Диагностика по плаванию в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управления делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Методическая разработка на тему:

«Диагностика уровня сформированности плавательных умений

Разработала:

инструктор по физической культуре

Пенкина Виктория Анатольевна

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

младшая группа.

Младший дошкольный возраст - возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.

Знакомить с некоторыми свойствами воды.

Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.

Учить выдохам в воду, прыжкам.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.

Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду.

Ходить вперед и назад в воде глубиной до бедер с помощью рук.

Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.

Прыгать по бассейну с продвижением вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.

Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.

младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.

Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.

Знакомить с некоторыми свойствами воды.

Обучать различным передвижениям в воде, погружению.

Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.

Учить различным прыжкам в воде.

Делать попытки лежать на воде.

Учить простейшим плавательным движениям ног.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду

Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду.

Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.

Прыгать по бассейну с продвижением вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Пытаться скользить по поверхности воды.

Средняя группа.

К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.

Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Продолжать обучать передвижениям в воде.

Учить погружаться в воду.

Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.

Обучать выдоху в воду.

Учить открывать глаза в воде.

Учить различным прыжкам в воде.

Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.

Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.

Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.

Делать попытку доставать предметы со дна.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Старшая группа.

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.

Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.

Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

Научить выдоху в воду.

Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.

Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.

Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.

Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могу.

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.

Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.

Скользить на груди с работой ног, с работой рук.

Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.

Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.

Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.

Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

Научить выдоху в воду.

Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.

Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.

Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.

Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.

Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать

душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года дети могут.

Погружаться в воду, открывать глаза в воде.

Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.

Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой

Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.

Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.

Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.

Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.

Плавать на груди с работой рук, с работой ног.

Пытаться плавать способом на груди и на спине.

Д11агностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.Н. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1 секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения

конкретной задачи.

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться.

То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Контрольное тестирование (младший возраст)

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Вдох над водой и выдох в воду.

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение в воде

Скольжение на груди.

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Ныряние в обруч.

Подныривание под мост.

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выполнение серии выдохов в воду.

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой.

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

Высокий уровень - означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

Средний уровень - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

Низкий уровень - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора - общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.

Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебнометодическое пособие/Л.Н.Волошина. - М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).

Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М. 2005.-143с.

Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина,- М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993

Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. - М.: Физкультура и спорт, 1974.-95 с.- ( Азбука спорта).

Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.- 288с.

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

Плавание-крепость здоровья III Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.

Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - (Синяя птица).

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Цель: создание необходимых условий для достижения нового современного качества оздоровления детей дошкольного возраста на занятиях плаванием, провести оптимизацию физической и психологической нагрузки по средствам диагностики навыков плавания у дошкольников.

Задачи для оценки плавательной подготовленности дошкольников в разных возрастных группах

Младшая группа научить не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть, свободно передвигаться по бассейну в любом направлении, научить задерживать дыхание, повысить уровень коммуникативных способностей.

Средняя группа к задачам в младшей группе прибавляем: научить задерживать дыхание в определённой позиции, свободное передвижение по бассейну с доской руки прямые, научить фиксированному правильному положению ног у опоры, свободное собирание предметов со дна, повысить уровень коммуникативных способностей при помощи работы в команде.

Старшая группа к задачам в младшей и средней группе прибавляем: научить выполнять упражнение для правильного горизонтального положения тела на воде у бортика, научить скольжению до противоположного бортика, научить свободно проплыть на груди и на спине с доской с работой ногами разными стилями,научиться лежать на воде по средствам специальных упражнений на лежание и на всплытие, умение задерживать дыхание на время, повысить уровень коммуникативных способностей по средствам игр.

Подготовительная к школе группа к задачам в младшей, средней и старшей группе прибавляем: научить делать выдохи в воду, научить выполнять упражнение на скольжение на длинные дистанции в играх, научить свободно проплыть на груди и на спине разными стилями плавания,научить свободно проплывать под водой, нырять, повысить уровень коммуникативных способностей через игры и эстафеты.

Кол-во занятий в год

Кол-во посещённых занятий

Кол-во занятий в год

Кол-во посещённых занятий

Свободное передвижение по бассейну с доской, руки прямые

Кол-во занятий в год

Кол-во посещённых занятий

Подготовительный к школе возраст

Кол-во занятий в год

Кол-во посещённых занятий

Умение делать выдохи в воду

При диагностики плавательных умений и навыков детей, используются следующие обозначения (от 1 до 10 баллов) :

Низкий уровень (1 – 3 балла) – указывает на неправильное выполнение упражнения. Ребенок не выполняет упражнение.

Средний уровень (3 – 6 баллов) – говорит о промежуточном положении, т. е. недостаточно правильном выполнении упражнения.

Высокий уровень (6 – 10 баллов) – правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены задачи по обучению детей плаванию по всем возрастным группам дошкольного образовательного учреждения. Также подробно описаны методы, приемы, необходимые условия и оборудование для проведения педагогической диагностики. Отличительной особенностью является то, что в работе представлена диагностика сформированностиплавательных умений воспитанников в возрасте 2-3 лет (первая младшая группа)

Диагностика уровня сформированности плавательных умений воспитанников

Великий Новгород, 2015

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

I младшая группа.

Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.

Знакомить с некоторыми свойствами воды.

Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.

Учить выдохам в воду, прыжкам.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.

Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду.

Ходить вперед и назад в воде глубиной до бедер с помощью рук.

Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.

Прыгать по бассейну с продвижением вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.

Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.

II младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.

Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.

Знакомить с некоторыми свойствами воды.

Обучать различным передвижениям в воде, погружению.

Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.

Учить различным прыжкам в воде.

Делать попытки лежать на воде.

Учить простейшим плавательным движениям ног.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду

Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду.

Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.

Прыгать по бассейну с продвижением вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Пытаться скользить по поверхности воды.

Средняя группа.

К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.

Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Продолжать обучать передвижениям в воде.

Учить погружаться в воду.

Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.

Обучать выдоху в воду.

Учить открывать глаза в воде.

Учить различным прыжкам в воде.

Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.

Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года дети могут.

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.

Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.

Делать попытку доставать предметы со дна.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.

Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Старшая группа.

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.

Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.

Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

Научить выдоху в воду.

Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.

Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.

Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.

Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могу.

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.

Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.

Скользить на груди с работой ног, с работой рук.

Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.

Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.

Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.

Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

Научить выдоху в воду.

Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.

Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.

Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.

Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.

Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года дети могут.

Погружаться в воду, открывать глаза в воде.

Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.

Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.

Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой

Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.

Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.

Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.

Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.

Плавать на груди с работой рук, с работой ног.

Пытаться плавать способом на груди и на спине.

2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться.

То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Подготовительная к школе

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Контрольное тестирование (младший возраст)

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Вдох над водой и выдох в воду.

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение в воде

Скольжение на груди.

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Ныряние в обруч.

Подныривание под мост.

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выполнение серии выдохов в воду.

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой.

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.

Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).

Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М. 2005.-143с.

Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993

Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.

Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).

Оценка качества обучения плаванию детей дошкольного возраста строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков. В настоящее время в ДОУ реализуется комплексные программы, включающие задачи по обучению детей плаванию. Эта программа обучения плаванию в детском саду базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

Для определения уровня физической подготовленности были выбраны наиболее доступные тесты, по ним обследовались дети от 5 до 7 лет.

Организация и условия проведения

  • Бассейн ДОУ
  • Глубина бассейна – 0,5-0,7 м.
  • Температура воды в чаше бассейна для детей до 7 лет – 30-32°С
  • Температура воздуха – на 1-2°С выше температуры воды.
  • До обследования необходимо сделать разметку на бортике, приготовить нужный инвентарь.

Уровень подготовленности детей по плаванию определяет инструктор по плаванию, ему помогает медсестра бассейна. Обследование проводится в плавательном бассейне в начале года (сентябрь – октябрь) и в конце (апрель – май) учебного года в течении нескольких занятий. При проведении обследования используется следующие методы:

- фронтальный (передвижения в воде, лежание на груди и на спине);

- поточный (скольжение, плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль)

- индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под водой, плавание при помощи движений ног, в полной координации изученными способами)

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения. Данные обследования заносятся в протоколы.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Погружение лица в воду с открыванием глаз

Передвижение в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Вдох над водой и выдох в воду.

Плавание с пенопластовой досточкой

Плавание с досточкой при помощи движений ног способом кроль

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)

Кроль на груди по элементам

Кроль на спине по элементам

Скольжение на спине

Скольжение на груди

Продвижение в воде

Плавание кроль на груди с задержкой дыхания

Задержка дыхания на 10 секунд

  1. Разнообразные способы передвижения в воде
  2. Погружение в воду с открыванием глаз под водой.
  3. Выдохи в воду
  4. Лежание на груди
  5. Лежание на спине
  6. Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди

Методика проведения мониторинга

Ходьба, руки на поясе, бег обычный, прыжки лицом, спиной вперед на двух ногах, положение рук – произвольное.

4 – ребёнок легко выполняет все способы передвижения в воде;

3- выполняет упражнение неуверенно, осторожно;

2 – выполняет упражнение , держась за предмет, бортик

1 – боится отойти от бортика, отказывается выполнять упражнение.

  1. Погружение в воду с открыванием глаз под водой

Стоя около бортика, держась за него, присесть, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с головой, а не просто наклонить лицо вниз, глаза должны быть приоткрыты.

4 – ребёнок безбоязненно приседает под воду, приоткрыв глаза, и находится в таком положении в течении 3 секунд;

3- погрузившись в воду, открыв глаза, находится под водой менее 3 секунд;

2 – погрузившись в воду, не открывает глаз;

1 – боится полностью погрузиться в воду

Положение тела такое же, как при выполнении погружения в воду. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперёд, напряжены. Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняется одновременно через рот и нос.

4 – ребёнок правильно выполняет два выдоха;

3- правильно выполняет 1 выдох;

2 – не полностью выполняет выдох в воду, то есть заканчивает его над водой;

Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники

4 – ребёнок выполняет упражнение в течении 5 секунд;

3- в течение 3-4 секунд;

2 – в течение 1-2 секунд;

  1. – лежит на воде с поддерживающими предметами (надувными игрушками, нарукавниками).

Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники

4 – ребёнок приняв горизонтальное положение выполняет упражнение в течении 5 секунд;

3- в течение 3-4 секунд;

2 – в течение 1-2 секунд;

  1. – лежит на воде с поддерживающими предметами (надувными игрушками, нарукавниками).
  1. Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди

Инвентарь: пенопластовые доски.

Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повёрнуты вовнутрь.

4 – ребёнок проплыл 8 м;

  1. Скольжение на груди
  2. Скольжение на спине
  3. Кроль на груди по элементам
  4. Кроль на спине по элементам
  5. Плавание кроль на груди с задержкой дыхания
  6. Задержка дыхания на 10 секунд

Методика проведения мониторинга

4 – ребёнок скользит 4 м и более;

4 – ребёнок скользит 4 м и более;

Инвентарь: пенопластовые доски

Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное.

4 – ребёнок скользит 14 – 16 м;

Плавание на спине при помощи движений ног способом кроль с пенопластовой доской: под головой, удерживая ее на груди согнутыми в локтях руками (как гармошку), около таза — выпрямленными руками, выпрямленными руками за головой.

4 – ребёнок скользит 14 – 16 м;

Проплыть кролем на груди с задержкой дыхания

4 – ребёнок проплыл 8 м;

Стоя около бортика, держась за него. Опуститься под воду и максимально задержать дыхание

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой, Т.А. Тарасовой, М.В. Рыбак. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться.

То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.

То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Подготовительная к школе

Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.

Контрольное тестирование (младший возраст)

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Вдох над водой и выдох в воду.

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение в воде

Скольжение на груди.

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Ныряние в обруч.

Подныривание под мост.

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выполнение серии выдохов в воду.

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой.

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

- Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

- Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

- Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

Читайте также: