Проблема дидактических игр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Трофимова Елена Ивановна

Населенный пункт: г. Москва

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им, в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности (наряду с сюжетными играми, играми - драматизациями и др.), следовательно, она имеет ряд общих особенностей игры:

  1. Игра – это вид деятельности ребенка, в силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Для реализации своих игровых целей ребенок по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступая в разнообразные отношения с играющими. В процессе игры участвуют психические процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы, в игре ребенок активно использует свои знания.
  2. Свобода и самостоятельность детей в игре. Еще К.Д.Ушинский говорил, что ребенок не играет тогда, когда его заставляют играть, тем самым, указывая на специфическую особенность игры – самостоятельность. Поведение играющих детей регулируется определенными правилами и требованиями. Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются их выполнения добровольно, в интересах самого существования игры, так как нарушение правил ведет к окончанию игры. Дети проявляют большую выдержку, устойчивость, внимание, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом регуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организовываться в игре.
  3. Творческий характер игровой деятельности. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работает мысль и воображение ребенка. Проявление инициативы и творчества в играх разного вида разнообразно. В дидактических играх оно связано с выбором способов действия, с их вариативностью, может проявляться в быстрой мобилизации знаний и умений. Большинство игр требует находчивости, быстроты реакции на изменяющуюся обстановку.
  4. Эмоциональная насыщенность игры. Ребенок получает удовольствие, достигая в игре результата, преодолевая трудности. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки. Радость носит интеллектуальный характер. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции, он переживаем и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовлетворение, наслаждение.

Общие особенности игры как деятельности в дидактической игре проявляются своеобразно, сочетаясь с особенностями присущими данному виду деятельности. Главная и существенная особенность дидактической игры – взаимосвязь обучения с игрой. Обучение, в форме дидактической игры, основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по сообразно мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Проанализировав это, педагогика разработала игры, основанные на игровых действиях, игровых ситуациях, но при этом и в игровое действие, в игровую ситуацию ввела дидактическую задачу. Дидактическая цель остается скрытой от ребенка, и, чем искуснее составлена дидактическая игра, тем лучше эта цель скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознанного учения.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Участие взрослого часто не требуется.

задания и их выполнение[11].

Чаще других отождествляют сюжетно – ролевые и дидактические игры. В сюжетно – ролевые игры иногда вносят излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства, а внимание детей нацеливается лишь на усвоение материала, усиливаются требования к выполнению правил, что в большей степени свойственно занятиям.

В дидактическую игру иногда вносится излишняя сюжетность, развлекательность, хотя основу дидактической игры составляет связь игровой деятельности и усвоение знаний. Дидактическая игра – это познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных способностей[11].Особенности сюжетно - ролевой игры в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер, в то время как содержание дидактической игры заранее определено. В сюжетно – ролевой игре дети сами устанавливают правила, обусловленные содержанием сюжета, его развитием, правила же в дидактических играх предлагаются в готовом виде, т.е. тоже заранее определены.

Различен и характер руководства рассматриваемыми видами игр: руководство сюжетными играми носит косвенный характер, не допускает прямого руководства, а в организации и проведении дидактической игры руководство более открыто и непосредственно.

Практика широко использует взаимосвязь дидактической игры и занятия в воспитательно – образовательном процессе. Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление и формирование правильного отношения к предметам, явлениям общественной окружающей жизни. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на становление разнообразной активной, творческой деятельности детей происходит в дидактических играх и на занятиях.

Дидактическая игра, осуществляя задачи обучения, имеет и свои отличительные особенности: обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности, наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.

Таким образом, дидактическая игра имеет существенные сходства и различия с сюжетно – ролевой игрой и занятиями.

В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игра, используемая для обучения, должна содержать дидактическую задачу или несколько задач – один из основных элементов дидактической игры. Определяя дидактическую задачу, надо учитывать уровень подготовленности детей, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания и представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры[2].

Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание детей, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того. Что увлекает в них детей? То явно увидим, что дети проявляют интерес к игровому действию. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовольствия.

Недостатком многих дидактических игр, как отмечает В.Н Аванесова [1], является элементарность и однообразие игровых действий, тогда как они должны быть интересными, разнообразными и развернутыми.

Наиболее значимым структурным компонентом считаются игровые правила, цель которых организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами, и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила регулируют действия, поведения ребенка, его взаимоотношения с другими детьми, выполнение ими норм поведения . В дидактической игре правила являются заданными, им свойственны обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, сочетающиеся между собой. Обучающие правила организуют познавательную деятельность детей: рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Соблюдение правил в игре требует о детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. При определении правил игры важно учитывать конечный результат, т.е. от выполнения заданий дети должны получать радость.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры – это показатель уровня детей в достижении знаний, в развитии умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Также результат игры выражается в решении задачи, воспринимаемое детьми как достижение, и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая игра, игровые действия и правила, а также результат игры. Отсутствие одного из компонентов нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие, приводит к разрушению игры.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана выдающимся немецким педагогом , теоретиком дошкольного воспитания Ф.Фребелем (1782 – 1852). Суть педагогической теории и практики Ф.Фребеля, касающаяся детских садов: создание необходимых средств для образовательно – воспитательной работы. Среди таких средств, предусматривающих развитие личности, Ф.Фребель уделяет пристальное внимание игровой деятельности. Можно сказать, что впервые в истории педагогики Ф.Фребель дает ответ на вопрос о том, как могут дети усваивать в практической деятельности серьезное содержание, преподносимое в игровой форме.

Большое значение дидактическим материалам уделяется в системе итальянского педагога М.Монтессори (1870 – 1952). Все материалы М.Монтессори можно разделить на несколько групп: материалы практической жизни учат ребенка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающем мире. Материалы по сенсорике развивают органы чувств ребенка. Сенсорика – это основа интеллектуального развития. Каждый материал предназначен для развития какого-либо одного органа чувства – зрения, слуха, осязания, обаняния. Все материалы постепенно усложняются. Материалы по математике вводят ребенка в мир цифр, счета, знакомят с десятичной системой. Материалы по развитию речи имеют цель подготовить детей к письму и чтению. Благодаря системе М.Монтессори происходит формирование сложных психических функций через развитие высших чувств.

Таким образом, можно сказать, что основной метод М.Монтессори – метод наблюдения за самовоспитывающимся ребенком. Этот метод наблюдения в его усовершенствованной форме, в форме эксперимента, применяется при воспитании ощущений. Все воспитание ощущений сводится к тому, что производится эксперимент при помощи соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная самопроизвольная реакция ребенка.

Великий педагог К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, который не может сравниться ни с чем другим.

В отечественный период на развитие идей обучающей игры значительное влияние оказали положения, выдвинутые Н.К.Крупской: бережно относиться к игре, сохранять такие её элементы, как инициативность, самостоятельность, творчество детей.

Эти положения нашли отражение в работах Е.И.Тихеевой и Б.И.Хачапуридзе – первых советских авторов разработавших проблемы дидактической игры. Она, опираясь на отдельные рациональные моменты педагогики М.Монтессори, осуществила принципиально новый подход в обучении детей, введя как обязательный момент в школьную дидактику, отвергнутую М.Монтессори игру. Таким образом, преобразовав занятия М.Монтессори, и автодидактические упражнения в автодидактические игры и игры – занятия. Е.И.Тихеева, справедливо считала , что дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, внимание, речь. Высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении с предметами , явлениями окружающей жизни. Е.И.Тихеева разработала специальные дидактические игры, которые требовали сосредоточенности, внимания, умение выделить существенные признаки, восстановить недостающие части. Многие из этих игр до сих пор используются в детских садах.

Своеобразная классификация игр предлагается А.И.Сорокиной [1]. Она предлагает следующие виды игр:

- Игры - путешествия. Они отображают реальные факты через необычное загадочное, интересное. Всё, что происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель этих игр – усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание на то, что часто не замечается. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач.

- Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача, замысловатое описание, которое надо отгадать. Разгадывание развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения, что способствует умственному развитию детей.

- Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей друг с другом. Познавательное содержание не лежит на поверхности, его нужно найти, добыть, сделать открытие. В результате чего-то узнать. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Игровые ситуации, которые имеются в каждой игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Таким образом, дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития ребенка. Большинство исследователей рассматривают Тигру как игровой метод обучения ( Ф.Фребель, Е.И.Тихеева, Ф.Н.Блехер и др.),направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для самого ребенка образом, поскольку обучается он играя. Дидактические игры используются как одна из форм обучения детей дошкольного возраста (проводится внутри занятия ли вместо него).

Она важна как самостоятельная игровая деятельность, как средство разностороннего воспитания личности ребенка, прежде всего умственного и сенсорного (Т.М.Бабунова, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).

Широко исследовано влияние дидактической игры на нравственное развитие (Т.М.,Бабунова, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Широко исследовано влияние дидактической игры на нравственное развитие (Т.М.Бабунова,Д.В.Менджерицкая, С.В.Петерина, Е.И.Удальцова).

Благодаря исследованиям утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства детскими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие игры как средство интеллектуального развития ребенка. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на

занятиях.

Библиография:

1.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации в детском саду // Умственное развитие дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М.,1972.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1991.-160с.

3.Дидактические игры в детском саду и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М.,1978. – 110с.

4. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики.-М.,1975.

5. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду // Пед. Соч.: В 6т.-М.,1980. – Т.6.-с.163-164.

6.Кудрявцев В. Деятельность дошкольника должна быть желанной и радостной. Интервью с В.В.Давыдовым. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С. 83-86.

7.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – М.Просвещение, 1979. – 127с.

8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада./ Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение,1982. – 128 с.

9.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

10. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой.-М.,1966.-351с.

11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.-.М.: Просвещение, 1982. – 96с.

12. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1958. – 151с.

13.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176с.

14. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1986. – С.14.

15. Хачапуридзе Б.И. Дидактические материалы и игры в связи с некоторыми задачами воспитания дошкольников // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. М.Н.Колмаковой, В.И.Логиновой. – 2-е изд. Переработанное и дополненное – М.,1988. – С.137-147.

16. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В.Брофман, А.И. Булычева и др.; под редакцией О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение 1991. – 64 с.

17.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой, 2-е изд., исправленное – М.,1988.

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989. – 554с.

19.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. – Т.1./ Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского.- М.:Педагогика, 1983. – 392с.

Дети играют в настольную игру

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

Дети изучают муляжи овощей и соотносят их с нужным цветом

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Структура дидактической игры

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Две девочки играют с окрашенными камешками

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Возраст Задачи Вариации
Младшая группа Научить узнавать и называть предметы. Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.
Средняя группа Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.
Старшая группа Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

    Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

Картинки с изображениями животных

Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

Тени изображений зверей

На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

Контуры изображений зверей

На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Ассортимент лото для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Примеры лото для старших дошкольников

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Дети и педагог играют в словесную игру с помощью мяча

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

  • Формировать активный словарь;
  • развивать культуру речи.
  • Развивать речевую культуру;
  • способность образования множественного числа.
  • Формировать опыт двигательной деятельности;
  • развивать готовность к осознанной физической активности.
  • Формировать готовность к восприятию музыки;
  • развивать предпосылки понимания произведений искусства.
  • Формировать элементарные представления о видах искусства;
  • развивать способность восприятия фольклора.

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

  • Формировать активный словарь;
  • развивать интонационную и звуковую культуру речи.
  • Развить любознательность и познавательную мотивацию;
  • формировать представление о свойствах объектов окружающего мира.
  • Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • развивать навыки социального и эмоционального интеллекта.
  • Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта;
  • формировать навыки самопрезентации.
  • Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру;
  • развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности.

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Используемая литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: