фигур, яркости их умелой расцветки,— но, за редкими исключениями, перед нами все же произведение не столько изобразительного, сколько прикладного искусства, притом несколько манерного, уже вычурного по стилю.

К исключениям следует отнести икону «Иоанн Предтеча в пустыне. Это один из лучших образцов нашей только тогда зародившейся пейзажной живописи. Тут уже не условные скалистые горки, графически обрамляющие фигуры, а любовное восприятие природы во всем ее многообразии. Нежный, перламутровый тон иконы, поэтическая сказочность открывающейся на ней панорамы, с извилистой рекой, из которой пьют воду звери пустыни, позволяют говорить о подлинном создании живописи.

Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи , впечатления живой натуры)

Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов

Сочетание плотных охряных , киноварно -красных и густых зеленовато-синих тонов

Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги

Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.


Впубликации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.

Ключевые слова:строгановская школа, иконопись, стилистические особенности строгановской школы иконописи

В произведениях строгановской школы нашло воплощение восприятие мира знатью. Дворяне и бояре чувствовали себя холопами великого государя, от воли и прихоти которого зависела судьба, а порой и жизнь. Чувство неустойчивости, зыбкости жизни особенно усилилось в опричнину и Смутное время. Переживания знати созвучны душевному состоянию святых, представленных на иконах. Святые лишены силы, они не стоят, а балансируют на носках едва касаясь позема.

Важно и то, что среди икон немало с изображением святых покровителей семьи Строгановых. Выполненные искусной рукой иконописцев, они дают представление об интересах, духовных и материальных идеалах заказчиков, в чём угадывается предвестие парсуны 18 века.

Строгановская школа иконописи явление своего времени. Но в образах, созданных кистью мастеров, нашли воплощение непреходящие духовные ценности, мысли и чувства русского народа. Вероятно, этим объяснимо развитие её традиций в последующие времена и даже сегодня в возрождающемся искусстве иконописи России.

  1. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец 14 начало 16 вв.) [Текст] / Д. С. Лихачев. — Л.: Госполитиздат, 1946. — 172 с.: ил.
  2. Древнерусская живопись Загорского музея / Т. В. Николаева. — Москва: Искусство, 1977. — 203 с., 53 л. ил., цв. ил.
  3. Стоглав. Издание Д. Е. Кожанчикова. Спб., в типографии Императорской Академии наук, 1863.

Основные термины (генерируются автоматически): строгановская школа, строгановская школа иконописи, время, икона, русское общество, Смутное время.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт

по История отечественного искусства и культуры

студент группы Г-3

Ф. И.О. Закиров Александр Раулевич

Ф.И.О. Гольцова А. А.

Глава 1. Стилистические особенности строгановских икон 3

Глава 2. Государевы мастера строгановской школы иконописи 8

2.1 Прокопий Чирин 8

2.2 Истома Савин 8

2.3 Назарий Савин 9

2.4 Никифор Савин 9

Глава 3. Иконы Благовещенского собора в Сольвычегодске и местные мастера 12

3.1 Первая подгруппа икон 13

3.2 Вторая подгруппа икон 15

3.4 Другие иконы 16

3.3 Третья подгруппа икон 18

Список литературы 21

Понятие строгановской школы иконописи существовало в русском искусстве в период с конца XVI по XVIII века. Возникновение и развитие её связано с деятельностью меценатского дворянского рода Строгановых. По размаху и широте, разнообразию видов и многочисленности созданных произведений, меценатская деятельность Строгановых не имела себе равных, уступая лишь собственно царским церковным заказам, а по качеству исполнения иногда и превосходила их. Художественная деятельность Строгановых является ярким примером того, какое большое значение мог играть заказчик в развитии искусства, ведь именно заказы Строгановых сформировали особую, стилистически обособленную художественную школу.

В целом строгановская живописная школа представляет собой деятельность московских и местных мастеров, работающих в Сольвычегодске, городе, основанном родом Строгановых, и в некоторых других городах, основанных ими же. Новый стиль сложился под действием местных традиций росписи по дереву, народного лубка, соединившимися с новейшими на тот момент влияниями западноевропейского маньеризма и барокко.

Глава 1. Стилистические особенности строгановских икон

Частный заказ в средневековом искусстве являлся одним из главных катализаторов развития искусства. В России до экономического перелома в XVII веке, эта привилегия была доступна в основном высшему сословию, и только после него эту инициативу перехватили представители купечества, благодаря которым расцвело посадское искусство многих городов России. И первое место среди них заняла фамилия Строгановых.

Строгановы были не только заказчиками, но и организаторами собственных иконописных мастерских, что было несвойственно неродовитым вотчинникам. Общим для всего рода Строгановых можно назвать исключительную широту и организованность их меценатской деятельности, а также качественно высокий уровень исполнявшихся по их заказу произведений иконописного искусства. Данные факторы помогли объединить разрозненные стилистически произведения церковной живописи в одно общее течение, именуемое строгановской школой иконописи.

Тем не менее, строгановские иконы имеют ряд определённых отличий от обычных икон московской школы. Они образуют особую стилистическую группу, далёкую и от московской, и от новгородской иконописи. Тем не менее, иконы Строгановых стилистически неоднородны, внутри строгановской школы мы встречаем не одно стилистическое направление, а несколько. Несомненно, самые программные примеры строгановских икон были созданы московскими мастерами, но роль Строгановых в становлении данного стиля живописи также важна: своими заказами они поддерживали и давали развиться новому художественному течению.

Мнения на счёт художественной ценности строгановских икон разнятся у искусствоведов – кто-то считал их высшим достичением в русской живописи (Д. А. Ровинский), кто-то называл их тупиком, в которое упёрлось искусство (П. П. Муратов). Н. П. Сычёв называл строгановскую школу соединением византийской основы с западной гравюрой и элементами стиля и колорита восточных миниатюр под влиянием русских декоративных подходов XV века. М. В. Алпатов же, напротив, указывал, что это самобытное явление, которое нельзя характеризовать перечисление стилей, повлиявших на него. Но все искусствоведы сходятся в том, что в строгановских иконах мастерство исполнения приобрело высшую эстетическую ценность, давлеющую над остальными художественными аспектами.

Иконы строгановской школы выделяются тонкостью и мелочностью письма, тщательностью отделки, старательным и подробным рисунком, изяществом колорита и тончайшей каллиграфией. Чисто эстетические, формальные аспекты живописи упразднили здесь религиозную составляющую, присущую любой иконе. Конечно, это не значит, что строгановские мастера видели свою задачу только в красивости исполнения.

Стремление к миниатюрности и детальности проработки, к пространственным построениям зародились в русской иконописи ещё в середине XVI века. Но тогда это стремление ещё не перешло на тот уровень, к которому придёт через 4 десятилетия строгановское искусство. Безусловно, стиль этот породило не только стремление художников к формально красивому исполнению, а изменения в общественной жизни, в мировоззрении, возникновение новой эстетики и мироощущения.

В сравнении с внутренне сконцентрированным образом человека со спокойными сдержанными жестами в русских иконах первой половины XVI века, люди на строгановских иконах кажутся суетливыми, внешне активными. Внимание художника с внутреннего мира персонажа переходит на передачу внешней, физической пластики. Строгановские живописцы придают человеческим телам своеобразную утончённую красоту. У людей на их иконах небольшие головы, тонкий торс, тонкие руки с маленькими кистями и тонкие ноги, согнутые в коленях и едва касающиеся земли. Их движения изящны и манерны, а тела кажутся слабыми и изнеженными. Мастера строгановской школы любят подчёркивать жесты и позы, с особой грацией наклоняя головы, изображая будто бы танцующих людей.

Художники пишут преувеличенно светлые, бледные лики, ещё более подчёркивающие хрупкость и болезненность персонажей. Облекаются персонажи в богато украшенные одежды, на воинах – золотые панцири, с тонким орнаментом и обилием драгоценных камней, на князьях – пышные шубы, на святителях – драгоценные ризы. Даже скромные одежды мучиников, слуг и монахов расписываются золотом. Если в XI - XII веках русских художников привлекало мужество и сила, в XV - начале XVI века – внутренний мир, то в строгановский период художники обращают внимание на изящество тела, жестов, движений, богатство и узорчатость. В этих образах искусственной красоты отсутствует естественность и простота, но при этом в них присутствует определённая связь с жизнью, с появившимися и обострившимися в тот период светскими тенденциями в русской жизни. Не совсем верна мысль, что строгановские мастера были поглощены только формальной стороной искусства. В созданных ими художественных образах, пусть условных и искусственных, тем не менее, много настроения. в изображении святых, их слабого тела и ног, болезненных взглядов, зрителю раскрывается особый, полный интимной замкнутости мир.

Данное искусство, в отличие от своего предшественника, не предназначено на широкую аудиторию посетителей храма. Оно не поучает, не обличает, не утверждает какие-либо религиозные доктрины. Строгановское искусство – это живопись для узкой прослойки господствующих общественных кругов.

Характер стиля строгановских икон очень графичен. При этом колорит икон довольно сильно разнится от мастера к мастеру. Они пишут и в тёмных, и в светлых тонах, и красочно и почти монохромно, но всех их объединяет одно – их иконы создают ощущение материальной драгоценности живописи. Зачастую используются золотые и серебряные краски.

Строгановское искусство оперирует новым формальным языком, изображая большое количество подробностей, при этом стремясь не приблизиться к реалистичности, а усилить эстетическую значимость произведения, сделать его более нарядным. Форма здесь усложняется и дробится, приобретая орнаментальный характер. Контур лишается долгих непрерывных линий, особенно прямых, линия становится тонкой, каллиграфической и узорной, как, например, в фигуре Иоанна-воина на иконе Прокопия Чирина. Блики света и полосы теней на одеждах также приобретают узорчатый характер.

Но дробление формы происходит не только ради придания изображению узорчатости. Здесь сама манера исполнения приобретает характер миниатюрной живописи, проявляя стремления к уменьшенным объёмам и особой тонкости письма. Большое распространение получают иконы небольшого размера, предназначенные не для храмов, а для индивидуального пользования, так как в них новые художественные тенденции могут проявиться лучше всего. Эта миниатюрность письма обуславливается выражением в искусстве нового понимания красоты. Возникает новое отношение к иконе, как к предмету красоты. Вместе с этим появляется и новое отношение к художнику и к искусству в целом. В прошлое уходит имперсональное искусство, мастера начинают ставить свои подписи на иконах.

Глава 2. Государевы мастера строгановской школы иконописи

2.1 Прокопий Чирин

Самым значимым мастером того времени считается Прокопий Чирин, бывший не только исполнителем строгановских заказов, но и государевым иконописцем. Творческая манера Прокопия Чирина — это почерк миниатюриста, с тяготением к уменьшенным формам и каллиграфической тонкости письма, это сдержанная, склонная к монохромности, колористическая гамма, стремление к особой одухотворенности образов. Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы.

Чирин был не только одарённым иконописцем тончайшего мастерства, но и одухотворённым художником, о чём говорит тот факт, что от него остались только иконы с изображением Богоматери или молящихся святых. Искусство Чирина сдержанное и сосредоточенное, он тяготеет к тёмному, выдержанному в одном тоне, глухому колориту.

2.2 Истома Савин

2.3 Назарий Савин

2.4 Никифор Савин

Глава 3. Иконы Благовещенского собора в Сольвычегодске и местные мастера

Город Сольвычегодск являлся административным центром владений Строгановых на протяжении около двухсот лет. Средоточием же строгановской иконописи являлся главный домовой сольвычегодский храм – Благовещенский собор, построенный и украшенный во второй половине XVI века. Именно он являлся основным местом для пребывания известных на данный момент программных произведений строгановской живописной школы, число которых к моменту его основания превышало сотню, а сейчас почти двукратно уменьшилось. На данный момент в соборе сохранилось много местных икон большого размера, среди которых все иконы иконостаса местного ряда, настолпные, а также некоторые из настенных.

Все остальные иконы Благовещенского собора, исполненные по заказу Никиты Григорьевича Строганова можно разделить на три разнохарактерные подгруппы.

3.1 Первая подгруппа икон

Своеобразна также и манера цветовой разработки контуров горок. Как правило, с правого бока горок по зелёным и жёлтым цветам используются киноварные притенения, частично охватывающие пятачок вершины горки, а затем плавно спускающиеся вниз. Характерна и сама манера притенения – свободная диагональная штриховка, перпендикулярная общему контуру.

В целом пластический язык икон этой подгруппы подразумевает избегание чрезмерной геометризации форм и стремление к их тяжеловесности. При этом монументальность обусловлена в основном пластическим характером изображения горок и архитектуры.

3.2 Вторая подгруппа икон

Главным же различием между группами является колорит. Большинство икон второй подгруппы выполнены в ярком колорите в отличие от сдержанных икон первой подгруппы. Зачастую здесь применяется розовый цвет, используемый при написании одежд и архитектуры. Данный розовый цвет в сочетании с голубым и золотом, переходящие из иконы в икону, создают общее колористическое впечатление сгармонированности для всей подгруппы. При этом вторая подгруппа лишена богатства оттенков, присущего первой.

3.3 Третья подгруппа икон

Данная группа не однородна относительно индивидуальных особенностей художественного образа. Тем не менее, среди объединяющих особенностей примечателен выполненный тусклыми белилами специфический тонкий рисунок. Иконам третьей подгруппы присуще несвойственное иконам первых подгрупп ощущение лёгкости, чему способствуют особенности колорита данных икон, строящегося на сочетании светлых, жидко положенных прозрачных колеров.

Усиливается плоскостная трактовка фигур, чему сопутствует изменение их пластики – силуэты обобщаются, пропорции удлиняются, в движениях появляется плавность, изящность, манерность, также несвойственная иконам первых подгрупп.

Итак, у всех трёх подгрупп прослеживается общность технических приёмов и систем изображения несмотря на широкую стилистическую амплитуду. Скорее всего, стилевые различия между подгруппами обуславливаются временной последовательностью создания икон, так как иконы первой подгруппы восходят к 50-60 годам XVI века, второй – к 70-90 годам, а третьей – к началу XVII столетия. Тем не менее их общность говорит о том, что производились они в одной мастерской, пусть и в разное время.

3.4 Другие иконы

Помимо основных трёх типических подгрупп икон в Благовещенском соборе Сольвычегодска присутствуют и иные иконы, отличные как от первых трёх подгрупп, так и между собой.

При всей непохожести и разрозненности икон Благовещенского собора в Сольвычегодске ясно то, что их создателями был выработан некий новый стилистический тип изобразительного языка, что принципиально выделило произведения строгановской школы иконописи среди других икон этого времени.

Итог показывает, что строгановская школа иконописи ни в коем случае не является местным художественным явлением. Она представляет собой начальный этап периода маньеризма во всей древнерусской иконописи. Но западный маньеризм в строгановской иконописи удивительным образом слился с местными художественными течениями, создав совершенно новый художественный язык, отличный и от московской и от новгородской иконописных школ. В строгановском художественном языке нашли своё отражение и византийские мотивы, и элементы западной гравюры, и колорит восточных миниатюр, сплавленные под влиянием русских декоративных подходов XV века.

В строгановских иконах формальный аспект живописи, её внешняя эстетизация приобретает довлеющее значение над духовной первоначальной составляющей иконописи. Но лишь в худших своих проявлениях строгановская иконопись переходит в область голого формализма, украшательства ради украшательства. Истинные же шедевры строгановской школы используют свою визуально-эстетическую составляющую как новый инструмент воздействия на психологию зрителя и приобщения его к высоким библейским ценностям. И это не случайность – ведь на рубеже XVI – XVII веков постепенно меняется и мировоззрение всего русского населения, что требует и изменения в сфере иконописи.

Именно произведения строгановской иконописи стали предметом коллекционирования и отношения к ним как к произведениям искусства. Строгановская школа стала воплощением нового европеизированного стиля русского иконописного искусства, оказав влияние на всю последующую русскую иконопись.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->


Особенности

  • Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи, впечатления живой натуры)
  • Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов
  • Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов
  • Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги
  • Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

Монументальная живопись

  • росписи Грановитой и Патриаршей палат Московского Кремля
  • стенопись Спасо-Преображенской церкви в Больших Вяземах
  • стенопись церкви Благовещения в Сольвычегодске
  • часть росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которая датируется концом XVI века

Литература

  • История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с. ISBN 5-85200-124-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Годуновская школа иконописи" в других словарях:

Строгановская школа иконописи — Икона Строгановской школы. Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1620 е, ГТГ … Википедия

Художественные направления и группы Стили — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Художественные группы и движения — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Художественные стили — Художественные стили, направления и группы Это … Википедия

Ипатьевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Ипатьевский монастырь Ви … Википедия

Ипатьевский монастырь (Кострома) — Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Ипатьевский монастырь (Свято Троицкий Ипатьевский) православный мужской монастырь Русской Церкви в Костромской епархии. Находится в городе Костроме, на стрелке между реками Волгой и Костромой. Впервые… … Википедия

Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… … Википедия

Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись развивавшеес … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: