К табельным средствам пожаротушения в школе относятся

Обновлено: 02.07.2024

Цель работы: изучить основные требования пожарной про­филактики в школе, научить пользоваться первичными средст­вами пожаротушения, определять нормы их запаса для школ и других объектов.

Общие сведения

Пожарная безопасность — это состояние объекта, при кото­ром исключается возможность пожара, а в случае его возник­новения предотвращается воздействие на людей опасных фак­торов пожара и обеспечивается защита.

1.1. Пожарная профилактика в школе.

В основе пожарной профилактики — исключение условий, необходимых для горения, и использование принципов обеспе­чения безопасности.

Противопожарное состояние учебно-воспитательных учреж­дений должно отвечать требованиям основных условий пожар­ной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Министерством просвещения СССР 3 января 1969 г. Ответственность за противопожарное состояние школы возложена персонально на ее директора. Однако каждый работ­ник школы обязан заботиться о соблюдении норм пожарной безопасности.

В школах организуются добровольные пожарные дружины из преподавателей и обслуживающего персонала, кроме этого, из числа учащихся — юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД). Членов ЮДПД — школьников — к непо­средственной ликвидации огня привлекать нельзя, их ис­пользуют для организации порядка и в профилактической работе. С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал проводятся занятия по вопросам преду­преждения и тушения пожаров. Один раз в четверть с учащи­мися старших классов должны проводиться во внеурочное время специальные занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов — беседы по изучению пожарной безопасности в школе и дома.

В каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и на других объектах на видном месте должны быть вывешены противопожарная инструкция и табличка с фамилией ответст­венного за пожарную безопасность. Все обучающиеся обязаны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. Ответст­венность за противопожарное состояние кабинетов, лабора­торий, мастерских и других объектов возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующего учеб­ной частью и т.д.

Первичной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения при пожарах является спасение жизни детей.

В целях противопожарной профилактики в школах необхо­димо [9] иметь:

— запасы воды для тушения пожара;

— количество эвакуационных выходов из помещений любо го этажа — не менее 2;

— свободные от посторонних предметов эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры;

— открывающиеся наружу двери эвакуационных выходов.

В период нахождения детей в зданиях двери выходов допус­кается запирать только изнутри с помощью легко открываемых запоров (задвижек, крючков);

— от двери каждого эвакуационного выхода должно иметься по два ключа (один у дежурной, второй — в определенном месте, известном всему обслуживающему персоналу);

— не разрешается устанавливать металлические решетки на окнах в классах, в учебных мастерских и кабинетах;

— в многоэтажных школьных зданиях на первых этажах следует располагать детей младшего школьного возраста;

— на территории школы запрещено разводить костры;

— запрещено оклеивать классы обоями, окрашивать стены и потолки масляными и нитрокрасками;

— в помещениях, где проводятся массовые мероприятия, запрещается: курить, загромождать и закрывать двери эвакуа­ционных выходов, закрывать окна ставнями, решетками, впус­кать в помещение людей, превышающих расчетное (вместимость зрительных и актовых залов рассчитывается, исходя из площади на одного зрителя не менее 0,7 м 2 );

— весь пожарный инвентарь (огнетушители, ящики с пес­ком, бочки с водой, лопаты, ломы, багры, топоры, лестница, кошма, внутренние пожарные краны) должен содержаться в исправном состоянии.

Преподаватели и обслуживающий персонал должны знать расположение пожарного инвентаря и уметь им пользоваться.

1.2. Действия преподавателя и лаборанта при возникновении пожара.

При возникновении пожара необходимо:

1) Немедленно вызвать пожарную помощь по телефону 01.

2) Подать сигнал пожарной тревоги — продолжительный прерывистый звонок.

3) Принять меры для эвакуации из помещения, где возник пожар, в первую очередь детей младшего возраста.

4) Проверить эвакуированных по количеству и по списку.

6), Одновременно приступить к тушению пожара своими силами и имеющимися средствами пожаротушения.

7) Для встречи вызванной пожарной части выделить из персонала школы ответственного, который должен четко ин­формировать начальника прибывшей пожарной части о том, в каких помещениях еще остались неэвакуированные.

На случай возникновения пожара и спасения людей в каждой школе должен быть разработан план эвакуации и распределены обязанности персонала.

1.3. Средства и способы тушения пожара.

Пожаром называется неконтролируемое горение, нанося­щее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоро­вью людей. Горение, потушенное в самой начальной стадии без нанесения ущерба, называют возгоранием.

Горение представляет собой сложный химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением, в основе которого лежит реакция окисления горя­чих веществ, т.е. соединения их с кислородом воздуха или другими окислителями (фтор, бром, хлор, и др.). Для возник­новения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник загорания. Горение прекращается, если нарушить какое-либо из этих условий. Обычно в воздухе содержится 20,95% кислорода. Для поддерживания реакций горения достаточно 16%, а при более низкой концентрации происходит тление горючих веществ, которое прекращается при содержании кислорода в воздухе менее 8%. Один из основных способов подавления горения — снижение концен­трации кислорода в воздухе путем введения в зону горения инертных газов, паров и аэрозолей негорючих веществ.

Прекратить горение можно также охлаждением зоны горе­ния ниже температур самовоспламенения, воспламенения; изоляцией очага горения от воздуха; ингибированием горе­ния, т. е. интенсивным торможением скорости химических реакций в пламени. В соответствии с этим все огнетушащие вещества делятся на:

— разбавляющие (инертные газы, водяной пар, диоксид углерода и др.);

— охлаждающие (вода, водяные растворы солей, твердый диоксид углерода, пена и др.);

— изолирующие (пена химическая и воздушно-механичес­кая или смесь их, вода с загустителями, порошковые состав, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);

— химические, тормозящие реакцию горения (хладоны — галоидированные углеводороды, некоторые марки порошковых составов и др.).

Большинство огнетушащих веществ обладают комбиниро­ванным воздействием на горение. В табл.1 приведены рекомен­дации по выбору эффективных огнетушащих веществ в зависи­мости от характеристики горючей среды и класса пожара.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Класс пожара Характеристика горючей среды или объекта Огнетушащее средство
А Обычные твердые сгораемые вещества и материалы (дре­весина, бумага, текстиль, уголь, резина и др. Все виды огнетушащих средств и прежде всего вода
В Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости и плавя- Вода распыленная, пены всех видов:
Класс пожара Характеристика горючей среды или обьекта Огнетушащее средство
щиеся при нагревании твер­дые вещества и материалы (бензин, спирт, мазут, лаки, краски, стеарин, каучук, синтетические материалы) газовые составы — хладоны, порошки
С Горючие газы (водород, аце­тилен углеводороды) Газовые составы — хладоны; инертные раз­бавители (СО2, Н2); порошки, вода для охлаждения
Д Металлы и их сплавы (каль­ций, калий, натрий, магний, титан, алюминий, цинк, гид­раты, карбиты и др.) Порошки
Е Электроустановки и оборудо­вание, находящееся под на­пряжением Газовые составы — хладоны, инертные раз­бавители, порошки

* МСИСО — международная система индивидуальных средств огнетушения

Самое распространенное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и отнимает тепло у горящего вещества. При испарении воды ее объем значительно увеличивается (в 1700 раз), образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Смоченные водой поверхнос­ти горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. Однако вода имеет невысокое смачивающее свойство, поэтому в нее добавляют мыло, синтетические растворы и др.; она замерзает при 0°С; электропроводка, поэтому ее нельзя использовать для тушения пожаров электроустановок, находя­щихся под напряжением. При попадании воды на карбит кальция образуется пожаро- и взрывоопасный газ — ацетилен, а при попадании ее на негашеную известь выделяется значи­тельное количество тепла, под действием которого могут вос­пламеняться находящиеся вблизи горючие материалы. Мало­эффективно тушение нераспыленной струей воды горючих жидкостей легче воды (бензин, керосин и т.п.), так как они всплывают на ее поверхности и увеличивают тем самым размер пожара. Из-за плохой смачиваемости ее нецелесообразно ис­пользовать для тушения хлопка и шерсти в тюках.

Для тушения электроустановок, находящихся под напряже­нием, используют углекислоту. Углекислый газ создает вокруг очага горения зону с пониженным содержанием кислорода. Углекислотой нельзя тушить этиловый спирт, в котором она растворяется; натрий; калий; бериллий; титан; горящие в атмосфере СО2; а также химические соединения, способные гореть без доступа воздуха (хлопок, целлулоид, кинопленка, термит).

Для ликвидации небольших очагов пожара при горении веществ, не поддающихся тушению другими средствами, при­меняют твердые инертные вещества в виде порошков (двуугле­кислая и углекислая сода, поташ, квасцы, твердая двуокись углерода, песок, земля и др.). Порошок своей массой или образующейся при плавлении пленкой изолирует зону горения от горючего вещества. Это единственное средство для тушения горения щелочных металлов, урана, тория, ураноорганических соединений. Порошок обычно хранят в ящиках или ведрах. Лопатой или совком порошок слоем в несколько сантиметров наносят на горящее вещество.

Для своевременной ликвидации загораний силами обслужи­вающего персонала все учебные помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответ­ствии с установленными нормами (см.разд.II).

К первичным средствам пожаротушения относятся огнету­шители, гидропомпы (небольшие поршневые насосы), внутрен­ние пожарные краны, ведра, бочки с водой, лопаты, ящики с песком вместимостью 0,5; 1 и 3 м 3 ; асбестовые палатки, войлоч­ные маты, кошмы (размер 1x1 м, 2x1,5 м, 2x2 м), ломы, пилы, топоры. Противопожарный инвентарь группируют на специальных щитках. Щиты располагают в видных и доступных местах вблизи объектов наиболее вероятного их применения. На каждом щите должно быть не менее 2 топоров, ломов, лопат, огнетушителей, железных багров, ведер, возле щита должен находиться ящик с песком емкостью не менее 0,5м 3 . Инвентарь окрашивают в красный цвет, надписи и щит делают белыми.

Кошмы (грубое шерстяное или асбестовое полотнище) под­вешивают в свернутом виде на стене в металлическом футляре в заметном и доступном месте, раз в месяц сушат и очищают от пыли. Их применяют для тушения загораний с малой площа­дью горения.

Рукава внутренних пожарных кранов должны быть сухими, скатанными, один конец рукава должен примыкать к стволу. Они располагаются в опломбированных шкафах на высоте 1,35 м от уровня пола. Каждые 6 месяцев необходимо осуществлять проверку кранов на работоспособность.

К размещению огнетушителей в помещении предъявляются следующие требования: высота подвески — не более 1,5м (или на полу) до нижнего торца огнетушителя; расстояние от крана двери при ее открывании — не менее 1,2; инструктивная подпись на его корпусе должна быть видна. Газовые огнетуши­тели необходимо предохранять от нагревания. Пенные в зимнее время необходимо переносить в отапливаемые помещения. Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием учащихся

должны быть обеспечены пожарной мотопомпой, которую обслуживает специальное выделенное лицо.

Огнетушители служат для ликвидации небольших очага возгораний или пожаров в их начальной стадии. По способ! транспортирования огнетушители подразделяют на переносные или ручные, передвижные и стационарные. По вид огнетушащего средства на:

— химические пенные (водные растворы щелочи и кисло ты);

— воздушно-пенные (водные растворы пенообразователя рабочий газ — азот, углекислый газ или воздух);

— углекислотные (сжиженный углекислый газ);

— аэрозольные (парообразующие средства на основе галоидированных углеводородов);

— порошковые (сухие порошки различной рецептуры).

По способу выброса огнетушащего средства: выброс огнетушащего средства происходит под давлением рабочего газа, образующегося в результате химической реакции компонентов заряда; под давлением самого огнегасительного заряда или рабочего газа, находящегося над огнетушащим средством; под давлением рабочего газа, содержащегося в отдельном баллон­чике; при свободном истечении огнетушащего вещества; под давлением энергии направленного взрыва.

По количеству используемого огнетушащего вещества: объе­мы корпусов до 5 л, 10 л и более 10 л. Технические характеристики огнетушителей приведены в прил. 2. В табл. 2 приве­дены области эффективного применения различных огнетуши­телей.

Огнетушители автоматические УАП-А5, УАП-А8, УАГ1-А16, заполненные хладоном 114В2 или порошками ПФ, ПСБ-3, используют для защиты помещений.

Существует еще много других видов огнетушителей. Напри­мер, огнетушитель аэрозольный хладоновый (ОАХ-0,5), хладоновый (OX-3, OX-7), жидкостный (ОЖ-5, ОЖ-10)

Стационарные огнетушители устанавливаются вблизи по­жароопасных объектов и представляют собой обычно цилин­дрические сосуды большой емкости, снабженные катушкой с пожарным рукавом, который в случае пожара протягивается непосредственно к очагу пожара. Передвижные огнетушители имеют один или два баллона, располагающихся на тележке.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Горение — это химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением: тепла и света.

Пожар — это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Взрыв — это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Различают следующие механизмы прекращения горения: физическое воздействие на горение (разбавление концентрации реагирующих веществ, изоляция реагирующих веществ, охлаждение реагирующих веществ) и химическое торможение реакции горения.

Сущность прекращения горения разбавлением концентрации реагирующих веществ заключается в том, что в зону горения направляют негорючие теплостойкие вещества до тех пор, пока образующаяся в зоне реакции смесь станет негорючей. Это достигается с помощью инертных газов, водяного пара, продуктов сгорания, диоксида углерода.

Прекратить процесс горения изоляцией реагирующих Веществ возможно путем отделение горючих веществ или зоны горения от кислорода воздуха. В качестве огнетушащих средств используют войлок, асбест, песок, тальк, землю, химическую и воздушную пену, воду, негорючие газообразные вещества.

Прекратить горение можно, если понизить температуру (охладить) горящие вещества до температуры ниже температуры их воспламенения.

При химическом торможении реакции горения огнегасящие вещества вступают в реакцию с продуктами горения, в результате чего процесс горения замедляется или прекращается. Например, галоидированные углеводороды, разлагаясь при высокой температуре, образуют вещества, вступающие в реакцию с продуктами горения.

Табельные средства пожаротушения в школе (пожарные краны, пенные, углекислотные и порошковые огнетушители, песок, огнезащитная ткань), их устройство, принцип действия, тактико-технические характеристики

К табельным средствам пожаротушения в школе относятся пожарные краны, пенные, углекислотные и порошковые огнетушители, песок, огнезащитная ткань.

Самое распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и проникающей способностью, что обеспечивает ей хорошие огнегасящие свойства. Смоченные водой поверхности горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. При испарении воды ее объем увеличивается в 1700 раз, образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Кроме того, попадая на горящий предмет, вода охлаждает его не только снаружи, но и внутри, проникая в глубь вещества через поры, щели и трещины; при этом понижается температура горящего вещества, компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Водой тушат большинство твердых горючих веществ. Но вода имеет й недостатки: у нее невысокая смачивающая способность; она замерзает при 0 °С, электропроводна, неприменима для тушения горючих жидкостей, которые легче воды (бензин, керосин, дизельное топливо).

Песок служит для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности в небольших количествах, кино- и фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.

Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения.

Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электро- и радиоаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке.

В этом качестве используют противопожарную ткань из асбеста или грубого шерстяного сукна размером 1,5—1,5 м.

Противопожарную ткань используют также для предохранения лица и одежды от воздействия тепловых лучей при приближении к очагу горения. В этом случае, развернув ткань и удерживая ее перед собой, приближаются к горящему предмету и, набросив на него ткань, применяют и другие средства тушения пожара.

По типу огнегасящего вещества существующие огнетушители делят на пенные, газовые и порошковые.

В химически-пенных огнетушителях образование пены в момент их использования происходит за счет химической, реакции, протекающей при смешивании кислотной и щелочной частей заряда. Выделяющийся при реакции газообразный диоксид углерода создает в баллоне повышенное давление, благодаря чему происходит выброс струи пены через специальное отверстие—спрыск. В настоящее время применяют ручные ОХП—10 (химически-пенные огнетушители). Для пуска огнетушителя в работу нужно шпилькой прочистить спрыск, повернуть расположенную на крышке огнетушителя рукоятку до отказа (на 180° в вертикальной плоскости), взять огнетушитель правой рукой за боковую ручку, а левой — за юбку под нижним днищем и быстро перевернуть крышкой вниз (огнетушитель не требует для приведения в действие каких-либо ударов).

Длина выбрасываемой огнетушителем струи пены около 8 м, продолжительность работы — 60—65 с. Пена обладает свойством изолировать горящее вещество от зоны горения и создавать препятствия для поступления кислорода в очаг горения. Пенные огнетушители используют для тушения почти всех твердых веществ и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин и др.). Одним огнетушителем можно потушить горящую жидкость на площади 0,75—1 м2. Этого вида огнетушителями нельзя тушить: загоревшиеся электрические установки и электросети, находящиеся под напряжением, так как пена является проводником электрического тока; щелочные металлы, т. к. они, взаимодействуя с водой, выделяют водород; спирты, разрушающие пену.

К газовым огнетушителям относятся углекислотные, аэрозольные, углекислотно-бромэтиловые. Они предназначены для тушения электрических установок, находящихся под напряжением, двигателей внутреннего сгорания, автомобилей, книг, ценных материалов в музеях, архивах и т. п.

В настоящее время выпускают следующие типы углекислотных огнетушителей: ОУ—2, ОУ—5, ОУ—8. Огнетушитель ОУ состоит из стального баллона вместимостью соответственно 2,5 и 8 л, запорно-пускового приспособления (вентиля) и диффузора (раструба), предназначенного для получения снегообразного диоксида углерода. Огнетушитель заполняют жидкой углекислотой под давлением 6 x 106 Н/м2. При открывании вентиля жидкий диоксид углерода изливается через диффузор, испаряется, занимая в газовой форме объем в 400—500 раз больший. Быстрое испарение приводит к образованию твердого белого порошка — "снега", имеющего температуру — 79 °С. Длина выбрасываемой струи составляет 2—3,5 м, продолжительность работы- 30-40 с.

В последнее время для тушения щелочных металлов, двигателей внутреннего сгорания, электроустановок, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей стали использовать порошковые огнетушители. В качестве огнетушащих веществ в них применяют галоидированные углеводороды. Работа ручных порошковых огнетушителей ОП—1 ("Момент"), ОПС—6 и ОПС—10 основана на принципе выбрасывания огнетушащего порошка под действием сжатых газов, заключенных в баллончике, присоединенном к корпусу огнетушителя. Эти огнетушители могут ликвидировать огонь на 0,1.5—0,25 м2 при продолжительности работы 40—80 с. Этими огнетушителями нельзя тушить твердые и тлеющие материалы.

План пожаротушения, действия по сигналам пожарной опасности

Каждый работник учебного заведения, обнаружив пожар, обязан Немедленно Сообщить об этом в пожарную охрану; указать при этом точное место пожара и наличие в здании людей; до прибытия пожарной помощи учителя и администрация обязаны принять все меры к эвакуации учащихся в безопасное место из помещения, где возник пожар, и из помещений, которым угрожает опасность загорания, и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

Руководитель учебного заведения или другое должностное лицо обязаны: проверить, вызвана ли пожарная команда; совместно с педагогическим (обслуживающим) персоналом организовать эвакуацию учащихся и возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарных частей; по прибытии подразделений пожарной охраны сообщить все необходимые сведения о наличии в здании людей, об очаге пожара, о мерах, предпринятых по его ликвидации.

План эвакуации школьников и имущества

Для обеспечения организованного проведения эвакуации учащихся в случае возникновения пожара заранее разрабатывают план эвакуации людей и имущества. План включает мероприятия, обеспечивающие: своевременное оповещение о пожаре, выход всех людей наружу по кратчайшим безопасным путям, спокойствие и порядок при движении, порядок и последовательность эвакуации имущества и тушения пожара первичными средствами. План эвакуации состоит из двух частей: текстовой (инструкция) и графической. В инструкции излагают обязанности лиц, осуществляющих эвакуацию, порядок исполнения обязанностей. В графической части приводят маршруты движения и соответствующие пояснения к ним.

План эвакуации утверждает руководитель и объявляет приказ по учреждению о вступлении его в действие. Затем он определяет сроки изучения и практической отработки этого плана с сотрудниками. Изучение плана заключается в общем ознакомлении с ним лиц, ответственных за эвакуацию; изучение этими лицами своих обязанностей и порядка выполнения их, практической отработке действий на условном пожаре. План эвакуации составляют в двух экземплярах, один из них вывешивают в помещении, дру-, гой хранят в деле у руководителя школы.

На графической части плана эвакуации направление движения эвакуационных потоков указывают стрелками.

Действия учителя в случае пожара

Во всех случаях возникновения экстремальной ситуации в классе или учебном кабинете учитель обязан: выключить технические средство обучения (кинопроектор, телевизор, магнитофон и т. д.); включить свет в классной комнате или учебном кабинете; принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения; сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами. В случае необходимости оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Пользование первичными средствами пожаротушения

Продолжительность 4 часов

активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;

формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

2.1. 1. Первичные средства пожаротушения. Назначение и местонахождение первичных средств пожаротушения.

Здания, сооружения, помещения, технологические установки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ящиками с песком, покрывалами из негорючего теплоизоляционного полотна, грубо льняной ткани или войлока, другим пожарным инструментом, которые используются для локализации и ликвидации пожаров в начальной стадии их развития.

Нормы состояния первичных средств пожаротушения для объектов следует устанавливать в соответствии с нормами технологического проектирования, Типовыми нормами принадлежности огнетушителей (НАПБ Б.ОЗ .001-2004) и Правилами пожарной безопасности в Украине.

Когда от пожара защищаемые помещения с персональными компьютерами, то следует учитывать специфику огнетушащих веществ в огнетушителях, которые приводят во время тушения к порче оборудования. Эти помещения рекомендуется оснащать углекислотными огнетушителями с учетом ограниченной допустимости концентрации огнетушащего вещества.

Для указания местонахождения первичных средств пожаротушения следует устанавливать соответствующие знаки в соответствии с действующими государственными стандартами. Знаки следует размещать на видных местах на высоте 2-2,5 м от уровня пола как внутри, так и вне помещений (в случае необходимости).

Переносные огнетушители должны размещаться путем:

навешивания на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточный для ее полного открывания;

установление в пожарные шкафы пожарных кранов, или в специальные тумбы;

навешивание огнетушителей на кронштейны, размещение их в тумбах или пожарных шкафах должны обеспечивать возможность прочтения маркировочных надписей на корпусе.

Огнетушители, ввод которых в эксплуатацию разрешено, должны иметь:

а) учетные (инвентарные) номера по принятой на объекте системой нумерации;

б) пломбы на устройствах ручного пуска;

в) бирки и маркировочные надписи на корпусе, красное сигнальное окрашивание в соответствии с государственными стандартами.

Зарядка и перезарядка огнетушителей всех типов должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Огнетушители заряженные, в которых масса огнетушащего заряда или давление среды является меньшим или большим от номинальных значений на 5% (при температуре 20 0 С), подлежат дозарядке (перезарядке).

Использованы огнетушители, а также огнетушители с сорванными пломбами необходимо немедленно направлять на перезарядки или на проверку.

Огнетушители, установленные за пределами помещений или в неотапливаемых помещениях и не предназначены для эксплуатации при минусовых температурах, следует снимать на холодный период года. В таких случаях на пожарных щитах надо поместить информацию о расположении ближайшего огнетушителя.

Правила использования первичных средств пожаротушения.

По виду огнетушащего вещества огнетушители подразделяются на: водяные, пенные, порошковые, углекислотные, хладоновые, комбинированные.

Все объекты укомплектованы двумя типами огнетушителей - углекислотными и порошковыми.

В зависимости от класса пожаров используются следующие типы огнетушителей:

класс пожара А (горение твердых веществ) - порошковые огнетушители;

класс пожара В (горение жидких веществ) - порошковые, углекислотные огнетушители;

класс пожара С (горение газообразных веществ) - порошковые огнетушители;

класс пожара В (горение металлов) - порошковые, углекислотные огнетушители;

класс пожара Е (горение электроустановок) - углекислотные огнетушители.

Время выхода огнетушащего вещества, как с углекислотного, так и из порошкового огнетушителя ограничен и составляет от 12 до 18 секунд. Поэтому, следует помнить, что огнетушитель эффективен для тушения пожара (очага пожара) в начальной стадии ее развития, когда площадь пожара и задымления помещения незначительные.

Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо:

удалить предохранительную чеку;

нажать на рычаг или повернуть маховик вентиля, при этом огнетушащее вещество из корпуса по сифонной трубке через раструб подается на очаг пожара.

Для приведения в действие порошкового огнетушителя необходимо:

удалить предохранительную чеку;

нажать на кнопку с иглой;

нажать на рычаг;

Показать работникам местонахождение на объекте огнетушителей и провести теоретическое и практическое отработки правил их использования. Внутренний противопожарный водопровод

Каждый пожарный кран должен быть укомплектован пожарным рукавом одинакового с ним; диаметра и стволом, кнопкой дистанционного запуска пожарных насосов (при наличии таких кранов), а также рычагом для облегчения открытия вентиля. Элементы соединения пожарного крана, рукавов и ручного пожарного ствола должны быть однотипными.

Пожарный рукав необходимо удерживать сухим, составленным в "гармошку" или двойную скатку, присоединенным к крану и ствола и не реже одного раза в шесть месяцев перекантовывать. Использование пожарных рукавов для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, не допускается. Пожарные краны должны размещаться во встроенных или навесных шкафах, которые имеют отверстия для проветривания и приспособлены для опломбирования и визуального осмотра их без вскрытия. На дверце пожарных шкафов с внешней стороны должны быть указаны после буквенного индекса пожарного крана "ПК" порядковый номер крана и номер телефона для вызова пожарной охраны.

Пожарные краны не реже одного раза в шесть месяцев подлежат техническому обслуживанию и проверке на работоспособность путем пуска воды с регистрацией результатов проверки в специальном журнале учета технического обслуживания.

Пожарные краны должны постоянно быть исправными и доступными для использования.

В помещении, где установлены насосы-повысители, должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе следует предоставлять информацию об их назначении. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией.

Электрифицированы задвижки должны проверяться не реже двух раз в год, а пожарные насосы - ежемесячно и удерживаться в постоянной эксплуатационной готовности.

Не реже одного раза в месяц должна проверяться надежность перевода пожарных насосов с основного не резервное электроснабжение с регистрацией результатов в журнале.

Назначение установок автоматической пожарной сигнализации и установок пожаротушения.

Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) предназначена для обнаружения признаков пожара на ранней (начальной) стадии ее возникновения и подачи сигнала о пожаре на пульт пожарной сигнализации, который устанавливается в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.

Системы автоматической пожарной сигнализации оборудуются пожарными оповестителями, которые реагируют на появление дыма (дымовые оповестители) или на повышение температуры выше + 70 С (тепловые оповестители). Пожарные оповестители должны функционировать круглосуточно. В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в отрасли связи, объекты электросвязи, как правило, следует оборудовать дымовыми оповестителями.

Установки автоматического пожаротушения предназначены для тушения пожаров в помещениях. Установки автоматического пожаротушения могут быть газовые, порошковые, водяные, пенные. Установка автоматического пожаротушения приводится в действие автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в случае возникновения пожара в помещении, где она смонтирована.

Ознакомить работников с установками АПС и пожаротушения, которые смонтированы на объекте.

Характеристика огнегасящих средств

Горение — это химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением: тепла и света.

Пожар — это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Взрыв — это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Различают следующие механизмы прекращения горения: физическое воздействие на горение (разбавление концентрации реагирующих веществ, изоляция реагирующих веществ, охлаждение реагирующих веществ) и химическое торможение реакции горения.

Сущность прекращения горения разбавлением концентрации реагирующих веществ заключается в том, что в зону горения направляют негорючие теплостойкие вещества до тех пор, пока образующаяся в зоне реакции смесь станет негорючей. Это достигается с помощью инертных газов, водяного пара, продуктов сгорания, диоксида углерода.

Прекратить процесс горения изоляцией реагирующих Веществ возможно путем отделение горючих веществ или зоны горения от кислорода воздуха. В качестве огнетушащих средств используют войлок, асбест, песок, тальк, землю, химическую и воздушную пену, воду, негорючие газообразные вещества.

Прекратить горение можно, если понизить температуру (охладить) горящие вещества до температуры ниже температуры их воспламенения.

При химическом торможении реакции горения огнегасящие вещества вступают в реакцию с продуктами горения, в результате чего процесс горения замедляется или прекращается. Например, галоидированные углеводороды, разлагаясь при высокой температуре, образуют вещества, вступающие в реакцию с продуктами горения.

Табельные средства пожаротушения в школе (пожарные краны, пенные, углекислотные и порошковые огнетушители, песок, огнезащитная ткань), их устройство, принцип действия, тактико-технические характеристики

К табельным средствам пожаротушения в школе относятся пожарные краны, пенные, углекислотные и порошковые огнетушители, песок, огнезащитная ткань.

Самое распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и проникающей способностью, что обеспечивает ей хорошие огнегасящие свойства. Смоченные водой поверхности горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. При испарении воды ее объем увеличивается в 1700 раз, образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Кроме того, попадая на горящий предмет, вода охлаждает его не только снаружи, но и внутри, проникая в глубь вещества через поры, щели и трещины; при этом понижается температура горящего вещества, компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Водой тушат большинство твердых горючих веществ. Но вода имеет й недостатки: у нее невысокая смачивающая способность; она замерзает при 0 °С, электропроводна, неприменима для тушения горючих жидкостей, которые легче воды (бензин, керосин, дизельное топливо).

Песок служит для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности в небольших количествах, кино- и фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.

Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения.

Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электро- и радиоаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке.

В этом качестве используют противопожарную ткань из асбеста или грубого шерстяного сукна размером 1,5—1,5 м.

Противопожарную ткань используют также для предохранения лица и одежды от воздействия тепловых лучей при приближении к очагу горения. В этом случае, развернув ткань и удерживая ее перед собой, приближаются к горящему предмету и, набросив на него ткань, применяют и другие средства тушения пожара.

По типу огнегасящего вещества существующие огнетушители делят на пенные, газовые и порошковые.

В химически-пенных огнетушителях образование пены в момент их использования происходит за счет химической, реакции, протекающей при смешивании кислотной и щелочной частей заряда. Выделяющийся при реакции газообразный диоксид углерода создает в баллоне повышенное давление, благодаря чему происходит выброс струи пены через специальное отверстие—спрыск. В настоящее время применяют ручные ОХП—10 (химически-пенные огнетушители). Для пуска огнетушителя в работу нужно шпилькой прочистить спрыск, повернуть расположенную на крышке огнетушителя рукоятку до отказа (на 180° в вертикальной плоскости), взять огнетушитель правой рукой за боковую ручку, а левой — за юбку под нижним днищем и быстро перевернуть крышкой вниз (огнетушитель не требует для приведения в действие каких-либо ударов).

Длина выбрасываемой огнетушителем струи пены около 8 м, продолжительность работы — 60—65 с. Пена обладает свойством изолировать горящее вещество от зоны горения и создавать препятствия для поступления кислорода в очаг горения. Пенные огнетушители используют для тушения почти всех твердых веществ и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин и др.). Одним огнетушителем можно потушить горящую жидкость на площади 0,75—1 м 2 . Этого вида огнетушителями нельзя тушить: загоревшиеся электрические установки и электросети, находящиеся под напряжением, так как пена является проводником электрического тока; щелочные металлы, т. к. они, взаимодействуя с водой, выделяют водород; спирты, разрушающие пену.

К газовым огнетушителям относятся углекислотные, аэрозольные, углекислотно-бромэтиловые. Они предназначены для тушения электрических установок, находящихся под напряжением, двигателей внутреннего сгорания, автомобилей, книг, ценных материалов в музеях, архивах и т. п.

В настоящее время выпускают следующие типы углекислотных огнетушителей: ОУ—2, ОУ—5, ОУ—8. Огнетушитель ОУ состоит из стального баллона вместимостью соответственно 2,5 и 8 л, запорно-пускового приспособления (вентиля) и диффузора (раструба), предназначенного для получения снегообразного диоксида углерода. Огнетушитель заполняют жидкой углекислотой под давлением 6 x 106 Н/м2. При открывании вентиля жидкий диоксид углерода изливается через диффузор, испаряется, занимая в газовой форме объем в 400—500 раз больший. Быстрое испарение приводит к образованию твердого белого порошка — "снега", имеющего температуру — 79 °С. Длина выбрасываемой струи составляет 2—3,5 м, продолжительность работы- 30-40 с.

В последнее время для тушения щелочных металлов, двигателей внутреннего сгорания, электроустановок, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей стали использовать порошковые огнетушители. В качестве огнетушащих веществ в них применяют галоидированные углеводороды. Работа ручных порошковых огнетушителей ОП—1 ("Момент"), ОПС—6 и ОПС—10 основана на принципе выбрасывания огнетушащего порошка под действием сжатых газов, заключенных в баллончике, присоединенном к корпусу огнетушителя. Эти огнетушители могут ликвидировать огонь на 0,1.5—0,25 м 2 при продолжительности работы 40—80 с. Этими огнетушителями нельзя тушить твердые и тлеющие материалы.

АСБЕСТОВОЕ ПОЛОТНО, ВОЙЛОК, КОШМА.

Тушение небольших пожаров асбестовым полотном, войлоком, кошмой должно производится путем набрасывания полотна на горящую поверхность, изолируя ее от доступа воздуха.
Для тушения пожаров используется асбестовое полотно размером не менее 1х1м, в местах применения и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей размеры полотен могут быть увеличены (1,2х1,5м, 2х2м)
Асбестовые полотна могут быть использованы также для защиты ценного оборудования или материалов от действия огня при пожарах, для устройства экрана между очагом пожара и горючим материалом.

Асбестовое полотно следует хранить свернутым в закрытом металлическом ящике. Войлок и кошма перед укладкой должны быть просушены (для предупреждения загнивания) и очищены от пыли, пропитаны огнезащитным составом.
Проверка состояния и готовности асбестового полотна, войлока и кошмы должны производится не реже 1 раза в 6 месяцев.

План пожаротушения, действия по сигналам пожарной опасности

Каждый работник учебного заведения, обнаружив пожар, обязан Немедленно Сообщить об этом в пожарную охрану; указать при этом точное место пожара и наличие в здании людей; до прибытия пожарной помощи учителя и администрация обязаны принять все меры к эвакуации учащихся в безопасное место из помещения, где возник пожар, и из помещений, которым угрожает опасность загорания, и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

Руководитель учебного заведения или другое должностное лицо обязаны: проверить, вызвана ли пожарная команда; совместно с педагогическим (обслуживающим) персоналом организовать эвакуацию учащихся и возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарных частей; по прибытии подразделений пожарной охраны сообщить все необходимые сведения о наличии в здании людей, об очаге пожара, о мерах, предпринятых по его ликвидации.

Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.

Выполнение тестового задания:

4. Порядок выполнения работы.

Изучить содержание учебного материала (п.2.1).

5. Вид контроля.

6.Правила оформления работы.

Правильно завершить тест по соответствующему алгоритму:







6. Учебная и специальная литература.

Технологический регламент в области пожарной безопасности.

Правила противопожарного режима в российской федерации.

Правила пожарной безопасности на внутреннем водном транспорте.

В любых образовательных учреждениях с 2012 года действует особый противопожарный режим. Это означает, что персонал школ, а также учащиеся обязуются соблюдать требования соответствующего Постановления Правительства, в котором прописано, чем и в каких объемах оснащаются классные кабинеты, лаборатории для предупреждения пожаров.

Отдельные стандарты указывают типы огнетушителей для школы, их технические возможности, способы размещения. Что касается эксплуатации и специального обслуживания устройств, то здесь отталкиваются как от законодательных норм, так и от рекомендаций производителя.


Пожарная безопасность в школе

На заметку. Для ознакомления МЧС издает ведомственные правила, разъясняющие требования ППБ для школ ППБ-101-89. Также общие нормы пожарной безопасности в образовательных учреждениях прописываются (с выдержками из законов) в сборнике рекомендаций МЧС (Приложение 1), действующим по состоянию на 2019–2020 гг.

Правила

ППБ для школ, базирующиеся на постановлении о противопожарном режиме – весьма объемный документ. В нем учтена каждая деталь: количество огнетушителей в здании, требования к автоматическим системам пожарной защиты, способы хранения легковоспламеняющихся материалов, порядок уборки помещений, содержание электрощитков и т. д. Об этих и других правилах информация приводится ниже.


Требования к зданиям и помещениям

Строительные нормы, как правило, учитываются при проектировании здания, коммуникаций. Однако, монтаж систем пожаротушения также считается формой реконструкции, поэтому школы проверяются на соответствие СНиП и ГОСТ.

По классу пожароопасности школы относятся к категории Ф4.1. Это значит, что на этаже должно находиться как минимум 2 пожарных выхода (эвакуационных), а число эвакуационных выходов на первом этаже должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Предел огнестойкости несущих конструкций рассчитывается поэтажно и не может быть ниже значения R45.

Здания школ оснащаются пожарными лестницами выдвижного типа. Отделка и облицовка стен кабинетов, путей эвакуации регламентируются, помимо вышеперечисленных актов, Техрегламентом РФ.

Система пожаротушения

Пожарная автоматика в обязательном порядке снабжается сигнализацией с подключением к диспетчерской МЧС (ЦУС).

Нормы для установок пожаротушения:

В общеобразовательных учреждениях используются установки водяного типа (спринклерные, дренчерные). При этом пожарный водопровод устанавливается только в школах-интернатах. Остальные учреждения обходятся наружными гидрантами, резервуарами, трубопроводами, которые обслуживаются администрацией города.

Допускается применение огнетушителей порошкового и газового типа в кабинетах информатики, технологии, химии, физики, а также технических помещениях и архивах (стационарные и автономные устройства).

Огнетушители в школе

Согласно противопожарному режиму, на каждом этаже школы устанавливается минимум 2 огнетушителя. Масса их заряда подбирается с учетом общей площади, пожарооопасности материалов (пластик, дерево, бетон). Однако, если на этаже находится помещение со взрывоопасной техникой или веществами, количество огнегасящих устройств увеличивается на столько единиц, чтобы заряда хватило на тушение одновременно всех возможных очагов.

Поэтому вопрос, сколько в школах должно быть огнетушителей, неуместен. Ведь пожароопасность объекта рассчитывается индивидуально.

В 2020 году уже действует ГОСТ о пожарных капсулах (0,5 кг), которые тушат пламя при их вбрасывании в огонь. Несмотря на низкую эффективность, одного такого огнетушителя хватит, чтобы вырваться из огненной ловушки или выиграть время при эвакуации. Поэтому качество оснащения школ средствами пожаротушения зависит только от руководства.

Общие требования к ним

Современные модели средств пожаротушения разнообразны по наполнению и возможностям. От того, какая установлена норма огнетушителей в школах, зависит порядок эксплуатации оборудования. Чем сложнее (опаснее) агрегат, тем чаще проводится техобслуживание и периодические проверки на работоспособность.

Все устройства соответствуют требованиям безопасности при правильной эксплуатации. Баллоны не срабатывают без срыва чеки и предохранителя, имеют прочную стальную конструкцию, о чем свидетельствует документация на испытания.

Виды и типы

Далее рассмотрим, какие огнетушители должны быть в школе. Виды – переносные (до 20 кг) и передвижные (до 450 кг), самосрабатывающие или ручные – определяются площадью помещений, их пожарным риском. Типы устройств – порошковые, газовые, пенные – классом пожара.

Важно. Школьные лаборатории и кабинеты (химии, информатики, технологии и т. д.) оснащаются как минимум одним огнетушителем объемом 3–5 л в зависимости от того, что в кабинете может загореться. Порошковые и углекислотные модели используются в СИЗ и очках, пенные и водные нетоксичны, но предназначены для тушения ограниченного списка веществ.

Места расположения и высота

Пожарные шкафы (стенды) размещаются в доступном и видном издалека месте. Как правило, в коридорах огнетушители располагаются вдали от арок, дверей и со стороны окон (опорная ниша). В кабинетах устройства размещаются у кафедры (доски).

Есть правило, на какой высоте вешать огнетушитель от пола в школе. Передвижные (от 15 кг) крепятся к полу или стене. Главное требование – чтобы высота установки не превышала 1 м. Переносные вешаются на высоте до 1,5 метра. Схема и расположение огнетушителей в школах отображаются в плане эвакуации.


Расчет количества

Чтобы произвести расчет того, сколько потребуется огнетушителей на всю школу, требуется знать технические параметры агрегатов (площадь тушения, масса заряда):

  1. Определяют класс пожароопасности помещений (с реактивами, электрооборудованием, ЛВЖ, техническими установками) – ст. 27 документа (в основном классы АБ).
  2. Рассчитывают площадь помещений, которые оснащаются огнетушителями в обязательном порядке, а также общую (по проекту БТИ). Это требуется для того, чтобы определить, сколько огнетушителей будет висеть в здании.
  3. Переходят к правилам противопожарного режима (Приложение 1, 2 Постановления Правительства №390), путем сопоставления данных определяют нужное количество. Для оборудования пожарных щитков используют отдельную таблицу.

Внимание! При расчете учитывают расположение огнетушителей (минимум 2 на этаж и по 1 во взрывоопасные кабинеты). Количество образцов может быть сокращено не более чем на половину – в школах действуют автоматические системы пожаротушения. Примеры подсчетов приводятся по ссылке (п. 2.4).

ТО устройств и проверка

Плановые проверки проводятся ежемесячно, поквартально, ежегодно ответственными за пожарную безопасность лицами. Специалистами проверяется давление в баллонах, вес заряда (утечки), целостность пломб.

ТО осуществляется на лицензированных станциях обслуживания (освидетельствование емкостей, перезарядка).


Периодичность

Каждый вид огнетушителей имеет разные сроки обязательного ТО (один раз в год, два, пять). На периодичность техосмотра также влияют условия эксплуатации – температура, агрессивная среда, влажность, осадки.

Срок годности и перезарядка

Период эксплуатации огнетушителей ограничивается сроком службы оборудования (5–15 лет) и заряженного ОТВ (1–5 лет). Перезарядка осуществляется в случае использования ОТВ, после окончания срока его годности, а также при повреждении баллона или механизма ЗПУ.

Законодательная база

Основные типы огнетушителей регламентируются нормативными актами:

Качество огнетушителей оценивается по ГОСТ СПКП.

Ответственный за ПБ

Помимо директора, за пожарную безопасность в школах отвечает ведущий специалист по ПБ. Он занимается ведением документации по огнегасящему оборудованию, заполняет акт проверки огнетушителей в школах, проводит инструктажи и учебные эвакуации.

Кстати. Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям и нормам, изложенным в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ, приказе МЧС №645, приказе Минтруда №814н.

Штрафы и наказание

За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Профилактика пожаров в школе

Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.

Что понимается под профилактикой:

  1. Использование огнетушителей согласно инструкции.
  2. Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
  3. Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
  4. Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).

Выводы

Оснащение образовательных организаций огнетушителями – трудоемкий процесс, основанный на анализе целого свода законов. Чтобы определить нужное количество устройств, необходимо взять за основу общую площадь учебного заведения. Ведь без этого беспорядочное размещение огнетушителей не будет соответствовать нормам пожарной безопасности.

Читайте также: