История россии 8 класс арсентьев краткое содержание параграфа 6
Обновлено: 07.07.2024
Вы открыли учебник, посвящённый одному из важных периодов в жизни нашей страны – истории конца XVII -XVIII в. Курс истории России в 8 классе охватывает период всего в 120 лет, но как много событий произошло за это время! Россия прошла путь от окраинного европейского государства до великой мировой державы. Это было время деятельности таких исторических личностей, как Пётр I и Екатерина 11, М. В. Ломоносов и И. П. Кулибин, А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.
Характерной чертой этой эпохи в России стала модернизация страны, прежде всего в области укрепления государственности и повышения эффективности управления в новых исторических условиях. Формировались сильная современная армия и военный флот для обеспечения национальной безопасности и решения назревших внешнеполитических задач. Шёл процесс создания промышленности, развивалась внутренняя и внешняя торговля, менялась повседневная жизнь людей, возникали новые обычаи и традиции.
Как работать с учебником, 4
Введение 5
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I 7
§ 1. Россия и Европа в конце XVII в 8
§ 2. Предпосылки Петровских реформ 14
§ 3. Начало правления Петра I 19
§ 4. Великая Северная война 1700—1721 гг 25
§ 5. Реформы управления Петра I 35
§ 6. Экономическая политика Петра I 40
§ 7. Российское общество в Петровскую эпоху 48
§ 8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 53
§ 9. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 57
§ 10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 64
§ 11. Повседневная жизнь и быт при Петре I 70
§ 12. Значение петровских преобразований в истории страны 74
Глава II. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов 83
§ 13—14. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) 84
§ 15. Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг 92
§ 16. Внешняя политика России в 1725—1762 гг 98
• Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 103
Поскольку конкурсы и мероприятия по отечественной истории проводятся достаточно часто, многие ученики средней школы активно участвуют в них и используют качественные учебные пособия и гдз по истории за 8 класс Арсентьев для подготовки. Эти наглядные сборники позволяют эффективно подготовиться и успешно зарекомендовать себя, что пригодится и впоследствии, как на экзаменах по предмету, так и после окончания школы.
Не только сами восьмиклассники часто используют решебники для текущей подготовки к контрольным и проверочным, выполнения домашних заданий. В числе тех, кто регулярно или системно применяет их:
Какую пользу несет в себе решебник по истории для 8 класса Арсентьева?
Польза пособий с ответами неоценима и понятна:
- ресурсы доступны для всех пользователях постоянно, ежедневно;
- поиск организован эффективно и грамотно, можно найти ответ на любой вопрос по номеру задания, страницам, параграфам, разделам;
- они позволяют экономить, существенно снизив затраты на репетиторов и подготовительные курсы.
Подробные онлайн решения по учебнику История России 8 класс Арсентьев с ответами на вопросы, включая работу с картами и творческие задания
© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Во внешней политике Екатерина Вторая добилась блистательных результатов. Великая императрица чётко понимала какие есть проблемы во внешних делах России. В 18 веке, во времена правления Екатерины Второй среди внешнеполитических задач у России были следующие основные три:
1.Была необходимость обретения выхода в Чёрное море, а также укрепления позиций в этих местах и организация возможности долгого там присутствия;
2. Продолжение прикрепления и воссоединения земель Белоруссии и Украины ;
3.Борьба с Великой революцией во Франции.
Что касается решения первой задачи, для этих целей Екатерина вела войны с Турцией. За время её нахождения на престоле было две войны с турками. Первая турецкая война началась в 1768 году, а закончилась в 1774 году. Итогом этой войны стало подписание Кучук-Кайнарджийского договора. Крымское ханство стало независимыми, русские суда получили возможность свободного прохождения по водам чёрного и мраморного морей, крепости Керчь, Еникале и Кинбурн стали принадлежать России. Вторая война началась в 1787 году и продолжалась до 1791 года. В 1791 году был подписан Ясский договор. По нему Турция отдавала причерноморские земли до реки Днестр и Очаков России. Но не решенным остался вопрос протектора а Грузии.
Вторая задача была решена после разделения Польши между Россией, Австрией и Пруссией. В период с 1772 по 1795 годы, России перешли Белоруссия и часть Ливонии, правобережная Украина, Литва, Курляндия и часть Волыни.
В 793 году Англия с Россией заключили союз и совместно блокировали Французскую революцию. Так была решена третья из задач, целью которой было недопущение трансфера революции на нашу территорию.
Так же были и другие весьма значимые события во внешней политике Екатерины:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка урока истории в 8 классе
Учитель истории Конобевцева Лилия Николаевна
Учебник История России Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов (УМК под
редакцией А.В.Торкунова 2017 г.) § 7.
Уровень обучения: базовый
Количество часов: 1час
Тип урока комбинированный
Ресурсы урока: Учебник, фрагменты документов, трудов историков
- раскрыть особенности социальной политики при Петре Первом, обусловленной модернизацией государства
Обучающая – Определить изменения в правовом статусе дворянства, городского населения и крестьянства в период преобразований в российском государстве в первой четверти XVIII века как условия эффективности модернизации.
Развивающая: Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, умения работать в паре.
Воспитательная: формирование основ гражданственности на примере исторических фактов.
Формирование УУД:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России ; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по реформам Петра I.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Основные события изучаемые на уроке:
2) Города и горожане.
3) Положение крестьян
Основные понятия: Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия
Основные даты:
1714 г. — указ о единонаследии.
1720 г. — учреждение магистратов.
1721 г. — принятие Регламента Главного магистрата.
Прошлое не безупречно,
Но упрекать его бессмысленно,
А вот изучать необходимо.
(А. М. Горький)
I . Организационный момент
- приветствие, проверка готовности к уроку
II . Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Кроссворды, приготовленные учащимися, вывешиваются на доске.
III . Изучение нового материала
Учитель: Прочтите строки записанные на доске
«Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели,
Достиг – и всё переменилось.
Сильною рукою дано новое движение России,
- Объясните смысл этих строк. Согласны ли вы с автором? Почему?
- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в петровскую эпоху, в которой проводились преобразования. Побеседуем по темам: Дворянское сословие; Города и горожане; Положение крестьянства.
- И вот мы с вами оказались в обществе дворян:
- Как изменилось положение основных слоёв российского общества за время правления Петра I? (ответы учащихся)
-Что такое сословная структура? Сословие? (работа со словарём)
Работа в тетради: Составить и записать в тетрадь сословную структуру (Приложение №1
Учитель предлагает прочитать документ (находится у каждого на парте)
Указ о лишении дворян
поместий за неявку на смотры и на службу, 1711 г.
Киевский губернатор князь Дмитрий Михайлович Голицин 30 апреля 1711г. писал из Киева в канцелярию Правительствующего сената, что в 1709 году, по именному указу, присланы из Преображенского к смотру царского величества в Киевскую губернию к делам офицеры и царедворцы, а кто имяны присланы и оставлены в Киевской губернии к делам, и о том от него ведение послано в Розряд; и из тех царедворцов и офицеров подписались своими руками, что стать было им на срок в Киев в марте месяце 1710 года под потерянием чина и лишении деревень, и оных не явилось за огурством и доныне живут по деревням и на Москве, и о высылке их писано в Розряд, а об отписке поместей их и вотчин писано ж в Поместный приказ, а потому просил поименованных в приложенном списке 53 царедворцов и офицеров выслать в Киев; а за их ослушательное укрывательство об отписке поместей и вотчин указ учинить в канцелярии Правительствующего сената.
Приговор, 1711 г., июля 16 дня. Правительствующий сенат, слушав сей выписки, приговорили: у царедворцев и у офицеров, которые смотру его царского величества определены быть в Киеве, а они, отбывая от службы в Киев не поехали и на Москве ни в которых приказах не явились, за эту вину поместья их и вотчины отписать на него из Поместного приказу, и для того из тех их поместей и вотчин жен и детей их выслать и людям и крестьянам слушать их не велеть .
Какой вывод вы можете сделать из данного документа?
Работа по учебнику. Прочитайте пункт 1 параграфа 7:
- Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель о рангах.
-В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?
-Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?
- С каких сословий взыскивалась подушная подать?
- Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I?
(Фронтальная беседа по прочитанному)
-В то же время были введены по иностранным образцам знаки отличия за усердную или продолжительную службу — ордена: святого Андрея Первозванного и святой Екатерины. С Петра I вводится также высочайшее пожалование за выдающуюся служебную деятельность высших чинов в графы, князья и бароны.
- Физминутка –
- Вот мы с вами очутились на улицах города петровской эпохи:
Опишите жизнь горожан при Петре I. Существовало ли деление горожан на разные категории. Ответ на данный вопрос вы найдёте в учебнике на с.49 (учащиеся читают, высказывают свои аргументы)
Рассказ учителя: Р егламент Главного магистрата (1721 г.) оформил сословную дифференциацию городского населения. Все население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных.
Духовные лица, дворяне и крестьяне, жившие в городах, в состав городского общества не входили и магистрату не подчинялись.
- И завершая наше с вами путешествие мы познакомимся с ещё с одной категорией общества – это крестьянство и его положением.
-Предлагаю вам прочитать два документа на с.52-53, что нам рассказывают данные документы о крестьянах.
Слово учителя: Положение крестьян при Петре I заметно ухудшилось. Это было связано с увеличением финансовых тягостей и разного рода повинностей, возлагавшихся на крестьянское население, особенно в эпоху Великой Северной войны (доставка подвод, рабочих для постройки крепостей и судов и т.д.), так и еще более введением подушной подати.
- Своеобразным итогом социальной политики правительства стало деление крестьян на шесть разрядов:
1) государственные (подчиненные казне и считавшиеся лично свободными) — 19% всего земледельческого населения страны;
2) дворцовые (принадлежавшие царю и лицам царской фамилии) — около 7,5%;
3) церковные и монастырские — около 11%;
4) помещичьи (частновладельческие) — более 50% всех крестьян;
5) посессионные (прикупленные для работы на заводах);
6) однодворцы (бывшее сословие служилых людей по прибору, обязанных теперь платить подушную подать, но сохранивших право личного землепользования).
- Крестьянство, составлявшее более 90% всего населения страны, регламентирующими актами государства превращалось в источник дешевой рабочей силы, не имевшей каких-либо прав. В 1721 г. впервые официально было разрешено торговать крестьянами (определенным ограничением стала только правительственная рекомендация не продавать крестьян в одиночку).
-Преобразования коснулись и холопов. Они слились в единое сословие с крестьянами. В 1719-1724 гг. холопы были поименно переписаны и положены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян, потеряв какое бы то ни было право на свободу.
-Обратите внимание на иллюстрации на с.50-51, что они вам рассказывают о крестьянском сословии? (Ответы учащихся)
- В целом реформы Петра I значительно укрепили существующий феодально-крепостнический строй в России, тем самым углубив и продолжив ставшее уже хроническим отставание страны (в хозяйственном, технологическом, социальном, правовом и др. отношениях) от более передовых стран Западной Европы. Проблема ликвидации этого отставания станет отныне одной из глобальных проблем как высшего руководства российского государства, так и самого российского общества.
IV . Закрепление изученного материала
Закрепить материал предлагаю выполнением теста (в печатном виде на каждого, приложение 4)
По окончанию выполнения теста учитель предлагает провести взаимопроверку и открывает ключ к данному тесту записанный на доске.
V .Домашнее задание § 7. Прочитать, основные понятия и даты записать в тетрадь и выучить
1. Придумайте и запишите в тетради не менее 5 тестовых заданий для проверки знаний по одному из разделов параграфа
2. Подберите изображения, которые могли бы стать иллюстрациями к тексту параграфа. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными?
VI . Рефлексия
-Обратите внимание ещё раз на слова историка Н.М. Карамзина. Скажите, что хотел донести этими словами до нас автор?
-Государственные реформы, проведённые Петром, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд европейских держав, продвинули на много десятилетий вперёд.
- Самооценка обучающимися своей работы на уроке.
Учитель предлагает учащимся в каждом секторе мишени определить своё место.
Читайте также: