Алгоритм заключения готовности ребенка к поступлению в школу следующий

Обновлено: 05.07.2024

В функциональные обязанности врача ДДУ входит совместная с педагогом, работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

Школьной зрелостью следует называть уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми сложностями школьного обучения. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.

к Порядку прохождения

осмотров, в том числе при поступлении

в образовательные учреждения

и в период обучения в них,

от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Раздел 2. Перечень исследований при проведении

предварительных медицинских осмотров

│ N │ Перечень типов │ Осмотры врачами- │ Лабораторные, │

│ п/п │ образовательных │ специалистами │ функциональные и иные │

│ │ учреждений, при │ │ исследования │

│ │ поступлении в │ │ │

│ │ которые проводятся │ │ │

│ │ предварительные │ │ │

│ │медицинские осмотры │ │ │

│ │ несовершеннолетних │ │ │

│1. │Общеобразовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │(начального общего, │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │основного общего, │Детский хирург │Исследование уровня │

│ │среднего (полного) │Детский стоматолог │глюкозы в крови │

│ │общего образования) │Травматолог-ортопед │Анализ кала на яйца │

│ │образовательные │Офтальмолог │глистов │

│ │учреждения │Оториноларинголог │Ультразвуковое │

│ │ │Психиатр детский │исследование органов │

│ │ │Акушер-гинеколог │брюшной полости, │

│ │ │Детский уролог- │сердца, щитовидной │

│ │ │андролог │железы и органов │

│2. │Образовательные │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │учреждения │Детский хирург │Общий анализ мочи │

│ │начального │Детский стоматолог │Исследование уровня │

│ │профессионального, │Детский уролог- │глюкозы в крови │

│ │среднего │андролог │Ультразвуковое │

│ │профессионального, │Детский эндокринолог │исследование органов │

│ │высшего │Невролог │брюшной полости, │

│ │профессионального │Травматолог-ортопед │сердца, щитовидной │

│ │образования │Офтальмолог │железы и органов │

│ │Специальные │Оториноларинголог │репродуктивной сферы │

│ │(коррекционные) │Акушер-гинеколог │Электрокардиография │

│ │образовательные │Психиатр подростковый │Флюорография легких (с │

│ │учреждения для │ │возраста 15 лет) │

│ │детей-сирот и детей,│ │ │

Критерии готовности к обучению ребенка в школе:

Медицинские :

2.Уровень резистентности: хороший - не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

3.Состояние здоровья: группа здоровья I, II или III в состоянии компенсации



Психолого-педагогические:

1.Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Ирасека от 3 до 5 баллов.

2.Сформированность школьных умений и навыков.

3.Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.

4.Качество звукопроизношения без дефектов.

5.Уровень психического развития, соответствующий возрасту.

Оценка результатов теста Керна-Ирасека

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы. (возможна шапка или шляпа), уши; на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

2 балла - выполнение всех требований, как при оценке в один балл. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.


Рис.1. Рисунок человека, нарисованный ребенком

1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов - каракули.

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более, чем вдвое.

2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла - группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов - каракули.


Рис.2. Рисунок текста, написанного ребенком


Рис.3. Рисунок точек, нарисованный ребенком

Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение заданий 2-5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый. С оценкой 6-7 баллов - зреющий, вариант А (прогноз благоприятный). С оценкой 6-9 баллов - зреющий, вариант Б (прогноз условно благоприятный). Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Исследование качества произношения.

Пример:рак – ведро - топор; жук – лыжи - нож; щетка – ящерица - плащ.

Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.

Дети, готовые к обучению в школе:

Дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна-Ирасека от 2 до 5 баллов). Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.

Условно готовые к обучению в школе.

Дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, биологический возраст отстает от паспортного, имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости (тест Керна-Ирасека равен от 6 до 7 баллов, "зреющий" вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Ирасека от 6 до 9 баллов -"зреющий" вариант-Б (прогноз условно благоприятный). Имеют один или два дефекта произношения.

Не готовые к обучению в школе.

Дети имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна-Ирасека - 10 и более баллов). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, эти дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.

Адаптация к школе — довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты:

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5—6 недель, т.е. этот период продолжается до 10—15 октября, а наибольшие сложности возникают на 1-4-й неделе.

Критерии адаптации ребенка к школе.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Установлено, что с возрастом структура дизадаптационных проявлений изменяется. Если у детей раннего возраста основным дизадаптационным проявлением являются ОРЗ, то у дошкольников – в равной степени ОРЗ и невротические реакции. По этим критериям выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой:

При легкой адаптации напряженность функциональных систем организма ребенка снижается в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия в виде легких ОРЗ и умеренно выраженных невротических реакций.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. Уже к концу 1-й четверти у них отмечаются выраженные невротические реакции и неврозы: нарушения психического здоровья, которые проявляются в виде различных страхов, нарушений сна, аппетита, чрезмерной возбудимости, или, наоборот, вялости, заторможенности. Возможны жалобы на усталость, головные боли, обострение хронических заболеваний и т.п. Значительные нарушения в состоянии, здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Готовность ребенка к обучению определяется врачом дошкольного учреждения и педиатром поликлиники в 2 этапа. Первое обследование детей проводится в октябре – ноября года, предшествующего поступлению в школу (в возрасте 5 – 6 лет в подготовительной группе). Дошкольникам, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья и отставание в развитии школьно-необходимых функций, назначают комплекс лечебных, оздоровительных мероприятий и комплекс упражнений по коррекциивыявленных нарушений.Повторное исследование проводят в год поступления в учебное заведение (в апреле-мае), после которого выносят окончательное решение о готовности ребенка к школе.

Определение готовности детей к обучению в школе проводится по следующим критериям:

· уровень биологического развития (темпы прорезывания постоянных зубов, оценка физического развития, прибавка длины тела за последний год);

· состояние здоровья в момент осмотра;

· острая заболеваемость за предшествующий год.

· результаты выполнения теста Керн-Ирасека;

· оценка качества звукопроизношения;

Тест Керн-Ирасека.

Тест Керн-Ирасека позволяет определить уровень психического развития ребенка, состояние его условно-рефлекторной деятельности, являющиеся основой усвоения обучения и воспитательных действий, а также степень развития моторики, то есть аппарата мелких мышц кисти. Он состоит из следующих заданий:

а) нарисовать человека;

в) срисовать группу точек.

Каждое задание оценивается по баллам от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Исследование качества звукопроизношения

К моменту поступления ребенка в школу у ребенка должна быть сформирована речь и не должно быть дефектов звукопроизношения, так как от правильности речи во многом зависит последующая грамотность школьника.

Для определения чистоты речи ребенку предлагается по картинкам перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группе:

· сонорных – Р твердое и мягкое, Л твердое и мягкое;

· свистящих – Т твердое и мягкое, З твердое и мягкое;

· шипящих Ц, Ж,Ш, Ч, Щ.

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова, например:

рак – ведро – топор; река – гриб – фонарь;

лопата – белка – стул; лейка – олень – соль;

самолет – бусы – колос; сито – гуси – лось;

заяц – коза – воз; зима – газета – витязь.

При проведении исследования фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющихся у данного ребенка. Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания (обозначается знаком минус).

Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6\8 круга и отклонений не более 2-х раз.

Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Статья содержит методики и вопросы для определения готовности ребенка к школе.

ВложениеРазмер
rabota_trukhanovoy.docx 15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Трухановой Н.Е., воспитатель ГБОУ СОШ №323

Характеристика дошкольника по вопросу готовности к школе

Объект исследования: дошкольник в возрасте 6,2 лет (женский пол).

Раздел 1. Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Для определения физиологической готовности ребенка к школе, мной были проведены следующие методики:

По результатам исследования у ребенка было выявлено следующее:

  1. постоянных – четыре зуба;
  2. ребенок относится к первой группе здоровья;
  3. уровень развития мелкой моторики соответствует возрастной норме;
  4. нарушений в работе головного мозга – не обнаружено.

Раздел 2. Социальная (личностная) готовность ребенка к обучению в школе.

Для определения личностной готовности ребенка к школе мной были проведены следующие методики:

По результатам исследования было выявлено следующее:

  1. у дошкольника адекватная самооценка;
  2. при решении трудных ситуаций ребенок ориентировался на себя и проявлял высокий самоконтроль;
  3. анализ анкеты для родителей выявил сложности в отношениях между родителями и ребенком. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку.

Раздел 3. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Для определения психологической готовности ребенка к школе, мной были проведены следующие методики:

По результатам исследования было выявлено следующее:

- речевые знания и умения:

дошкольник владеет речью, знает буквы, умеет читать, грамотически правильно строит фразы, владеет большим словарным запасом, хорошо развитым фонематическим слухом, четко произносит звуки;

- математические знания и представления:

По результатам обследования можно сказать, что у ребенка сформирована психолого-педагогическая готовность к школе.

Также выявились сложности в общении у ребенка с родителями. Поэтому я рекомендую родителям:

- измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнению и суждениям;

- старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты.


РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.


"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед.

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин.

1. Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардио-ревматолог, эндокринолог, дермато-венеролог и др.) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям 3 и 5 лет.

2. Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе.

3. Всем детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов.

4. Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в медицинской карте ребенка (учетная форма N 026/у), которая передается в школу к началу учебного года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Поход в школу становится испытанием для каждого дошкольника: меняется режим, появляются новые задания и занятия, воспитателя меняет учитель. Родители, рассказываем, как подготовить ребёнка к школе, чтобы не испортить ему жизнь на 11 лет.

Познакомить ребенка с новыми условиями

Рассказать о школе или показать ее. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Возможно, во время самоизоляции в школу вас не пустят, но на многих сайтах школ есть виртуальные туры по кабинетах и коридорам. Можно найти фотографии школы или даже посмотреть маршрут в гугл картах. Это важно: если ребёнку знакома новая обстановка, у него снизятся тревожность и стресс.

Показать маршрут до школы. С этим проще, можно гулять каждый день, изучать дороги к школе, объяснять по пути, кто будет провожать ребёнка в школу, во сколько вы будете вставать, во сколько забирать его из школу.

Приучить к новому режиму дня. Теперь ребёнок вряд ли будет спать днем и утром: у него не будет прогулок. Также теперь он будет заниматься циклами: урок — перемена. Попробуйте заниматься дома по звонку, пусть ребёнок привыкнет к этому звуку и к формату работы.

Проверить познавательную готовность к школе

В идеале (но не по закону, конечно) ребёнок должен идти в школу, когда он к этому готов. Готовность делится на физическую, психологическую и познавательную. Физическую проверит врач на обязательном медосмотре, а познавательную и психологическую родители могут отследить самостоятельно или сходить на бесплатную диагностику.

Проверить мотивацию к учению. Ребенок должен хотеть получать новые знания, иначе в школе ему будет скучно. Если ребёнок любопытен, читает или просит читать ему книги, интересуется одной или несколькими темами, собирает на прогулке листья, он скорее всего готов получать новые знания.

"Подтянуть" зрительно-двигательную координацию. Ребенку в школе придётся писать, для этого должны быть хорошо отработана связь "рука-глаз". Проходите лабиринты, рисуйте по пунктиру и шаблонам, раскрашивайте — это подготовит ребёнка к школьным прописям.

Проверить логическую и произвольную память. У дошкольников хорошо развиты механическая и непроизвольная память. То есть ребёнок запоминает только интересное и иногда знает стихи наизусть, но не понимает их смысла. В школе потребуется запоминать по требованию учителя и знать смысл каждого текста. Просите ребёнка пересказывать сказки, задавайте ему вопросы и просите его задавать вопросы к тексту.

Рассказать о том, зачем нужна школа и новые знания. Некоторые дети любят узнавать новое, но сопротивляются самой идее школы. Они не понимают, зачем ходить куда-то на занятия, сидеть за партой, выполнять домашние задания. Нужно рассказать им об обязательном образовании, о том, что чаще его получают в специальных организациях с профессиональными учителями. Но если ребёнку уже 8 лет, а он все ещё сопротивляется, подумайте о семейном обучении.

Научить рассказывать другим людям о своих проблемах. Особенно это нужно сделать с детьми, которые не ходили в детский сад и мало общались с другими взрослыми кроме родителей. В школе родных не будет, но помощь может потребоваться, поэтому ребёнок должен не стесняясь рассказывать о своих желаниях учителям и другим "школьным" взрослым.

Понять, насколько он конфликтен с людьми. Конфликты будут возникать, это неизбежно: с учителями, одноклассниками, другими людьми. Ребенок должен по-разному вести себя в конфликте : мириться, отступать, не сдаваться и так далее. Ещё лучше, если вы объясните ребёнку, в каких ситуациях можно упираться, в каких лучше отступить. Также неплохо понять, насколько ребёнок быстро отходит от конфликтов, насколько быстро заводится. Если он слишком конфликтен, стоит обратиться за помощью.

Чего точно не нужно делать перед поступлением в первый класс

Экстренно учить ребенка читать, писать и считать. По ФГОС этому ребёнка должны научить в школе. Если вы не чувствуете в себе или ребенке сил, пусть этим занимаются профессионалы. Но правильное эмоциональное и психологическое состояние , это точно с вас.

Внушать ребенку, что учителя нужно слушаться всегда. Учитель, как и любой человек, тоже может быть не прав. Расскажите ребёнку, что спорить с учителем можно, особенно когда он нарушает границы ребёнка, ругает его, навешивает ярлыки, требует невозможного.

Заставлять ребенка быть взрослым. Ребенок не меняется за день: он продолжит играть, будет отвлекаться, уставать. Это нормально и даже если учителя будут жаловаться, ребёнка не нужно ругать. Скорее обратите внимание, если у ребёнка есть трудности, и сходите с ним специалиста.

Читайте также: