Исчезнувшая империя краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Содержание

Сюжет

В ролях

  • Александр Ляпин — Сергей Нарбеков
  • Лидия Милюзина — Люда Белецкая
  • Егор Барановский — Степан Молодцов
  • Иван Купреенко — Костя Денисов
  • Армен Джигарханян — дед Сергея
  • Ольга Тумайкина — мать Сергея
  • Владимир Ильин — Степан Молодцов в наши дни
  • Татьяна Яковенко — мать Люды
  • Янина Калганова — Катя
  • Василий Шахназаров — Миша, брат Сергея
  • Станислав Эвентов — доцент Григорьянц
  • Яна Крайнова — девушка из ресторана (эпизодическая роль)

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Сергей Рокотов, Евгений Никишов
  • Режиссёр: Карен Шахназаров
  • Оператор: Шандор Беркеши
  • Художник-постановщик: Людмила Кусакова
  • Композитор: Константин Шевелев
  • Художник по костюмам: Алла Оленева

Неточности в фильме

Интересные факты

Напишите отзыв о статье "Исчезнувшая империя"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Исчезнувшая империя

Москва, 1974-й год. Сергей – студент пединститута, таскает в комиссионку книги дедушки-археолога, на вырученные рубли покупает "вранглер", которым, в свою очередь, соблазняет однокурсниц. Оставшаяся наличность уходит на рестораны, пластинки "Роллинг Стоунз", купленные из-под полы с риском загреметь в милицию и билеты в "Таганку", где дают "Гамлета" с Высоцким. Поссорившись с любимой девушкой, Сергей сбегает с практики в Гагры, где устраивает дебош. А потом в Среднюю Азию посмотреть на дедовы раскопки и понять, что СССР, как и Хорезм, тоже канет в Лету.

Кадр из фильма "Исчезнувшая империя"

Кадр из фильма

Но зачем давить на автора и поминать старый хит – лидер проката и лучший фильм 1987 года по опросу "Советского экрана" (что, в отличие от нынешних бокс-офисов тогда кое-что да значило)? То, что "Исчезнувшая Империя" – зеркальное отражение лучшего, пожалуй, шахназаровского фильма, расцвеченное изумительным "кодаком" оператора Шандора Беркеши, повторяющая черты оригинала вплоть до дежавю, видно и так.

Исполнителя главной роли явно и сознательно подобрали по критериями почти стопроцентного физиогномического сходства с курьером Иваном 1986 года выпечки. Студент-балбес прекрасно справившегося со своей ролью Александра Ляпина вышел симпатичный, но отмахаться от флегматичной харизмы Федора Дунаевского, застрявшего между окончанием школы и непоступлением в институт, не получилось – ни у него, ни у зрителей. Дежавю. Мать-разведенка главного героя вспоминает загулявшего отца – вечного командировочного представителя романтической профессии (в "Курьере" он работал этнографом в зарубежных джунглях, здесь – археологом в советской Средней Азии). Ольга Тумайкина также точна и убедительна, но, кажется, совсем недавно в ту же стенку с отставшими обоями смотрела неподвижным взглядом готовая разрыдаться над женской долей Инна Чурикова. Дежавю. Да и разница между 74-м и 84-м представляется не такой уж существенной, по правде говоря. Много ли, положа руку на сердце, найдется знатоков (кроме, конечно, изумительного художника фильма Людмилы Кусаковой, работавший еще над "Покровскими воротами" (1982)), различающих с первого взгляда особенности начертания "Славы КПСС"? Для тех, кто там не жил и дыма советского отечества не нюхал, подобные нюансы относятся к разряду эзотерических. Торговля "вранглером" с риском загреметь на зону – эзотерика тем более. А для тех, кто нюхал, так ли уж принципиально, что брейкданс поменяли на "Шизгару", а страшную "копейку" на любовно отреставрированный "москвич" (несколько раз занимающий у Шахназарова почетное место в кадре)? Подумаешь, большая разница. Дежавю.

Кадр из фильма "Исчезнувшая империя"

Кадр из фильма

За неимением (точнее – изгнанием) прочих движущих сил сюжета, Шахназаров сосредоточил свое внимание на вечном. То есть на любовном треугольнике, который пережил Хорезм (открытый археологом Джигарханяном), и "Славу КПСС", и энергетическую сверхдержаву – тоже, дай бог, переживет. По большому счету, такое мещанское пораженчество совсем не компенсирует отсутствие в фильме национальной идеи, чья цена поднималась бы выше ста рубликов, отданных Сергем за "пласт роллингов" – подарок девушке, на поверку жульнически оказавшийся "Лебединым озером" Чайковского.

Кадр из фильма "Исчезнувшая империя"

Кадр из фильма

Но, с другой стороны, пусть и невольно, но в "Исчезнувшей Империи", как и в "Курьере", тоже блещет своя историческая мудрость. Вот через надцать эдак лет, когда иссякнут углеводороды, о чем будут вспоминать россияне на "Одноклассниках.Ру", вращая под столом динамо-агрегат на велоприводе? О том, как Петя влюбился в Катю, а Катя полюбила Надю. Это и есть счастье.

Какая кому будет разница, что когда-то они не сходились во взглядах на план Путина?

Трудно сказать, как воспринимались эти фильмы в те годы, когда они только вышли на экраны, но сейчас вполне очевидно: замечательная страна, в которой живут герои данных лент, - это не столько Советский Союз, сколько чудесная Земля Вечной Юности, куда могут попасть только молодые и чистые сердцем. Начинающие режиссеры и их сверстники-актеры искренне верили, что мир огромен и прекрасен, что все страшное и уродливое осталось в прошлом, а впереди всех ждет только счастье – такое огромное, что никто не уйдет обиженным. Эта чистая, светлая и самоотверженная вера чудесным образом преображала окружающую жизнь, придавала смысл даже самым обыденным делам и событиям.

В 70-ые годы подобные ленты снимать перестали. Возможно, власти решили, что советская молодежь должна не заниматься бессмысленными умствованиями, а доблестно трудиться на комсомольских стройках впрочем, не исключено, что к тому времени даже молодые режиссеры и актеры поняли, что всеобщего счастья в ближайшем будущем нет и не предвидится.

И та самая, ныне уже полузабытая, Страна Вечной Юности вновь воскресает в "Исчезнувшей империи". Конечно, действие этой ленты происходит немного позже – в середине 70-ых годов, да и Карен Шахназаров, в отличие от режиссеров-шестидесятников, прекрасно знает, как недолговечна молодость. Но постановщику "Исчезнувшей империи" удалось сохранить в своей картине главное – трепетное, неизъяснимое очарование молодых людей, которые искренне верят в доброту и разумность окружающего их мира.

При этом Шахназаров сумел очень четко отделить иллюзорный мир юности от суровой действительности тех времен. Если в картинах 60-ых годов окружающая персонажей реальность вполне соответствовала их мечтам, то в новой российской картине быт обеспеченных москвичей 70-ых годов прошлого века показан очень приземленно. На экране преобладают грязно-коричневые цвета, даже летние эпизоды сняты в пасмурные дни, а зелень листвы выглядит пожухлой и грязной. Но молодые и счастливые люди никогда не обращают внимания на бытовые проблемы, тем более что другой жизни не знают.

Вообще, в последнее время появилось немало лент, действие которых происходит в позднесоветские годы, но именно "Исчезнувшая империя" реконструирует ту эпоху наиболее подробно и достоверно. Одежда, мебель, бытовая техника, автомобили, телефонные будки – все точно соответствует времени, когда происходят события фильма. (Вот только показанные в ленте детские качели появились немного позже – в начале 80-ых, но это, разумеется, чистой воды придирка.)

Кроме того, Шахназаров в своей картине воссоздает на экране невероятно уродливое проявление социализма - "черный рынок". В 70-ые годы в Москве, в отличие от провинции, продукты еще имелись (время дефицита и километровых очередей наступит в конце 80-ых), но абсолютно не было в продаже пластинок с зарубежной рок-музыкой и книг, интересных читателям. Все это приходилось покупать на "черном рынке" по безумным ценам. Обеспеченные герои "Исчезнувшей империи" могли себе позволить платить за пластинку по сто рублей, но в 70-ые годы прошлого века такие деньги считались очень хорошей ежемесячной зарплатой, например, для медсестры.

Но если условия жизни советских людей сильно отличались от быта жителей капиталистических стран, то проблемы и развлечения молодежи (особенно обеспеченной) почти не зависят от социального строя. И "Исчезнувшая империя" показывает мир старшеклассников и студентов того времени с предельной точностью и достоверностью. Советские парни и девушки в 70-ые годы точно так же, как и их западные ровесники, влюблялись, занимались сексом, ссорились и мирились, танцевали под песни "Beatles" и "Deep Purple" и даже пробовали наркотики. И, как и все молодые люди всех времен и народов, герои картины Шахназарова искренне верили, что их маленькие проблемы – неудачи на любовном фронте, постоянные попытки найти деньги на поход в ресторан, отсутствие модной одежды, конфликты с родными – и есть самая настоящая взрослая жизнь.

Персонажи снятых в 60-ые годы советских фильмов о молодежи обычно так и оставались в блаженном неведении (за исключением разве что героев ленты "Мне двадцать лет", которая, возможно, не понравилась цензорам именно потому, что суровая реальность там понемногу разрушала красивые иллюзии). А вот вся вторая половина "Исчезнувшей империи" повествует именно о том, как обыкновенная жизнь сначала потихоньку, а потом все грубее и грубее нападает на жителей Страны Вечной Юности, забирая их во взрослый мир. Веселым и беспечным мальчишкам приходится учиться отвечать за себя и за своих родных и любимых, а также решать, как вести себя при столкновении с подлостью и предательством. И, в отличие от школьных и институтских экзаменов, во взрослой жизни нет и не может быть шпаргалок: каждый решает эти проблемы сам, и чужое мнение здесь не имеет ни малейшего значения…

Можно было бы подробно рассказать о сюжетных линиях "Исчезнувшей империи", которые продуманы очень точно и интересно, но главное в картине – это не конкретные перипетии судеб персонажей, а рассказ о молодости целого поколения. Возможно, сам Карен Шахназаров или его друзья и сверстники в юности пережили почти то же самое, что и герои фильма, но ощущение общей на всех судьбы гораздо важнее мелких деталей.

"Исчезнувшую империю" стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы на два часа киносеанса вернуться в свою юность – светлое и прекрасное время, которое одни вспоминают со светлой грустью, а другие – с щемящей тоской (это уж кому как повезет). И неважно, если молодость прошла совсем в другую эпоху или была абсолютно иной, чем у героев ленты Шахназарова – ощущение этой светлой и радостной поры передано в фильме с удивительной яркостью.


Мелодрама Карена Шахназарова про молодых людей в Москве брежневского времени

Мелодрама про молодых людей в Москве брежневского времени.

Актеры

Фильмы режиссера Карена Шахназарова



Ничего не знали об этом фильме. Пошли в Октябрь на ночной сеанс, наугад. Настюха (моя девушка) первые 10 минут ныла, что скучно, потом ерзала на кресле, потом сидела молча, потом ревела.
Честно говоря, давно не было такого странного гипнотического впечатления от кино. Сидишь и смотришь на жизнь, которая на расстоянии 30 с лишним лет от тебя, на страну, в которой хоть и родился, но ни черта уже не помнишь кроме того, что мама, отправляя за хлебом, давала 20 копеек, а в горле комок и ощущение того, что происходит что-то большое, страшное и необратимое. И это не про распад империи, не про глобальные вещи, а про жизнь, которая что тогда, что сейчас вот такая. Про жизнь, в которой случается любовь, смерть, в которой друг может предать. Многие про это кино делают, но немногим веришь.
Финал вообще фантастический, Ильин - гений.
Спасибо всем, кто сделал этот фильм.

Знаете, будет чертовски обидно, если, послушавшись идиотов-критиков, люди, способные удивляться и испытывать живые эмоции пройдут мимо этого кино. Словно специально запущенное в противоход мейнстриму, оно хорошо тем, что апеллирует одновременно к сердцу и голове. То есть сидя в зале, ты в какой-то момент обнаруживаешь комок, подступивший к горлу, а выйдя на улицу, долго еще не можешь переключиться на какие-то злободневные проблемы и дела. Это свойство большого кино. Только оно способно провоцировать такие реакции.

Отличное кино! Все молодые артисты - будущие звезды, 100%. Шахназаров полностью реабилитировался за последние, не слишком удачные фильмы. Оператор Беркеши - художник, так 70-е еще никто не снимал. Единственный минус - название. Оно слишком буквальное. Когда делаешь кино про то, как исчезают империи, совсем не обязательно выносить это в название.


Когда слышишь слова "Исчезнувшая империя" - первое, что приходит на ум - это Рим. Далее начинаешь перебирать ассоциации и доходишь до каких-то фантастических империй в далеких галактиках. Но этот фильм не об этом - это фильм о нашей с вами счезнувшей реальности, об империи, которая называлась Советский союз - о простых людях, живших в то непростое время.. На дворе 1973 год, - и еще далеко до тех потрясений, ждущих эту страну, но пороки существовавшей системы видны на протяжении всего фильма, хотя, вероятно, далеко не это подчеркивал режиссер. В финальном диалоге мы не видим лица Сереги - повзрослевшего юноши, чрезвычайно похожего на Сергея Бодрова, ставшего для многих символом также безвозвратно ушедщих девяностых - но в Степе, бывшем однокурснике, мы находим некоторый собирательный образ людей, периживших крушение этой империи, которой ее основатели, как и Чингизхан Городу Ветров перекрыли все каналы воды, и которая была обречена погибнуть, выполнив свою историческую роль. А империя рушилась не только на карте, она рушилась и в сердцах людей, и рушила жизни.

Этот, фильм, который в виду предстоящих событий в политической жизни страны, чрезвычайно актуален, ибо надо понимать, что эта империя исчезла - и очень хотелось - при исключительно позитивной атмосфере данного фильма - что бы она исчезла навсегда, без оглядок назад, и без возможностей реставрации, дабы не было больше трагедий в сердцах людей от незбывшихся надежд.


Читайте также: