Рассказы для выразительного чтения в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность

Целесообразность

При обучении выразительному чтению учитываются реальные возможности детей, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, увлечения, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, утренниках. В процессе обучения выразительному чтению формируется дикционная чистота, четкость, разборчивость речи, а также соблюдение орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения, что является составляющими компонентами коммуникативной компетентности, кроме этого формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус детей.

Гипотеза проекта

Если педагогический коллектив будет вести систематическую работу по развитию выразительного чтения художественных текстов при помощи разных форм деятельности и привлечения родителей по данной проблеме, то к завершению проекта:

- чтение стихов детьми положительно повлияет на развитие речи, коммуникативных и ораторских способностей;

- повысится интерес у родителей к заучиванию стихов с ребенком дома;

- родители овладеют информацией о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям.

Проблема

Отсутствие условий для трансляции детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) способностей к декламированию художественных произведений при наличии результатов систематической работы по формированию навыка выразительного чтения.

Новизна проекта заключается в системном подходе к обозначенной проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных форм работы, осуществляемой в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и представителями местного социума.

Тип проекта:

по доминирующему методу -познавательно-творческий;

по характеру взаимодействия: социально-внутригрупповой;

по составу участников: детско-взрослое сообщество (дети, педагоги, родители);

по срокам реализации: долгосрочный, 1 год;

участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи - 15 человек, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог, родители.

Цель: выявление и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей в выразительном чтении художественных произведений и одарённости.

Задачи

Для детей:

- развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к различным видам художественных произведений;

- формировать творческие способности детей к выразительному чтению на близком, доступном и значимом материале;

- содействовать формированию навыков эмоционального восприятия и передачи содержания художественных произведений;

- способствовать развитию у детей творческих способностей к декламированию стихотворных текстов через драматизацию, конкурсные мероприятия;

- воспитывать коммуникативные, отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы.

Для педагогов:

- содействовать повышению уровня компетенции воспитателей по проблеме развития творческих способностей и одаренности детей с ОВЗ;

- мотивировать педагогов к разнообразию форм, методов и приемов взаимодействия с семьей;

- объединить усилия педагогов и родителей, направленных на реализацию проекта.

Для родителей:

- повышать уровень осведомленности родителей по вопросу формирования у детей интереса к чтению литературных произведений и навыка выразительного чтения;

- включать родителей в процесс развития творческих способностей ребенка.

Этапы работы по реализации проекта

Подготовительный этап – разработка проекта

Основной этап – организация работы по реализации проекта

Заключительный этап – презентация результатов проекта

  • Выбор темы, определение цели, задач и сроков реализации проекта
  • Определение участников, распределение деятельности
  • Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта
  • Составление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов образовательной деятельности, определение ожидаемых результатов
  • Отбор художественных произведений по лексическим темам
  • Подбор дидактических материалов и наглядных пособий
  • Составление плана взаимодействия с другими педагогами и родителями

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению:

- пополнение книжного уголка художественной и энциклопедической литературой;

- наглядно – иллюстративный материал, раскраски, настольно – дидактические игры;

- кубики по произведениям русских народных сказок о животных;

- пополнение атрибутики для сюжетно – ролевых игр;

- создание картотеки стихов для семейного чтения;

- пополнение картотек по скороговоркам и чистоговоркам;

- пополнение декораций и костюмов для театрализации и постановок по художественным произведениям.

Виды деятельности по реализации проекта

Образовательная область

Содержание работ

Организованные мероприятия

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры по художественным произведениям и с учетом лексических тем

Совместные мероприятия с родителями (семейный клуб, выставки)

Мини-спектакли для детей младших групп

Изготовление масок, атрибутики для драматизации

Придумывание сюжета, распределение ролей, составление правил игры.

Познавательное развитие

ООД по лексическим темам

Беседы, наблюдения, рассматривание энциклопедий, иллюстративного материала

Рассматривание иллюстраций художественной и энциклопедической литературы

Составление описательных загадок

Рассматривание картин художников - иллюстраторов

Речевое развитие

Загадки, пословицы и поговорки по лексическим темам

Чтение рассказов, сказок, стихов по лексическим темам

Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

Составление загадок и рассказов

Артикуляционная и дыхательная гимнастики, мимические упражнения

Настольно-печатные и дидактические игры

Рассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям. Чтение книжек – малышек.

Художественно-эстетическое развитие

ООД (аппликация, лепка, рисование, конструирование)

Прослушивание музыки на стихи вологодских поэтов, музыкальных сказок

Драматизация стихов и фрагментов литературных художественных произведений

Рассматривание иллюстраций в книгах

Работа с раскрасками, развивающими книгами

Импровизация - движения, позы, мимика

Игры с музыкальными инструментами

Физическое развитие

Комплекс утренних гимнастикпо лексическим темам

Подвижные и малоподвижные игры с литературными героями, с использованием малых литературных форм

Комплексы физкультминуток и пальчиковых гимнастик

Практическая результативность, формы подведения итогов реализации проекта:

- выставки детского и совместного творчества;

- выставка книжек – малышек по разным лексическим темам;

- составление фото – альбома по материалам конкурса чтецов и выступлений;

- мини-спектакли для детей младшего возраста и родителей;

- оформление методических материалов по проекту.

Ожидаемый результат по завершению реализации проекта:

- у детей сформируется навык выразительного чтения литературных художественных произведений, интерес к прочтению и слушанию литературных произведений;

- в семье будет больше уделяться внимания проблеме заучивания и выразительного чтения стихов;

- созданы карты индивидуального маршрута детей по развитию творческих способностей и предпосылок одаренности.

Календарно-тематический план по реализации проекта

Сроки

Лексические темы

Количество коррекционных занятий (учитель-логопед)

Количество ООД (воспитатель, музыкальный руководитель), другие формы работы

Сентябрь 3-4 неделя

1 занятие в неделю по реализации проекта (3 логопедические занятия по лексической теме еженедельно)

2 занятия, беседы, развлечение

Октябрь 1-2 неделя

3 занятия, беседы, игры, поход

Октябрь 3-4 неделя

2 занятия, беседы, мини-спектакль

Ноябрь 1-2 неделя

2 занятия, игры, индивидуальная работа

Ноябрь 3-4 неделя

1 занятие, викторина, выставка

Декабрь 1-2 неделя

3 занятия, викторина, совместная деятельность

Декабрь 3-4 неделя

2 занятия, семейный клуб, игры

Январь 3-4 неделя

2 занятия, беседы, игры

2 занятия, беседы, викторина

Февраль 3-4 неделя

3 занятия, беседы, игры

3 занятия, семейный клуб, выставка

2 занятия, экскурсия, выставка

Апрель 1-2 неделя

2 занятия, беседы

Апрель 3-4 неделя

3 занятия, беседы, семейный клуб

3 занятия, беседы, мини-спектакль

Содержание работы по реализации проекта

Тема

Стихи для заучивания и чтения

Виды деятельности с учителем-логопедом

Дидактические игры, материалы и оборудование

Взаимодействие с педагогами, родителями, социумом. Итоговое мероприятие

Зонтик

Если дождик проливной,

Зонтик я беру с собой.

Очень яркий и большой,

Желто – красно – голубой.

Кто не повстречается,

Говорит кругом народ:

Даже чуточку обидно,

Что меня совсем не видно.

Ветер забрался в нашу трубу.

Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-…

(Е.Г.Карельская)

Демонстрационные сюжетные картинки

Желтый листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад, он увидел листопад.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
У. Рашид

Демонстрационные предметные картинки

Натуральные фрукты и овощи

Деревья. Осень в лесу

Березка

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова

Вправо, влево повернись и кругом оглянись (И.п. основная стойка. 1 сделать вдох. 2 – на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед)

листопад-снегопад и т.д.)

Д/и с листьями на ниточках на поддувание

Удивительный мир животных

Мяч

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

Кот

Мой серенький кот

Совсем не растёт.

И даже усы не растут.

Попробуй-ка вырасти тут!

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше (И.п. – основная стойка. 1 – поворот головы вправо, короткий, шумный вдох носом. 2 – поворот головы влево, выдох через рот

Предметные демонстрационные и раздаточные картинки

Я - россиянин Я – вологжанин

Хранила во все времена:

Надежно сжимает она.

Вплетая в наряд кружевной

Узоры России родной.

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей (И.п.основная стойка. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести У-х-х)

Фотографии и иллюстрации по теме

Речные рыбы. Обитатели морей

Рыбалка

Ловим рыбу вместе с кошкой,

Мы с утра рыбачим с ней.

Кошке мелкую рыбешку,

Мне, конечно, покрупней.

Наблюдать за поплавком!

Может быть, поймаю щуку,

Может, попадется сом.

Но везет пока лишь кошке.

Щука не клюет на крошки.

- Рыбка, рыбка, вот червяк!

Откуси хоть чуточку!

- Не проси меня, рыбак,

попадусь на удочку!

Подвижные и музыкальные игры

Зайкино письмо

Белый заяц втихомолку
Положил письмо под елку.
Пишет он: "В лесу так пусто,
А снег хрустит, ну как капуста.
Может, кто-то в Новый год
И мне подарок принесет?
И хотя просить неловко,
Но капуста и морковка,
Я признаюсь честно вам,
Часто снятся по ночам.
Жду девчонок,
Жду мальчишек
Подарю им много шишек!

Рассердился он на нас:

Дед Мороз повеселел,

Улыбнулся, и запел.

Выступал Мороз у ёлки,

Отморозил ей иголки…

«Ох! – сказала бабушка, -

Он мне щёки, нос!

Нос я в воротник.

Ох, какой, мороз, ты,

Демонстрационные сюжетные картинки

Мини-музеи новогодних открыток и игрушек

Вот зима, кругом бело

Грянул первый снегопад!

Снегопаду каждый рад:

Все дорожки, все углы

Молвил дворник дядя Вася:

- А снежок-то землю красит!

Пусть до завтра полежит,

От меня не убежит!

Я на саночках сижу,

На синичку я гляжу

Ты за нею повтори:

Ти – ли – ли, ти–ли –ли!

Ти – ти – ти, ти – ти – ти!

Ты, синичка, не свисти!

Сюжетные картинки и репродукции картин с зимними пейзажами и сюжетами

Опыты и эксперименты

Снего – снего – снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.

Моя улица

Здесь, на посту, в любое время

Дежурный ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Макеты светофора, дорожных знаков

День защитника Отечества

Папе

Пословицы и поговорки

· Будем в Родину любить – будем в армии служить

· Жить - Родине служить

· Трудно в ученье - легко в бою

· Один в поле не воин

· Один за всех и все за одного

· Щи да каша- пища наша

· Чем крепче служба – тем легче дружба

Семья. Женский день

Про нас

Мама вкусно приготовит,

Ну, а если я балуюсь,

Иногда и поругает.

Папа все починит в доме,

Все исправит, все наладит,

Ну, а если он свободен,

На машине покатает.

Бабушка мне все прощает,

Водит в цирк, в кино, в театры

Мне игрушки и конфеты

Очень часто покупает.

Хорошо, что у меня

Очень дружная семья.

Серии демонстрационных сюжетных картин

Подбор и выставка художественных произведений о маме

Добрая книга

Мы купили с мамой книжки
Нашей Сонечке-малышке.
Просит Соня: - Почитайте!
Скорей книжку открывайте!
С книгой очутишься
В мире волшебства,
В мире приключений,
Чудес и колдовства.
Здесь будет зло побеждено,
Добро тут царствовать должно!
Книга - важная, нужная вещь!
Всем нужно её любить и беречь.
И знает Соня с малых лет:
Подарка лучше книги нет!

Книжный уголок в группе

Тематическая выставка книг А.С.Пушкина

Юрий Гагарин

В космической ракете

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Если снег повсюду тает

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Е. Карганова

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

До свиданья, детский сад!

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,

Пароход
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу -
Поскачу
На игрушечном коне!
В этом доме все для нас -
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.

Кот шалун сидит на шторе, потому что Маша в школе. Будет Маша после школы штопать шелковые шторы

Картотека пословиц и загадок

Дорожная карта по реализации проекта

Проект чётко структурирован, в соответствии со структурными элементами выделены этапы его реализации, пошаговое развитие проекта представлено в таблице

Этап

Задачи этапа

Содержание инновационной деятельности на этапе

Планируемые результаты

Критерии и показатели эффективности работы на этапе

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и организовать взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках проекта.

Разработать технологию развития проекта (целеполагание, организация, оценивание)

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы компонентами, стимулирующими реализацию проекта.

- Выбор темы, определение цели и задач, срока реализации.

- Сбор, анализ, систематизация информации по теме проекта.

- Составление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов организованной образовательной деятельности.

- Определение ожидаемых результатов.

- Подбор игр и художественного слова по тематике проекта.

- Создание в группе условий для организации и интеграции различных видов деятельности, направленных на реализацию проекта

Достаточный уровень компетентности педагогов для осуществления инновационной деятельности.

Наполненность развивающей предметно-пространственной среды,

Научность, активность, систематичность

Экологичность, доступность, эстетичность

2 этап основной

Организовать и провести мероприятия, направленные на решение задач проекта.

- Организованные мероприятия с детьми и взрослыми.

- Взаимодействие с социумом (экскурсии и тематические встречи в библиотеках, посещение театров, филармонии), участие в конкурсах чтецов, художественных выставках по литературным произведениям, постановки-драматизации для детей других групп.

Создана система работы с детьми во взаимодействии с педагогами и родителями, представителями местного социума.

Системность и практическая результативность

Организовать итоговые мероприятия с подведением результативности реализации проекта.

Разработать методические рекомендации по теме проекта.

- Выставки и презентации книг, детского творчества, создание альбомов по материалам проекта.

- Итоговые встречи и мероприятия.

- Оформление методических материалов по теме (по трем блокам: работа с детьми, педагогами и родителями).

- Обобщение и распространение опыта через выступление на педчасе, участие в конкурсе проектов.

Организация выставок совместного творчества детей и родителей.

Оформление материалов проекта.

Практическая значимость для педагогов других групп и дошкольных образовательных учреждений

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Формирование выразительности речи дошкольников. Выразительное чтение детских литературных произведений разных жанров" содержит научный и дидактический материал для студентов для рповедения практических занятий в детском саду.

Формирование выразительности речи дошкольников. Выразительное чтение детских литературных произведений разных жанров.

1.Формирование выразительности речи дошкольников.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов, игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В методике приемы развития речи называют по-разному.

2.Выразительное чтение детских литературных произведений разных жанров.

1.Один из распространенных литературных жанров для детей – рассказ. Большое значение для его правильного восприятия имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их. События излагаются неторопливо, просто и естественно. Каждый персонаж должен быть передан как конкретное лицо. Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.

Сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью обуславливается манера ее чтения (чаще рассказывания) – простая, задушевная, разговорная. Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Зачин и те места, в которых повествуется о чудесах, следует читать несколько замедленным, приглушенным голосом, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев. Противопоставление необходимо выделять голосом. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.

Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность. Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.

Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения. Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.

Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.

Басню следует читать как простой рассказ. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые события происходили в действительности. Особое внимание надо обращать на мораль – надо так прочитать ее, чтобы дети задумались над ней. Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако, не следует прибегать к игре, перевоплощаться в передаваемый образ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Методика художественного чтения и рассказывания детям

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

· определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

В веселом комическом рассказе должен быть сюжет, доступный и интересный ребенку. Важно, чтобы в художественной форме ребенок получил образ, запомнившийся ему. Стихи с их ритмом, рифмой и звучностью делают веселый рассказ еще более привлекательным для дошкольника.

Коротко остановимся на некоторых вопросах методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе – авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л.С. Фурмина и другие.

Читайте также: