Компетенции будущего выпускника школы

Обновлено: 05.07.2024

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: компетентность, жизнедеятельность, знания, личность, критическое мышление, саморазвитие, самореализация

ВложениеРазмер
vospitanie_kompetentnogo_vypusknika_v_sisteme_obshchego_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx 42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Родоманченко Ирина Ивановна заместитель директора по ВР Комсомольской ОШ І-ІІІ ступеней №1 администрации Старобешевского района

Модель компетентного выпускника современной школы

Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: к омпетентность, жизнедеятельность, знания, личность, критическое мышление, саморазвитие, самореализация

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, способствовали потере социально ценных ориентиров жизнедеятельности учащейся молодежи. Особую опасность кризис ориентации составляет для подростков. Почему? Во-первых, подросток имеет еще недостаточно укрепленную нравственную основу жизнедеятельности, значит, может легко поддаваться асоциальным влияниям. Во-вторых, не может не беспокоить морально-психологическое обнищание подростков, их равнодушие и жестокость. Симптомы этих явлений несут в себе потенциал социальной и моральной деградации юной личности. Куда подростков подтолкнет жизни – кутверждению в себе социально-ценных или социально опасных качеств? Как помочь подросткам выйти из кризисного состояния с наименьшими потерями для себя и общества?

Сегодня нужны не просто знания, а стремление к новым знаниям, осознание необходимости непрерывного самосовершенствования, целеустремленность в их получении и использовании; необходима не просто исполнительская дисциплина, а способность работать в группе, умение сотрудничать с другими лицами, толерантность по отношению размышлений и мнений других лиц. Необходимым сегодня становится компетентность в решении проблем, гибкость в использовании знаний в новых условиях, уверенность при решении проблем. Кроме названных качеств школа, безусловно, должна воспитывать порядочного человека, который будет жить и работать на пользу обществу, семье, себе.

Исходя из сказанного, создана модель выпускника. Разработка модели – это первый шаг. Следующий шаг – это создание условий, при которых эта модель может быть реализована. Безусловно, обеспечивая высокий уровень знаний, надо превращать эти знания на компетентность. Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности.

Высокий уровень преподавания базовых предметов, участие в различных познавательных конкурсах и турнирах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах, интерактивная методика преподавания помогают ученику использовать полученные знания, сделать их значимыми. Воспринимать как безусловную ценность.

Для того чтобы выпускник стал человеком социальным, он уже сегодня должен принимать непосредственное участие в жизни общества. С этой целью в Комсомольской СОШ №1 проводится работа по всем направлениям воспитательной деятельности.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Для успешного будущего учащейся молодежи необходимо развить способность преодолевать жизненные трудности; научиться самостоятельно принимать решения; стать архитектором своего развития как личности. Личности автономной – способной сделать выбор и контролировать личное и социальную жизнь как индивидуум и член общества.Ответственной – способной брать на себя ответственность за свои действия, обязательства, завершать все, на себя взятое. Обязательной – способно защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии со своим ценностям; такой, что умеет оказать поддержку – способной заботиться о других, действовать с ними и для них. Развиваясь, молодой человек обогащает свой потенциал как личность и как член общества, способен действовать и готов принять участие в совершенствовании общества, в котором он живёт, заботиться о развитии соответствующих знаний, умений соответствующихего потребностям.

Реалии свидетельствуют, что такая личность сможет успешно самореализоваться в социуме как гражданин, семьянин, профессионал, носитель культуры. В этом контексте чрезвычайно эффективный метод проектов. Участие в проектной деятельности способствует формированию ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, правовой, психологической, информационной.

Во время проектной деятельности решается целый ряд задач, активно развивается критическое мышление, развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умения самостоятельно контролировать свои знания; ученики овладевают техникой убеждения и презентации своих аргументов, учатся эффективному общению, ведению переговоров, ненасильственному методу решения проблем и конфликтов, развивают умение работать в команде, чувствовать себя членом команды, брать ответственность на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. Вырабатываются навыки работы с источниками информации, ведения дискуссии, рефлексии, отстаивание личного мнения.Проектная деятельность способствует развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.

Самоопределение в проектной деятельности содержит в своей структуре утверждения личностью значимой и социально ценностной позиции.

Самоутверждение как высокий уровень социального становления личности ученика предусматривает стремление выделиться из окружения,реализацию активности в ряде значимых сфер деятельности,самостоятельно выбирать дальнейшую перспективу жизни.

Проектная деятельность в реализации модели выпускника способствует не только раскрытию возможностей и способностей ученика, но и осознанию, оценке личностных ресурсов, определению личностно значимых и социально ценностных перспектив.Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик пытается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или иные способности, природные задатки и отвергает те, которые мешают ему в достижении конкретной цели.

Реализация модели выпускника создает социально-педагогические условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, навыках и поступках воспитанников, их отношении к социальным явлениям.

Обобщенным следствием этого процесса становится осознание и принятие личных жизненных перспектив, возможного места и роли в жизни общества, определение своих призваний, формирование жизненного проекта.

Опыт работы школы доказал высокую эффективность проектно-исследовательской деятельности учащейся молодежи, направленной на поиск, исследования, становление авторской позиции и приобретения опыта ее публичной защиты.Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, современныйученик должен быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, использовать приобретенные знания и умения в окружающей действительности, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в команде, уметь предотвращать любые конфликтные ситуации и выходить из них. Целенаправленно использовать свой потенциал для самореализации как в профессиональном личном плане, так и в интересах общества, государства. Должен уметь добывать, перерабатывать информацию, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования. Бережно относиться к своему здоровью как высшей ценности, быть способным к выбору альтернатив, которые предлагает современная жизнь, уметь планировать стратегию своей жизни, ориентироваться в системе самых противоречивых и неоднозначных ценностей, определить свое кредо, свой стиль.

Итак, статус человека в обществе зависит от него самого. Быстротечность социального прогресса, его динамичность вызывает необходимость постоянной работы над собой развитием жизненной компетентности, усиления ответственности каждой личности за свое будущее, за возможность достижения личного счастья.

Задачи, стоящие в сфере ответственности перед каждым воспитанником, сконцентрированы вокруг проблемы жизненной компетентности молодого человека. А это требует освоения опыта жизни в обществе из-за сочетания обучения и практики социальных действий с постепенным увеличением именно практического участия молодого человека в жизни общества. Благодаря этому обеспечивается адекватная избирательность, глубина и сознательный характер отношения системы личных жизненных смыслов личности.Поэтапное введение учащейся молодежи в различные сферы жизнедеятельности и общения, овладения ими жизнетворческими технологиями, знаниями, умениями и навыками хотя бы в главных сферах человеческой жизни является неоспоримой необходимостью современности.

Итак, приоритетное направление развития личности, способной к самоактуализации, творческого восприятия мира и социально значимой деятельности лежит в плоскости решения проблем формирования и развития жизненной компетентности личности воспитанника и учителя, технологизации этого процесса. Основой всех преобразований должно стать реальное знание потенциальных возможностей детей, прогнозирование потребностей и моделей развития жизненной компетентности личности.

Главная цель – формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Анализ практики работы по формированию и развитию жизненной компетентности личности позволяет выделить основные функции образовательного учреждения. Этоорганизация благоприятного информационного пространства – предметного, социокультурного, образовательного для развития потенциальных возможностей ребенка, его внутреннего мира. Развитие жизненной компетентности личности предполагает формирование у неё способности к совместному поиску, само исследование, рефлексии, творческого саморазвития, обучения личности сознательным владением методами, формами, технологиями формирования жизненной компетентности, совместному творческому поиску источников, путей становления жизненной компетентности личности.Развивающее взаимодействие поможет увидеть в себе, открыть, перевести в конкретные поступки и действия жизненный творческий потенциал.

Жизненная компетентность личности определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями личности, мотивами ее деятельности, стилем отношений с людьми, ее способностью к развитию своего творческого потенциала. Развитие жизненной компетентности личности имеет комплексный характер и предусматривает формирование таких компетенций, как гражданская, политическая, правовая, тендерная, социальная, экономическая, экологическая, информационная, коммуникативная, компьютерная, психологическая, валеологическая. Компетенции являются важным компонентом структуры личности, в них будто фокусируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в деятельности и общении.

Главные направления жизненной подготовки учащейся молодежи.

Личностное направление – э то становление личности в сфере ее самоопределений и взаимоотношений, формирование самосознания и отношения к себе, разворачивается внутренний диалог с самим собой, что является результатом самопознания, самооценки, самоопределение.

Межличностное направление – э то сфера становления и развития знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают ей возможность общения и деятельности с другими. Важнейшей и решающим условием этого процесса является владение коммуникативной компетенцией, способностью предвидеть возможные межличностные конфликты, по возможности избегать их, а в случае возникновения таковых – умение решать их.

Политически правовое направление – это создание таких базовых основ деятельности воспитанников как демократизм, толерантность, плюрализм, гуманизм, гражданственность, уважение прав и свобод, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Политическое сознание, политическая культура стимулируют общественную активность, делают каждого молодого человека деятельным участником событий, происходящих в стране и мире, способствуют осознанию миссии, роли и места в процессе создания государства.

Содержание и задачи работы педагогов школы ориентировано на формирование жизненных навыков и компетенций, ориентаций на здоровый образ жизни , формирование осознанной ориентации на него, создание мотиваций, получение необходимых знаний, умений и навыков.

Экономическая сфера отношений направлена ​​наформирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества,готовности к жизнедеятельности и труда в условиях рыночных отношений.Формирование у учащейся молодежи понимания общих основ современного производства, умения включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природным богатствам.Чрезвычайной важности задача – ознакомление учащейся молодежи со спецификой предпринимательской деятельности, культивирование предпринимательских способностей и мотиваций, формирование навыков экономического анализа, менеджмента и маркетинга. Эта система взаимоотношений должна способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Основной путь формирования и развития жизненной компетентности личности – оптимально построенный учебно-воспитательный процесс, рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие с семьей.

Конференция организована Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Правительством Москвы.

Дата проведения: 21 февраля 2018 года

Место проведения: Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9, сектор "С"

Целевая аудитория конференции:

  • руководители ОИВ субъектов РФ в сфере образования;
  • иностранные координаторы международных исследований;
  • региональные координаторы международных исследований субъектов РФ.

Итоги конференции:

Заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, как может трансформироваться к 2030 году единый государственный экзамен (ЕГЭ).

По его словам, экзамен 2030 года будет оценивать как предметные, так и метапредметные умения. Это ориентирует практику обучения не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование у школьников универсальных учебных действий и навыков.

Будет активно развиваться устная форма сдачи экзаменов. Помимо иностранного и русского языков она может быть включена в систему итоговой аттестации по другим предметам.

Будет возможно сдавать экзамен не только в конце обучения, но и после завершения изучения каждого предмета. Продолжат развиваться технологии доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов, и, возможно, в будущем варианты КИМ для участников ЕГЭ будут формироваться сразу в аудитории.

Для оценки творческой части заданий ЕГЭ в будущем могут использоваться компьютерные интеллектуальные системы проверки. В организации ЕГЭ найдут широкое применение облачные технологии. Они позволят более эффективно работать с результатами, в разы сократить время на их обработку. Технология блокчейн даст возможность безопасно сохранять любые данные, в том числе информацию об индивидуальных достижениях каждого обучающегося.

Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова подчеркнула, что изменение ЕГЭ должно носить эволюционный характер, нововведения могут внедряться в практику только после широкого обсуждения и апробации. Она рассказала, что уже к 2020 году, с учетом требований новых федеральных образовательных стандартов, акцент в ЕГЭ сместится с оценивания элементов содержания к оцениванию умения работать с материалом. Возможна дальнейшая градация ЕГЭ по уровню сложности. Так, например, вместо профильного ЕГЭ по математике, могут появиться разные уровни ЕГЭ по математике для дальнейшего обучения по физико-математическому или экономическому направлениям. Развитие устной формы экзаменов может привести к тому, что в 2030 году выпускники смогут выбрать, хотят они сдавать ЕГЭ письменно или устно.

Генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей Майк Тируман заявил, что в центре любой системы образования должны стоять ценности, формирование у школьника понимания самого себя и окружающего мира, стремления постоянно обучаться и быть активным участником своей профессиональной среды и жизни своей страны. Ключевыми навыками выпускника будущего, по его мнению, будут критическое мышление, умение выявлять проблемы, способность обучаться работе с новыми технологиями и создавать новое.

Участники конференции обсудили также факторы успешности школ и способы их оценки, изменение спроса со стороны рынка труда и структуры будущего рынка специальностей, внедрение в образование новых цифровых технологий, психологические аспекты, связанные с изменениями в современной системе образования.

По итогам конференции руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил создать международный стратегический совет по вопросу разработки требований к результатам 2030.

Материалы конференции

Презентации спикеров:

Fundamental Qualities of the 2030 Graduate, Mike Thiruman, General Secretary, Singapore Teachers’ Union Chairman, Educare International Consultancy

Вопрос оценки компетенций и проект нового выпускного экзамена (БАК) во Франции, Габриель Де Гроер, Генеральный инспектор образования, ответственный за преподавание русского языка во Франции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье описан компетентностный подход к построению модели выпускника современной образовательной организации. Рассматриваются основные идеи формирования модели выпускника, необходимые компетентности, которыми должен обладать выпускник школы. Построение новой модели выпускника предполагает изменение содержания образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Актуальным вопросом сегодня является подготовка образованных, а значит всесторонне развитых и компетентных выпускников общеобразовательных учебных организаций.

Сегодня в условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход обучения и воспитания трансформируется в компетентностный подход. Но в центре внимания, как всегда, остается личность ученика.

Обновленному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации на основе объективной самооценки. Главная же задача современной школы - раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся, подготовка маленького человека к самостоятельной жизни. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия.

Таким образом, главной целью учителя становится формирование ключевых компетентностей обучающихся с помощью рефлексий их действий, так как приобретение жизненноважных компетентностей может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени.

Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники, именно поэтому Старобешевская ОШ 1-2 ступеней заботится о своем педагогическом имидже и стремится к развитию, работает над созданием модели выпускника, которая является ориентиром школьной деятельности.

Школой была создана своя программа ключевых компетентностей и модель выпускника основной школы.

Главный экзаменатор наших учеников - жизнь. Насколько они будут адаптирован ы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение, уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит прежде всего от школы.

В рамках этой программы проводилась работа по нескольким направлениям:

-разработка проблемы ключевых компетентностей на всех уровнях, включая педагогов, учащихся, родителей;

-разработка модели жизненных компетентностей выпускника основной школы;

-планирование организационно-методических мероприятий;

-внедрение компетенций в содержание образования.

Современная школа должна не просто идти в ногу со временем, она должна опережать время. Учителям необходимо корректировать содержание, технологии организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями и потребностями сегодняшнего дня. Модели компетентного выпускника, которые формировала раньше школа, были несколько стереотипными, нереальными. Именно из-за высоких требований и стандартизации цели обучения и воспитания мало внимания было уделено личности ученика как отдельной уникальной и неповторимой единице социума.

Сегодняшний выпускник – это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации. Поэтому, создавая собственную модель компетентного выпускника общеобразовательной организации, школа опиралась на разработки методологических основ отечественных ученых.

Модель выпускника - это обозначение уровня движения обучающихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего – это определение компонентов компетентности выпускника .


Фото: Вадим Мелешко

Кем я хочу стать, когда вырасту

Именно так спросил бы себя школьник несколько лет назад. И ответил бы просто: врачом, учителем, пекарем. Но время диктует условия, и сегодня вопрос стоит несколько иначе.

Чего же хотят и ожидают нынешние школьники, как видят они свое будущее, – показывает нам проведенный опрос.

Некогда престижные сферы деятельности и профессии сегодня уже не вызывают интереса молодежи. Все меньше школьников хотят посвятить себя юриспруденции (2%), политике и государственному управлению (2%), утратили привлекательность и международные отношения (2%). Еще ниже процент мечтающих стать экономистами (1%) или развивать сферу туризма (1%). От 3% до 9% распределились между желающими посвятить себя науке, образованию, обеспечению безопасности общества. Да и бизнес уже не зажигает былого огонька в глазах (6%).

Нельзя сказать, что перечисленные профессии ушли в прошлое и не требуют специалистов. Скорее, дело в высокой конкуренции в этих сферах, поэтому найти работу по специальности сложно. А современный школьник ориентирован на реальное применение своих знаний и умений. Компетентностный подход в действии.

Какие же они – профессии будущего, кем видят себя сегодняшние ученики?

И, конечно, цифровизация общества, внедрение новых IT-технологий и неожиданный, срочный, но вполне успешный переход многих сфер жизни в виртуальное пространство сыграли огромную роль в выборе профессии – большинство обучающихся (21% опрошенных) хотят стать IT-специалистами. Да! Спрос на новые умения рождает желание их получить.

Перефразируя М.А.Булгакова, подведем итог: обыкновенные дети, напоминают прежних… желают, мечтают, ставят цели! Но возможно ли достижение целей без развития компетенций, и какие из них позволят добиться успеха в будущей профессии?

Так и в жизни: успех любого дела зависит не только от знаний, но и от умений применить их на практике. Даже первичный выбор профессии связан с навыками, которыми обладает ученик. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения, качества, склонности, черты характера – гибкие навыки (soft skills). Да, они не зависят от специфики конкретной деятельности, но необходимы в повседневной жизни, способствуют правильной профориентации и построению успешной карьеры в дальнейшем.

Гибкие навыки нужны каждому – взрослому и ребенку, начальнику и подчинённому, бизнесмену и фрилансеру. Не растеряться в незнакомой обстановке, не испугаться в чрезвычайной ситуации, не постесняться спросить дорогу – все это благодаря гибким навыкам.

И, конечно, в современных динамичных условиях жизни, учебы и работы без них будет сложно.

Именно поэтому наиболее важными школьники назвали такие умения, как: работать с людьми (55%), расставлять приоритеты, подбирать команду (50%) и эффективно работать в ней (48%), а также распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык (46%).

Безусловно, люди и коммуникации – в приоритете. Но все стремительнее развиваются новые технологии, все быстрее обрушивается на нас бурный поток информации и все больше задач ставит перед нами жизнь! Не потеряться в водовороте данных, правильно их оценить, подтвердить или опровергнуть факты, отстоять свою точку зрения позволит критическое мышление, необходимость которого для достижения успеха отметили 48 % опрошенных обучающихся. Умение же работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач, по мнению школьников, – первое условие победы в жизненной и профессиональной гонке XXI века (51 % опрошенных).

Но только гибких компетенций недостаточно для профессиональной деятельности и построения карьеры. Нужны специальные умения, владение определенными инструментами, связанными с конкретной сферой, выполняемой работой – профессиональные компетенции, жесткие навыки (hard skills).

Какие компетенции будущего выявил опрос? Умение работать с данными, их анализ, обработка и оцифровка (64%), создание компьютерных программ (55%) и умение работать с искусственным интеллектом – главные в профессиональной деятельности XXI столетия.

Знания могут устареть, а навыки – никогда. Именно поэтому важно выделить нужные и развивать их.

А как? – спросите вы. Формируют ли перечисленные компетенции в общеобразовательной школе? Вновь обратимся к опросу.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

А учат ли? Именно тем навыкам и компетенциям, которые школьники отметили как важные и необходимые? Большинство обучающихся считают, что в школе они не обучатся ни работе с искусственным интеллектом (67%), ни управлению сложными инженерными комплексами (59%), ни программированию (33%), ни тайм-менеджменту (41%) – да ни одному из названных выше умений и навыков.

Оно и объяснимо: чтобы научить другого – необходимо уметь самому, чтобы получить навыки – нужна практика.

А много ли у нас учителей, владеющих, например, технологиями тайм-менеджмента, программирования, общения с искусственным интеллектом? Даже если есть один-два специалиста на всю школу – они не сформируют в полной мере необходимые навыки. Да только зачастую таких специалистов просто нет.

Как же быть? Как сократить провал между ожиданием школьников и реальностью?

Все идет по плану

Именно так! По учебному плану, в котором большинство дисциплин носят теоретический характер, лекционный формат. С минимумом или отсутствием практических, интерактивных занятий, командной работы и живого общения с профессионалами, а также необходимых современных дисциплин – цифровая грамотность, программирование. Не случайно абсолютное большинство опрошенных школьников указало именно на эти проблемы как на препятствия в освоении компетенций будущего.

Как помочь школьникам получить необходимые навыки? Проводить дополнительные занятия и кружки, пригласив при необходимости соответствующих специалистов. Именно их не хватает 36 % ребят, прошедших опрос. Но зачастую нет ни специалистов, ни оборудованных площадок для проведения практических занятий, командной работы, проектной деятельности, ни тем более – возможности отработать полученные навыки в реальных условиях.

Еще один вариант – саморазвитие. Вспомним Демосфена, который мечтал стать оратором, но не обладал необходимыми качествами для этого: ни громкого красивого голоса, ни четкой дикции, ни умения красиво строить свою речь. Однако желание освоить нужные компетенции было настолько велико, что будущий оратор не стал ждать у моря погоды, а использовал море как инструмент обучения. Ежедневным планомерным трудом добился своего и остался в истории.

Конечно, самостоятельные занятия, изучение книг, лучших практик – никогда не будут лишними. Но мы не пойдем купаться с инструкцией по плаванию и не станем работать в команде с учебником. Нужна практика в реальных условиях, прошли времена Демосфена.

Выходит, что на сегодня единственная возможность получить навыки и умения от специалистов, наставников – учреждения дополнительного образования, учебные лагеря, курсы, вебинары, где можно общаться, учиться, практиковаться, создавать команды и решать поставленные задачи.

Однако проведенный опрос ясно показывает наличие запроса на формирование компетенций будущего. И это вызов, который в самое ближайшее время школам придется принять, ответив на него качественным образованием.

Читайте также: