Йога в детском саду статья

Обновлено: 07.07.2024

Цель работы:
Внедрение элементов детской йоги в занятия по физической культуре для укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Йога несёт в себе большой оздоравливающий потенциал, использование которого не требует больших затрат и специфического оборудования. Применение элементов йоги помогает достичь бодрости, лёгкости в теле, энергичности. Кроме того, йога способствует отличному функционированию абсолютно всех органов и систем. Также йога повышает общий тонус, улучшает пищеварение, дарит отличное самочувствие, и проясняет ум. Это не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Для этого был разработан детский вариант йоги, где были учтены физические, физиологические и психологические особенности детей. Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе Хатха- йоги, которые и внедрены в практику организованной учебной деятельности по физической культуре с воспитанниками 4-5 лет, то есть средних возрастных групп.

К занятиям йогой в специализированных секциях и оздоровительных центрах привлекают детей с 5 лет. Детям до 5 лет можно ввести элементы детской йоги в занятия физической культурой на заключительном этапе работы. Это будет способствовать развитию гибкости тела ребенка, так как мышцы уже разогреты и более эластичны. В своей работе всегда учитываем некоторые особенности детской йоги. Это, во-первых, проведение занятий в игровой форме с основой на интересный сюжет и с введением персонажа (животного, сказочного или мультипликационного персонажа), так легче заинтересовать ребенка и ввести его в продуктивную оздоровительную деятельность. Дети с удовольствием подражают животным, перевоплощаясь в представителей фауны. Во-вторых, нельзя выполнять асаны (упражнения) при повышенной температуре тела и кровяном давлении, при ОРЗ, в случае возникновения острых болезненных ощущений во время занятий (незначительная боль при выполнении упражнений на растягивание в начальном периоде естествен-на). В-третьих, дети с хроническими заболеваниями допускаются к занятиям с разрешения врача. В- четвёртых, строго запрещены перевёрнутые асаны (упражнения) и стойка на голове, так как позвоночник ребенка дошкольного возраста еще не окреп, и не способен удержать вес тела. Во время разучивания асан (положение тела) с детьми дошкольного возраста всегда придерживаемся определенных правил:
• Заниматься йогой рекомендуется через час после приема пищи.

• Принимать позы, только разогрев мышцы.
• Необходим четкий показ упражнений.
• Рекомендуется включать асаны в утреннюю гимнастику, зарядку после дневного сна, в физкультурные занятия и физминутки.
• Обязателен отдых после фиксации каждой асаны и полное расслабление после комплекса упражнений хатха-йоги.
• Нужно соблюдать принцип постепенности: от простого к сложному.
• Заниматься надо в облегченной форме (маечка, шортики, без обуви), на полу на коврике.
• Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной спокойной музыкой для релаксации и медитации.

Список использованных источников:
1. Рюшпол Е. Йога для женщин. Перевод с бол. И.В. Милюковой. - М.: Издательство Эксмо; СПб. : Сова, 2003.- 160 с.
2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 104 с.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Исходя из актуальности проблемы, поставили цель:

• создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Для достижения данной цели определили задачи:

1. Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

2. Использовать нетрадиционную здоровьесберегающую технологию «хатха-

3. Повышать адаптивные возможности детского организма;

4. Сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

5. Объединить усилия педагогов и родителей для эффективной организации

физкультурно-оздоровительной работы, включая элементы хатха-йоги.

Новизна опыта определяется тем, что теория и методика дошкольного физического воспитания дополняется сведениями об использовании различных упражнений хатха-йоги, направленных на улучшение осанки, физического развития, функционального состояния; повышение уровня двигательной, физической подготовленности дошкольников и в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Правила применения хатха-йоги:

Занятия с элементами хатха-йоги доступны детям любой категории. Важная особенность хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.

При разучивании поз с детьми дошкольного возраста строго придерживаемся определенных правил:

- Не следует заниматься упражнениями после еды, наиболее правильным и

полезным будет их выполнение через 1 час после приема пищи.

- Одежда детей во время занятий должна быть облегченной: майка и шорты,

- Позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.

- Комплекс упражнений Хатха-йоги должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения стоя,

сидя, затем - лежа.

- Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.

- При овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности:избегать перенапряжения у детей.

Само занятия по разучиванию элементов хатха-йоги состоит из трёх частей:

подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть включаем разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настроиться на дальнейшую работу.

Основная часть: Выполнение поз (асан). Выполнять позу надо правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Можно предложить ребёнку представить мысленно, на что похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части – научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (позы, асаны) в хатха-йоге – упражненияна расслабление. Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. Релаксация по длительности составляет 1,5-2 мин.

Статический комплекс включает в себя упражнения направленные на:

Во время выполнения упражнений напоминаем о том, что необходимо следить за техникой выполнения, внимательно слушать указания. Как показали наши первые занятия, лучше всего дети воспринимают йогу через то, что тематически им близко. Поэтому любую позу надо сделать доступной для понимания: поза дерева, поза льва, поза змеи (кобры, поза орла, фламинго.

Чтобы йога-занятие состоялось, сначала желательно создать настроение, привлечь внимание детей и настроить их на игровой лад. В этом нам помогает разминка.

Встать в о. с. На вдохе поднять руки над головой, слегка прогнуться назад и на выдохе медленно наклоняться вперед, вытягивая руки как можно сильнее, при этом голова тянется вперед вслед за руками, спина остается прямой, позвоночник растягивается. Наклон производится за счет тазобедренных суставов. Обхватить щиколотки (или голени) руками и старатьсяподтянуть живот к бедрам с помощью напряжения мышц рук. Позвоночник должен не напрягаться, а только - растягиваться. Спина остается прямой. Если живот коснулся бедер, — подтягивать грудь к голеням и затем уже к коленям. Дыхание не задерживать. Чувствовать натяжение задних мышц ног и спины, растяжение позвоночника.

Сидя на пятках, ступни ног по обе стороны заднего прохода. Часть туловища от пальцев ног до колен касается земли. Вся тяжесть тела переносится на колени и лодыжки, руки кладутся на колени. Туловище, шея и голова находятся на одной линии вырабатывает навык правильной осанки.

Сидя в позе алмаз, поднять вертикально вверх правую руку (внутренняя сторона плеча касается уха, согнуть ее в локте и захватить пальцы руки, заведенной за спину. Оставаться в позе 10—15 секунд, после чего опустить руки, потрясти кистями рук и встряхнуть плечами, снимая усталость с суставов и восстанавливая циркуляцию крови в них. Повторить позу, поднимая вверх левую руку. Развивает подвижность плечевых суставов, улучшает осанку.

Сесть в позу алмаз, немного развести колени, и на выдохе медленно опустить туловище, скользя руками по полу, растягивая позвоночник. Опираясь лбом и предплечьями о пол, расслабиться, глубоко и свободно дыша. На вдохе вернуться в исходное положение.

Использование элементов хатха-йоги в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста прощло успешно, потому что дети на занятиях получали ощущение радости, удовольствие от выполнения упражнений, у них повысился интерес к занятиям физической

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по детской йоге.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Что такое детская йога?
Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы:
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер.

Цель программы: - Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи программы:
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: - приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы:
• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
• Стабилизация эмоционального фона у детей.
• Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
• Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным – каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу – в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное – задать им состояние удовольствия.

Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.

Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения – это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.

Компоненты занятия

1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой – стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЙОГА СКАЗКИ

  • Никитина Ева Владимировна
  • 10 января 2015
  • 22692
  • 46

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 46 )

Любовь Владимировна 10.01.2015 в 16:31 +1

Здравствуйте,Ева Владимировна!Очень приятно вновь встретиться с вами. Приятно было прочесть Вашу статью. К сожалению,о хатха-йоге и кундалини-йоге имею очень смутное представление (да и вообще о тонкостях йоги), но очень порадовала новизна данных занятий.Конечно же,хочется узнать побольше о них,послушать йога-сказки.Удачи Вам во всех Ваших начинаниях!За необычность (для меня) -5!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 21:45 +1

И я рада видеть именно ваш отзыв первым, Любовь Владимировна. В тем более, положительный отзыв.Я хорошо знакома с профессионализмом ваших комментариев. Вы прямо домовёнок этого сайта.

Любовь Владимировна 26.01.2015 в 17:01 +1

Спасибо. Надеюсь - домовёнок - в хорошем смысле?

Никитина Ева Владимировна 26.01.2015 в 20:34 +1

Разумеется. Из Википедии: домово́й — домашний дух, мифологический покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи ( в нашем случае - активность и популярность сайта). Домовой чаще всего именуется по месту обитания, так что вы, наверное, сайтовичок. Если домовому полюбились домашние (читайте: выставленные работы на сайте "О детстве"), то он даже оказывает услуги (читайте: даёт советы в виде грамотных комментариев); в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. :) (читайте: режет правду-матку о недочётах).

Любовь Владимировна 27.01.2015 в 18:28 +1

Я Домовёнок, дух ночной Стихиры,
живу лишь там, где есть любви эфиры,
не по нутру мне хныканье и стоны -
В России слёз пролито уже тонны, -
А любы те трудяги-непоседы,
которым не страшны любые беды.
Любите мир, и он ответит эхом,
на каждую улыбку - звонким смехом..
СПАСИБО ЗА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 15:16 +1

Всегда пожалуйста. Обращайтесь. Не хотела бы я конкурировать с вами в литературном конкурсе.

Татьяна Николаевна 10.01.2015 в 19:39 +1

Ева Владимировна, я с интересом познакомилась с вашей работой. Очень необычно, и в качестве дополнительного образования конечно можно использовать.Ставлю вам 5.

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 12.01.2015 в 18:21 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 22:12 +1

Благодарю за развернутый отзыв. Хотя статические позы с трёхлетками не очень-то и статические :) На йоге дети могут делать то, что им обычно не разрешается, ведь взрослые всё время ограничивают активность детей. Наверное, поэтому мои ёжики с удовольствием ходят на "Йога - сказку".

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 13.01.2015 в 19:26 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!

Олеся Викторовна 17.01.2015 в 20:51 +1

Уважаемая Ева Владимировна!Знакомясь с Вашей работой , испытывала довольно противоречивые чувства. С одной стороны-замечательная работа, с отчетом. Что-то новое,свежее, да и ребятки на фотографиях довольные. И уж совсем интересный прием - интеграция со сказкой. Однако, насколько известно, занятия йогой может проводить только профессионал в этой области. Иначе можно не только помочь, но и навредить. Вы имеете квалификацию инструктора по йоге? Извините, но такой вопрос я должна была задать. А в целом, спасибо за работу. Удачи в работе и конкурсе!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 22:03 +1

Моё первое образование - "Учитель русского языка и литературы" (СФ БГУ) , параллельно - "Хореограф школы" (факультет дополнительных професий СФ БГУ), переквалификация - "Воспитатель детского сада". В детстве занималась народно-эстрадными танцами, а за последние лет 6 - бальными танцами, сальсой, хожу в ближайший спортклуб на разные направления - йогу, стретчинг, зумбу. Согласна, что нужны специальные знания для ведения, в принципе, любой образовательной деятельности. Поэтому активно самообразовываюсь :) Хотя, как показывает мой опыт (правда, пока ещё незначительный), узкоспециальные знания по йоге в работе с дошкольниками отходят на второй план, больше пригождается умение их организовать, увлечь, успокоить или, наоборот, активизировать - одним словом, знания детской психологии.

Никитина Ева Владимировна 18.01.2015 в 13:05 +1

Олеся Викторовна 18.01.2015 в 10:13 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Спасибо за ответ. Удачи вам, здоровья и оставаться такой же инициативной и деятельностной!

Галина Викторовна 25.01.2015 в 13:31 +1

Здравствуйте,Ева Владимировна! Очень интересно, современно, креативно. У меня вопрос: Ваши занятия с детками " Йога - сказкой" входят в учебный план дошкольного учреждения? Вам 5, удачи!

Никитина Ева Владимировна 27.01.2015 в 20:12 +1

Дополнительные образовательные услуги, реализуемые в детском саду, входят в базисный план, то есть в его вариативную часть.

Галина Викторовна 28.01.2015 в 14:40 +1

Спасибо, Ева Владимировна, что ответили. У меня еще вопрос. Сколько раз в неделю проходят занятия йогой, и где можно познакомиться с Вашими разработками: комплексами игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Может можно найти Ваши публикации?Спасибо.

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 15:54 +1

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 27.01.2015 в 20:51 +1

Ева Владимировна, +5 в поддержку данной инициативы, ориентированной на запросы родителей. Но если отключить эмоции и лишние мысли, задуматься и порассуждать о духовном, глубинном – не стоит активизировать среди детей оную практику. Кратко обосную свое мнение: йога – это не безобидная гимнастика, а составная часть философии индуизма - рассчитана на зрелого человека, имеющего свой выбор. Я не пытаюсь изменить ваши убеждения, но надеюсь, что понимание придет позже. Пусть наши дети растут, а взрослые помогают им находить способы уходить от реальности или преодолевать ее, пути самопостижения и, конечно, оздоровления. Схема классической триады: цель – средства – результат. В процессе: верьте, что можете достигнуть – достигните. Хорошо у вас сказано: «Копали, копаем и будем копать" – актуально. Рада была познакомиться с вашим литературным творчеством.

31.01.2015 в 16:42 +1

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 16:47 +1

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 31.01.2015 в 23:08 +1

Марьяна Богдановна Муравлева

Марьяна Богдановна Муравлева 02.02.2015 в 00:20 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Вы увлечены и Вам нравится это конечно является стимулом для Вашей "инновации".
Но Ваша статья не отражает самого главного:
Методического обоснования Программы ". ". Если это вариативная часть программы (то есть формируемая участниками педагогического процесса) она не может быть реализована в ДОО, только получив запрос родителей и согласие методиста. Эта программа работы с детьми прошла апробацию? Это эксперимент? Ваш сад является экспериментальной площадкой по данному направлению? Надеюсь хоть кто то Вам это кроме методиста "разрешил" официально иначе это нарушение закона!
По моему мнению, у нас есть свои традиции, творчески переосмыслив которые, можно найти множество новых форм работы с детьми.

06.02.2015 в 22:45 +1

Уважаемая Марьяна Богдановна, вот цитата об условиях конкурса педагогических инноваций:"Как и в предыдущем конкурсе, ждем на конкурс ваши методические разработки уроков, занятий, внеклассных мероприятий, авторские проекты, программы, сценарии, контрольно-измерительные материалы, тесты и др." То есть конкурсной работой не обязательно должна быть именно программа с "самым главным" - её методическим обоснованием. Что касается законности включения таких занятий в образовательную деятельность детсада, могу сослаться на ФГТ и существующие рекомендации по их реализации. Ну, например, вот на этом сайте (одном из многих в инете) http://el-mikheeva.ru/innovacii/o-probleme-razrabotki-variativnoy-chas ti-obrazovatelnoy-programmyi-dou Цитирую оттуда: " В первую очередь, следует обратить внимание на то, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, так как отражает:1. 2. 3.
4. Особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.
5. Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ". Марьяна Богдановна, если вы ратуете за учёт национально-культурной специфики, то мы помним, что живём в многоконфессиональном государстве (а уж в Башкортостане это очень ярко выражено), и не затрагиваем философскую основу учения о йоге. Вообще-то моя инновация заключается не в использовании потенциала хатха-йоги - это, надо сказать, не так уж и редко используемая дошкольными работниками практика (особенно инструкторами по ФИЗО), а именно в синтезе познавательного и воспитательного начала в сказках и физического - в йоге,и, как следствие, разностороннего развития ребёнка. Вот, например, как воплощена идентичная идея в неизвестном мне детском саду http://50ds.ru/sport/5495-netraditsionnye-formy-raboty-po-fizicheskoy- kulture-v-uchrezhdenii-kompensiruyushchego-vida.html Я работаю в частном детсадике, и мы очень чутко реагируем на запросы родителей. В связи с вашим комментарием, мне вспомнилось, как в пору обучения в пединституте, я столкнулась с проблемой написания курсовой работы по теме "Религиозное воспитание как способ духовного развития детей". Это было проблемой потому, что никакой литературы по данному вопросу найти было невозможно, а интернет был недоступен простому студенту. Пришлось идти в воскресную школу. Там мне помогли одной книгой и нескольким газетами (этого хватило на получение пятёрки), а также я поприсутствовала на занятии с детьми. Интересный опыт. Правда, программы у них не было:) Мне любопытно, прошла ли апробацию ваша программа обучения в воскресной школе, но, если честно, я не считаю, что это "самое главное" в нашей с вами работе.

Никитина Ева Владимировна 06.02.2015 в 22:49 +1

Марьяна Богдановна Муравлева

Марьяна Богдановна Муравлева 08.02.2015 в 14:49 +1

Ева Владимировна, давайте по нормативным документам:
1. Воскресные школы подразделяются на три типа: а) воскресная учебно-воспитательная группа; б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви); в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Об этом почитайте в Положении о деятельности Воскресных школ Русской Православной Церкви на территории российской Федерации утвержденное священным Синодом от 25 декабря 2012 г. Программа прошла апробацию в 2011 году и уточню я педагог дополнительного образования.
2. Ссылаться на ФГТ к сожалению уже нельзя, только на ФГОС ДО.
Необходимо проверить все Ваши упражнения по списку запрещенных движений в детском саду - его разработала кафедра Физического развития РГПУ им. А.И. Герцена.
Чаще всего, частные детские сады ориентируются на один из показателей качества - степень удовлетворенности родителей! С моей точки зрения - это не всегда оправданно.
Порой даже профессионалы не отдают отчета зачем они это делали? Есть неоднократно апробированные, доказавшие свою эффективность программы, технологии, которые обеспечивают развитие детей! Дать детям нужно то, что соответствует их возрасту, их индивидуальным особенностям, их субкультуре. И это явно не йога!

Никитина Ева Владимировна 08.02.2015 в 17:25 +1

Светлана Александровна 06.02.2015 в 23:00 +1

Креативная, самобытная, с особым настроением работа, колоритные фото, подробные комментарии, читая которые, пришла к выводу о заинтересованности темой здоровья дошколят автора сказки, и это главное! Уверена, польза есть, удачи Вам!

Ануфриева Ирина Викторовна 07.02.2015 в 01:12 +1

Очень интересная конкурсная работа, инновационно, это привлекает. Хотя очень спорно, что и доказывают бурные обсуждения коллег. Много подводных камней, у нас бы не разрешили проводить занятия йогой. Удачи Вам, Ева Владимировна!

Галина Викторовна 16.02.2015 в 23:36 +1

Ева Владимировна, поздравляем Вас со званием лауреата! Ваша работа, действительно заслуживает похвалы. Желаем победы.

Читайте также: