Использование икт в высшей школе

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация. В статье рассматриваются история развития и современное состояние информационно-коммуникационных технологий, их роль в образовательном процессе вуза.

Информационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе вуза

Аннотация.В статье рассматриваются история развития и современное состояние информационнокоммуникационных технологий, их роль в образовательном процессе вуза.Ключевые слова: информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), образовательный процесс.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Этапы развития ИКТ в образовательном процессе вуза

№ п/пПринцип обработки информацииИнструментКоммуникации1РучнойРучка, лист бумаги, печатная книгаПочта2МеханическийМеханические устройстваПочта3ЭлектрическийЭлектрические устройстваПочта4ЭлектронныйЭлектронные вычислительные средстваПочта5КомпьютерныйПерсональный компьютерЛокальная сеть6СетевойЛокальная и глобальная компьютерные сетиЛокальная и глобальная компьютерные сети

Рекомендовано к публикации:


Учебное пособие предназначено для применения в образовательном процессе системы ДПО и адресовано преподавателям высших учебных заведений, руководителям и методистам системы высшего и среднего профессионального образования, руководителям центров дистанционного обучения ВУЗов и образовательных организаций системы ДПО, студентам высших учебных заведений педагогического профиля. Пособие содержит обзор вариантов встраивания ИКТ в образовательный процесс ВУЗа, действующей нормативной базы применения средств ИКТ, прикладных аспектов авторского права в электронном обучении. В конце пособия приведен краткий терминологический справочник e-learning.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии: средства, функции, способы применения в электронной образовательной.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Применение ИКТ в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии: средства, функции, способы применения в электронной образовательной среде ВУЗа

Прежде чем рассматривать прикладные свойства информационно-коммуникационных технологий в электронной образовательной среде ВУЗа уместно очертить их круг — с какими, собственно, технологиями мы имеем дело? Наиболее часто под информационно-коммуникационными понимают следующие технологии и их различные комбинации:

• локальные вычислительные сети (ЛВС);

На рисунке 1 схематично представлены области соприкосновения вышеперечисленных технологий применительно к использованию в образовательном процессе ВУЗа. Как видно из рисунка, информационно-коммуникационные технологии, в большинстве своем, являются пересекающимися множествами. Например, для подключения, обучаемого к сети Интернет может использоваться локальная вычислительная сеть, но эта же сеть ВУЗа может применяться в образовательных целях и без соединения с Интернет — в частности, при отсутствии соответствующих каналов связи или по причине использования в образовательном процессе материалов повышенной секретности.


Технологии мультимедиа, в свою очередь, неразрывно связаны с работой в интернет-пространстве, но могут быть использованы и на локальном компьютере. Например, для демонстрации иллюстративного материала в процессе чтения лекции или работе на тренажере виртуальной реальности Интернет-соединение не требуется.

Конференцсвязь может быть построена на интернет-протоколах с помощью обычных персональных компьютеров или ноутбуков, а может использовать специальное оборудование и отдельные каналы связи. У каждого из таких решений есть свои достоинства и недостатки, обуславливающие право на жизнь обоих решений.

Наконец, телефонная связь также может быть вовлечена в образовательный процесс, например, в части SMS-напоминаний, различного рода уведомлений, а также — в качестве дополнительного способа аутентификации, обучаемого при передаче различных паролей и кодов доступа к образовательным ресурсам.

Средствами применения вышеперечисленных технологий в образовательном процессе ВУЗа могут являться:

• средства мобильной телефонной связи — смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.;

• персональные компьютеры, ноутбуки;

• периферийное компьютерное оборудование — видеопроекторы, интерактивные доски, телевизионные и акустические системы и т.д.;

• аппаратно-программные комплексы (стенды, симуляторы, тренажеры);

• компьютерные сети (глобальные и локальные);

• программное обеспечение (прикладное и технологическое).

Для того, чтобы разобраться, каким образом можно применять средства ИКТ в ВУЗе, рассмотрим основные функции информационных и коммуникационных технологий, реализуемые в образовательном процессе. К данным функциям можно отнести следующие:

Условно функции ИКТ, применительно к образовательному процессу, отражены на рисунке 2.


Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

1. Функция администрирования учебного процесса

На рисунке 2 эта функция условно раскрыта в виде совокупности составления расписания занятий, ведения журналов успеваемости и информирования о всевозможных значимых событиях. На самом деле эта функция представляет собой не что иное, как полное управление учебным процессом — от планирования всех видов занятий обучаемых до контроля усвоения знаний и полноты исполнения учебной программы всеми участниками процесса.

В настоящее время многие учебные заведения внедрили в свою практику специальное программное обеспечение по составлению расписания занятий. Данное ПО, безусловно, является одним из элементов информационных технологий, позволяющим в процессе планирования учесть множество параметров, которые трудно удержать в голове.

Грамотная автоматизация процесса формирования учебного расписания — это только первый шаг применения средств ИКТ в целях администрирования. Настоящий эффект можно почувствовать тогда, когда функция составления расписания интегрирована в систему управления обучением (LMS) ВУЗа. В этом случае расписание занятий не просто публикуется на сайте учебного заведения в виде длинной таблицы или файлов для скачивания, повторяющих своего бумажного прародителя — стендово-плакатную форму расписания, а синхронизируется с электронным учебным контентом LMS. Проще говоря, в системе управления обучением создаются связи между общностями — событиями, участниками процессов, их ролями и т.д. При этом возникают новые возможности управления коммуникацией, такие как:

• персональные календари для преподавателей, обучаемых и обслуживающего персонала;

• автоматический контроль конфликта ресурсов (помещений, оборудования, персонала);

• автоматическое отслеживание изменений с рассылкой уведомлений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат по дисциплине:

Гужаковская Марина Григорьевна

Заринск 2017 год

Введение…………………………………………………………………………..31. Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании……………………………………………………………………….5

2. Тенденции развития образовательных ИКТ…………………………………9

3. Эффективность использования ИКТ в обучении…………………………..10

4. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе…………13

Повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни объясняет актуальность выбранной темы. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств информационно-коммуникационных технологий за последнее десятилетие сделал эту технику практически все доступной. Поэтому внедрение ИКТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Федеральное государственное бюджетное научное учреждения Институт управления образованием Российской академии образования, на базе которого создан Центр информатизации образования).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам информатизации образования и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Современная наука концентрирует внимание на внедрение компьютерных технологий во сферы деятельности человека, на разработку современных методов использования ИКТ в процесс обучения.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Цель работы: изучить условия использования ИКТ в учебном процессе образовательной организации.

Ведь изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании.

Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки.

Современное общество характеризуется активным проникновением информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека. В мировой и отечественной теории и практике образования накоплен значительный опыт по организации и реализации обучения, основанного на использовании компьютера и компьютерных обучающих программ.

В ряде работ предложена и обоснована методика подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в диагностике и развитии образовательных способностей учащихся, раскрыты особенности профессиональных умений будущих учителей по использованию новых информационных технологий, но не отражен вопрос формирования информационной компетентности (компьютерной грамотности) учащихся на основе использования ИКТ [1].

Обосновывая необходимость введения новой педагогической технологии в учебный процесс, уточним трудности, с которыми не справляется учитель при традиционной методике обучения в нынешней массовой школе:

- учитель не может каждого ученика проверить по каждой изучаемой теме;

- учитель не может научить своих учеников самостоятельно работать с учебником, не может подготовить учащихся в самообразованию;

- учитель не может на уроках удовлетворить повышенные интересы учащихся по своему учебному предмету;

- при традиционном обучении у учителя слишком ограничены возможности воспитывать каждого своего ученика [2].

Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить (хотя бы частично) преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки. Использование информационно-коммуникационных технологий будет значительным шагом в обучении, но только при условии обеспечения того, что не смогли дать существующие методики обучения.

Информатизация образования - область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая - повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ, вторая - повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [3].

С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много нерешенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.

Информационно-телекоммуникационным технологиям принадлежит важная роль в формировании целостного мира и в отдельности - в обеспечении условий сосуществования человеческих сообществ, отдельных личностей [4].

Одним из факторов, способствующих формированию информационной инфраструктуры, является повышение уровня образования населения.

Образование представляет собой решающий фактор претворения возможностей информационно-телекоммуникационных технологий в жизнь.

Информатизация системы образования открывает большие перспективы для любой модели образования.

В современном мире владение информационными и коммуникационными технологиями становится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, и во многом определяет пути дальнейшего развития общества.

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.

Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования, изыскиваются пути повышения результативности общего образования, вкладываются значительные средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

Рассматривая методику разработки и использования средств ИКТ в образовании, нам предстоит раскрыть такое понятие, как мультимедийные средства ИКТ [5].

- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.)

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса [7].

Использование качественных мультимедиа изданий и ресурсов позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучаемыми, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

2. Тенденции развития образовательных ИКТ.

Как правило, информационные технологии не создаются специально для решения образовательных задач. Сначала разрабатывается некая новая технология, а затем уже решается вопрос о возможности и целесообразности применения ее в образовательном процессе. С другой стороны, применение ИКТ при решении какой-либо педагогической задачи не является самоцелью – оно определяется достигаемым с его помощью дидактическим эффектом, и с этой точки зрения первичными являются запросы образования, а не доступные технологии. Именно с позиций значимого и доказанного положительного результата использования в учебном процессе можно выделит ряд современных и перспективных ИК-технологий.

Облачные технологии позволяют преподавателю и студенту создавать информационные ресурсы и сохранять их в сетевых информационных хранилищах. Студенты получают значительное пространство для хранения документов всех типов, которые им доступны и после окончания учебного заведения. Но при обучении в образовательном учреждении процесс освоения учебной дисциплины организуется и управляется преподавателем. Следовательно, и преподавателю необходима своя виртуальная среда. В этом случае мы можем говорить о мобильном обучении. Также получает свое распространение Web – портфолио как для обучающихся и студентов, так и для преподавателей.

Перечисленные педагогические новации, которые в настоящее время активно внедряются в образовательную практику, позволяют конкретизировать содержание профессионального стандарта педагога в части его ИКТ - компетенций. Педагогический вуз и общеобразовательное учреждение обязаны обеспечить подготовку педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

3. Эффективность использования ИКТ в обучении

Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока:

-- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

-- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

-- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

-- использование тренинговых (тренировочных) программ;

-- использование диагностических и контролирующих материалов;

-- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

-- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

-- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

-- использование игровых и занимательных программ;

-- использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения .

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

-- наличие соответствующих изучаемой теме программ;

-- количество компьютеризированных рабочих мест;

-- готовность учеников к работе с использованием компьютера;

-- возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

· как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

· как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера) [8].

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения , используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

· создание уроков с использованием ИТ;

· творческая проектная работа учащихся;

· дистанционное обучение, конкурсы;

· библиотека, ресурсы Интернет;

· социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;

· творческое взаимодействие с педагогами.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Принцип наглядности . Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности . Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности : преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности : данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности : использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности : как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

4. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе.

Стремительное развитие ИТ влечет за собой необходимость постоянного обучения и переобучения специалистов в данной области.

Но как любая педагогическая технология, она все же подчиняется основным законам педагогики, хотя трансформирует их в соответствии с новыми условиями обучения и требует переосмысления в рамках образовательных учреждений. Электронное обучение, как и традиционное, в чистом виде не дает того результата, который получается в итоге обучения по смешанной модели. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом вынося часть практических мероприятий в электронный вид. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге.

Все электронные инструменты, которые сегодня зарекомендовали себя с положительной стороны, должны правильно использоваться преподавателями в процессе обучения. Поэтому очень важно проводить переподготовку профессорско-преподавательского состава и постоянно проводить практические семинары для ознакомления с еще более новыми инструментами электронного обучения. Планирование учебного процесса у преподавателя должно быть связано с тем, что необходимо составить календарный план работы на весь учебный семестр, распределив весь материал и контрольные задания в соответствующем порядке. Преподаватель должен заранее определить, какой материал будет обсуждаться в аудиторном виде, а какой можно будет перенести в электронную форму. Примерами электронных мероприятий могут быть: форумы, тесты, блоги, обмен файлами.

Очень важно преподавателю понимать, какие из указанных электронных инструментов лучше всего позволяют изучить тот или иной раздел учебного курса.

Интенсивное использование информационных технологий в современном вузе — залог успехов во всех областях его жизнедеятельности [9].

Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Однако, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.

Список используемой литературы

3. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии. // Начальная школа. - 2008 - №8, С. 84-88

4. Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.М. Технология преподавания информатики. - Махачкала: ДГПУ, 2005. С. 65

7. Применение компьютерных технологий в физико-математических дисциплинах в школе. / Поиск, 2007 г. - №4 (1). С. 246-249.

8. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. С. 256

9. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические аспекты): монография. — М.: ИИО РАО, 2009, 2-е изд., доп. — С. 274

Повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни объясняет актуальность выбранной темы. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств информационно-коммуникационных технологий за последнее десятилетие сделал эту технику практически все доступной. Поэтому внедрение ИКТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Федеральное государственное бюджетное научное учреждения Институт управления образованием Российской академии образования, на базе которого создан Центр информатизации образования).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам информатизации образования и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

ВложениеРазмер
referat_it.docx 39.18 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий…………………………………………
  1. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения……………………………………………………………….

Повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни объясняет актуальность выбранной темы. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств информационно-коммуникационных технологий за последнее десятилетие сделал эту технику практически все доступной. Поэтому внедрение ИКТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Федеральное государственное бюджетное научное учреждения Институт управления образованием Российской академии образования, на базе которого создан Центр информатизации образования).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам информатизации образования и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Цель работы: изучить условия использования ИКТ в учебном процессе образовательной организации.

Ведь изучение и грамотное и рациональное использование средств ИКТ в учебном процессе – важнейшие задачи подготовки учащихся к дальнейшей конкурентоспособной жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников школ и высших учебных заведений будущая профессия станет связана со средствами информационно-коммуникационных технологий.

К началу XXI века роль информации во всем мире невероятно возросла. Уровень владения информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях, без исключения, всем государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и информации, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме информатизации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.

  1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ИКТ бессмысленно.

Репродуктивный метод обучения с применением средств информационных технологий предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) компьютеру (например, он-лайн тестирование), и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой. В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ИКТ обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие соответствующего программного обеспечения, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на компьютере позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

3. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения

Последние технические достижения часто находят применение в учебном процессе, и ИКТ не являются исключением. Уже первые опыты применения компьютеров в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку качества обучения, обеспечить возможность индивидуальной помощи педагога каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых образовательных курсов.

ИКТ являются мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков, видео и аудио информации и т. п. Главной особенностью мультимедийных средств обучения является возможность их настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и обработкой информации.

Применение ИКТ в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляют принципиально новые возможности для активизации обучения. Компьютер и мультимедийные средства позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами компьютера перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение средств информационно-коммуникационных технологий даёт возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов средства ИКТ обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных и мотивированных учащихся. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Компьютеры открывают новые перспективы в области образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить обучение, придерживаясь в основном принципа пассивного слушания лекций и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения из груды исходных данных – все это приобретает большую важность и требует от обучающихся более активной деятельности.

Проблемы информатизации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.

К группе проблем, сталкивающихся при использовании ИКТ относят:

-привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки). Это компенсируется использованием проекционной техники;

-отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с компьютером и средствами может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с техникой, а не с изделием другого живого человека;

-несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции.

В противовес перечисленным недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ИКТ, которые позиционируются как положительные:

-понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; доступность первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому процессу;

-практическую доступность культурно-художественной информации любого региона, страны и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;

-удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.

Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека со средствами ИКТ не получили достаточного научного рассмотрения.

Одной из немаловажных для работы с ИКТ психологических проблем является проблема возраста. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу информатизации. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает педагогам школ и ВУЗов дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать учебный процесс обучающихся, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Однако, информатизация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.

Читайте также: