Иуда искариот краткое содержание по главам

Обновлено: 03.07.2024

Иисус и его ученики, галилеяне, мало знали о людях Иудеи и о тамошней жизни. Но когда ученики Иисуса расспрашивали иудеян об Иуде из Кариота, все они – и хорошие люди, и плохие – в один голос отзывались о нём плохо.

Никто из учеников даже не заметил, как и каким образом втёрся в доверие к Иисусу этот рыжий безобразный иудей. Для некоторых из них не было сомнения в том, что Иудой движет какой-то злой и коварный расчёт. Сам же Иисус не хотел даже слушать ничего плохого, что его ученики говорили об Иуде.

Глава 2

Иисус поручил Иуде все деньги и все хозяйственные заботы о себе и о своих учениках. Вскоре все оценили то, как искусно справлялся Иуда со своими обязанностями, и перестали замечать его враньё и физическое безобразие.

При этом Иуда продолжал говорить гадости обо всех людях на свете, даже о собственных родителях. Однажды Пётр отвёл Иуду в сторону и прямо спросил, что он думает об Иисусе.

Иуда злобно взглянул на него:

- А ты что думаешь?

Пётр испуганно и радостно прошептал:

- Я думаю, что Он – Сын Бога Живого.

Вскоре Иуде представился случай доказать свою любовь, но так же странно и так же злобно.

- Недостойны эти люди, чтобы умереть от руки честного, – решили жители селения.

И вот теперь уже Фома, оставшись наедине с Иудой, сказал ему:

- Ты поступил нехорошо. Теперь я верю, что отец твой – дьявол.

Оскорблённый Иуда в эту ночь не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум хлопотами о пище, роптали на его нерадивость.

Глава 3

Как-то раз на пути в Иерусалим, во время отдыха в горах, Пётр шутя стал отрывать от скал большие камни и сбрасывать их в пропасть. Иуда включился в игру, и вскоре все убедились, что Иуда, притворявшийся больным, превосходит в силе даже Петра.

На ночлег остановились в Вифании, в доме Лазаря. И когда все собрались для беседы, Иуда подумал, что теперь вспомнят о его победе над Петром, но никто не вспомнил.

Ночью Иуда плакал и спросил у Фомы:

Почему он не любит меня?

- Ты лжёшь и злословишь постоянно, как же ты хочешь, чтобы тебя любил Иисус?

- А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда.

Глава 4

Иуда утаил несколько динариев, и это обнаружил Фома. Все пришли в негодование. Разгневанный Пётр схватил Иуду за ворот и почти волоком притащил к Иисусу.

Иисус молчал. И, внимательно взглянув на него, Пётр покраснел, разжал руку, державшую ворот, и оставил Иуду наедине с Иисусом. Вскоре туда вошёл Иоанн – любимый ученик. Выйдя от Иисуса, Иоанн удивлённо и растроганно возгласил:

- Учитель сказал, что Иуда может брать денег, сколько он хочет… Иуда наш брат, и вы тяжко обидели его – так сказал учитель…

И затем Иоанн трижды поцеловал Иуду, а за ним и все ученики, кроме одного. Фома поцеловал Иуду только вечером, хорошо подумав.

- Ну разве не приятно, - заявил ему Иуда, - быть крюком, на который вывешивают для просушки: Иоанн – свою отсыревшую добродетель, Фома – свой ум, поеденный молью?

Однажды Иоанн спросил Иуду:

- Как ты думаешь, кто из нас, Пётр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?

Иуда подумал и ответил:

- Я полагаю, что ты.

Но когда, некоторое время спустя, его спросил о том же Пётр, он ему ответил, что первым будет он, Пётр.

Тогда в присутствии учителя Иоанн и Пётр вновь задали Иуде этот вопрос:

- Кто будет первым возле Иисуса?

Не отрывая глаз от Христа, Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:

И вышел. Поражённые дерзкой выходкой, ученики молчали, и только Пётр тихо шепнул Фоме:

- Так вот о чём он думает.

Глава 5

Как раз в это время Иуда совершил первый шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну и сообщил ему, что поступил в ученики к Иисусу Назарею с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона.

Анна сделал вид, что впервые слышит об Иисусе.

Иуда также сделал вид, что верит в неведение Анны, и подробно рассказал ему об этом человеке. По словам Иуды, этот Назарей хочет отнять власть у священников и создать своё особенное царство.

Анна высказал опасение: если у этого человека много учеников, то не поднимут ли они восстания при попытке властей схватить его?

- Ведь они же любят его? Ты сам сказал.

- Учителя любят больше мёртвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим!

Но решительного ответа не дал на этот раз осторожный и хитрый Анна: он уже давно решил участь пророка из Галилеи, но не доверял Иуде. Когда тот пришёл во второй раз, Анна просто его не принял. Но он пришёл и в третий раз, и в четвёртый.

Услыхав, что за Иисуса предлагают всего тридцать сребреников, Иуда поначалу возмутился, но очень скоро дал согласие.

Деньги Иуда спрятал за городом, под камнем, а затем вернулся к Иисусу. И выйдя в то место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи.

И в эти последние дни жизни Иисуса Иуда окружил его особенно нежным вниманием, угадывая и исполняя все его желания.

Глава 6

Иуда не отговаривал Иисуса идти в Иерусалим, но настойчиво и упорно предупреждал об опасности. Он украл у римских воинов два меча и принёс их ученикам Иисуса. Впрочем, мечам обрадовался только Пётр.

- Разве это люди? – жаловался Иуда на учеников Иисуса Марии Магдалине. – Ах, Мария, зачем ты не мужчина и не можешь носить меча! А как ты думаешь, тридцать сребреников – это большие деньги? Сколько ты получала, когда была блудницей? Пять сребреников или десять? Ты была дорогая?

- Какой ты недобрый, Иуда! Я хочу забыть об этом, а ты вспоминаешь.

И вот, приветствуемый толпами жителей, Иисус вошёл в Иерусалим.

Но разошлись по Иерусалиму верующие и скрылись в домах, и загадочны стали лица встречных. Вот прошла и последняя вечеря, и уже прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его.

И вот вечерняя молитва Иуды: она не обращена прямо к Иисусу, но он ведь Бог, он должен слышать:

- Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов… Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?

А в ответ молчание. Огромное, как глаза вечности.

Никто не заметил, как ушёл Иуда, но отчего-то вдруг забеспокоились и заговорили ученики, все вместе сразу. И, покрывая все голоса, загремел решительный и властный голос Петра:

- Господи! С тобою я готов и в темницу, и на смерть идти.

- Говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься от меня.

Глава 7

Уже встала луна, когда Иисус собрался идти на гору Елеонскую, где проводил он все последние ночи свои. Ученики торопили его, и тогда он внезапно сказал:

- … продай одежду свою и купи меч.

Ученики удивились, Пётр же ответил:

- Господи! Вот здесь два меча.

Иисус сказал тихо:

На горе ученики, расстилая свои плащи, удобно расположились и все постепенно уснули, Иисус же внезапно устремился вглубь Гефсиманского сада. Но вдруг раздался его голос:

- Кончено, пришёл час – вот предаётся сын человеческий в руки грешников.

- Кого я поцелую, тот и есть.

Он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его в холодную щёку.

И молнией своего взора осветил Иисус ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Иуды, но в бездонную глубину его не мог проникнуть:

- Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?

Пётр косым и слабым ударом, точно потеряв все свои силы, опустил меч на голову одного из служителей, не причинив ему никакого вреда. Но Иисус приказал Петру бросить ненужный меч. Другие ученики пытались в чём-то убеждать солдат, но едва те пригрозили им, как тут же все они, оставив Иисуса, бежали. А потом Иуда и вслед за ним Пётр вошли во двор первосвященника и вмешались в толпу служителей, гревшихся у костров. Иуда слышал, как где-то позади него громко заговорил Пётр:

- Нет, я не знаю его.

Но спрашивающие настаивали, и Петру пришлось повторить свой ответ и бежать со двора. А солдаты били Иисуса, и это видел один Иуда.

Глава 8

- Смотрите: это Иуда Предатель!

Но он равнодушно слушал то, что говорили про него, поглощённый чувством всепобеждающего жгучего любопытства. Он, как привязанный, всюду ходил за Иисусом, куда бы его ни вели. Он слышал, как допрашивал его Каиафа. Случайно встретив Фому, он закричал ему:

- Нужно, чтобы вы все собрались вместе и громко потребовали: отдайте Иисуса, он наш. Вам не откажут, не посмеют. Они сами поймут…

- Что ты, - решительно отмахнулся Фома, разве ты не видел, сколько здесь вооружённых людей. И потом суда ещё не было, и мы не должны препятствовать суду…

Но был короток суд Пилата, не нашедшего вины в Иисусе и умывшего руки перед народным гневом:

- Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы!

И тут же Иуда бросается целовать мокрую руку Пилата, шепча ему:

- Ты мудрый. Ты благородный.

И с криком ногою отталкивает его Пилат. И, поднявшись, бежит Иуда вслед за ведомым на казнь Иисусом. Он сидит невдалеке от распятого, видит слёзы матери его и Марии Магдалины. Беспредельно и радостно одинокий, он гордо ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть. Свершилось.

Глава 9

Иуда явился перед синедрионом и признался, что предал невновного.

Анна зевает и говорит утомлённо:

- Что же мне говорили об уме Иуды из Кариота? Это просто дурак.

- Тридцать сребренников! – кричит Иуда. – Ведь в этой цене пойдёшь ты вовеки!

- Не хочет ли Иуда стать пророком? – насмешливо спросил один из членов синедриона.

Анна же подумал немного и сказал:

- Я вижу, что ты действительно получил мало. Вот ещё деньги.

Но Иуда горстями разбросал все сребренники в лица судей, плюнул и гневно вышел.

Он отправился в тот дом, где поселились ученики Иисуса. Они встретили его гневным криком. Но всмотрелись в лицо и глаза Предателя и смолкли, испуганно шепча:

- Оставьте его! В него вселился сатана.

После этого они позволили Предателю долго обвинять в предательстве Иисуса… самих себя.

А Иуда забрался в горы, в давно намеченное место, хорошо видное из города, прикрепил верёвку к полузасохшему дереву, стоявшему над пропастью, и повесился. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в овраг, куда обычно бросали падаль.


Кратко о персонажах

В своем произведении Л.Н. Андреев не вводит каких-либо героев, не упомянутых в канонических Евангелиях. Он четко придерживается описанного в Новом Завете сюжета, но придает действиям персонажей кардинально иную мотивацию.

Главные герои

  • Иуда Искариот. В отличие от Евангелий, апостол-предатель является в повести персонажем первого плана. Поскольку автор занимается исследованием его души, он особо тщательно вырисовывает и его внешний портрет. Иуда уродлив, вызывает у всех отвращение. У него рыжие волосы, хитрые глаза. За ним закрепилась дурная слава вора и мошенника.
  • Иисус Христос из Назарета. Сын Божий. Но Л. Андреев придал Христу черты бродячего проповедника, уязвимого человека, философа.
  • Апостолы. Это ученики Христа, следующие за ним. Андреев пытается посмотреть под необычным углом на личности Иоанна, Петра, Фомы, Иакова-Старшего.

Второстепенные персонажи

  • Первосвященник Анна. Именно к нему приходит Иуда с предложением продать Христа. Но даже тот брезгует Искариотом.
  • Первосвященник Каиафа, зять предыдущего персонажа. Член Синедриона, вершитель суда над Сыном Божьим.

Краткий пересказ по главам

Глава I

Другие апостолы не могут понять, почему Христос призвал этого человека, о котором ходят столь плохие слухи, почему он стал одним из двенадцати избранных. В этой главе автор дает подробный портрет Иуды. Его лицо двойственно. Один глаз живой, черный, пронзительный. Второй – мертвенный, затянутый бельмом. Да и сам Иуда, в отличие от таких примитивно понятных апостолов, словно разрываем внутренними противоречиями.

Глава II

Главный персонаж Андреева постепенно втерся в доверие к Иисусу. В маленькой общине ему доверили носить ящик для денежных пожертвований. Когда остальные апостолы укоряют Иуду в дурных делах, он отвечает:

Нет человека, который бы не согрешил.

Когда Иисус вместе с учениками остановился в одном селении, крестьяне обвинили пришельцев в том, что те украли козленка. Свои доводы они основывали только на присутствии в общине Иуды, который повсеместно был известен как вор. Козленок впоследствии нашелся, но это не изменило мнения людей. Этот инцидент изменил и отношение Иисуса к ученику с дурной репутацией. Он стал к нему демонстративно холоден.

Глава III

Глава IV

Поскольку Иуда имел доступ к ящику для пожертвований, он утаил для себя несколько монет. Фома обнаружил кражу, а Петр, схватив вора, потащил его к Учителю. Но Сын Божий неожиданно для всех встал на защиту Иуды.

Никто не достоин считать, сколько монет присвоил наш брат

— провозгласил тот. Искариот торжествовал, но не потому, что примирился с апостолами, а из-за того, что Христос обратил на него особое внимание.

Леонид Андреев немного видоизменил пассаж из Евангелия от Матфея (20:20). Не мать сыновей Зеведеевых просит Христа, а Петр и Иоанн спорят, кому в Царствии Небесном воссесть одесную от Иисуса, быть главенствующим. Они призвали Иуду разрешить их спор. Тот без лишней скромности заявил, что это будет он.

Глава V

Первосвященник прикинулся, что не понимает, о чем толкует Иуда. Однако предатель был настойчив. Тогда Анна предложил за Иисуса 30 сребреников, что возмутило Искариота. Как жизнь любимого учителя может стоить столь дешево.

Тогда Анна заявил, что, если тот не согласен на эти условия, то не получит ничего. Испугавшись, что найдется корыстолюбец, готовый продать Христа за гораздо меньшую цену, Иуда согласился. Ведь именно он должен остаться в памяти поколений неразрывно связанным с Христом.

Глава VI

Глава VII

Было заранее уговорено, что Иуда укажет на того, кого нужно арестовать, поцелуем. Писатель вложил в эту сцену максимум эксцентричности. Иуда поцеловал Христа так нежно, что если бы это был цветок, ни капли росы не обронилось бы с лепестков.

Однако апостолы, которым были вручены два меча для охраны Учителя, в страхе разбежались. В ужасе следует Иуда за Христом, становясь свидетелем его бичевания, совлекания одежд, надевания тернового венца. Герой повести остается с Иисусом до самой Голгофы.

Глава VIII

Глава IX

Иуда явился в синедрион, бросив фарисеям фразу:

Я обманул вас! Христос был невинен! Вы убили безгрешного! Иуда предал не Его, а вас — на вечный позор!

Искариот как будто преображается, он говорит, как пророк. Он идет к ученикам и призывает их идти за Учителем. Но они трусливы, и Иуда обличает их.

В конце концов, Искариот совершает самоубийство, вешаясь. А по свету ширится весть о предателе-Иуде.

Cмысл повести

Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.

DSC04

Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.

В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.

Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.

Главные герои и их характеристика

Главные персонажи повести и их описание:

Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.

Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.

Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.

DSC04857

Второстепенные персонажи

Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:

Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;

Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.

Краткое содержание по главам

Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.

DSC04917

Главы 1 - 3

Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.

По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.

Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.

Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни - кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.

Главы 4 - 6

Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.

Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.

На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.

Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.

Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.

DSC04899

Главы 7 - 9

Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.

И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.

До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.

Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.

Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.

Основной вопрос, который автор задает читателю - можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.

DSC04864

Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.

Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.

Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.

История создания

В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.

После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.

Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.

Главный смысл произведения

0ab0767e

Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.

Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.

Проблематика повести

В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.

Иуда Искариот

Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.

А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.

Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.

Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву

Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.

Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.

Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.


Автор: Андреев Л.Н. | Дата публикации: 1907 | Форма произведения: повесть | Жанр: исторический | Время событий: античность | Место событий: Европа | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа |

Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, любовь, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, религия и бог, самопожертвование, смысл жизни

Первая глава


Н. Ге. Голова Иуды. 1860

Об этом ученике Христа, рыжем и некрасивом Иуде из Кариота, дурно отзывались как добрые, так и плохие люди. С его появлением везде начинались распри. Дом и жену он оставил и болтался без дела по Иудее. Никто не мог сказать, как и когда он прибился к апостолам. Однако Иисус принял в свой круг этого слепого на один глаз изгоя. Рыбак Петр в шутку сравнил его с осьминогом, лишь недоверчивый Фома и самый молодой апостол Иоанн не сказали Иуде ни слова.

Вторая глава

Третья глава


Кадр из х/ф “Иуда”. Россия, 2013. Иуда – актер Алексей Шевченков

Четвертая глава

Пятая глава


Кадр из фильма “Иуда”. 2013

Вскоре Иуда совершил донос на Иисуса первосвященнику Анне. Он упрекнул учителя в ненависти к фарисеям, предостерег, что весь народ может пойти за Иисусом. За то, что Иуда выдал Иисуса, Анна выдал ему тридцать серебренников. Деньги он спрятал в надежном месте и с этой поры стал особенно внимателен к учителю. Ему одному было известно, что дни Иисуса сочтены. Иуда был уверен, что трусливые апостолы не смогут отстоять своего учителя.

Шестая глава

Седьмая глава


Кадр из фильма “Иуда”. 2013

Апостолы объявили Иуду предателем, считая, что в него вселился сатана. Вся их надежда только на суд, где решение примет Понтий Пилат. Ведь он не посмеет осудить невинного. Однако озверевший народ требует отпустить Иуду, а учителя – распять. Иуда, не веря своим ушам, мчится на Голгофу и видит распятого, мертвого учителя.

Восьмая глава

Девятая глава

Иуда поднимается на Елеонскую гору и, обращаясь к учителю, просит его не отсылать его в ад, а приблизить к себе. Иуда повесился. Утром его труп бросили в овраг, словно падаль. Все верующие, и жители Иерусалима, а затем всей Иудеи, и наконец, весь мир узнали, что совершил Иуда, и как закончилась его жизнь. И с тех пор прокляли его все народы.

Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.



Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.

В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.

Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.

Главные герои и их характеристика

Главные персонажи повести и их описание:

Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.

Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.

Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.


Второстепенные персонажи

Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:

Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;

Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.

Краткое содержание по главам

Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.


Главы 1 — 3

Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.

По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.

Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.

Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.

Главы 4 — 6

Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.

Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.

На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.

Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.

Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.


Главы 7 — 9

Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.

И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.

До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.

Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.

Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.

Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.


Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.

Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.

Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.

История создания

В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.


Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.

После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.

Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.

Главный смысл произведения


Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.

Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.

Проблематика повести

В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.


Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.

А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.

Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.

Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву

Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.

Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.

Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.

Читайте также: