Показатель накопляемость оценок в школьном портале

Обновлено: 03.07.2024

Здравствуйте! Мы уже с вами обсуждали много тем, которые так или иначе касаются оценивания работы учащихся на уроке. Внезапно всплыл еще один вопрос: а сколько же отметок за урок должно стоять в журнале?

Оказывается, он волнует многих учителей, потому что в каждой школе свои правила. Я поспрашивала коллег в профессиональном сообществе.

Результаты опроса

Коллеги ответили так:

- Если работа обязательна, самостоятельная или творческая, стараюсь выставить всем. Исходя из численности класса, считайте так : один ученик должен получить одну оценку за 3 урока, реже уже не приветствуется. В классе 20 человек , ну вот где-то 6-7 оценок в день , 30 человек — около 10 .

- В одной школе работала, требовали 3 оценки за урок минимум. Перешла в другую, здесь не менее 5 . Журналы сдаем - и прямо пересчитывают.

- Зависит от типа урока . Комбинированный урок предполагает, что будут оценки от нескольких и до всего класса (если вы провели тест например). Практический/лабораторный урок-оценки у всех учащихся. В КТП вы все это должны продумать. И в электронном журнале указать.

Что говорили на курсах о выставлении отметок

Когда я была на курсах повышения квалификации, методист нам говорила, что не существует отметки "за урок". Всегда она должна выставляться за какой-то вид работы . При планировании урока это надо учитывать. Допустим, 3 детей получают отметки за правило, 3 - за разбор домашнего задания, еще 3 - за другой вид деятельности и т.д. Таким образом, учитель легко может оценить всех учащихся на одном уроке, даже если в этот день нет контрольной работы.

А другая учила, как избежать двоек . Например, ученик не написал упражнение дома, но он выполнил самостоятельную работу на уроке или правильно выполнил разбор слова. Можно выставить среднюю отметку.

Но о наполняемости отметок в журнале речи не шло. Почему-то никто такой вопрос не задавал, да и раньше он, наверное, так остро не стоял. Откуда взялась эта проблема, не могу сказать. Нам раньше только говорили, чтобы у ребенка было 3 отметки за четверть, чтобы можно было по ним вывести среднюю.

Что вижу в интернете

Зашла на несколько сайтов учебных учреждений, там есть документы, в которых подробно расписано, как часто в их школах следует оценивать учащихся. Вот как это звучит в одном из них:

При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок - 1 оценка на ученика каждый месяц по каждому предмету.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

Для меня не составляло труда оценивать каждого ученика на всех уроках. Но считаю, что в таком случае снижается значимость отметки .

И еще согласна с коллегой:

Российская школа продолжает деградировать в угоду формалистике и управленческой бюрократии, которая любит всё в цифровые показатели превратить, чтоб отчитаться ради премий. Самое эффективное образование получают с помощью репетиторов - ну так о чудо, репетиторы вообще оценок не ставят. Кстати, на Западе тоже полно образовательных систем, где нет вообще никаких оценок и отметок, или они имеют сугубо прикладной характер. В вузах тоже нет никаких оценок, есть зачёт, незачёт и экзамен. Не удивлюсь, если российские бюрократы и туда доберутся.

Везде доберутся, как же без этого? А какие нормативы по накопляемости отметок существуют в ваших школах ?

1. Что не так с традиционной пятибалльной системой оценок?

2. А что такое накопительная система?

Главное её отличие в том, что за любые работы и активность на уроках ученик получает не оценки, а баллы. Они накапливаются в течение семестра или года, потом их сравнивают с максимально возможным значением и выставляют оценку. Если с первого раза что-то не получается, можно пересдать позже, плохую оценку никто не поставит.

Кого-то отсутствие немедленной реакции на неподготовленное домашнее задание или проваленный диктант, конечно, может расслабить. Но накопительную систему обычно вводят в профильных классах, где ребята предельно мотивированы на поступление и высокие результаты. Так что о плохих результатах беспокоиться не стоит.


3. В чем её плюсы и минусы?


Почему электронные журналы пока не спасают школы (хотя должны бы)

Накопительная система более приближена к университетской, где за каждый предмет даётся определённое количество образовательных кредитов, чаще всего — в системе ECTS (European Credit Transfer System). С помощью этой единицы в европейских университетах определяют трудоёмкость учебного курса. Россия, как участница Болонского процесса, тоже её использует.

Учителям система даёт возможность придать определённому виду заданий больше значимости. Например, если большую роль играют творческие работы, благодаря накопительной системе балл за них будет существеннее влиять на итоговую оценку. Такая система даёт школьнику возможность проявить себя в областях, которые подходят именно ему. Если ребёнку, например, непросто сосредоточиться на контрольной, он может подготовить ещё один доклад, чтобы компенсировать количество баллов. Чем больше заданий в курсе, тем в меньшее количество баллов оценивается каждое. Если их немного, то значимость каждой работы увеличивается.

О серьёзных минусах системы пока никто не говорит — только о трудностях, которые связаны с привыканием к новому порядку. Он требует от учителей серьёзной подготовки. Например, нужно заранее просчитать, во сколько баллов оценить каждое задание.

4. Какие типы оценок есть в накопительной системе?

Зависит от конкретного учебного заведения. В лицее ВШЭ, например, их три для каждой группы заданий: констатирующие, формирующие и творческие. Констатирующие оценки, как правило, самые важные: у них наибольший коэффициент, и ставят их за контрольные работы. Формирующие выставляют за домашние задания, ответы на уроках, маленькие самостоятельные работы. Творческие оценки нужны для исследований, которые предполагают креативный, нестандартизированный подход. Это эссе, сочинения, публичные выступления, доклады или проектная деятельность.


5. А как оценки переводятся в пятибалльную систему?

В лицее ВШЭ система сложнее. Каждая оценка промежуточной аттестации формируется по итоговой формуле учебного предмета. Итоговая формула включает в себя сумму трёх произведений. Каждое произведение — это среднее арифметическое трёх типов оценок, которые существуют в лицее, умноженное на весовой коэффициент. Итоговый балл зависит именно от этого коэффициента. Он отличается у каждого типа оценок, но суммарно не может быть больше единицы. Например, по литературе коэффициент констатирующей оценки — это 0,5, у творческой — 0,3, у формирующей — оставшиеся 0,2.

Как только ребёнок получает новую оценку, его средний балл автоматически перерасчитывается в электронном журнале. Если он хочет самостоятельно спрогнозировать свою оценку, то может сделать это самостоятельно: в начале учебного года ученикам сообщают коэффициенты по всем предметам.


6. Где ещё используют накопительную систему оценивания?

Кроме того, элементы накопительной системы есть и в новой редакции ФГОС, который используется во всех школах, — это портфолио с творческими работами, которые ребёнок выполнил за время обучения. Отличие в том, что в нём должны учитываться как учебные, так и внеучебные успехи ученика. Как правило, в одном портфолио содержатся работы по всем предметам сразу. Оно показывает общий уровень работы ученика над своими навыками.

Содержанием внутришкольного контроля является целостный педагогический процесс. Для определения контроля следует исходить из планирования деятельности школы.

Учебное распоряжение “О результатах проверки школьных дневников”

С целью осуществления работы классных руководителей с родителями, системы опроса учащихся по линии учебной части проверялись дневники учащихся 3, 4, и 5 классов.

Проверка показала следующее:

Систематически осуществляется контроль за состоянием дневников учащихся следующими классными руководителями…. Дневники учащихся обвёрнуты, правильно подписаны, выставляются оценки по предметам, однако контроль со стороны родителей наблюдается не во всех дневниках, в 4 классе из 13 проверенных дневников у 3 учащихся отсутствуют подписи родителей…

Хуже обстоит дело в 3 и 5 классах. Здесь отсутствует система работы классного руководителя по контролю за состоянием дневников учащихся. В классе многие дневники имеют небрежный внешний вид, грязные обложки, последняя подпись классного руководителя ….за 18.11.07. В ряде дневников отсутствует подпись родителей (Ф.И. с 12.12.07, Ф.И. с 25.11.07, Ф.И. с 6.12.07).

Учебное распоряжение “О результатах проверки тетрадей для контрольных работ по русскому языку и математике в 4-6 классах”

Содержание контроля: работа учителя с тетрадями для контрольных работ

Цель: соблюдение единого орфографического режима, объективность выставления оценок

Время проведения: 29 октября

Согласно плану внутришкольного контроля на октябрь-месяц, положения о проверке тетрадей проведена проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку и математике в 4-6 классах.

  • в 4 классе (учитель) по русскому языку тетради все обёрнуты, подписаны правильно, но отсутствует работа над ошибками, неправильно указан вид работы “классная работа” вместо “контрольное списывание”
  • по математике в 4 классе (учитель) работы оформляются неопрятно, много исправлений, неправильно оформлена запись примеров в столбик, не соблюдается интервал
  • в 5 классе по русскому языку (учитель) тетради все обвёрнуты, аккуратно подписаны, отсутствует работа над ошибками
  • по математике в 5 классе (учитель) отсутствует работа над ошибками, задания повышенной трудности не являются обязательными для всех и предлагаются в качестве дополнительных, оцениваются только в случае их успешного выполнения
  • в 6 классе по математике (учитель) тетради аккуратно подписаны, соблюдаются нормы оценок
  • по русскому языку в 6 классе(учитель) работа над ошибками ведется систематически, не объективно выставлены оценки за 26 октября у (Ф.И.)
  • учителю начальных классов – обратить внимание на оформление работы в тетради, систематически проводить работу над ошибками по русскому языку.
  • учителю русского языка, учителю математики – систематически проводить работу над ошибкам.
  • учителю русского языка – обратить внимание на систему контроля и оценивания письменных работ.

Учебное распоряжение “О результатах проверки классных журналов в 1-11 классах”.

Цель: соблюдение единых требований к ведению документации.

Время проверки: 6 октября.

Учебной частью была проведена проверка классных журналов 1-11 классов. В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся имеются недостатки:

- Несвоевременно заполняются журналы по предметам: история России, информатика в 4, 11 классах, обществознание в 10 классе.

- Отсутствует запись с сентября- месяца по мировой художественной культуре (учитель)

- В журнале присутствуют выставленные карандашом оценки

(по алгебре в 8 классе (учитель), истории России в 8 классе (учитель)

- В журнале ставится большое количество точек по физике (учитель)

- Не заполнены сведения о занятости учащихся в факультативах, кружках в 5, 6, 7 классах

- Не заполнены сведения о пропущенных уроках обучающимися в 11 классе (Кл. рук)

- Не заполнены сведения об обучающихся во 2 классе (Кл.рук.)

- Отсутствует соответствие календарно-тематического планирования и записей в журнале по ОБЖ (учит.)

Учебное распоряжение “О результатах проверки классных журналов в 5-11 классах”

Цель: системность опроса учащихся, работа с отстающими учащимися.

Учебной частью была проведена проверка классных журналов. В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся, системой опроса.

Имеются серьезные недостатки:

  • в 5 классе у (ф.и.) по истории (учитель.);
  • в 6 классе у (ф.и.) по истории (учитель.);
  • в 7 классе у (ф.и.) только одна оценка по литературе (учитель.); по геометрии (учитель ), ряд учащихся не имеет ни одной оценки.

В 8 классе отсутствуют оценки по ряду предметов у (ф.и.). (литература, алгебра, геометрия, английский язык, обществознание, информационная культура), имеют только одну оценку по английскому языку (ф.и.)., по истории (ф.и.).

В 9 классе не имеют ни одну оценку по литературе (ф.и.). имеют только одну оценку по английскому языку (ф.и.), по истории России (ф.и.), по информатике отсутствуют оценки с 01.02.2007 года.

В 10 классе по русскому языку не имеют ни одной оценки (ф.и.). Малая накопляемость оценок у(ф.и.) (английский язык, экономика, литература, химия, физика).

В 11 классе неудовлетворительная успеваемость по ряду предметов у (ф.и.). Имеют место и следующие серьезные нарушения:

несвоевременно заполняются журналы по предметам: граждановедение – 10 класс с 09.02.07 – учитель;

МХК 9,10, 11 классы , алгебра – 9 класс – 21.02.07.; информатика – 10 класс 15.01.07;

Отсутствует запись домашнего задания по литературе в 9 классе – учитель.

Не заполнены сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях на П полугодие.

Фото: Piqsels

Фото: Piqsels

Халявы не будет

Многие учащиеся и их родители уже успели привыкнуть к этому и согласны с данным принципом, но есть и те, кого он не устраивает.

Каким образом вычисляется упомянутый выше средневзвешенный балл? Каждая оценка школьника, которая выставляется в электронный дневник, имеет свой коэффициент в зависимости от сложности и важности выполненной работы. Учитель сам определяет коэффициент каждой конкретной работы, отмечая это в электронной системе.

Константин Зятьков

Объективный показатель

Данный принцип выглядит вполне справедливым, но далеко не всех родителей учащихся устраивает такой подход: кто-то не понимает, каким образом определяется итоговая оценка, кому-то кажется, что переход к новой системе и вовсе неправомерен.

Тем не менее, это не так. В соответствии с 273-м Федеральным законом об образовании, школы имеют право самостоятельно принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.

В школах, где практикуется выставление оценок на основании средневзвешенного балла, считают, что нововведение помогает выявить слабые места учащихся и показать, над чем им нужно работать. Педагоги отмечают, что дети часто стремятся улучшить четвертную оценку, беря дополнительные задания по предмету, начиная готовить рефераты и зазубривая материал, чтобы ответить на уроке, но контрольные работы пишут все равно не лучшим образом.

К тому же, оценивая успехи учеников за четверть, учителя и раньше опирались на результаты контрольных работ. Теперь подсчеты просто стали удобнее – сейчас их выполняет компьютерная программа.

Человеческий фактор

Разумеется, на практике случаются и некоторые казусы. Так, например, в октябре прошлого года в воронежской школе №101 разразился скандал: сначала за первую четверть были выставлены одни отметки, а потом их заменили на другие, сославшись на измененную систему оценивания. Родители школьников возмутились по поводу того, что их не предупреждали о нововведении, а объявление о средневзвешенной системе оценивания появилось на доске объявлений за несколько дней до конца четверти.

Читайте также: