Михей и иринья краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Типы диалектных слов и их роль в рассказах Ф.Абрамова.

Подобные слова называются диалектизмами. Это языковые особенности говоров, диалектные слова и выражения, включённые в литературную речь. Фёдор Абрамов часто использовал их в своих рассказах для реалистического показа жизни деревни, для воссоздания местного колорита. В этом случае чаще всего вводятся этнографические, а также собственно-лексические диалектизмы .

Диалекты отличаются от общенародного национального языка разными чертами – фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это даёт основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.

Выделяют следующие типы диалектных слов (см. учебник Шубы, 1998: 262):

1) собственно-лексические – это местные слова, корни которых отсутствуют в литературном языке, или диалектные производные от корней, представленных в литературном языке (баниться – мыться, бекша – белка, калужа – лужа).

2) Лексико-словообразовательные – синонимичные литературным однокорневые слова, отличающиеся от них образующими морфемами (бечь – бежать, блюдка – блюдце, красава – красавица).

3) лексико -фонетические – диалектные слова, отличающиеся от литературных несколько иным звучанием, т.е. слова с нерегулярными фонетическими изменениями, наблюдающимися в отдельных лексемах, а не обусловленные особенностями звуковой системы в целом (вышня – вишня, мтичка – птичка, сусед – сосед).

4) Лексико-семантические - общенародные слова с иным, чем в литературном языке, значением (кричать – звать, мост – пол в избе, русалка – пугало огородное).

5) грамматические – слова и словосочетания, отражающие особенности грамматического строя говоров. Одни из них, морфологические, от литературных слов отличаются категорией рода, числа, типом склонения, формообразованием и т.п. (вся жизня – всю жизнь, тёмный облак – тёмное облако).

6) фразеологические – это диалектные устойчивые словосочетания, имеющие параллели в литературном языке или не имеющие их (зол к работе – трудолюбивый, ломать ноги – идти напрасно, убирать запятки – уносить ноги).

7) этнографические - слова, называющие предметы, известные лишь в определённой местности (понёва – разновидность юбки, шанежки – пирожки, приготовленные особым способом). Этнографизмы не имеют и не могут иметь синонимов в общенародном языке, так как сами предметы, обозначенные этими словами, имеют локальное распространение. Как правило, это предметы домашнего обихода, одежда, кушанья, растения и т.д.

Проанализировав диалектную лексику в рассказах Ф.Абрамова, мы выделили следующие типы диалектизмов:

собственно-лексические – бумазейный, кабыть, кудель, паз, прошамкала, робить, рыскать, тамошний, тата, чухарь;

лексико-словообразовательные – матенька, свежинка;

лексико-фонетические – але, баушка, вишь, ноне, робята, сусед;

лексико-семантические – мизинец;

грамматические – едать, ейный, хаживала;

этнографические – амбар, лузан, передник, повойник, поленница, силушко, суземье, хлев.

Ф.Абрамов видит в народном разговорном языке источник силы и богатства литературного языка, средство для обогащения не только языка конкретного рассказа, но и литературного языка в целом.

Абрамов появился на свет вечером 29 февраля 1920 года. Все его беззаботное детство, прошло в маленьком поселке Веркола, неподалеку от Архангельска. Парень жил в большой семье, поэтому жила она очень скромно по тем меркам.

Закончив получать образование в местной сельской школе, принимает решение обучаться в высшем учебном заведении. В 1938 году он попадает в государственный университет города Ленинград, на специальность филологии. Внезапная ВОВ не дала возможности кончить обучение ВУЗе, и он ушел на добровольной основе в местные общины, которые служили ради фронта. За годы войны побывал в Ленинграде, защищал города, награжден наградами, получал много ранений. После войны он продолжил свое обучение, и смог закончить его в конце 1948года, а в 1951 году защищает диссертацию, которую он будет вспоминать еще много лет.

Позже молодой автор пишет несколько статей в “Новом мире” и “Люди колхозной деревни” где рассказывает о наглой фальши жизни в сельской местности. Эти статьи вызвали негодование, и спустя некоторое время руководство снимает руководителя отвечающего за редакцию журнала А.Т. Твардовского.

Позже, Абрамов пишет произведение “Братья и Сестры”. Из – за нахлынувшей популярности, его работу освещает популярный на то время журнал “Нева”. Сам рассказ являлся первооткрывателем трилогии “Пряслины”. В написании рассказа, автор раскрывал всю суть, без фальши и красивых моментов, за что и подтвердил свой характер. После романа “Братья и Сестры”, на свет выходят еще два “Две зимы и три лета” и “Пути – перепутья”, написанные в 1968 – 1937 годах.

За все его творчество он был удостоен Государственной награды СССР. Особой заслугой является трилогия “Пряслины”, в которой описывается трудная жизнь обычной деревни. Позже, в 1975 году выходит продолжение этого романа, под названием “Дом” где раскрываются судьбы персонажей. Данный роман вызывает фурор в обществе, и удостаивается наградой. После смерти писателя, публикуются его не вышедшие романы “Слово в ядерный век” и “Чем живем - кормимся”.

Абрамов внес большой вклад в литературу того времени. Хоть его и называли “Автор – деревенщина”, но вклад в общество он внес, и этот вклад читают и по сей день.

Прочитать Трава Мурава краткое содержание можно ниже.

К этому циклу относятся сразу несколько рассказов Абрамова. В большинстве изданий с таким названием включены по 15-20 коротких произведений, объединенных общей темой романтики сельской жизни. Мы же далее предлагаем вам ознакомиться с пересказом трех самых известных рассказов этого цикла.

Старая женщина с отчеством Еремеевна (именно по нему ее все и называли в деревне) жила в таком же ветхом доме, который построил еще ее отец. Жить там было очень неудобно из-за неудачного расположения, зимой по обледеневшим дорогам добраться совсем сложно, да и воду каждый день приносить далеко. Поэтому Еремеевна сказала сыну, чтобы тот построил новый дом на более благоприятном участке, чтобы, как она, всю жизнь не мучиться.

Сын действительно построил новое, более просторное и комфортное жилище. Еремеевне в нем досталась лучшая комната, только вот сама женщина с каждым днем чувствовала себя все хуже и хуже. Болезнь брала свое, и Еремееевна поняла, что умирает. Перед смертью она захотела посетить пепелище, где когда-то стоял ее дом.

трава мурава абрамов краткое содержание

И произошло чудо. Посидев на бревне на своем старом участке да выпив воды из своего родного колодца, Еремеевна будто ожила. Болезнь отступила, но теперь, чтобы поддерживать свое здоровье, женщина каждый день приходит к родному пепелищу.

Уже пожилой дедушка Антон Егорович захворал. Он обратился к доктору, и тот выписал ему различные лекарства. Антон Егорович исправно их принимал, но ничего не помогало, и он постепенно угасал.

Как-то раз маленький внук спросил дедушку, есть ли среди его лекарств то, которое точно поможет. Тот немного подумал и ответил – да, конечно, есть! Только вот за ним придется идти в сарай, и сделать это должен именно Антон Егорович.

Дедушка еле-еле добрел до сарая, опираясь на внука, и увидел сани, которые он начал ранее делать. Теперь-то сил у него совсем не осталось. Но Антон Егорович все-таки взял в руки топор, и потихоньку, помаленьку приступил к работе. Уже через несколько часов он почувствовал себя лучше, а за ужином был весел и хорошо поел. Вскоре дедушка совсем выздоровел, закончив сани – труд излечил его.

трава мурава читать краткое содержание

Теперь же, в совсем преклонном возрасте, вед решил выкопать пруд. Это очень трудоемкая работа, которая не под силу и многим молодым людям, но ветеран не сдается. Он уже пять лет постоянно копает и обтесывает будущий пруд, а зимой отдыхает и накапливает силы. Все это он делает для того, чтобы исполнить свою мечту: как следует потрудиться и оставить память о себе. Даже когда старик умрет, пруд после него останется.

О чем хотел сказать автор?

В этих рассказах Ф. Абрамов рассуждает о том же, о чем и многие другие писатели в своих работах – о счастье. Он показывает, что даже в простой сельской жизни его можно найти: если усердно работать, быть добрым и честным человеком, а также иметь мечту и двигаться к ней.

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

24 февраля 2022 г.

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.


2018

2017

2006

Рейтинг: 8.26 (167)


Когда писатель вышел из автобуса, он не увидел никакой избы, кругом были только сосны. И только потом лесорубы показали ему постройку из досок на вершине одной из сосен. Из постройки свисали остатки веревочной лестницы. Инженер Промойников сказал, что на вершине сосны жил лесоруб, которого звали Олеша Рязанский.

Олеша был человеком богатырской силы и при жизни умудрялся выполнять по пять норм за день, зарабатывая при этом хорошие деньги. Свою работу он делал только ручными инструментами и не признавал никакой техники. Писатель заинтересовался необычным человеком и стал собирать о нем сведения, чтобы написать очерк в газету.

Но сведения об Олеше Рязанском оказались весьма противоречивыми. Повариха Капа рассказывала, что Олеша был мастер не только работать, но и выпить, мог за один раз выпить три бутылки вина и при этом нисколько не выглядеть пьяным.

При этом душа у Олеши была нараспашку. Когда он еще жил в общежитии, то вовлекал в свои гулянки всех соседей. Но потом он познакомился с девушкой по имени Ксана, с которой у него образовалась семья. Ксана держала мужа в строгости, не позволяла ему пить и стала распоряжаться заработком мужа. От такой жизни Олеша вскорости и сбежал в лес, где и построил свою знаменитую избу на сосне. Теперь Ксане было практически невозможно до него добраться. Такова была версия поварихи Капы.

Позднее, в поселке, писатель зашел в гости к образцовому пенсионеру Ковригину, который отозвался об Олеше крайне нелицеприятно. Он сказал, что Олеша работал под его началом, и считал, что такого пьяницу и хулигана совершенно несправедливо людская молва сделала знаменитым. Ковригин подтвердил, что Олеша Рязанский умел хорошо работать, но считал, что его моральный облик был не на высоте.

После Ковригина писатель поговорил еще с одним местным стариком, Липатом Васильичем, который считал Олешу хорошим человеком. Липат Васильич говорил, что вокруг этого богатыря всегда было много радости и веселья, и люди охотнее выполняли тяжелую работу, если рядом с ними находился Олеша.

Когда писатель упомянул, что Олеша погиб из-за пристрастия к вину, Липат Васильич с ним не согласился и заявил, что всему виной была Ксана. Еще старик сказал, что у Олеши были нелады с начальством из-за техники. Пока не было механизации, Олеша со своей богатырской силой был несомненным передовиком. Но с появлением тракторов физическая сила перестала играть важную роль. Олеша отнесся к этому болезненно и жизнь его пошла под откос.

За дальнейшими подробностями семейной жизни Олеши и Ксаны Липат Васильич отправил писателя к своей дальней родственнице, Климентьевне, у которой когда-то Ксана снимала угол.

Климентьевна тепло отзывалась о своей квартирантке, говорила, что та любила Олешу, и причиной размолвки называла пьянство Олеши. Именно из-за него, по мнению Климентьевны, он сбежал в лес и стал жить на сосне. Ксана уехала жить в другие края, и только через двадцать лет вернулась, чтобы навестить могилу Олеши. Приезжала она с мужем и с внуком, много плакала и говорила Климентьевне, что оставила в этих краях свое сердце.

Выслушав множество версий о жизни Олеши Рязанской, писатель так ничего и не написал о нем. И он так и не смог понять, почему же этот малограмотный и далеко не праведный человек в глазах местных жителей стал знаменитым.

Таково краткое содержание рассказа.

Сколько людей, столько и мнений.
Душа у него нараспашку.
Кто вино любит, тот сам себя губит.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: