Назовите причины школьной неуспеваемости детей с зпр

Обновлено: 05.07.2024

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития - это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

К какому специалисту нужно обращаться?

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика - главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Беседовал Данила Резак.

Вся информация в статье носит рекомендательный характер. Перед применением лекарств проконсультируйтесь с врачом.

В нашей школе обучаются дети, которые имеют задержку психического развития. Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Характерные особенности детей ЗПР:

· Недостаточность произвольной памяти;

· Отставание в развитии мышления;

· Бедный словарный запас слов;

· Низкий навык самоконтроля;

· Незрелость эмоционально-волевой сферы;

· Ограниченный запас общих сведений и представлений;

· Слабая техника чтения;

· Трудности в счёте и решении задач по математике.

В связи с этим, общие трудности, наблюдающихся у детей с проблемами в обучении:

- низкая динамика работоспособности на уроке;
- невнимательность;
- медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий;
- неусидчивость;
- не сразу понимают пояснение;
- не аккуратное ведение тетрадей;
- задание необходимо повторять несколько раз, прежде чем оно будет выполнено;
- плохо ориентируются в тетради;
- постоянно отвлекается на уроках (постоянно занимается посторонними делами);
- недостаточно развито словесно-логическое мышление;
- психосоматические нарушения;
- низкий уровень зрительно-слуховой памяти;

- плохо развита моторика рук;

- недостаточность абстрактного мышления;

В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые:
- стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
- имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.
На уроках используется поэтапное распределение учебного атериала. Делается акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов, опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт.
Обучение действий с числами строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы.
Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления.
Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Для пояснения ситуации используются наглядные действия или чертеж.
При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения.

При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы:

индивидуальная проверка, работа по карточкам, беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе, объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания, работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму), выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, тесты, индивидуальные дидактические материала. При решении задач в первую очередь решаются задачи, имеющие практическую направленность.

Автор: Никонова Серафима Владимировна
Должность: старший воспитатель/воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Школьная неуспешность" у воспитанников с ЗПР и пути ее преодоления
Раздел: среднее профессиональное

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные

последующих этапах выпадают из процесса обучения.

еще не обрело своего самостоятельного устойчивого научного статуса. Чтобы охватить

Каждая из этих формулировок

подчеркивает свой аспект школьных проблем

школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не

виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается освоение какой-то темы

или возникли сложности в отношениях с классом. Если же школьные трудности не были

во время замечены и преодолены, приобрели затяжной характер, то это может привести к

ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально-психологической адаптации, а

затем и к снижению школьной успешности.

касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это

ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. В чем

конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?

• Постоянно высокий уровень тревоги

• Низкая мотивация учиться или полное ее отсутствие

• Нарушения внимания, памяти

• Неусидчивость или уход в себя

• Неуверенность в себе

• Неверие в возможность удачи

• Ожидание помощи от других (хорошо завуалированное непринятием помощи).

неуспеваемость

отличительных особенностях данных детей:

· Недостаточность произвольной памяти;

· Отставание в развитии мышления;

· Бедный словарный запас слов;

· Низкий навык самоконтроля;

· Незрелость эмоционально-волевой сферы;

· Ограниченный запас общих сведений и представлений;

· Слабая техника чтения;

· Трудности в счёте и решении задач.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его

возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в

поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать

принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным

состоянием их нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием

чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения

уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет

к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных

форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких

прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального

происхождения

наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок,

как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12

годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие

сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный

материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

психогенного

происхождения.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа

развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения

созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной,

перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха,

алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У

неперено симо сти

с н и ж е н и е

работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого,

совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией.

интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-

волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога,

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе.

Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не

вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной

умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости

между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности

обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний,

умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для

них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения,

законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей

отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить

импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей.

Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения

и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном

возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и

владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые

служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает

обучение прочной наглядно-действенной опоры.

Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в

элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических,

дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и

математике ребенок должен иметь практические знания о количестве, величине, форме

предметов, уметь сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать их количество. Всему

этому детей специально учат в детском саду, однако дети с ЗПР не усваивают программу

подготовки к школе в полном объеме.

восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания

у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна

войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на

протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы

должно опираться на практические знания и опыт, которых у рассматриваемой категории

детей обычно не достает.

(практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и

используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные

экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов

решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику,

Цель занятия: исследование особенностей психики детей с ЗПР и причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста. По данным МО РФ (1997), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической неуспеваемости и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 % и более от общего числа школьников. По данным медицинской статистики, «ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 1994 году здоровыми были признаны лишь 15 % детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся).

Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), различают несколько групп неуспевающих. Среди них особо следует выделить следующие.

1. Педагогически запущенные дети.

2. Умственно отсталые дети — дети, перенесшие заболевание (во внутриутробном периоде развития, при рождении или в самом раннем возрасте), которое остановило нормальное развитие мозга. У таких детей низкая способность к обучению, они неспособны к сложным формам абстрагирования и обобщения.

3. Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро теряют работоспособность, хорошо воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 мин., работать на последних уроках совсем не могут.

Наиболее многочисленной является группа педагогически запущенных детей. Л. С. Славина, изучая таких учащихся, обнаружила различные причины, порождающие неуспеваемость.

Представляют интерес и типы неуспевающих школьников, выделенные Н. И. Мурачковским.

Основная направленность работы с этими учащимися — развитие их мыслительной деятельности и самостоятельности.

3-й тип. Для неуспевающих этого типа характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению. Для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того, чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. А. Смирновым.

2. Перечислите группы неуспевающих по Н. И. Мурачковскому.

4. Каковы причины возникновения неуспеваемости?

5. Какие причины могут вызвать задержку развития?

6. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

7. Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?

Литература для семинарских занятий

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1989.

2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т. А. Власовой и др. - М., 1981.

3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

4. Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М., 1971.

5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.

6. Егорова Т. Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

7. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.

8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М, 1985.

9. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М, 1993.

10. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. — М., 1981.

11. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994.

12. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. — М., 1987.

13. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1999.

14. Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. — М., 1996.

15. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994.

16. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Пособие для учителя. — М., 1990.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, адаптации к школе и социальному окружению. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, адаптации к школе и социальному окружению.

Методическая разработка по теме:

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, адаптации к школе и социальному окружению. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2–2,5 раза, достигнув 30 % и более. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

Задержка психического развития: понятие, причины, типология

Особенности психики детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития

Читайте также: