Сцены из рыцарских времен пушкин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мир феодалов охарактеризован в драме немногими, но яркими чертами. За пышностью замков и великолепием турниров скрывается полное отсутствие средств. При нищете вассалов единственный способ рыцарской добычи - грабежи на больших дорогах. Миру феодалов противостоит мир поднимающейся и богатеющей буржуазии.

Нет сомнения в том, что острейшие проблемы общественного развития, положенные Пушкиным в основу его последнего драматургического замысла, имели глубоко современный характер как для самого Пушкина, так и для всего его времени, ибо все более и более возраставшее политическое и культурное значение того разночинного слоя, о котором говорил Пушкин, свидетельствовало о начале нового социального процесса, в недалеком будущем приведшего к полному вытеснению дворян разночинцами в нашем освободительном движении. Предшественником вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении явился, еще при жизни Пушкина, молодой Белинский.

Похожие сочинения

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее. смотреть целиком

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из. смотреть целиком

В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей "Сочинения Александра Пушкина", состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина. "Тайна пушкинского стиха была заключена. смотреть целиком

На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал. смотреть целиком

В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать путем изданий. смотреть целиком

Александр Сергеевич Грибоедоедов, Александр Сергеевич Пушкин,Михаил Юрьевич Лермонтов - великие писатели русской классической литературы. Из под их пера вышло много бессмертных творений. Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают. смотреть целиком

Летом 1835 года Пушкин был занят драмой, которой было суждено стать последней.

Впрочем, не только осколки.

Странная история, странная география, странная ономастика, на что уже обращали внимание исследователи (в том числе тот же Б. Городецкий), и ошибочнее всего было бы объяснять это небрежностью Пушкина или неотделанностью вещи.

А французы? О, тут совсем другие ассоциации. Турниры, пиры, ухаживание за прекрасными дамами, понятие о рыцарской чести – все это куда больше подходит Альберу и Раулю, чем Иоганну, Карлу или, к несчастью для него, Францу.

А! это Франц; на кого ты раскричался?

Ах, сударь, вы меня слышали… Я сам с собою рассуждал…

А о чем рассуждал ты сам с собою?

Я думал, как бы мне попасть на турнир.

Это – темп сказки:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела…

Желания осуществляются в тот момент, когда они высказаны.

Сказка движется скачками. Она перепрыгивает через время, через мотивировки, через быт. В поле ее зрения лишь кульминационные моменты жизни героя.

Вот отец грозит его выгнать, и Франц решается идти на службу к Альберу.

Вот он – в следующей сцене – уже изгоняется из замка.

Вот он собирается вновь вернуться в дом отца, но узнает о его смерти.

Вот возглавляет бунт вассалов.

Вот приговаривается к пожизненному заключению в тюрьме.

Все. Пять сцен – пять кульминаций в судьбе Франца. Пять поворотов в сюжете. Пята взрывов. И эти взрывы не подготовляются, не зреют исподволь – во всяком случае, мы этого не видим. Мы видим только результат – взрывы, повороты, кульминации.

То, как обобщенность (вместо индивидуализации) помогает сюжету двигаться, не тормозя, видно и в той единственной сцене, где представлен народ – вассалы.

Три реплики – вот все, что Пушкин дал вассалам.

Наша взяла. Кровопийцы! разбойники! гордецы поганые! Теперь вы в наших руках…

Эти реплики как бы всего лишь звуковое оформление ремарок.

Под стать вассалам и рыцари в эпизоде сражения – я имею в виду их функцию.

История определяла во многом прозу пушкинского времени.

Это была пора не только великого исторического романа Вальтер-Скотта, но и пора новых идей в истории.

Государства, борясь между собою в эпоху наполеоновских войн, осознавали себя как нации.

Имя Наполеона витает над всеми историческими романами.

В России исторический роман осуществился несколько иначе. В нем выразилась жажда личного участия в истории.

Романы полны жажды личного участия в современности.

Это цитата из Руссо, который жалел о том, что он не принц и не законодатель.

Руссо писал так потому, что он был человек, который еще не осуществил себя.

Он был законодатель революции, но до нее.

Современник Пушкина Бальзак мечтает о другом.

Прошла эпоха законодательств.

Каковы бы ни были отношения Бальзака к его современности, его герои живут в ней, а не в истории.

Если чего не хватает им и Бальзаку, то это места в современности, полного обладания ею.

Вот что писал Бальзак:

Он пишет о вещах, описывает жизнь, которой не обладает еще.

В пушкинской историчности есть два периода: первый период – это историчность биографическая.

Я прежде всего напомню читателю сюжет или, вернее, план драмы.

Р ы ц а р и: Как! вы живы?

(Пушкин, т. III, стр. 228.)

Франца ведут в замок, хотят повесить, перед смертью он поет песню. По просьбе Клотильды его не казнят. Рыцарь Ротенфельд говорит:

Франца отводят в тюрьму.

Дальше сохранился только план.

Тема вещи: порох и книгопечатание, созданные новым классом – буржуазией, побеждают рыцарскую спесь и отсталость.

Статья Марлинского, которую мы цитируем, известна мало, потому что это одна из последних, если не последняя, статья автора.

Принято думать, что влияние Марлинского в это время уже шло на убыль. Сама тема статьи – позабытый роман Полевого – тоже отводила ее из сферы внимания наших, обычно очень внимательных, литературоведов.

Я цитирую статью по полному собранию сочинений Марлинского. (С.П.Б., 1840.)

«Она дала купцов, ремесленников, ученых… переодела в пеструю куртку странствующего комедианта, но всего важнее: она дала жизнь писателю всех родов, поэтам всех величин, авторам по нужде и по наряду, по ошибке и по вдохновению.

Для Пушкина, может быть, сыграла роль концепция Бестужева. У Бестужева после победы пороха романтизм торжествует над посредственностью.

Отзвуки вещи Мериме, указанные Н. П. Демидовым, могли сыграть в вещи Пушкина только роль материала для развертывания сцен.

Нас интересуют не указания на возможный источник отрывка Пушкина, а политическая ориентировка Пушкина в это время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

РУССКИЙ ЯЗЫК (СЦЕНЫ НЕ ДЛЯ СЦЕНЫ)*

РУССКИЙ ЯЗЫК (СЦЕНЫ НЕ ДЛЯ СЦЕНЫ)* Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Тургенев ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАМаляр.Профессор.Приват-доцент.Первая дама.Вторая

Конец старых времён

Конец старых времён Европа объявляет крестовый поход — против варварства и постмодернизма. Что делать нам?Когда британский премьер Дэвид Кэмерон объявил о конце эпохи мультикультурализма, некоторые отечественные фундаменталисты очень обрадовались, а либералы,

НАШИ БЕЗОБРАЗНИКИ. Сцены Н. А. Потехина. С.-Петербург. 1864 г

НАШИ БЕЗОБРАЗНИКИ. Сцены Н. А. Потехина. С.-Петербург. 1864 г Вот эту книжку мы, конечно, не будем рекомендовать нашим читателям. Быть может, г. Н. Потехин и очень благонамеренный молодой человек; быть может, цели его и прекрасны, но таланта у него нет ни малейшего — это

Наши безобразники. Сцены Н. А. Потехина. С.-Петербург. 1864

Уильям Шекспир Король Лир. Сцены из трагедии

Уильям Шекспир Король Лир. Сцены из трагедии Акт I. Картина 1Лир Тем временем мы вам хотим открыть Другой наш замысел. – Подайте карту. – Мы разделили наше королевство На три удела и решили твердо Стряхнуть с усталых плеч обузу власти И возложить на молодых

Уильям Шекспир Буря. Сцены из пьесы

Сцены политической жизни

Сцены политической жизни О ТРЁХ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ драматических спектаклях, разыгранных на политических подмостках Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века, фольклорные версии которых дошли до нас в мифах, преданиях и легендах, следует сказать особо. Все они

КАК КОМУ УГОДНО[7] Рассказы, сцены, размышления и афоризмы

КАК КОМУ УГОДНО[7] Рассказы, сцены, размышления и афоризмы I СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Всегда меня удивляло, как это люди не исполняют своего долга. Как известно всем и каждому, вся жизнь человеческая есть не что иное, как непрерывное служение всякого рода обязанностям, которые для

КАК КОМУ УГОДНО Рассказы, сцены, размышления и афоризмы

Попки времен застоя

ТЕМА РЫЦАРСКИХ РОМАНОВ

ТЕМА РЫЦАРСКИХ РОМАНОВ Мода на рыцарские романы в Испании описывалась как своего рода общественное бедствие, с которым необходимо было бороться и с которым, говорилось далее, Сервантес боролся — и покончил навсегда. Все это представляется мне явным преувеличением.

ИЗДАТЕЛИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

ИЗДАТЕЛИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН РУЗАЕВСКИЙ ПАРНАС Указом от 15 января 1783 года Екатерина II, стремясь прослыть либеральной, разрешила всем беспрепятственно открывать собственные типографии. Этим разрешением воспользовался ряд богатых помещиков-графоманов, которые завели в своих

Сцены из Ченстоновой[66] трагикомедии: The Covetous knight[67]

Сцены из Ченстоновой[66] трагикомедии: The Covetous knight[67] Сцена IВ башне.Альбер и Иван.АЛЬБЕР Во что бы то ни стало, на турнире[68] Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван. Иван подает ему шлем. Пробит насквозь, испорчен. Невозможно Его надеть. Достать мне надо новый. Какой удар! проклятый

Написаны в 1835 г.; появились в печати после смерти поэта. По мнению Белинского, "эти сцены не имеют достоинства глубокой идеи, которую поэт скорее бы мог найти в борьбе общин против феодалов. Впрочем, в этих сценах есть превосходная песня ("Жил на свете рыцарь бедный"), в которой сказано больше, нежели во всей целости этих сцен".

Альберт. — Берта. — Бертольд. — Герц, Карл. — Жак (палач). — Клотильда. — Конрад, граф. — Мартын. — Рауль. — Розенфельд. — Франц. — Фурст, Томас. — Юлия. — Яков.

Смотреть что такое "Сцены из рыцарских времен (Пушкина)" в других словарях:

Франц ("Сцены из рыцарских времен") — Смотри также Мещанин, сын богатого купца; миннезингер и все, что вам угодно ; сочиняя глупые песни , ничего не делает, по словам отца: Ленивец, даром хлеб ешь да небо коптишь ; тебе бы только гулять с господами , укоряет Ф. отец. Добрый малый ,… … Словарь литературных типов

Литературные типы произведений Пушкина — … Словарь литературных типов

Список произведений Пушкина — по алфавиту. В скобках <> даны те названия, что даны не Александром Сергеевичем. См. по годам Стихотворения Пушкина 1813 1825, Стихотворения Пушкина 1826 1836. Содержание 1 А, Б 2 В 3 Г 4 Д … Википедия

Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр … Литературная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Пушкин Александр Сергеевич — величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 31 гг.: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи ( мужа честна , говорит… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пушкин, Александр Сергеевич — величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 31 гг.: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи ( мужа честна , говорит… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рецептер, Владимир Эммануилович — Владимир Рецептер Имя при рождении: Владимир Эммануилович Рецептер Дата рождения: 14 февраля 1935(1935 02 14) (77 лет) Место рождения: Одесса … Википедия

Читайте также: