Исследовательская практика в доу

Обновлено: 02.07.2024

Знакомство с профессиональной деятельностью специального психолога,
Закрепление и углубление профессиональных знаний, полученных при изучении специальных дисциплин,
Формирование умений и навыков профессиональной деятельности

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Знакомство с учреждением
Характеристика учреждения стр.4
Основные направления деятельности ДОУ стр.6
Глава 2. Специфика деятельности педагога – психолога
2.1. Знакомство со специалистом стр.7
2.2. План работы педагога – психолога на 2014-2015 год стр.9
Глава 3. Основной этап психолого – педагогической практики
3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы стр.10
3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5
лет стр.12
3.3. Проведение индивидуального психологического исследования стр.15

3.4. Консультация для воспитателей стр.17

3.5. Консультация для родителей стр.18

3.6. Индивидуальный план работы с ребёнком по результатам проведённых диагностик (ЗПР) стр.20
Психолого – педагогическая характеристика стр.21
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

практика психолого-педагогич.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОТЧЕТ

по учебно-исследовательской практике

Выполнила студентка

Шайдуллина Е.М., СП-3,заочная

(ФИО, специальность/направление, форма обучения)

Научный руководитель:

Доцент, Кривошеева Н.И.

(ФИО, звание, должность)

Мурманск

2014 год

Введение стр.3

Глава 1. Знакомство с учреждением

Характеристика учреждения стр.4

Глава 2. Специфика деятельности педагога – психолога

2.1. Знакомство со специалистом стр.7

2.2. План работы педагога – психолога на 2014-2015 год стр.9

Глава 3. Основной этап психолого – педагогической практики

3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы стр.10

3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5

лет стр.12

3.3. Проведение индивидуального психологического исследования стр.15

3.4. Консультация для воспитателей стр.17

3.5. Консультация для родителей стр.18

3.6. Индивидуальный план работы с ребёнком по результатам проведённых диагностик (ЗПР) стр.20

Психолого – педагогическая характеристика стр.21

Заключение стр.23

Приложение № 1 стр.24

Приложение № 2 стр.27

Приложение № 3 стр.28

Приложение № 4 стр.32

Приложение № 5 стр.33

Индивидуальный план

Знакомство с администрацией, воспитателями, детьми.

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Подготовка беседы для родителей (воспитателей) детей.

Составление плана коррекционной работы.

Подготовка к консультативной деятельности с родителями

Посещение занятий, их психологический анализ.

Наблюдение за работой психолога.

Проведение коррекционной работы.

Взаимное посещение мероприятий.

Индивидуальное консультирование воспитателей.

Групповая диагностика и оформление характеристики на ребёнка.

Проведение беседы с родителями детей.

Написание психологической характеристики и заключений на ребёнка. Завершение коррекционной работы. Оформление документации. Написание отчета по практике

Дневник

Основные направления работы педагога психолога

Наименование мероприятий, которые провел или посетил

Отметка о выполнении

1.Наблюдение и анализ бесед психолога на просветительские темы.

1. Анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

2. Наблюдение за консультациями психолога

Проведены две консультации: одна с воспитателями и одна с родителями

Проведение индивидуального и групповое диагностическое обследование детей. Подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике. Написание на основе полученных данных психологической характеристики.

Психологическая коррекция и развитие

1.Проведение психорекционных мероприятий

2. Организация психокоррекционных бесед с детьми.

Введение

Я проходила учебно-исследовательскую практику в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении детский сад №50 комбинированного вида г.Североморска. Детский сад введен в эксплуатацию Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморска от 12.07.2011г.

Цели практики:

  • Знакомство с профессиональной деятельностью специального психолога,
  • Закрепление и углубление профессиональных знаний, полученных при изучении специальных дисциплин,
  • Формирование умений и навыков профессиональной деятельности

Задачи практики

  • расширение и конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки;
  • формирование навыков психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;
  • формирование практических навыков работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • формирование умения взаимодействовать с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ;
  • научить анализировать результаты медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ;
  • научить осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия;
  • формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
  • формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.

Глава 1.Знакомство с учреждением


1.1Характеристика учреждения


Цель деятельности ДОУ:

Обеспечение воспитания, обучения, ухода, оздоровления и необходимой коррекции отклонений детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Основными задачами муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 50 являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Создание и адаптация системы управления реализацией Образовательной программы.

Разработка системы мониторинга по выполнению задач по содержанию и организации образовательного процесса в детском саду.

  • Активизация непрерывной системы деятельности как основы целостного и разностороннего развития неповторимой индивидуальности каждого ребёнка в едином пространстве семьи и ДОУ.
  • Формирование здоровья детей.
  • Создание условий, максимально обеспечивающих развитие и саморазвитие детей, развитие творческого потенциала детей на основе формирования психоэмоционального благополучия.
  • Усовершенствование системы квалифицированной коррекции отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • Психолого-логопедическая помощь в интеграции детей с особенными образовательными потребностями в единое образовательное пространство.


Режим работы ДОУ:
пятидневная рабочая неделя;
12-часовое пребыванием детей в ДОУ с 7.00. – 19.00. – 12 групп; выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть:

Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей и кирпичными беседками. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация и видео наблюдением. У главного входа в детский сад внутри сидит хостел. Территория садика огорожена забором.

1.2.Основные направления деятельности ДОУ :


Приоритетное направление МДОУ: Формирование психического, физического и социального здоровья детей, духовно-нравственное воспитание.
ЦЕЛЬ: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
2. Проводить профилактику дезадаптации детей к школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Образовательная программа МДОУ:
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это важный путь познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить современное обучение.

    Исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Учебные исследования могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно с друзьями, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Эта ступень доступна не всем, обычно справляются с этим одаренные дети, но любой ребенок, даже не причисленный к разряду одаренных, должен иметь возможность для неограниченного развития.

    Руководство учебно-исследовательскими работами

    и творческими проектами дошкольников.

    Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога - трансляция информации, преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для ребенка - образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции и умения передавать знания детям. Он должен быть способен вести исследовательский поиск и самое важное - уметь заражать этим других.

    Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение только на первый взгляд может показаться парадоксальным. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

    Безусловно, такому педагогу необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них те, что должны быть свойственны успешному исследователю. Кроме них требуются и специфически педагогические:

    • Уметь увлечь детей дидактически ценной задачей, сделав её их собственной проблемой.

    • Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.

    • Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

    • Уметь быть терпимым к ошибкам подопечных.

    • Предлагать помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

    • Предоставлять возможность для регулярных отчетов каждого ребенка или группы и обмена мнениями.

    • Поощрять, всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам и полученным результатам.

    • Внимательно следить за динамикой детских интересов.

    • Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

    Работа с родителями.

    Родителей ребенка, его бабушек и дедушек мы привлекаем в союзники. Мы пытаемся объяснить родителям, что главное - дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний. Поэтому не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

    Темы детских исследований.

    • Фантастические - темы, ориентированные на исследование и разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

    Например, ребенок делает проект космического корабля, разрабатывает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

    • Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

    Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, листьями, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений - явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.

    • Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

    Можно собрать в разных источниках информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков или истории музыкальных инструментов. Обобщив эту информацию, её можно структурировать и представлять для обсуждения в коллективе сверстников. С большой охотой дети проводят эмпирические исследования и многим интересно фантазировать и изображать что-то необычное.

    Теоретические темы подходят больше для одаренных детей-дошкольников и для школьников.

    Правила выбора тем.

    • Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. Естественно, для того. Чтобы выбрать интересующую ребенка тему, нужно знать его склонности.

    • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Педагогическое искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором.

    • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

    • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование на одном дыхании ребенку значительно легче, чем делать работу много дней. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

    Программирование исследовательского обучения

    Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка, когда она, образец говора, взаимодействуя с интеллектом человека, находит, за что зацепиться. Хаотичное обучение не дает большого эффекта.

    Чтобы систематизировать процесс учебных исследований, воспользуемся приведенной классификацией тем исследований.

    Классификация тем для исследований

    1. Живая природа: Зоология, Ботаника, Генетика, Природопользование (сельское хозяйство).

    2. Человек: Происхождение человека, Развитие человеческого организма,

    Медицина, Психология человека, Деятельность, Выдающиеся мыслители.

    3. Общество:Цивилизация, Государства и страны, История, Демография,

    4. Культура:Язык, Религия, Искусство, Образование.

    5. Земля:География, Климат, Строение земли.

    6. Вселенная:Галактики, Солнце, Звезды, Инопланетные цивилизации.

    7. Наука:Математика, Физика,Химия, Астрономия, История науки

    8. Техника:Транспорт,Промышленность, Техническое конструирование и дизайн.

    9. Строительство: Экономика,Финансы и производство, Деньги и торговля, Банки

    Она не является догмой и может быть дополнена и сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система.

    Возможно и, безусловно, полезно более дробное деление. Например:

    Систематизация информа ции

    Для повышения информативности детского исследования и обучение ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм классификации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, станут специфическими ключами к поиску.

    3. Основные особенности:

    5. Кто главные враги?

    1. Перечень планет.

    2. Происхождение названия.

    3. Общая характеристика каждой планеты:

    Удаленность от Земли

    Время обращения вокруг Солнца

    Удаленность от Солнца

    4. Исследования планеты людьми.

    5. Условия на планете.

    Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что обязательно потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз этот список надо дорабатывать.

    В заключении хочется сказать об уровнях классификации.

    - На первом уровне классификации педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

    - На втором уровне педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается и комплексный поиск)

    - На третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

    Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

    Видео отчет по летней практике 2011 года За время практики я приобрела много знаний и полезной информации о работе с детьми от опытных педагогов. Продолжала учиться налаживать контакты.

    Современный мир очень динамичен. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Это ведет к пересмотру роли и значения исследовательского поведения человека в современной психологии, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

    Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

    Таким образом, внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

    Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков). Иными словами, главная цель исследовательского обучения – формирование навыков исследовательской деятельности.

    Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только поиск в условиях неопределенной ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) дальнейшего ее эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.

    Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н. С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. “Детская любознательность, — как отмечает Н. С. Лейтес, – если её удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей”.

    И напротив, как отмечают исследователи В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко: “Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются”.

    В образовательном плане не менее важно и другое, тесно связанное с этим обстоятельством наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности: потребность должна тем или иным способом удовлетворяться.

    Таким образом, создание условий для реализации потребности в исследовательской активности в целях развития и саморазвития личности ребенка также является способом профилактики поведенческих девиаций.

    Существует множество путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Предлагаемая нами программа развития исследовательских способностей ребенка является одним из шагов на пути создания психолого-педагогических технологий исследовательского обучения.

    Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, тем самым способствуют успешному вхождению ребенка в школьную жизнь.

    Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

    • Развитие познавательных мотивов дошкольников.
    • Развитие познавательных способностей дошкольников.
    • Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
    • Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
    • Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
    • Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

    Главное содержание работы — проведение детьми исследований и выполнение творческих проектов под руководством взрослого. Тренировочные занятия по данной программе носят обучающий характер и предполагают постепенное усвоение детьми методики проведения самостоятельного исследования.

    Количество часов, отведенное на работу по данной программе, может варьироваться в зависимости от возможностей педагога и образовательного учреждения.

    Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, можно предположить, что проведение ими самостоятельных исследований, за пределами учебных занятий, может вызвать значительные затруднения. Поэтому на тренировочные занятия целесообразно приглашать родителей, чтобы они познакомились с методикой проведения исследования и в дальнейшем могли оказывать детям необходимую помощь на всех этапах.

    Занятие 1. Занятие с родителями.

    1. Педагог проводит беседу с родителями, в ходе которой знакомит родителей с задачами программы и предполагаемыми результатами работы.

    2. Далее ведущий проводит ознакомление с методами организации и проведения детского исследования, оговаривает возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку. Желательно это сделать на примере законченного детского исследования.

    3. Для того, чтобы систематизировать процесс домашних учебных исследований, родителям предлагается примерная классификация направлений детских работ:

    1. Живая природа:

    а) зоология; б) ботаника; в) генетика; г) природопользование.

    а) происхождение человека; б) развитие человеческого организма; в) медицина; г) психология человека; д) деятельность; е) выдающиеся мыслители.

    а) цивилизации; б) государства и страны; в) история; г) демография; д) государственные деятели.

    а) язык; б) религия; в) искусство; г) образование.

    а) география; б) климат; в) строение Земли.

    а) галактики; б) Солнце; в) звезды; г) планеты.

    а) математика; б) физика; в) химия; г) астрономия; д) история науки.

    а) транспорт; б) промышленность; в) техническое конструирование и дизайн; г) строительство.

    а) финансы и производство; б) деньги и торговля; в) банки.

    4.Педагог знакомит родителей с “Памяткой”, в которой даны рекомендации по оказанию помощи ребенку, выполняющему исследовательскую работу.

    Оговариваются сроки выполнения домашнего исследования – 2,5-3 месяца.

    а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.

    Занятие 2. “Что такое исследование”.

    • формирование у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;
    • создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;
    • знакомство с понятиями “наука”, “ученый”, “исследование”;
    • корректировка детских представлений о содержании понятий “наука”, “ученый”, “исследование”.
    • – кто такие ученые-исследователи?
    • – что такое наука?
    • – что такое исследование?
    • – где и как человек проводит исследования?
    • – как люди используют результаты научных исследований?
    • – что такое научное открытие?

    Далее ведущий сообщает детям, что на занятиях они будут учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые

    2. Знакомство с основными методами исследования.

    Вопросы для обсуждения:

    Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

    Что ученые делают, чтобы получить информацию, узнать что-то новое?

    • Подумать самостоятельно.
    • Спросить у другого человека.
    • Посмотреть в книгах
    • Посмотреть по телевизору (познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования).
    • Получить информацию у компьютера.
    • Понаблюдать.
    • Провести эксперимент.

    Каждому методу соответствует определенная карточка с символическим изображением, которая выкладывается перед детьми по мере называния методов [1].

    После того, как все методы названы, необходимо упорядочить и привести в определенную последовательность методы исследования. Для этого задаем детям вопрос: “С чего нужно начать исследование? Что делать потом?” В процессе обсуждения важно подвести детей к мысли о том, что сначала надо подумать самостоятельно.

    Набор карточек может быть дополнен в зависимости от количества методов, которые предполагается использовать.

    3. Обобщение информации.

    Материал: Набор карточек.

    Занятие 3. Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма.

    Проведение исследовательской работы предполагает фиксацию как промежуточных, так и конечных результатов исследования. Учитывая то обстоятельство, что дошкольники в основном не владеют навыками письменной речи, необходимо обучить их альтернативным способам фиксации информации. Одним из возможных способов является пиктографическое письмо.

    1. Вступительное слово ведущего: чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы.

    2. Ведущий читает сказку Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”.

    3. Задание для детей: “Напишите письмо в картинках”. Затем детям предлагается поменяться письмами и догадаться, о чем идет речь в полученном письме.

    Материал: текст сказки Р.Киплинга “Как было написано первое письмо”.

    Занятие 4. Тренировочное исследование.

    • развитие познавательной мотивации дошкольников
    • формирование навыков проведения исследования.
    • Тема должна быть интересна детям.
    • Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.
    • Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия.

    В качестве примера приведем занятие по теме “Пальма”. Объектом исследования в данном случае являлась пальма, находящаяся в зеленом уголке класса.

    2. Необходимо выбрать одного-двух энергичных, активных детей с хорошо развитой речью, которые будут помогать взрослому проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступать с итоговым докладом.

    3. Необходимо повторить методы исследования, выделенные на первом занятии; карточки с их символическим изображением разместить на видном месте.

    • Например, в результате использования метода “Подумать самостоятельно”, делаем вывод, что наша пальма – “комнатное растение”, хотя чаще пальмы растут в природных условиях с теплым климатом. Дети, выполняющие роль помощников, делают две пиктографические записи: на первой картинке изображают пальму в цветочном горшке, на второй – несколько пальм на солнечном морском берегу.
    • “Спросить у другого человека”. Детям была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы присутствующим родителям. В результате была получена информация о том, что на пальмах растут плоды, которые использует в пищу человек– бананы и кокосы. (Выполняются соответствующие пиктографические записи).
    • “Узнать из книг”. В ходе проведения занятия использовались детские справочники энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты. Таким образом получена информация о различных видах пальм и их видовых отличиях (размер, форма листьев, интенсивность окраски листьев).
    • “Наблюдение и эксперимент”. В ходе наблюдения и эксперимента было установлено, что ствол и листья пальмы достаточно жесткие, горшок с пальмой расположен в достаточно освещенном месте, а почва в нем сухая, т.е. в домашних условия человек пытается создать для растения привычную среду обитания.

    4. Обобщение полученных данных.

    На этом этапе необходимо помочь детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи.

    6. В заключении педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности и предлагает в качестве домашнего задания родителям вместе совместно с детьми выполнить исследование на любую интересную для них тему.

    Читайте также: